105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
14, 15, 16, 17 сентября 2017 - премьера оперы


 
  подробнее...  
 
27, 28 сентября 2017 - Гала-концерт к пятилетию мастерских новой хореографии «DANCE-ПЛАТФОРМА»


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 августа 2017
"Волшебная флейта"_Анонсы в прессе

На репетициях в театре побывали екатеринбургские СМИ

 
  подробнее...  
  14 августа 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета готовится к премьере оперы В.А. Моцарта "Волшебная флейта"

Новый спектакль откроет театральный сезон 2017/2018

 
  подробнее...  
  04 августа 2017
ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ПРИГЛАШАЕТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА ДОЛЖНОСТЬ АРТИСТА ХОРА

Приглашаем на прослушивание теноров

 
  подробнее...  
  11 июля 2017
Уважаемые зрители!

Выдача билетов, оплаченных через сайт театра с 12.07.17 по 15.08.17, будет осуществляться с 16.08.17г.

 
  подробнее...  
  10 июля 2017
Премьера Вечера одноактных балетов

Анонсы и отзывы в прессе_Фотогалерея

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Восток есть Восток

Дмитрий Морозов, газета "Культура"
13 октября 2011

Премьера “Князя Игоря” в Екатеринбурге

В последние годы “Князь Игорь”, похоже, бьет все рекорды по количеству постановок, становясь одной из самых востребованных русских опер: Новосибирск, Ростов, Уфа, Самара, Москва (где, кстати, в будущем сезоне ожидаются еще две постановки) и вот только что – Екатеринбург. Премьера оперы Бородина открыла юбилейный, сотый, сезон театра. По такому случаю дирижером-постановщиком был приглашен не кто-нибудь, а Александр Лазарев. В качестве режиссера-постановщика выступил Юрий Лаптев.

Когда в музыкально-театральных кругах заходит речь о “Князе Игоре”, то первый вопрос неизменно – какая редакция? Предъявленная прошедшей весной “Геликон-Оперой” в ММДМ максимально приближенная к авторскому замыслу и полностью освобожденная от чужих вкраплений версия пока остается эксклюзивом. Все прочие театры идут каждый своим путем. В данном случае, видя на афише имя Лазарева, можно было предположить, что нам будет предъявлен, скорее всего, тот самый вариант, который маэстро вместе с Борисом Покровским ставил в начале 90-х в Большом театре. Автором музыкальной редакции был Евгений Левашев (хотя идея завершать оперу “Половецкими плясками”, по словам маэстро Лазарева, принадлежала непосредственно ему). Ныне на афишах имя Левашева не фигурировало, но тем не менее это была действительно та самая редакция.

Лазареву, судя по всему, весьма непросто было добиться желаемого уровня от оркестра и труппы, во многом дезорганизованных едва ли не ежегодной сменой главных дирижеров (ноу-хау нынешнего директора театра Андрея Шишкина). Отголоски этих проблем ощущались на первой премьере, где у оркестра поначалу случались нестройные вступления, а солисты то и дело норовили пуститься в самостоятельное плавание “без руля и без ветрил”. Постепенно, однако, маэстро установил жесткий контроль, силовыми приемами заставив всех следовать за собой. На втором спектакле уже изначально все звучало гораздо стройнее.

Лазарев определял не только уровень звучания, но и собственно концепцию (в русле которой следовал во многом и режиссер). При всей феноменальной мощи исходящего от него энергетического посыла общий тон был весьма далек от какой-либо помпезности, высокопарной пафосности, для каковых, кстати сказать, вопреки установленным в советские времена канонам, ни в опере Бородина, ни в “Слове” особых оснований и не имеется…

Не стал реанимировать эти каноны и Юрий Лаптев – давний адепт старого театра и старых традиций. На самом-то деле Лаптев – человек отнюдь не зашоренный, и его приверженность традициям означает вовсе не тиражирование рутины (как могло показаться после “Псковитянки”, сперва возобновленной им на сцене Мариинки, а затем поставленной в стенах Псковского кремля), но сохранение историко-культурного контекста. Ассоциации с современностью должны возникать у самого зрителя, а не навязываться ему путем переодевания героев в пиджаки и пальто. То, что мы в итоге увидели, можно назвать, во многих отношениях, свежим прочтением в традиционной упаковке. Какие-то моменты, впрочем, вписываются уже в новую традицию, складывающуюся в последнее время, а именно – дегероизация Игоря и жесткая трактовка Галицкого. Да и Кончак здесь вовсе не тот толерантный властитель, каким мы привыкли его видеть с подачи Евгения Нестеренко… Знаменитая ария воспринимается в контексте спектакля как утонченная издевка и одновременно демонстрация силы. Только один штрих – со словами: “Сознайся, разве пленники так живут, так ли?” Кончак сбрасывает покров с возвышающегося меж шатрами холмика и нашему взору предстают тела убитых русских воинов. Между прочим, именно на этом холмике, то есть в буквальном смысле на костях, происходила чуть ранее любовная сцена сына Игоря и Кончаковны. И их же свадебным пиршеством становятся в спектакле, как в свое время и у Покровского, “Половецкие пляски”. Но только если двадцать лет назад это трактовалось как сближение Востока и Запада (на роль которого усиленно претендовала Россия), во что тогда многие верили, то теперь подобных иллюзий уже не осталось. И вот на сцене русская пленница, пытающаяся слиться с половецкой стихией, но в какой-то момент та исторгает ее, и она падает бездыханной прямо на руки подоспевшему княжичу, только теперь вполне осознавшему, что оказался заложником в чуждом и враждебном мире…

В “Князе Игоре” Юрий Лаптев как режиссер сделал, несомненно, существенный шаг вперед. Пусть даже не все из задуманного реализовалось достаточно четко и внятно (элементарно не хватило времени), но сам уровень подхода к материалу во многом принципиально иной. Подход этот можно определить примерно так: традиционно по форме и умеренно современно по содержанию. Правда, для того, чтобы данная формула работала в полной мере, требуется еще и художник соответствующего уровня, а не иллюстратор вроде Игоря Иванова, демонстрирующего своего рода “фотографический реализм”, почти начисто лишенный образного начала…

К удачам спектакля стоит, несомненно, отнести и “Половецкие пляски” в оригинальной хореографии Александры Тихомировой.

С точки зрения вокала я бы поставил на первое место… хор (главный хормейстер Эльвира Гайфуллина). Солисты – даже те, чьи работы в целом можно признать удачными – демонстрировали очень неровное качество исполнения. В наименьшей степени сказанное относится к приглашенному из Мариинки Эдему Умерову (Игорь), певшему в первом составе. Впрочем, второй Игорь, Юрий Девин в целом также звучал неплохо. По-настоящему впечатляла Екатерина Нейжмак (Ярославна), а вот второй исполнительнице, Виктории Новиковой, партия оказалась явно не по голосу – со всеми вытекающими…

Владимир Игоревич и Галицкий ощутимо лучше были во втором составе – Ильгам Валиев и Олег Бударацкий соответственно. Единственного же Кончака, приглашенного из Ростова Бориса Гусева, хватало оба раза лишь на первую часть арии, после чего качество звучания резко падало и возникала откровенная фальшь.

В общем, судя по этой премьере, труппа в целом пребывает сегодня не в самом лучшем состоянии. Тем удивительнее кажется более чем амбициозный проект нынешнего сезона – российская премьера “Графа Ори” Россини. Впрочем, может быть, там проявятся какие-нибудь молодые дарования, в “Игоре” не занятые?..

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АВГУСТ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
июль 2017 сентябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57