106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 мая 2018
Открыта продажа билетов на премьеру оперы

Урал Опера Балет откроет 107-й сезон оперой Джакомо Пуччини «Турандот».

 
  подробнее...  
  05 мая 2018
Детский хор театра стал призером конкурса в Бельгии

Детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета (руководитель - Елена Накишова) получил Первый приз и звание cum laude ("с почётом" - лат.) в категории "Детский хор" в 66-м Международном молодежном хоровом фестивале-конкурсе в городе Неерпельт (Бельгия).

 
  подробнее...  
  03 мая 2018
31 мая пройдет прослушивание солистов для поступления в оперную труппу

Урал Опере требуются: драматическое сопрано, лирическое сопрано, меццо-сопрано, драматический тенор, драматический баритон, центральный бас.

 
  подробнее...  
  26 апреля 2018
Солисты Урал Оперы получили Губернаторскую премию

25 апреля заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков по поручению главы региона Евгения Куйвашева вручил премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.

 
  подробнее...  
  25 апреля 2018
Министерство культуры объявило лауреатов губернаторской премии в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Не такой «Князь Игорь»

Ирина Клепикова, Областная газета
01 октября 2011

Итак, Екатеринбургский оперный открыл свой 100-тый сезон. И начал историческую юбилейную дистанцию (само 100-летие театра — 12 октября 2012 года) с мощного рывка — премьеры «Князя Игоря» Бородина, вернув таким образом в афишу название, которое украшало репертуар первого сезона театра. Ещё в начале прошлого века.

За сто лет «Князь Игорь», в разных постановках, более десятка раз появлялся в репертуаре театра. Опера-то — из числа самых любимых зрителем. Последний (до нынешней премьеры) «Князь Игорь» в постановке режиссёра А.Якушева шёл на сцене, кажется, ещё совсем недавно. Но нынче у муз такие скорости, что даже пять-десять лет в том же оперном искусстве — колоссальная эволюция жанра. Надо соответствовать. А потому новая версия оперы Бородина — не просто факт замены уже запетого-заигранного прежнего «Князя Игоря», а попытка рассказать эту историю новым языком.

Постановщики нынешнего «Князя…» (дирижёр — народный артист РФ А.Лазарев, входящий в когорту лучших дирижёров России, режиссёр — народный артист РФ Ю.Лаптев) воспользовались тем обстоятельством, что опера — не окончательное авторское произведение Бородина, уже после его смерти оперу частично дописывали Н.Римский-Корсаков и А.Глазунов. А значит, теоретически позволительна была некоторая свобода в выборе вариантов. Почему не использовать шанс? Они и использовали. В частности, претерпел метаморфозы хор в сцене возвращения князя Игоря, «Половецкие пляски», прежде во всех постановках казавшиеся роскошной сценой — дивертисментом в середине оперы, теперь переместились в финал, став логичной кульминацией аккумулируя — казалось бы! — в нужном месте эмоциональный накал на сцене и в зале. Не все согласятся с такой трактовкой, но… Опера только начала свою жизнь на сцене (прошло лишь два представления «Князя Игоря») — оценки зрителей и критики ещё впереди.

Символично и значимо, что 100-тый сезон один из старейших театров России начинает русской оперой. Русская классика — в принципе основа его репертуара: только в последние сезоны театр пополнил афишу операми «Снегурочка», «Хованщина», «Пиковая дама», «Руслан и Людмила»… К заветному часу, к собственно 100-летию театра, готовится ещё один из российских оперных шедевров — «Борис Годунов». Премьера состоится в октябре 2012 года, но режиссёр-постановщик народный артист России А.Титель (с 1981 по 1991 годы — главный режиссер Екатеринбургского оперного театра, здесь же за постановку оперы «Пророк» В.Кобекина получил Государственную премию СССР) уже провёл прослушивания в оперной труппе: на каждую партию надо было отобрать по три исполнителя, на прослушивания приезжали вокалисты даже из Перми, Новосибирска… Словом, работа над спектаклем к 100-летию театра уже идёт. А между двумя юбилейными «точками отсчёта» (100-й сезон и собственно 100-летие театра), которые будут украшены русской классикой, — сюрпризы и эксперименты, связанные с западно-европейской музыкой.

Первой премьерой 2012 года станет «неожиданный Россини» — опера «Граф Ори», которая прежде никогда не ставилась в России. Только однажды, в конце XIX века, «Графа Ори» на сыцене Большого театра показывала заезжая итальянская труппа. Собственного «Графа Ори» Россия не знала, хотя во многих смыслах опера привлекательна для постановщиков. Во-первых, Россини, а петь его, знают вокалисты, «не менее трудно, чем Моцарта, а может — даже более трудно». Во-вторых, комедия, что на оперной сцене, изобилующей в основном кровавыми драмами и роковыми страстями, случается не часто. Для екатеринбургского же театра «Граф Ори» интересен ещё и тем, что написан на французском языке. Так и будут ставить. И это некий прорыв в репертуаре, поскольку сейчас на сцене Екатеринбургского оперного нет ни одной оперы на французском.

Премьера «Графа Ори» назначена на 29 февраля (2012-й — високосный год), в день, когда исполняется 220 лет со дня рождения Россини. Во имя великого Россини, во имя долгой жизни его оперы на екатеринбургской сцене театра отваживается на прежде не случавшийся в его практике эксперимент: премьерные представления пойдут пять-семь дней подряд. Это событие сколь красивое, столь же и целесообразное в условиях репертуарного театра: опера, в которой колоссальные претензии к вокалу, оркестру и т.д., будет таким образом многократно, с разными составами исполнителей, «обкатана» — отшлифована, чего в обычном режиме включения премьеры в репертуар достичь не случается.

Вслед за неожиданным Россини, уже в мае, — ещё один эксперимент. С «Любовным напитком» Доницетти. Зрители знают его как оперу, теперь это будет… балет. В основе — оперное либретто, сохраняется вся музыка оперы, но вместо вокала зазвучат «оркестровые голоса» (с этим поработает специально приглашённый композитор), а герои «заговорят» языком хореографии. Такие прецеденты в мировой практике случались, у нас будет впервые.

Некоторые планы на сезон театр до поры — до времени не обнародует. Сюрприз! Так же, как сюрпризом должны стать юбилейные торжества. Сейчас разрабатывается концепция празднования столетия, и известно только, что театр планирует не ограничиваться одним праздничным вечером по принципу «Вышли, спели, поздравили и ушли». Планируется масштабный цикл вечеров, в течение которых будет представлена и премьера «Бориса Годунова», и гала-концерты с участием российских и мировых звёзд, и «крупные планы» отдельно оперной и балетной трупп театра (кстати, с этого сезона театр работает с двумя художественными руководителями — по опере и по балету). Для меломанов юбилейный цикл станет серьёзным испытанием: что выбрать? Пойти же, судя по предварительным планам театра, захочется на каждый вечер. Во всяком случае театр старается, понимая, что от начала 100-го сезона до собственно юбилея практически каждый день сейчас — исторический.

Арифметика успеха

Театр — не только искусство, но и производство. Любые планы требуют средств, любая премьера — серьёзных вложений.

— Ещё лет пять назад «цена премьеры» была около трёх миллионов рублей, сейчас — семь-восемь миллионов, — рассказывает директор Екатеринбургского оперного А.Шишкин. — Значит, при том, что мы за сезон выдаём в среднем по четыре премьеры, театру необходимо на театральный год 28 миллионов рублей. А дают нам только 1 миллион 600 тысяч! Остальное — около 26 миллионов — должны заработать сами. К счастью, зарабатываем. Доходная часть возросла почти в пять раз, а это — возможность вкладывать в гастроли и новые спектакли. В приближающиеся юбилейные торжества — тоже.

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
МАЙ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
апрель 2018 июнь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 мая 2018 (пн) в 19:00

ЖЕНИТЬБА
Спектакль "Женитьба" Александринского театра на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета.

 
  22 мая 2018 (вт) в 18:30

Премьера

MADE IN URAL
«Увертюра», «Любовные песни», «Наяда и рыбак. Сюита»

 
  23 мая 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  24 мая 2018 (чт) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  26 мая 2018 (сб) в 18:00

DAYTON DANCE COMPANY
Гастроли ансамбля современного танца «Дэйтон Данс Компани»(США)

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57