106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Международный проект «Греческие пассионы». Первая Постановка в России»


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
Благотворительная выставка-ярмарка "От сердца к сердцу"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  25 декабря 2017
С 28 декабря до 6 января оплата билетов через сайт будет недоступна

Приносим извинения за временные неудобства.

 
  подробнее...  
  25 декабря 2017
Театр приглашает на прослушивание для поступления в оперную труппу меццо-сопрано

Прослушивание состоится 16 января 2018 года в 11:30. Объявлен конкурс на партию Кармен.

 
  подробнее...  
  20 декабря 2017
В феврале пройдет прослушивание в детский хор театра

Детский хор Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета объявляет набор артистов.

 
  подробнее...  
  18 декабря 2017
Екатеринбургские СМИ побывали на репетициях балета «Пахита»

Премьера реконструированного спектакля Мариуса Петипа пройдет в конце февраля 2018 года, но уже сейчас в театре идут репетиции, создают декорации и шьют костюмы.

 
  подробнее...  
  15 декабря 2017
Солисты Екатеринбургской оперы споют в центре Москвы в новогоднюю ночь

Екатеринбургский театр оперы и балета станет участником проекта «Золотая Маска в городе», который пройдет в Москве в рамках фестиваля «Путешествие в Рождество» 31 декабря, 1 и 2 января.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Свадьба на костях

Марина Гайкович, Независимая газета
06 октября 2011

Дирижер Александр Лазарев предложил собственную концепцию оперы "Князь Игорь"

Оперой Бородина «Князь Игорь» Екатеринбургский театр оперы и балета открыл сотый сезон. Профессионалы ждали эту постановку с большим интересом – в качестве дирижера-постановщика театр пригласил Александра Лазарева.

Знаменитый дирижер в Москве в последние годы дирижирует довольно регулярно: его симфонические программы всегда собирают аншлаги. До оперной постановки в Большом театре его «очередь» (согласно репертуарному плану, объявленному несколько лет назад) дойдет только в этом сезоне, на лето заявлена премьера «Чародейки» Чайковского.

Работа Александра Лазарева превращает этот спектакль в событие. Обозреватель «НГ» уже неоднократно слышал оркестр Екатеринбургского театра с разными дирижерами, и, нужно сказать, что Лазарев практически совершил чудо. Этот тот случай, когда можно, отбросив разговор о технике (даже звучание духовых было не сносным, а достойным), говорить о музыке. О тонкой нюансировке, когда симфонический оркестр добивается нежного пианиссимо, о стиле, когда восточные акты исполнены и неги в любовных сценах, и дикости в половецких плясках, а русские – и бесшабашности в сценах у Галицкого, и преклонения перед «божественным» (языческим) знаком в сцене затмения, и отрешенности в хоре поселян.

Александр Лазарев предложил режиссеру Юрию Лаптеву собственную концепцию оперы, отличную от общепринятой версии Римского-Корсакова и Глазунова. По словам дирижера, он был достаточно категоричен в своем желании делать именно эту версию, но Юрий Лаптев, к счастью для обоих, не встретил идею в штыки. Итак, в этой версии опера заканчивается сценой свадьбы Владимира Игоревича с Кончаковной с половецкими танцами. На просьбу обозревателя «НГ» прокомментировать свою концепцию (которая показалась весьма спорной), дирижер ответил, что опирался на мысль самого композитора: сцена половецких плясок настолько яркая, что после уже трудно что-либо воспринимать. К тому же авторского плана оперы нет, что в определенном смысле тоже развязывает интерпретаторам руки. Схожую постановку Лазарев уже делал с Борисом Покровским в Италии. Для легендарного режиссера решающим в избрании этой концепции стал исторический факт – свадьба на самом деле была. Александр Невский, к слову, – потомок Владимира и Кончаковны. «Вариант свадьбы в финале присутствует и в плане оперы, который предложил Бородину Владимир Стасов», – подтвердила в своем комментарии «НГ» музыковед Анна Булычева (она провела огромную работу по сбору всей авторской музыки к «Князю Игорю» для театра «Геликон-опера», концертное исполнение этой версии прошло весной в Доме музыки). «Правда, в рукописях Бородина все же есть авторское указание на заключительный хор (который звучит после возвращения Игоря в Путивль)», – добавила она.

В результате два половецких акта разделены включением материала из последнего по традиционной версии действия. Плач Ярославны(Екатерина Нейжмак) звучит словно в мыслях Игоря, и он «отвечает» жене своей знаменитой арией (Эдем Умеров). В этом же акте звучат ариозо Владимира (Евгений Крюков) и его дуэт с Кончаковной (Ирина Куликовская), затем идет сцена побега Игоря и его возвращение в Путивль. В заключительном акте вдруг обнаруживается побег Игоря (от текста никуда не денешься!) в то время, когда еще до перерыва он успешно добрался до Путивля. Кончаковна в истоме ждет возлюбленного: между тем оба уже благополучно сливались в дуэте в предыдущем действии прямо на кучке трупов из Игорева войска, прикрытых попонкой. Так что определенные шероховатости этой версии обойти трудно.

Юрий Лаптев, по его собственным словам, пытался в своей постановке убрать временную дистанцию – показать, что за тысячу лет мало что изменилось, когда речь идет о человеке и власти. Но, например, Галицкий (Андрей Решетников), воображающий себя на троне, так забавно расставляет пальцы, что на него так и просится малиновый пиджак и золотая цепь – тогда его образ был бы более органичным. В расстегнутой до груди малиновой рубахе бородатый Галицкий нелеп, так что слабо верится в его истовое желание власти, скорее это желание иметь преимущество безнаказанности. Но обиду – когда обнажил голову в надежде получить головной убор Игоря как символ передачи власти (а он достался Ярославне) – затаил. Режиссер умело справляется с массовыми сценами, очень колоритно передает неоправданную жестокость половцев, для которых пырнуть ножом как по голове погладить. Схожими чертами, кстати, он наделяет и Галицкого, правда, тот может легко убить холопа, но замахнуться на большее он не сможет – трусоват. Он отступает перед Ярославной, покорной, страдающей, но твердой женщиной, в наше время ее назвали бы Железной леди.

В финале оперы Владимир, оторопев от обряда жертвоприношения, «прозревает», в какую семейку попал. Стоит добавить, что собственно танцы – ради которых сыр-бор и затевался – пожалуй, не самое сильное место спектакля, уж слишком банальна хореография. А вот солисты, исполнившие главные партии, были на высоте.

http://www.ng.ru/culture/2011-10-06/8_kniaz.html

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ЯНВАРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
декабрь 2017 февраль 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  16 января 2018 (вт) в 18:30

Ф. Гласс
САТЬЯГРАХА

Опера в трех действиях

 
  17 января 2018 (ср) в 18:30

Премьера

А. Адан
ЖИЗЕЛЬ

Балет в двух действиях

 
  18 января 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  19 января 2018 (пт) в 18:30

Премьера

А. Адан
ЖИЗЕЛЬ

Балет в двух действиях

 
  20 января 2018 (сб) в 18:00

Премьера

В.А. Моцарт
ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА

Опера в двух действиях

 
  21 января 2018 (вс) в 11:00

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  21 января 2018 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57