106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
27, 28 февраля - инсценировка романа Казандзакиса


 
  подробнее...  
 
1 марта - Симфонический концерт Мартину


 
  подробнее...  
 
"Диалоги о "Пахите" в Ельцин центре


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  23 февраля 2018
Интервью с композитором Юрием Красавиным

На Colta.ru опубликована беседа с композитором Юрием Красавиным, автором «свободной транскрипции» партитуры балета "Пахита". Интервью было сделано специально для премьерного буклета спектакля "Пахита".

 
  подробнее...  
  23 февраля 2018
Театр открывает программу событий проекта "Греческие пассионы". Первая постановка в России"

Новый проект Екатеринбургского театра оперы и балета "Греческие пассионы". Первая постановка в России откроется 27, 28 февраля и 1 марта.

 
  подробнее...  
  22 февраля 2018
Премьера балета "Пахита"

Анонсы в прессе.

 
  подробнее...  
  21 февраля 2018
Опубликованы премьерные составы балета "Пахита"

В разделе "Афиша и билеты" представлены составы на 22, 23, 24 и 25 февраля 2018.

 
  подробнее...  
  20 февраля 2018
Мария Александрова вновь выступит на екатеринбургской сцене

2 марта прима-балерина Большого театра исполнит главную партию в спектакле "Занавес".

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Метаморфозы «Оперы Иванны»

Ирина Клепикова, Областная газета
24 февраля 2012


Екатеринбургский оперный взял паузу. До 29 февраля в театре нет спектаклей: в труппе — последние приготовления к премьере «Графа Ори». Опера ставилась в России только однажды, в 1838 году. Почти 175 лет назад! Уральский «Граф…» — второе обращение к малоизвестному сочинению Россини.

Постановкой занята команда Большого театра, режиссёр — Игорь Ушаков. Тот самый, кто вызвал интерес к себе нынешним Рождественским концертом в Екатеринбургском оперном. Даже те, кто побывали на нём, переспрашивали: нельзя ли повторить проект, в котором режиссёр так лихо и свежо представил оперные хиты.

— Вообще-то, любые концерты — события одноразовые, — говорит Игорь Ушаков. — Показали и забыли. Но в принципе повторить несложно. Есть запись. Те арии и сцены, что пели солисты Молодёжной программы Большого театра, запросто могут спеть и солисты Екатеринбурга.

- Как родилась сама идея любимейшие классические арии и сцены, которые для зрителей — «визитная карточка» оперы, поместить абсолютно в бытовую обстановку? Была же опасность свалиться в вульгарность?

— Да, и грань тут очень тонка. Но! Не замечали: идёте куда-то, варите суп, чистите картошку — а в голове звучит музыка. Человек занят абсолютно бытовыми делами, а сам напевает. Одну-две музыкальные фразы… Это же не вульгарно? Это норма. Вот и мне захотелось, чтобы классические произведения прозвучали чуть-чуть в другом ракурсе. Не «Оперой Иванной», а приближенно и слушателю. Речь шла о смене привычного ракурса.

- В Москве, в Доме музыки, вы поставили комедию-буфф Чимарозы «Импресарио в затруднении». Опера написана 200 лет назад, но вы по сути открыли её для российского зрителя. При этом вечный сюжет о нравах театрального закулисья облечён в остроумную форму. «Театр о театре». Значит ли это, что вы сторонник экспериментов с «Оперой Иванной»?

— Абсолютно нет. Театральности — да! Это в консерваторию можно прийти и послушать вокал. В театре обязательно надо создавать ситуацию, где что-то рассказывается. Даже концерты в Большом (на концерте априори меньше динамики) стараюсь сделать театрализованными. На сцене всегда должно что-то происходить. Другое дело — когда в Большом восстанавливали «Бориса Годунова»…

- Как говорится, с этого места — поподробнее.

— »Борис Годунов» — спектакль 1948 года, через него прошло огромное количество исполнителей. Но сегодня в труппе старейшие артисты хора — те, что работают в Большом с 1970-х годов. С 1948-го до 1970-х — почти 30 лет, практически ушедший промежуток времени. Надо было попытаться восполнить ушедшее, «связать времена».

Записей спектакля нет. В Госархиве — лишь маленькие его фрагменты, в основном — с солистами. Массовых сцен не сохранилось вообще, а «Борис Годунов», над которым работал знаменитый художник Федоровский, — спектакль масштабный, живописный…

Восстанавливали по архивам, фотографиям. Работа достаточно приятная, особенно когда видишь, что спектакль не «заветрился», что удаётся воссоздать живописные полотна Федоровского (а это ведь не только декорации). Сегодня в сцене коронации участвует вся труппа Большого — солисты, хор, миманс, и возникает объёмная «картинка». Красиво. Впечатляет.

Тут моя задача была — не исправить (никогда не полезу в работу другого режиссёра, его видение), а восстановить живописные полотна «Годунова», их смысл.

- А если бы театр предложил вам самому поставить «Годунова» — вам это было бы интересно?

— Сейчас нет. «Борис Годунов» так часто ставится! На Западе раз десять в сезон, в России он в репертуаре Мариинки, Большого, театров Казани, Новосибирска, Саратова, скоро в Екатеринбурге будет. Условно говоря, из десяти ключей, что есть к «Борису Годунову», уже все десять не раз использовались. Можно, конечно, продолжать фантазировать, но мне кажется: это будет уже не Мусоргский.

С «Годуновым» — как с пьесами Чехова. Ещё один «Вишнёвый сад», потом — ещё…. Пока кто-то даже не предложил: «Давайте на время забудем про Чехова. На время!». А ежели ставить…

Можно играть в костюмах ХVII или ХIII века, а проживать ситуацию нынешнюю. Мне кажется, это единственный путь обновить смысл оперы, не коверкая замысел композитора. Чем глубже копаешь содержание, тем больше возможных вариантов новой формы. Я сторонник этого пути, а не бездумного внешнего осовременивания.

- Действие «Графа Ори» происходит в XIII веке, во времена Крестовых походов, а ваша постановка позиционируется как ситком. Слово-то — из лексики ХХI века…

— »Ситком» — всего лишь «ситуационная комедия». В «Графе Ори» — забавные ситуации в первом и во втором актах, причём — по вторяющиеся. В основе — водевиль, который Эжен Скриб написал задолго до создания оперы. И у Россини был готовый материал — опера «Путешествие в Реймс». Когда Скриб и Россини встретились в Париже, возникла идея: не сделать ли оперу? Недолго думая, Россини, который в принципе не отличался длительной, годичной работой над операми, скомпилировал сам у себя. Конечно, дописал что-то, но большая часть музыкального материала — именно из «Путешествия в Реймс». Правда, опера от этого ничуть не пострадала. «Граф Ори» — в хорошем смысле, популярная музыка. Лёгкая, мелодичная, запоминающаяся.

- Что же его не ставят-то? По крайней мере — В России?

— В России ставят «Севильского цирюльника». Чуть не в каждом театре! Существует даже поверье «Если оперу не ставят — значит, она плохая». В данном случае это не работает. Мы хотим предложить зрителю другого Россини. Для вокалистов музыка «Графа Ори» — испытание и одновременно удовольствие. А сюжетно — это фантазии на ТО время. Стараемся рассказать сюжет на французском языке внятно, доходчиво, с юмором, чтобы зритель даже не думал о переводе.

«Граф Ори» — не адреналин, но некий авантюризм. Екатеринбургский театр взялся за оперу, которая не ставилась в России с позапрошлого века, но главное — не прибежать первыми. Да бегите кто хочет! С нашей стороны это попытка сказать: ну, есть же в жанре хорошие, незаслуженно забытые образцы и помимо «100 великих опер». И у Россини не один «Севильский цирюльник». Пусть россияне узнают и его «Графа Ори», и «Шёлковую лестницу»…

- Ваш коллега Дмитрий Бертман, известный оперный режиссёр, с тревогой говорит о повальной КВНизации искусства. Жанра оперы она тоже коснулась. Вот ведь и ваши проекты на екатеринбургской сцене — попытка увлечь, развлечь.

— А что делать?! Театры пытаются привлечь публику, оторвать от телеэкранов, чтобы и на спектаклях зрителям было так же интересно. Приходится что-то придумывать…

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ФЕВРАЛЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
январь 2018 март 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  24 февраля 2018 (сб) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  25 февраля 2018 (вс) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  27 февраля 2018 (вт) в 14:00

ХРИСТА РАСПИНАЮТ ВНОВЬ
Сценическая читка романа Никоса Казандзакиса «Христа распинают вновь».

 
  27 февраля 2018 (вт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  28 февраля 2018 (ср) в 18:30

ОДНОАКТНЫЕ БАЛЕТЫ
EN POINTE / НА ПУАНТАХ

«Пять танго», «Занавес», «Наяда и рыбак. Сюита»

 
  28 февраля 2018 (ср) в 20:00

ХРИСТА РАСПИНАЮТ ВНОВЬ
Сценическая читка романа Никоса Казандзакиса «Христа распинают вновь».

 
  01 марта 2018 (чт) в 18:30

Б. Мартину
СИМФОНИЯ №4. КАНТАТА «БУКЕТ»

Симфонический оркестр, солисты оперы, хор, детский хор Театра оперы и балета.

 
  02 марта 2018 (пт) в 18:30

ОДНОАКТНЫЕ БАЛЕТЫ
EN POINTE / НА ПУАНТАХ

«Пять танго», «Занавес», «Наяда и рыбак. Сюита»

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57