106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Чувственное очарование «Баядерки»

Ирина Клепикова, Областная газета
01 июля 2011

Под занавес 99-го сезона Екатеринбургский оперный три дня подряд представляет зрителям премьеру «Баядерки». Балет Минкуса по праву считается вершиной хореографии, одним из сложнейших в мировом репертуаре, постановку которого могут позволить себе только очень крупные театральные коллективы. Екатеринбургский оперный в преддверии 100-летия возвращает «Баядерку» в свою афишу.

В истории театра это — третья «Баядерка». Постановка 1960 года шла в репертуаре шесть лет, выдержала 36 представлений, постановка 1984 года — 44 представления, а восстановленная в 1996 году была представлена более 100 раз. Есть ожидания, что третья «Баядерка» проживёт в репертуаре ещё дольше, ведь балет Минкуса возвращается к зрителю в исполнении качественно новой хореографической труппы. Впервые в истории театра сложилась уникальная ситуация, когда на партию Солора, одного из главных персонажей, претендовали десять(!) танцовщиков. Было отобрано четверо.

— Прошедшие этот своеобразный кастинг победили скорее всего благодаря опыту, — говорит Денис Зайнтдинов, один из счастливых избранников. — В этой постановке и опыт — не последнее дело. Партия Солора интересна своей сложностью. Обычно в балете главное внимание — героине, партнёр — что-то вроде «раздражающего фактора». А здесь и мужская роль — глубочайшая, выражающая чувство через жест даже в отношениях Солора с персонажами второго плана. Строго говоря, ничего второстепенного в хореографии ЭТОЙ «Баядерки» нет…

«Лакмусовая бумажка» для труппы, берущейся за постановку «Баядерки», — третий акт, в котором удаётся (или нет) создать гипнотически завораживающий танец «теней». Эффект зависит и от масштабов труппы. В лучшем случае выход «теней» происходит обычно с двух пандусов. В нынешней «Баядерке» Екатеринбургского оперного их три. Занято более ста танцовщиков — вся балетная труппа (со времени постановки второй «Баядерки» она вдвое больше!), миманс и воспитанницы хореографического отделения школы искусств им.Дягилева. Участие девочек-учениц, согласно замыслу Петипа, создаёт дополнительный оптический эффект — постепенное увеличение в росте силуэтов танцовщиц-»теней», мерно спускающихся откуда-то с далёких гор и поначалу совсем бестелесных.

Версию Петипа готовил к постановке хореограф Станислав Фечо, основываясь, правда, на редакции балета 1941 года, когда благодаря великому Чабукиани в «Баядерке» был значительно усилен мужской танец.

— Я не позволил себе вносить много изменений, — говорит С. Фечо. — Кроме финала! Существуют разные его версии, вплоть до сценографически очень эффектных, когда на глазах зрителя разрушается храм. У нас — «тихая», но эмоционально не менее сильная драма: погибшая Никия уводит возлюбленного в свой мир…

Вот почему так важна царственная отрешённость кордебалета в «акте теней». Так же, как важна и очевидность того, где происходят события. Не «a la восток», что случается в театрах чаще всего, а — именно Индия, потому что в основе — драма индийского классика Калидасы «Сакунтала». Над «этнической принадлежностью» работала художник по костюмам Елена Зайцева, и у неё были свои профессиональные сложности: «Индийский костюм предполагает исключительную яркость, но вместе с тем хотелось, чтобы это не было «цветовым винегретом»…

«Баядерка» — балет имперский, монументальный. История обманутой любви, рассказанная со всякими чрезмерностями (страстей, пафоса, феерии) — вроде бы одна из многих подобных историй. Но Петипа сдвинул действие в сторону иной и несколько необычной темы. «Баядерка» — история страстной любви, но любви сочинённой. Никия в балете — художественная натура, не только артистка, но — поэт, мечтатель. Она и живёт «миражами» (изначально отсюда — и «акт теней»). Так — по сюжету. Но и пластически «Баядерка» Петипа — необычное творение, соединяющее яркий экзотический балет, какого прежде не знал театр, с «белым балетом», тоже никогда раньше не получавшего столь сложной разработки.

Хореографы-постановщики и исполнители только подчёркивают, каждый по-своему, нюансы необычности и жанрового благородства «Баядерки». История балета знает редакцию «Баядерки» от Вахтанга Чабукиани. Теперь есть возможность оценить редакцию от Станислава Фечо. Так же и с главной героиней. В летописи русского балета остались Никия Екатерины Вазем, Анны Павловой, Марии Семёновой, Аллы Шелест, Ульяны Лопаткиной. У каждой — своя. Какой будет на уральской сцене Никия, например, Маргариты Рудиной, многократно доказывавшей прежде достоинства собственных трактовок известных образов, — посмотрим. «Баядерка» Минкуса начинает новую жизнь на сцене Екатеринбургского оперного.

Финал — «акт теней» — не просто красив, а смыслово важен. Девушка-дикарка Никия защищает свой мир, свои «миражи» в противовес тьме низких истин. В мерном движении «теней», бесконечно повторяющихся, наводняющих сцену арабесках — почти математически точное нарастание темы. Масштаб действительно важен. А потому новая постановка «Баядерки» априори заявка на зрительский интерес.

http://oblgazeta.ru/new_print_v.htm?top_id=511

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  17 ноября 2018 (сб) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  17 ноября 2018 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 11:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  21 ноября 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  22 ноября 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  23 ноября 2018 (пт) в 18:30

Ф. Гласс
САТЬЯГРАХА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57