106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 мая 2018
Открыта продажа билетов на премьеру оперы

Урал Опера Балет откроет 107-й сезон оперой Джакомо Пуччини «Турандот».

 
  подробнее...  
  05 мая 2018
Детский хор театра стал призером конкурса в Бельгии

Детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета (руководитель - Елена Накишова) получил Первый приз и звание cum laude ("с почётом" - лат.) в категории "Детский хор" в 66-м Международном молодежном хоровом фестивале-конкурсе в городе Неерпельт (Бельгия).

 
  подробнее...  
  03 мая 2018
31 мая пройдет прослушивание солистов для поступления в оперную труппу

Урал Опере требуются: драматическое сопрано, лирическое сопрано, меццо-сопрано, драматический тенор, драматический баритон, центральный бас.

 
  подробнее...  
  26 апреля 2018
Солисты Урал Оперы получили Губернаторскую премию

25 апреля заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков по поручению главы региона Евгения Куйвашева вручил премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.

 
  подробнее...  
  25 апреля 2018
Министерство культуры объявило лауреатов губернаторской премии в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Страсти по «Князю Игорю»

Дмитрий Суворов, газета "Уральский рабочий"
28 сентября 2011

Долгожданная премьера в оперном оказалась одной из самых спорных постановок театра

Определенно можно сказать: екатеринбургскому зрителю показали спектакль яркий, зрелищный, креативный — и дискуссионный. Даже более того: это одна из самых спорных постановок за последние годы на оперной сцене «третьей столицы».

Что в спектакле сделано на высшем уровне, так это оформление. Великолепны оба образа древнего Путивля: терема — в прологе, пепелище вокруг храма — в финале. Великолепны костюмы, шатры и «каменные бабы» в половецких сценах. Много интересного и в сценографии, хотя не все в данном случае равноценно. Так, отличная находка — крестный ход вдов и сирот под музыку хора поселян, но есть и сцены, вызывающие явное недоумение. Например, назойливое мельтешение безутешных жен во время выступления Игоревой дружины в поход, переодевание Ярославны в великокняжеский наряд прямо во время хора бояр, или же издевательство Скулы и Ярошки над Ярославной. Причем, последнее вообще немыслимо ни с какой точки зрения…

И с музыкальной стороной дела, на первый взгляд — все на уровне. Прекрасно ведут свои партии Екатерина Нейжмак (Ярославна), Андрей Решетников (Галицкий), Борис Гусев (Кончак), гастролер из Мариинского театра Эдем Умеров (Игорь). Незначительные исполнительские «шероховатости» можно отредактировать. Но…

Суть в том, что представленная на суд зрителей постановка — это… не «Князь Игорь» Александра Бородина. Точнее — это не та великая русская опера, которую любой меломан знает до последней ноты. Ту, великую оперу, слушатель со стажем рискует просто не узнать. Причина — в трактовке произведения.

Как рассказал в интервью режиссер-постановщик, народный артист России, профессор Московской и Петербургской консерваторий Юрий Лаптев, им двигали мотивы переосмысления и актуализации оперного текста. Причем понималась актуализация как возвращение к событийным истокам, к исторической реальности ХII века (и к «Слову о полку Игореве»). При всем уважении к режиссеру и его замыслу смею заметить: это путь — в никуда. Достаточно вспомнить, сколько раз пытались переосмыслить оперы Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», как бы возвращаясь к пушкинским первоисточникам. Фиаско здесь запрограммировано, потому что у произведений Пушкина и опер Чайковского разные концепции. Думаю, та же участь постигла и нынешнюю постановку.

Не случайно наиболее удачными в премьерном спектакле получились те его сцены, где режиссеру не пришлось ломать образность, заданную Бородиным. Поэтому самый впечатляющий образ в спектакле — Ярославна. Это — Вечная женственность древнерусского эпоса. Такова она в «Слове» и опере, такова она — и на сцене.

Надо сказать, постановщик не стал «изобретать велосипед» и в раскрытии комедийно-гротесковых персонажей — дезертиров-гудошников Скулы и Ерошки. Просто взял за основу колоритнейшую бородинскую матрицу — и все в результате получилось сочно и убедительно. Удачен и князь Галицкий с собутыльниками. В трактовке этого образа режиссер несколько сгустил краски, но это оправдано: исторический Владимир Галицкий был настоящим подонком и убийцей. Потому разгул Галицкого с дружками в постановке — это не просто веселая пьянка: перед нами — озверелая банда. Не случайно во время знаменитой арии Галицкий совершает убийство и нечто вроде изнасилования… Это очень «в лоб», но это может быть принято.

Гораздо сложнее обстоит дело с главным героем. Ю. Лаптев пытается трактовать Игоря исходя из летописных описаний — в результате в прологе князь выглядит откровенно отрицательным героем: даже визуально он неприятен. Самодовольный и своекорыстный феодал, идущий в поход на вчерашнего союзника ради личных амбиций… Но ведь у Бородина — совсем другой образ! Композитор писал не иллюстрацию к «Слову», а авторское размышление на тему средневековой Руси. И в Игоре он вывел определенный обобщенный тип русского князя — это Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Великий… Оперный Игорь идет в поход «За Родину, за Русь»; и в плену он клянется — «Я Русь от недругов спасу». Такое не мог сказать даже Игорь «Слова»… Превратить этот образ в заурядного удельного князька невозможно, не совершив откровенного насилия над музыкальным материалом.

И оппонент Игоря, хан Кончак у Бородина — не заурядный хищник-степняк. Это тоже обобщенный образ, за которым стоят великие тени — от Атиллы до Чингисхана. Грозный, жестокий, воинственный — и храбрый, честный, великодушный. С одной стороны, его образ в нынешней постановке выдержан, но вступает в противоречие с общей трактовкой половецких сцен. Суть в том, что Бородин задолго до историков понял и воплотил открытие: Великая степь была самостоятельной цивилизацией! И в бородинской партитуре половцы — это самостоятельный мир. Мир самоценный, красочный, обладающий неповторимым своеобразием. И взаимоотношения этого мира с Русью, говоря словами историка Д. Балашова — это «история любви и горечи». Горечь — это кровавые столкновения. А любовь — это взаимное притяжение таких столь непохожих, но равноценных «вселенных». И «роман» Владимира с Кончаковной у Бородина — это не «эротическая манипуляция», как выразился Ю. Лаптев, а Любовь с большой буквы, причем очень красиво поданная. И отношения Игоря с Кончаком — настоящая мужская дружба, которую не смогла разрушить даже трагическая битва при Каяле. Такая интерпретация — неотъемлемая особенность бородинского шедевра: еще академик Б. Асафьев писал, что у Бородина «Игорь борется не с какой-то ордой извергов».

Между тем на сцене мы видим именно орду извергов. Это реализуется во множестве частностей: вот кривоногие дикари издевательски срывают с Игоря крест. Вот Кончак на словах «Сын с тобой, дружина тоже» показывает Игорю гору изрубленных трупов (на которой сам сидит). А во время легендарных Половецких плясок по сцене мечется балерина, загримированная под абсолютно голую русскую девушку, и в конце ее убивают — приносят в жертву. Ну откуда режиссер взял, что половцы приносили человеческие жертвы?! Можно подумать, что создатели спектакля начитались сочинений знаменитого клеветника XIII века, епископа Матье Парижского — последний утверждал, что «вонючие татары», коих он сам никогда не видел, едят вшей и человечину…

И сами Половецкие пляски трактованы как свадьба Владимира с Кончаковной. И эта свадьба — как отступничество княжича, его предательство Руси. Между тем русские князья многократно «брали в жены красных девок половецких» (так — в летописи), и никакого отступничества это не подразумевало! Кстати, историческая Кончаковна после свадьбы уехала с мужем на Русь, крестилась и стала бабушкой Александра Невского; а ее брат был православным и носил имя Юрий. Так что демонизировать степняков нет никакой необходимости ни с исторической, ни — главное — с музыкальной точки зрения. Ибо у Бородина они — позитивны.

Но самое неприятное состоит в следующем. Реализуя свою концепцию, на которую он, конечно, имеет полное право, режиссер применил запрещенный прием — принялся перекомпоновывать музыку. Некоторые номера вообще выпали (увертюра и финальный хор), другие оказались «не на своем месте». Показательно, что половецкий акт открывается… плачем Ярославны! Финалом оперы вдруг стали Половецкие пляски… И это уже недопустимо, поскольку стоит за гранью обсуждения трактовок и интерпретаций.

Вообще-то в искусстве нет ничего запретного, и все воспринимается по конечному результату. Но в случае с данной постановкой как раз результат — проблематичен. Просто потому, что гениальная музыка оперы сопротивляется подобным смысловым «вивисекциям». А кроме того, есть еще и вопрос творческой этики: партитура великой оперы Бородина — все-таки не фарш, из которого можно лепить сценические «котлеты» в угоду собственной концептуальности… С классикой все-таки можно делать далеко не все.

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
МАЙ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
апрель 2018 июнь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 мая 2018 (пн) в 19:00

ЖЕНИТЬБА
Спектакль "Женитьба" Александринского театра на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета.

 
  22 мая 2018 (вт) в 18:30

Премьера

MADE IN URAL
«Увертюра», «Любовные песни», «Наяда и рыбак. Сюита»

 
  23 мая 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  24 мая 2018 (чт) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  26 мая 2018 (сб) в 18:00

DAYTON DANCE COMPANY
Гастроли ансамбля современного танца «Дэйтон Данс Компани»(США)

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57