106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Урал Опера Балет Фест


 
  подробнее...  
 
Урал Опера готовит мировую премьеру балета «Приказ короля»


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 сентября 2018
Открыта вакансия

Театр приглашает артистов миманса

 
  подробнее...  
  17 сентября 2018
Урал Опера Балет Фест: объявлена программа фестиваля

С 14 по 21 октября театр проведет первый музыкально-театральный фестиваль. Партнер фестиваля - Президентский Центр Бориса Ельцина.

 
  подробнее...  
  16 сентября 2018
Пресса о премьере "Турандот" в Урал Опере

Первая премьера сезона в отражении екатеринбургских СМИ.

 
  подробнее...  
  13 сентября 2018
107-й сезон открыт!

Урал Опера Балет открыл 107-й театральный сезон премьерой оперы Пуччини "Турандот".

 
  подробнее...  
  12 сентября 2018
Опубликованы премьерные составы "Турандот"

Главные партии исполнят приглашенные артисты и солисты Екатеринбургской оперы.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Экзотика в стиле 1001 ночи?

Ирина Клепикова, Областная газета
22 мая 2012

Опера Моцарта, которую привёз на Урал оперный театр Анкары, заставляет однако вспомнить даже… о трагедии 11 сентября

В Екатеринбурге на гастролях — один из старейших (64 года) театров Турции. Для них это — первые полномасштабные гастроли, с выездом всей оперной труппы. Для нас — не только экзотика (соседний Пермский оперный приехать не может, а тут Турция!), но прежде всего — прорыв в «гастрольном безмолвии». Главный музыкальный театр Турции, ставящий в сезон до пяти оперных премьер (да ещё четыре балетных), мог бы привезти на Урал что-то из хитового итальянского или идущего у них «Евгения Онегина», но они привезли «Похищение из сераля» — оперу, знаковую во многих отношениях.

— Опера Моцарта тематически нам очень близка, — лаконично представляет Эрдоган Давран, директор и художественный руководитель Государственного театра оперы и балета Анкары. — Это Восток, история времён Османской империи. Это колоритная музыка Востока…

Но всё много круче. Для самого Моцарта «Похищение из сераля» стало осуществлением мечты о национальном австрийском театре, который смог бы противостоять тогдашнему засилью на сцене итальянской оперы. А поскольку Вена XVIII века была помешана ещё и на турецкой экзотике (турецкие костюмы и причёски; фортепиано были оснащены всевозможными барабанами и колокольчиками, способными производить «турецкие эффекты», и т.д.), то сюжет о разлучённых Селим-пашой возлюбленных и стал данью европейской туркомании. Да, с янычарами, наложницами, рабами, но и… с глубокой философией.

Из высказываний Йекта Кара, режиссёра-постановщика спектакля:

— Главная мысль, лежащая в основе этой оперы Моцарта, — столкновение Востока и Запада, а лучший способ понять, к чему приводит подобное столкновение, — это внимательно проследить за тем, как в опере взаимодействуют между собой представители разных культур… Напрашивается провокационный вопрос: в чём сегодня значение этой оперы, столь популярной в XVIII веке? отвечу: трудно представить иную оперу, более созвучную современному миру, где случилась трагедия 11 сентября и ведутся горячие споры насчёт хиджаба, интеграции мигрантов, расширении Евросоюза… Нет ни малейшего сомнения в том, что человечеству срочно нужно начать диалог между культурами и конфессиями. Восток и Запад могут многому научиться друг у друга — но при условии, что не станут навязывать свой образ жизни, мнения и привычки как абсолютную истину…

Диалог культур — в самом факте гастролей на Урале театра из Анкары. Приезд в Россию ведущего музыкального театра состоялся на основе меморандума о сотрудничестве, заключённого год назад между Екатеринбургским оперным и Генеральной дирекцией государственных театров Турции (подробнее об этом — в номере «ОГ» за 22 мая с.г.), на основе соглашения о взаимных гастролях. Однако и подробности организации гастролей, «детали закулисья», не предусмотренные никаким меморандумом, тоже красноречивы и знаковы. Тоже — диалог, хотя и продиктованный форс-мажорными обстоятельствами. Декорации «Похищения из сераля» из-за задержки на таможне прибыли в столицу Среднего Урала позже, чем рассчитывалось. В ночь с 21 на 22 мая весь технический корпус Екатеринбургского оперного вышел на смену, дабы принять, распаковать и начать монтаж декораций, тем более что специально для гастролей, для уральской сцены, театр Анкары изготовил внове основную, несущую конструкцию.

Это — один факт. Вот другой. Для оперативного перевода (а услуги переводчиков, конечно же, востребованы в эти дни одномоментно на разных этапах подготовки спектакля) Генеральное консульство Азербайджана в Екатеринбурге предоставило волонтёров со знанием турецкого языка, в помощь переводчику из Турции.

В среду вечером — первый гастрольный спектакль. На Урале, соединяющем Европу и Азию, под сводами Екатеринбургского оперного, сойдутся Восток и Запад, зазвучит языковое многоголосье. Русский, турецкий, немецкий (опера Моцарта идёт на языке оригинала)… Специально к гастролям, для удобства зрителей, сделаны титры с переводом. Ещё один акт доброй воли, партнёрских отношений. Дай Бог, чтобы при языковом различии Моцарт и Опера объединили нас, наши культуры не только на эту неделю.

Что будет…

В июне — ответный визит Екатеринбургского оперного в Турцию, на фестиваль в Аспендосе. Выезжает практически вся труппа — 237 человек. На гастролях будут представлены оперы «Князь Игорь» и балет «Любовь и Смерть».

Поскольку меморандум о сотрудничестве — соглашение долговременное, можно надеяться, что Урал когда-то увидит и балет Турции, а это любопытно: только в труппе музыкального театра Анкары балет представлен сразу в трёх ипостасях — классика, модерн и драматический танец.

Что было…

Повезло Моцарту на Урале в мае 2012-го. Неделю назад на сцене Екатеринбургского оперного Эдуард Радзинский в авторском проекте «Несколько встреч с господином Моцартом…» (с участием уральского оркестра, хора и солистов) рассказывал о жизни и творчестве композитора. В частности, и об особенностях оперы «Похищение из сераля» — нынче 230 лет со дня её первого представления.

«Похищение из сераля» — редкий образец оперы в традициях зингшпиля, когда музыкальные номера соседствуют с развёрнутыми речитативами. Один из главных героев — Селим-паша — вовсе не поёт, а только говорит. Исполнитель этой роли Окан Шенозан — приглашённый в труппу, на спектакль, актёр драматического театра.

http://www.oblgazeta.ru/news.htm?top_id=6606

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
СЕНТЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
август 2018 октябрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 сентября 2018 (пт) в 18:30

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  22 сентября 2018 (сб) в 18:00

П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех действиях

 
  23 сентября 2018 (вс) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  25 сентября 2018 (вт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  26 сентября 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
  27 сентября 2018 (чт) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57