106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 мая 2018
Открыта продажа билетов на премьеру оперы

Урал Опера Балет откроет 107-й сезон оперой Джакомо Пуччини «Турандот».

 
  подробнее...  
  05 мая 2018
Детский хор театра стал призером конкурса в Бельгии

Детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета (руководитель - Елена Накишова) получил Первый приз и звание cum laude ("с почётом" - лат.) в категории "Детский хор" в 66-м Международном молодежном хоровом фестивале-конкурсе в городе Неерпельт (Бельгия).

 
  подробнее...  
  03 мая 2018
31 мая пройдет прослушивание солистов для поступления в оперную труппу

Урал Опере требуются: драматическое сопрано, лирическое сопрано, меццо-сопрано, драматический тенор, драматический баритон, центральный бас.

 
  подробнее...  
  26 апреля 2018
Солисты Урал Оперы получили Губернаторскую премию

25 апреля заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков по поручению главы региона Евгения Куйвашева вручил премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.

 
  подробнее...  
  25 апреля 2018
Министерство культуры объявило лауреатов губернаторской премии в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Свадьба на костях

Марина Гайкович, Независимая газета
06 октября 2011

Дирижер Александр Лазарев предложил собственную концепцию оперы "Князь Игорь"

Оперой Бородина «Князь Игорь» Екатеринбургский театр оперы и балета открыл сотый сезон. Профессионалы ждали эту постановку с большим интересом – в качестве дирижера-постановщика театр пригласил Александра Лазарева.

Знаменитый дирижер в Москве в последние годы дирижирует довольно регулярно: его симфонические программы всегда собирают аншлаги. До оперной постановки в Большом театре его «очередь» (согласно репертуарному плану, объявленному несколько лет назад) дойдет только в этом сезоне, на лето заявлена премьера «Чародейки» Чайковского.

Работа Александра Лазарева превращает этот спектакль в событие. Обозреватель «НГ» уже неоднократно слышал оркестр Екатеринбургского театра с разными дирижерами, и, нужно сказать, что Лазарев практически совершил чудо. Этот тот случай, когда можно, отбросив разговор о технике (даже звучание духовых было не сносным, а достойным), говорить о музыке. О тонкой нюансировке, когда симфонический оркестр добивается нежного пианиссимо, о стиле, когда восточные акты исполнены и неги в любовных сценах, и дикости в половецких плясках, а русские – и бесшабашности в сценах у Галицкого, и преклонения перед «божественным» (языческим) знаком в сцене затмения, и отрешенности в хоре поселян.

Александр Лазарев предложил режиссеру Юрию Лаптеву собственную концепцию оперы, отличную от общепринятой версии Римского-Корсакова и Глазунова. По словам дирижера, он был достаточно категоричен в своем желании делать именно эту версию, но Юрий Лаптев, к счастью для обоих, не встретил идею в штыки. Итак, в этой версии опера заканчивается сценой свадьбы Владимира Игоревича с Кончаковной с половецкими танцами. На просьбу обозревателя «НГ» прокомментировать свою концепцию (которая показалась весьма спорной), дирижер ответил, что опирался на мысль самого композитора: сцена половецких плясок настолько яркая, что после уже трудно что-либо воспринимать. К тому же авторского плана оперы нет, что в определенном смысле тоже развязывает интерпретаторам руки. Схожую постановку Лазарев уже делал с Борисом Покровским в Италии. Для легендарного режиссера решающим в избрании этой концепции стал исторический факт – свадьба на самом деле была. Александр Невский, к слову, – потомок Владимира и Кончаковны. «Вариант свадьбы в финале присутствует и в плане оперы, который предложил Бородину Владимир Стасов», – подтвердила в своем комментарии «НГ» музыковед Анна Булычева (она провела огромную работу по сбору всей авторской музыки к «Князю Игорю» для театра «Геликон-опера», концертное исполнение этой версии прошло весной в Доме музыки). «Правда, в рукописях Бородина все же есть авторское указание на заключительный хор (который звучит после возвращения Игоря в Путивль)», – добавила она.

В результате два половецких акта разделены включением материала из последнего по традиционной версии действия. Плач Ярославны(Екатерина Нейжмак) звучит словно в мыслях Игоря, и он «отвечает» жене своей знаменитой арией (Эдем Умеров). В этом же акте звучат ариозо Владимира (Евгений Крюков) и его дуэт с Кончаковной (Ирина Куликовская), затем идет сцена побега Игоря и его возвращение в Путивль. В заключительном акте вдруг обнаруживается побег Игоря (от текста никуда не денешься!) в то время, когда еще до перерыва он успешно добрался до Путивля. Кончаковна в истоме ждет возлюбленного: между тем оба уже благополучно сливались в дуэте в предыдущем действии прямо на кучке трупов из Игорева войска, прикрытых попонкой. Так что определенные шероховатости этой версии обойти трудно.

Юрий Лаптев, по его собственным словам, пытался в своей постановке убрать временную дистанцию – показать, что за тысячу лет мало что изменилось, когда речь идет о человеке и власти. Но, например, Галицкий (Андрей Решетников), воображающий себя на троне, так забавно расставляет пальцы, что на него так и просится малиновый пиджак и золотая цепь – тогда его образ был бы более органичным. В расстегнутой до груди малиновой рубахе бородатый Галицкий нелеп, так что слабо верится в его истовое желание власти, скорее это желание иметь преимущество безнаказанности. Но обиду – когда обнажил голову в надежде получить головной убор Игоря как символ передачи власти (а он достался Ярославне) – затаил. Режиссер умело справляется с массовыми сценами, очень колоритно передает неоправданную жестокость половцев, для которых пырнуть ножом как по голове погладить. Схожими чертами, кстати, он наделяет и Галицкого, правда, тот может легко убить холопа, но замахнуться на большее он не сможет – трусоват. Он отступает перед Ярославной, покорной, страдающей, но твердой женщиной, в наше время ее назвали бы Железной леди.

В финале оперы Владимир, оторопев от обряда жертвоприношения, «прозревает», в какую семейку попал. Стоит добавить, что собственно танцы – ради которых сыр-бор и затевался – пожалуй, не самое сильное место спектакля, уж слишком банальна хореография. А вот солисты, исполнившие главные партии, были на высоте.

http://www.ng.ru/culture/2011-10-06/8_kniaz.html

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
МАЙ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
апрель 2018 июнь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 мая 2018 (пн) в 19:00

ЖЕНИТЬБА
Спектакль "Женитьба" Александринского театра на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета.

 
  22 мая 2018 (вт) в 18:30

Премьера

MADE IN URAL
«Увертюра», «Любовные песни», «Наяда и рыбак. Сюита»

 
  23 мая 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  24 мая 2018 (чт) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  26 мая 2018 (сб) в 18:00

DAYTON DANCE COMPANY
Гастроли ансамбля современного танца «Дэйтон Данс Компани»(США)

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57