106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
27, 28 февраля - инсценировка романа Казандзакиса


 
  подробнее...  
 
1 марта - Симфонический концерт Мартину


 
  подробнее...  
 
"Диалоги о "Пахите" в Ельцин центре


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  23 февраля 2018
Интервью с композитором Юрием Красавиным

На Colta.ru опубликована беседа с композитором Юрием Красавиным, автором «свободной транскрипции» партитуры балета "Пахита". Интервью было сделано специально для премьерного буклета спектакля "Пахита".

 
  подробнее...  
  23 февраля 2018
Театр открывает программу событий проекта "Греческие пассионы". Первая постановка в России"

Новый проект Екатеринбургского театра оперы и балета "Греческие пассионы". Первая постановка в России откроется 27, 28 февраля и 1 марта.

 
  подробнее...  
  22 февраля 2018
Премьера балета "Пахита"

Анонсы в прессе.

 
  подробнее...  
  21 февраля 2018
Опубликованы премьерные составы балета "Пахита"

В разделе "Афиша и билеты" представлены составы на 22, 23, 24 и 25 февраля 2018.

 
  подробнее...  
  20 февраля 2018
Мария Александрова вновь выступит на екатеринбургской сцене

2 марта прима-балерина Большого театра исполнит главную партию в спектакле "Занавес".

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Пока мужчины на войне…

Наталья Курюмова, Уральский рабочий
06 марта 2012

В подарок публике — шедевр Россини

Как мы уже сообщали, в Екатеринбургском академическом театре оперы и балета в день 220-летия со дня рождения Джоаккино Россини состоялась премьера его комической оперы «Граф Ори». Постановка произведения, не известного широкой публике, — шаг рискованный. Но можно констатировать: спектакль стал долгожданным успехом екатеринбургского коллектива.

Фабула произведения, когда-то созданного композитором на основе водевиля Э. Скриба, чтобы покорить французскую публику (и потому — на французском языке) вполне в духе комических опер мастера с их бесконечной сутолокой, авантюризмом персонажей, легкомысленным отношением к жизни, превращаемой в вечную игру.

Граф Ори, чем-то напоминающий Дон Жуана, но уступающий ему по масштабу, мечтает соблазнить графиню де Формутье, давшую обет целомудрия в связи с уходом брата (и вместе с ним всех мужчин поместья) на войну — речь идет о временах Крестовых походов. Чтобы достичь цели, находчивый герой предпринимает множество уловок: то прикидывается отшельником, излечивающим от «любовной меланхолии», то вместе с компанией своих друзей, переодетых в костюмы монашек, проникает в замок графини. Но все козни графа разрушает влюбленный в графиню паж Изолье.

Историю о снедаемых любовной тоской женщинах, покинутых их мужчинами ради войны и ставших приманкой для тех, кто предпочитает любовь, — войне, режиссер Большого театра России Игорь Ушаков представил вполне современно. Избегая радикальной модернизации сюжета (не перенося, к примеру, действие в современный офис или пятизвездочный отель), но относясь к происходящему с некоторой долей иронии, он наполняет ткань спектакля множеством остроумных находок. Скажем, известие от воинов о скором их возвращении обитательницы замка получают в виде огромной телеграфной ленты, исписанной готическим шрифтом, дублируемой к тому же семафорной азбукой рыцаря-сигнальщика... Атмосфера любовного опьянения кружит голову всем обитателям спектакля и щекочет нервы зрителю, но непосредственность и пластическое изящество, с которым поставлены и исполнены артистами даже наиболее двусмысленные сцены спектакля (в том числе знаменитый терцет главных героев в потемках, наполненный томлением и страхом) покоряют самого критичного зрителя.

Зона особого внимания — массовка, которую не хочется так называть: ведь каждый ее участник — это живой характер, со своим отношением к происходящему. Слаженно поющий хор (хормейстер-постановщик Э. Гайфуллина) «работает» к тому же и как кордебалет. Пластические рисунки здесь четко выстроены, мизансцены организованы по законам, близким хореографической композиции. Чего стоят выразительные группы доверчивых крестьянок, их молящие взоры и воздетые, вслед мнимому отшельнику, руки в первом акте. Или комическая кульминация всего спектакля (эпизод, когда зал смеется в голос) — бурлескный хор (почти уже канкан) переодетых в монахинь подвыпивших друзей графа Ори. Сцены же с прекрасными затворницами, подругами героини, что замирают в жеманных полупоклонах или в воинственных позах с луками-копьями, картинно всплескивают руками-крыльями и хореографично опрокидываются в обморок, вызывают в памяти образы балетных лебедей-нереид.

Сходство с «белым балетом» усиливают стильные белоснежные платья, украшенные одновременно тренами и пышными кринолинами-пачками. Вообще цветовая гамма (беж, белый и черный цвета в основе), крой и характерные детали костюмов участников спектакля выполнены художницей Ирэной Белоусовой с безупречным вкусом и уместным оттенком иронии. Вспомним рыжую бороду Ори-отшельника, элегантные широкополые шляпы и шейные платки его сотоварищей, весело пенящиеся слои юбок мнимых монашек, условно-готические женские головные уборы.

Дизайн сцены (его автор — главный художник московского театра «Ленком» Алексей Кондратьев) лаконичен и актуален. Никаких рисованных задников с сусальными кущами, рвами, башнями и прочими приметами недорогого театрального средневековья. Вместо этого членящая пространство сцены на два уровня мобильная конструкция-станок. Верх — пространство обитания «благородных» персонажей и низ, где клубится восхищенная (поначалу) и возмущенная (после разоблачения) толпа поселянок в первом действии или бесшабашно резвится братия-свита незадачливого любовника. Поднимающиеся-опускающиеся фактурные плоскости и выверенная световая партитура (Евгений Виноградов) создают иллюзию то залитой солнцем деревенской лужайки, то сумрачных сводчатых залов замка. Геометричные проемы образуют эффектную рамку для моментальных кадров-картинок: вот множество прелестных женских головок, замерших в томительном ожидании любовных приключений; вот хрупкая парочка девиц пилит бревна (а кому ж еще, когда мужья ушли на фронт!).

Знакова и обескураживающее наивна «предметная среда», заполняющая пространство спектакля, — все эти прелестные деревянные скамеечки, скворечники, кадочки для цветов, снопы, плетеные корзинки, медные тазики; постоянно возникающий предметный «лейтмотив» дома или стола в виде мощной деревянной балки. В этом мире жить (а если не сбежать в Крестовый поход, то тихо дремать) тепло и уютно. Мужская атрибутика: луки, удочки, секиры и, о, ужас, настоящая пила — в прелестных ручках дам-нереид — лишь вынужденный тренд сезона.

Музыка «Графа Ори» (Берлиоз назвал эту оперу «совершенным шедевром композитора», а русский критик Серов — «прелестной жемчужиной») — это музыка гения, подводящего итог отточенному, изящному стилю галантного XVIII века и открывающего новые, преромантические дали бельканто. В виртуозную эквилибристику вокальных партий, искристую легкость оркестровой фактуры, прихотливые динамические и темповые контрасты нет-нет да врываются волны новой экспрессивной чувственности, нарушая строгие грани классических оперных номеров. Дирижерская воля Павла Клиничева позволяет нашему оркестру с достаточной степенью легкости и свободы справляться с прихотливой партитурой, преподнося публике виртуозные арии и ансамблевые сцены (в том числе сложнейший септет в конце первого действия «О, ужас, о, горе!») как источники не только истинного музыкального удовольствия, но и, учитывая любимые композитором быстрые темпы, бодрящего адреналина.

В первый вечер в главных партиях блистали, по словам очевидцев, Наталья Мокеева, московский тенор Дмитрий Трунов, Надежда Бабинцева. Во второй — можно было услышать испанца Мигеля Лобато. Правда, первый акт вызвал недоумение — стоило ли далеко ехать, чтобы так робко, не всегда попадая в ноты, вполголоса «озвучить» роль? Тем более на фоне, например, Михаила Коробейникова, легко и артистично «разобравшегося» с виртуозными колоратурами буффонной партии гувернера графа. К счастью, скованность испанского гостя, возможно, подавленного холодом уральской столицы, улетучилась в действии втором. Здесь оказалось, что, кроме приятной наружности, исполнитель отличается сценическим обаянием, легко превращаясь из одержимого страстью графа в забавную монашку и обратно; обладает красивым, богатым оттенками, хотя и неровным в разных регистрах, голосом. В финале становится даже жаль, что его раздосадованный герой уходит со сцены ни с чем, оставляя благочестивую героиню в пресной компании золоченых истуканов-рыцарей и не слишком искушенного пажа Изолье. С партией этого более удачливого соперника, разоблачившего козни графа, достойно справилась темпераментная Ксения Ковалевская, недавняя выпускница Уральской консерватории.

Особых комплиментов заслуживает исполнившая в спектакле партию Адели де Формутье Ирина Боженко. Обладающая всем необходимым арсеналом оперной дивы — прекрасным голосом, яркой внешностью, артистизмом и гармоничной пластикой, солистка труппы уже не раз демонстрировала присущее ей чувство стиля в партиях западноевропейской оперной классики (Церлина, Сюзанна). Артистке убедительно удалось передать характерное для россиниевской героини сочетание филигранного инструментализма с лирической наполненностью, пробуждающимся эротическим чувством.

Наверняка воплощением своего сочинения маэстро Россини был бы доволен.

http://газета-уральский-рабочий.рф/culture/4091/

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ФЕВРАЛЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
январь 2018 март 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  24 февраля 2018 (сб) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  25 февраля 2018 (вс) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  27 февраля 2018 (вт) в 14:00

ХРИСТА РАСПИНАЮТ ВНОВЬ
Сценическая читка романа Никоса Казандзакиса «Христа распинают вновь».

 
  27 февраля 2018 (вт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  28 февраля 2018 (ср) в 18:30

ОДНОАКТНЫЕ БАЛЕТЫ
EN POINTE / НА ПУАНТАХ

«Пять танго», «Занавес», «Наяда и рыбак. Сюита»

 
  28 февраля 2018 (ср) в 20:00

ХРИСТА РАСПИНАЮТ ВНОВЬ
Сценическая читка романа Никоса Казандзакиса «Христа распинают вновь».

 
  01 марта 2018 (чт) в 18:30

Б. Мартину
СИМФОНИЯ №4. КАНТАТА «БУКЕТ»

Симфонический оркестр, солисты оперы, хор, детский хор Театра оперы и балета.

 
  02 марта 2018 (пт) в 18:30

ОДНОАКТНЫЕ БАЛЕТЫ
EN POINTE / НА ПУАНТАХ

«Пять танго», «Занавес», «Наяда и рыбак. Сюита»

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57