105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
14, 15, 16, 17 сентября 2017 - премьера оперы


 
  подробнее...  
 
27, 28 сентября 2017 - Гала-концерт к пятилетию мастерских новой хореографии «DANCE-ПЛАТФОРМА»


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 августа 2017
"Волшебная флейта"_Анонсы в прессе

На репетициях в театре побывали екатеринбургские СМИ

 
  подробнее...  
  14 августа 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета готовится к премьере оперы В.А. Моцарта "Волшебная флейта"

Новый спектакль откроет театральный сезон 2017/2018

 
  подробнее...  
  04 августа 2017
ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ПРИГЛАШАЕТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА ДОЛЖНОСТЬ АРТИСТА ХОРА

Приглашаем на прослушивание теноров

 
  подробнее...  
  11 июля 2017
Уважаемые зрители!

Выдача билетов, оплаченных через сайт театра с 12.07.17 по 15.08.17, будет осуществляться с 16.08.17г.

 
  подробнее...  
  10 июля 2017
Премьера Вечера одноактных балетов

Анонсы и отзывы в прессе_Фотогалерея

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Свадьба на костях

Марина Гайкович, Независимая газета
06 октября 2011

Дирижер Александр Лазарев предложил собственную концепцию оперы "Князь Игорь"

Оперой Бородина «Князь Игорь» Екатеринбургский театр оперы и балета открыл сотый сезон. Профессионалы ждали эту постановку с большим интересом – в качестве дирижера-постановщика театр пригласил Александра Лазарева.

Знаменитый дирижер в Москве в последние годы дирижирует довольно регулярно: его симфонические программы всегда собирают аншлаги. До оперной постановки в Большом театре его «очередь» (согласно репертуарному плану, объявленному несколько лет назад) дойдет только в этом сезоне, на лето заявлена премьера «Чародейки» Чайковского.

Работа Александра Лазарева превращает этот спектакль в событие. Обозреватель «НГ» уже неоднократно слышал оркестр Екатеринбургского театра с разными дирижерами, и, нужно сказать, что Лазарев практически совершил чудо. Этот тот случай, когда можно, отбросив разговор о технике (даже звучание духовых было не сносным, а достойным), говорить о музыке. О тонкой нюансировке, когда симфонический оркестр добивается нежного пианиссимо, о стиле, когда восточные акты исполнены и неги в любовных сценах, и дикости в половецких плясках, а русские – и бесшабашности в сценах у Галицкого, и преклонения перед «божественным» (языческим) знаком в сцене затмения, и отрешенности в хоре поселян.

Александр Лазарев предложил режиссеру Юрию Лаптеву собственную концепцию оперы, отличную от общепринятой версии Римского-Корсакова и Глазунова. По словам дирижера, он был достаточно категоричен в своем желании делать именно эту версию, но Юрий Лаптев, к счастью для обоих, не встретил идею в штыки. Итак, в этой версии опера заканчивается сценой свадьбы Владимира Игоревича с Кончаковной с половецкими танцами. На просьбу обозревателя «НГ» прокомментировать свою концепцию (которая показалась весьма спорной), дирижер ответил, что опирался на мысль самого композитора: сцена половецких плясок настолько яркая, что после уже трудно что-либо воспринимать. К тому же авторского плана оперы нет, что в определенном смысле тоже развязывает интерпретаторам руки. Схожую постановку Лазарев уже делал с Борисом Покровским в Италии. Для легендарного режиссера решающим в избрании этой концепции стал исторический факт – свадьба на самом деле была. Александр Невский, к слову, – потомок Владимира и Кончаковны. «Вариант свадьбы в финале присутствует и в плане оперы, который предложил Бородину Владимир Стасов», – подтвердила в своем комментарии «НГ» музыковед Анна Булычева (она провела огромную работу по сбору всей авторской музыки к «Князю Игорю» для театра «Геликон-опера», концертное исполнение этой версии прошло весной в Доме музыки). «Правда, в рукописях Бородина все же есть авторское указание на заключительный хор (который звучит после возвращения Игоря в Путивль)», – добавила она.

В результате два половецких акта разделены включением материала из последнего по традиционной версии действия. Плач Ярославны(Екатерина Нейжмак) звучит словно в мыслях Игоря, и он «отвечает» жене своей знаменитой арией (Эдем Умеров). В этом же акте звучат ариозо Владимира (Евгений Крюков) и его дуэт с Кончаковной (Ирина Куликовская), затем идет сцена побега Игоря и его возвращение в Путивль. В заключительном акте вдруг обнаруживается побег Игоря (от текста никуда не денешься!) в то время, когда еще до перерыва он успешно добрался до Путивля. Кончаковна в истоме ждет возлюбленного: между тем оба уже благополучно сливались в дуэте в предыдущем действии прямо на кучке трупов из Игорева войска, прикрытых попонкой. Так что определенные шероховатости этой версии обойти трудно.

Юрий Лаптев, по его собственным словам, пытался в своей постановке убрать временную дистанцию – показать, что за тысячу лет мало что изменилось, когда речь идет о человеке и власти. Но, например, Галицкий (Андрей Решетников), воображающий себя на троне, так забавно расставляет пальцы, что на него так и просится малиновый пиджак и золотая цепь – тогда его образ был бы более органичным. В расстегнутой до груди малиновой рубахе бородатый Галицкий нелеп, так что слабо верится в его истовое желание власти, скорее это желание иметь преимущество безнаказанности. Но обиду – когда обнажил голову в надежде получить головной убор Игоря как символ передачи власти (а он достался Ярославне) – затаил. Режиссер умело справляется с массовыми сценами, очень колоритно передает неоправданную жестокость половцев, для которых пырнуть ножом как по голове погладить. Схожими чертами, кстати, он наделяет и Галицкого, правда, тот может легко убить холопа, но замахнуться на большее он не сможет – трусоват. Он отступает перед Ярославной, покорной, страдающей, но твердой женщиной, в наше время ее назвали бы Железной леди.

В финале оперы Владимир, оторопев от обряда жертвоприношения, «прозревает», в какую семейку попал. Стоит добавить, что собственно танцы – ради которых сыр-бор и затевался – пожалуй, не самое сильное место спектакля, уж слишком банальна хореография. А вот солисты, исполнившие главные партии, были на высоте.

http://www.ng.ru/culture/2011-10-06/8_kniaz.html

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АВГУСТ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
июль 2017 сентябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57