106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Международный проект «Греческие пассионы». Первая Постановка в России»


 
  подробнее...  
 
10 ноября -


 
  подробнее...  
 
25 ноября 2017 - "Царская невеста" к юбилею заслуженной артистки России Светланы Пастуховой


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 октября 2017
Сказка про злое добро

Екатерина Бирюкова о премьере оперы Екатеринбургского театра оперы и балета "Волшебная флейта"

 
  подробнее...  
  13 октября 2017
105-летие театра в отражении СМИ

Публикации и репортажи, посвященные юбилею театра и презентации книги "Театр мечты"

 
  подробнее...  
  13 октября 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета приглашает на прослушивание для поступления в оперную труппу театра

Прослушивание состоится 18 ноября 2017 года в 12:00

 
  подробнее...  
  12 октября 2017
Фотоотчет с презентации книги "Театр мечты" в Пиотровском

Фотограф - Елена Лехова.

 
  подробнее...  
  09 октября 2017
Опера «Сатьяграха» получила Российскую оперную премию Casta Diva

В МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла церемония награждения и концерт лауреатов премии по итогам 2014-2016 годов.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Не такой «Князь Игорь»

Ирина Клепикова, Областная газета
01 октября 2011

Итак, Екатеринбургский оперный открыл свой 100-тый сезон. И начал историческую юбилейную дистанцию (само 100-летие театра — 12 октября 2012 года) с мощного рывка — премьеры «Князя Игоря» Бородина, вернув таким образом в афишу название, которое украшало репертуар первого сезона театра. Ещё в начале прошлого века.

За сто лет «Князь Игорь», в разных постановках, более десятка раз появлялся в репертуаре театра. Опера-то — из числа самых любимых зрителем. Последний (до нынешней премьеры) «Князь Игорь» в постановке режиссёра А.Якушева шёл на сцене, кажется, ещё совсем недавно. Но нынче у муз такие скорости, что даже пять-десять лет в том же оперном искусстве — колоссальная эволюция жанра. Надо соответствовать. А потому новая версия оперы Бородина — не просто факт замены уже запетого-заигранного прежнего «Князя Игоря», а попытка рассказать эту историю новым языком.

Постановщики нынешнего «Князя…» (дирижёр — народный артист РФ А.Лазарев, входящий в когорту лучших дирижёров России, режиссёр — народный артист РФ Ю.Лаптев) воспользовались тем обстоятельством, что опера — не окончательное авторское произведение Бородина, уже после его смерти оперу частично дописывали Н.Римский-Корсаков и А.Глазунов. А значит, теоретически позволительна была некоторая свобода в выборе вариантов. Почему не использовать шанс? Они и использовали. В частности, претерпел метаморфозы хор в сцене возвращения князя Игоря, «Половецкие пляски», прежде во всех постановках казавшиеся роскошной сценой — дивертисментом в середине оперы, теперь переместились в финал, став логичной кульминацией аккумулируя — казалось бы! — в нужном месте эмоциональный накал на сцене и в зале. Не все согласятся с такой трактовкой, но… Опера только начала свою жизнь на сцене (прошло лишь два представления «Князя Игоря») — оценки зрителей и критики ещё впереди.

Символично и значимо, что 100-тый сезон один из старейших театров России начинает русской оперой. Русская классика — в принципе основа его репертуара: только в последние сезоны театр пополнил афишу операми «Снегурочка», «Хованщина», «Пиковая дама», «Руслан и Людмила»… К заветному часу, к собственно 100-летию театра, готовится ещё один из российских оперных шедевров — «Борис Годунов». Премьера состоится в октябре 2012 года, но режиссёр-постановщик народный артист России А.Титель (с 1981 по 1991 годы — главный режиссер Екатеринбургского оперного театра, здесь же за постановку оперы «Пророк» В.Кобекина получил Государственную премию СССР) уже провёл прослушивания в оперной труппе: на каждую партию надо было отобрать по три исполнителя, на прослушивания приезжали вокалисты даже из Перми, Новосибирска… Словом, работа над спектаклем к 100-летию театра уже идёт. А между двумя юбилейными «точками отсчёта» (100-й сезон и собственно 100-летие театра), которые будут украшены русской классикой, — сюрпризы и эксперименты, связанные с западно-европейской музыкой.

Первой премьерой 2012 года станет «неожиданный Россини» — опера «Граф Ори», которая прежде никогда не ставилась в России. Только однажды, в конце XIX века, «Графа Ори» на сыцене Большого театра показывала заезжая итальянская труппа. Собственного «Графа Ори» Россия не знала, хотя во многих смыслах опера привлекательна для постановщиков. Во-первых, Россини, а петь его, знают вокалисты, «не менее трудно, чем Моцарта, а может — даже более трудно». Во-вторых, комедия, что на оперной сцене, изобилующей в основном кровавыми драмами и роковыми страстями, случается не часто. Для екатеринбургского же театра «Граф Ори» интересен ещё и тем, что написан на французском языке. Так и будут ставить. И это некий прорыв в репертуаре, поскольку сейчас на сцене Екатеринбургского оперного нет ни одной оперы на французском.

Премьера «Графа Ори» назначена на 29 февраля (2012-й — високосный год), в день, когда исполняется 220 лет со дня рождения Россини. Во имя великого Россини, во имя долгой жизни его оперы на екатеринбургской сцене театра отваживается на прежде не случавшийся в его практике эксперимент: премьерные представления пойдут пять-семь дней подряд. Это событие сколь красивое, столь же и целесообразное в условиях репертуарного театра: опера, в которой колоссальные претензии к вокалу, оркестру и т.д., будет таким образом многократно, с разными составами исполнителей, «обкатана» — отшлифована, чего в обычном режиме включения премьеры в репертуар достичь не случается.

Вслед за неожиданным Россини, уже в мае, — ещё один эксперимент. С «Любовным напитком» Доницетти. Зрители знают его как оперу, теперь это будет… балет. В основе — оперное либретто, сохраняется вся музыка оперы, но вместо вокала зазвучат «оркестровые голоса» (с этим поработает специально приглашённый композитор), а герои «заговорят» языком хореографии. Такие прецеденты в мировой практике случались, у нас будет впервые.

Некоторые планы на сезон театр до поры — до времени не обнародует. Сюрприз! Так же, как сюрпризом должны стать юбилейные торжества. Сейчас разрабатывается концепция празднования столетия, и известно только, что театр планирует не ограничиваться одним праздничным вечером по принципу «Вышли, спели, поздравили и ушли». Планируется масштабный цикл вечеров, в течение которых будет представлена и премьера «Бориса Годунова», и гала-концерты с участием российских и мировых звёзд, и «крупные планы» отдельно оперной и балетной трупп театра (кстати, с этого сезона театр работает с двумя художественными руководителями — по опере и по балету). Для меломанов юбилейный цикл станет серьёзным испытанием: что выбрать? Пойти же, судя по предварительным планам театра, захочется на каждый вечер. Во всяком случае театр старается, понимая, что от начала 100-го сезона до собственно юбилея практически каждый день сейчас — исторический.

Арифметика успеха

Театр — не только искусство, но и производство. Любые планы требуют средств, любая премьера — серьёзных вложений.

— Ещё лет пять назад «цена премьеры» была около трёх миллионов рублей, сейчас — семь-восемь миллионов, — рассказывает директор Екатеринбургского оперного А.Шишкин. — Значит, при том, что мы за сезон выдаём в среднем по четыре премьеры, театру необходимо на театральный год 28 миллионов рублей. А дают нам только 1 миллион 600 тысяч! Остальное — около 26 миллионов — должны заработать сами. К счастью, зарабатываем. Доходная часть возросла почти в пять раз, а это — возможность вкладывать в гастроли и новые спектакли. В приближающиеся юбилейные торжества — тоже.

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ОКТЯБРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
сентябрь 2017 ноябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  24 октября 2017 (вт) в 18:30

Дж. Россини
ГРАФ ОРИ

Опера в двух действиях

 
  25 октября 2017 (ср) в 18:30

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  26 октября 2017 (чт) в 18:30

П. Чайковский
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Опера в трех действиях

 
  27 октября 2017 (пт) в 18:30

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
  28 октября 2017 (сб) в 18:00

Премьера

А. Дворжак
РУСАЛКА

Опера в трех действиях

 
  29 октября 2017 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57