105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
14, 15, 16, 17 сентября 2017 - премьера оперы "ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  11 июля 2017
Уважаемые зрители!

Выдача билетов, оплаченных через сайт театра с 12.07.17 по 15.08.17, будет осуществляться с 16.08.17г.

 
  подробнее...  
  10 июля 2017
Премьера Вечера одноактных балетов

Анонсы и отзывы в прессе_Фотогалерея

 
  подробнее...  
  06 июля 2017
Со следующего сезона в ранг ведущих солистов балета переходят Екатерина Сапогова, Мики Нисигути и Надежда Иванова

Как подчеркнул в эфире радио "Эхо Москвы в Екатеринбурге" худрук балета Вячеслав Самодуров, артистки отмечены за колоссальную работу в нынешнем сезоне, участие в премьерах, гастролях, а также спектаклях текущего репертуара.

 
  подробнее...  
  05 июля 2017
Уважаемые зрители!

На сайте театра опубликованы составы исполнителей премьеры одноактных балетов 7, 8 и 9 июля.

 
  подробнее...  
  03 июля 2017
Уважаемые зрители!

Обращаем ваше внимание, что в премьерные вечера 7, 8 и 9 июля 2017, помимо новых балетов «Наяда и Рыбак», «Увертюра» и «Па де катр», также будет показан балет «Пять танго» в хореографии Ханса ван Манена.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Пока мужчины на войне…

Наталья Курюмова, Уральский рабочий
06 марта 2012

В подарок публике — шедевр Россини

Как мы уже сообщали, в Екатеринбургском академическом театре оперы и балета в день 220-летия со дня рождения Джоаккино Россини состоялась премьера его комической оперы «Граф Ори». Постановка произведения, не известного широкой публике, — шаг рискованный. Но можно констатировать: спектакль стал долгожданным успехом екатеринбургского коллектива.

Фабула произведения, когда-то созданного композитором на основе водевиля Э. Скриба, чтобы покорить французскую публику (и потому — на французском языке) вполне в духе комических опер мастера с их бесконечной сутолокой, авантюризмом персонажей, легкомысленным отношением к жизни, превращаемой в вечную игру.

Граф Ори, чем-то напоминающий Дон Жуана, но уступающий ему по масштабу, мечтает соблазнить графиню де Формутье, давшую обет целомудрия в связи с уходом брата (и вместе с ним всех мужчин поместья) на войну — речь идет о временах Крестовых походов. Чтобы достичь цели, находчивый герой предпринимает множество уловок: то прикидывается отшельником, излечивающим от «любовной меланхолии», то вместе с компанией своих друзей, переодетых в костюмы монашек, проникает в замок графини. Но все козни графа разрушает влюбленный в графиню паж Изолье.

Историю о снедаемых любовной тоской женщинах, покинутых их мужчинами ради войны и ставших приманкой для тех, кто предпочитает любовь, — войне, режиссер Большого театра России Игорь Ушаков представил вполне современно. Избегая радикальной модернизации сюжета (не перенося, к примеру, действие в современный офис или пятизвездочный отель), но относясь к происходящему с некоторой долей иронии, он наполняет ткань спектакля множеством остроумных находок. Скажем, известие от воинов о скором их возвращении обитательницы замка получают в виде огромной телеграфной ленты, исписанной готическим шрифтом, дублируемой к тому же семафорной азбукой рыцаря-сигнальщика... Атмосфера любовного опьянения кружит голову всем обитателям спектакля и щекочет нервы зрителю, но непосредственность и пластическое изящество, с которым поставлены и исполнены артистами даже наиболее двусмысленные сцены спектакля (в том числе знаменитый терцет главных героев в потемках, наполненный томлением и страхом) покоряют самого критичного зрителя.

Зона особого внимания — массовка, которую не хочется так называть: ведь каждый ее участник — это живой характер, со своим отношением к происходящему. Слаженно поющий хор (хормейстер-постановщик Э. Гайфуллина) «работает» к тому же и как кордебалет. Пластические рисунки здесь четко выстроены, мизансцены организованы по законам, близким хореографической композиции. Чего стоят выразительные группы доверчивых крестьянок, их молящие взоры и воздетые, вслед мнимому отшельнику, руки в первом акте. Или комическая кульминация всего спектакля (эпизод, когда зал смеется в голос) — бурлескный хор (почти уже канкан) переодетых в монахинь подвыпивших друзей графа Ори. Сцены же с прекрасными затворницами, подругами героини, что замирают в жеманных полупоклонах или в воинственных позах с луками-копьями, картинно всплескивают руками-крыльями и хореографично опрокидываются в обморок, вызывают в памяти образы балетных лебедей-нереид.

Сходство с «белым балетом» усиливают стильные белоснежные платья, украшенные одновременно тренами и пышными кринолинами-пачками. Вообще цветовая гамма (беж, белый и черный цвета в основе), крой и характерные детали костюмов участников спектакля выполнены художницей Ирэной Белоусовой с безупречным вкусом и уместным оттенком иронии. Вспомним рыжую бороду Ори-отшельника, элегантные широкополые шляпы и шейные платки его сотоварищей, весело пенящиеся слои юбок мнимых монашек, условно-готические женские головные уборы.

Дизайн сцены (его автор — главный художник московского театра «Ленком» Алексей Кондратьев) лаконичен и актуален. Никаких рисованных задников с сусальными кущами, рвами, башнями и прочими приметами недорогого театрального средневековья. Вместо этого членящая пространство сцены на два уровня мобильная конструкция-станок. Верх — пространство обитания «благородных» персонажей и низ, где клубится восхищенная (поначалу) и возмущенная (после разоблачения) толпа поселянок в первом действии или бесшабашно резвится братия-свита незадачливого любовника. Поднимающиеся-опускающиеся фактурные плоскости и выверенная световая партитура (Евгений Виноградов) создают иллюзию то залитой солнцем деревенской лужайки, то сумрачных сводчатых залов замка. Геометричные проемы образуют эффектную рамку для моментальных кадров-картинок: вот множество прелестных женских головок, замерших в томительном ожидании любовных приключений; вот хрупкая парочка девиц пилит бревна (а кому ж еще, когда мужья ушли на фронт!).

Знакова и обескураживающее наивна «предметная среда», заполняющая пространство спектакля, — все эти прелестные деревянные скамеечки, скворечники, кадочки для цветов, снопы, плетеные корзинки, медные тазики; постоянно возникающий предметный «лейтмотив» дома или стола в виде мощной деревянной балки. В этом мире жить (а если не сбежать в Крестовый поход, то тихо дремать) тепло и уютно. Мужская атрибутика: луки, удочки, секиры и, о, ужас, настоящая пила — в прелестных ручках дам-нереид — лишь вынужденный тренд сезона.

Музыка «Графа Ори» (Берлиоз назвал эту оперу «совершенным шедевром композитора», а русский критик Серов — «прелестной жемчужиной») — это музыка гения, подводящего итог отточенному, изящному стилю галантного XVIII века и открывающего новые, преромантические дали бельканто. В виртуозную эквилибристику вокальных партий, искристую легкость оркестровой фактуры, прихотливые динамические и темповые контрасты нет-нет да врываются волны новой экспрессивной чувственности, нарушая строгие грани классических оперных номеров. Дирижерская воля Павла Клиничева позволяет нашему оркестру с достаточной степенью легкости и свободы справляться с прихотливой партитурой, преподнося публике виртуозные арии и ансамблевые сцены (в том числе сложнейший септет в конце первого действия «О, ужас, о, горе!») как источники не только истинного музыкального удовольствия, но и, учитывая любимые композитором быстрые темпы, бодрящего адреналина.

В первый вечер в главных партиях блистали, по словам очевидцев, Наталья Мокеева, московский тенор Дмитрий Трунов, Надежда Бабинцева. Во второй — можно было услышать испанца Мигеля Лобато. Правда, первый акт вызвал недоумение — стоило ли далеко ехать, чтобы так робко, не всегда попадая в ноты, вполголоса «озвучить» роль? Тем более на фоне, например, Михаила Коробейникова, легко и артистично «разобравшегося» с виртуозными колоратурами буффонной партии гувернера графа. К счастью, скованность испанского гостя, возможно, подавленного холодом уральской столицы, улетучилась в действии втором. Здесь оказалось, что, кроме приятной наружности, исполнитель отличается сценическим обаянием, легко превращаясь из одержимого страстью графа в забавную монашку и обратно; обладает красивым, богатым оттенками, хотя и неровным в разных регистрах, голосом. В финале становится даже жаль, что его раздосадованный герой уходит со сцены ни с чем, оставляя благочестивую героиню в пресной компании золоченых истуканов-рыцарей и не слишком искушенного пажа Изолье. С партией этого более удачливого соперника, разоблачившего козни графа, достойно справилась темпераментная Ксения Ковалевская, недавняя выпускница Уральской консерватории.

Особых комплиментов заслуживает исполнившая в спектакле партию Адели де Формутье Ирина Боженко. Обладающая всем необходимым арсеналом оперной дивы — прекрасным голосом, яркой внешностью, артистизмом и гармоничной пластикой, солистка труппы уже не раз демонстрировала присущее ей чувство стиля в партиях западноевропейской оперной классики (Церлина, Сюзанна). Артистке убедительно удалось передать характерное для россиниевской героини сочетание филигранного инструментализма с лирической наполненностью, пробуждающимся эротическим чувством.

Наверняка воплощением своего сочинения маэстро Россини был бы доволен.

http://газета-уральский-рабочий.рф/culture/4091/

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ИЮЛЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
июнь 2017 август 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57