106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

КАК ДАНИЛА-МАСТЕР КРАСОТУ ИСКАЛ

Александр Максов, Журнал "БАЛЕТ", февраль-март 2009
26 марта 2009

Появление в афише Екатеринбургского театра оперы и балета спектакля на сюжет уральских сказов Павла Бажова «Малахитовая шкатулка» более чем логично. В преддверии своего столетнего юбилея театр возмечтал о том, чтобы благодаря уральским корням автора литературного первоисточника и самого сюжета «Каменный цветок» стал своего рода его визитной карточкой. Для осуществления этой идеи пригласили московского хореографа, художественного руководителя театра «Кремлевский балет» Андрея Петрова.

Петров внес определенные изменения в либретто Л.Лавровского и М.Мендельсон-Прокофьевой: его интерпретация сюжета открывает возможности для широкого спектра трактовок, дает жанровую свободу. Сказка-притча, былинный сказ о национальном характере, баллада о любви и верности, поэма о тайнах женской души... «Уложенный» в два действия, спектакль получился балетом большого стиля.

Балетмейстер пригласил к сотрудничеству именитого дирижера Сергея Стадлера, опытного художника-сценографа Станислава Бенедиктова, своего верного соратника Ольгу Полянскую — автора костюмов. Дирижер С.Стадлер — мастер яркой творческой энергии, тонкого музыкального интеллекта. Его глубинное понимание симфонизма Прокофьева, трепетное отношение к партитуре позволяют создать самоценное произведение — не аккомпанемент, а равноправное сценическому музыкально-драматургическое действие.

Супер-занавес, созданный Сергеем Бенедиктовым, словно малахитовая порода — работает на просвет. Падуга, нависающая над подмостками, с кромкой, повторяющей очертания Змеиной горки, может превратиться то в низко нависшую крышу избы Катерины, то в свод подземной пещеры. На живописных декорациях появится зимний пейзаж — деревенька с покосившимися избами, утопленными снегом по самую стреху, сталагмиты сказочных чертогов с отсветами переливов драгоценных камней и таинственными клубами газа. Интересны и необычны костюмы: почти этнографическая точность в узорах сарафана Катерины, «эмоциональность» при всей своей лаконичности — в черных рубахах, подпоясанных кожаными ремнями, шароварах с красными лампасами у Северьяна и его дружков. Оригинальны драпировки в виде граней кристаллов на разноцветных пачках обитательниц царства Хозяйки Медной горы. На руках у них перчатки с удлиненными золотистыми пальцами-лучами, волосы скрыты шапочками, украшенными диадемами в виде крупных драгоценных сколов. И контраст — одежда реальных действующих лиц — зипуны, лапти, кокошники.

Стилистика хореографических решений Петрова многолика. Широкая прыжковая вариация Данилы раскрывает его характер — открытый, благородный, сильный. Дуэт с Катериной, выписанный классической лексикой, окрашен лирическими интонациями. В партии Хозяйки Медной горы, сочетаются элементы неоклассики, акробатики и традиционного академического танца.

Лейттемой подруг Катерины стал хоровод. В сцене помолвки веселый, озорной, в эпизоде утешения — поникший. Настроение изобретательно поддерживается платками. В первом случае в руках у всех они взвиваются красными языками, в картине «Ярмарка» радуют пестрым многоцветьем. В движения вплетены русские припадания, поясные поклоны, «хлопушки», «ковырялочки». Но не забыты и сугубо классические элементы: пируэты, различные формы фуэте, туров, револьтадов.

По новому либретто Хозяйка Медной горы возникнет на ярмарочном гулянии в образе старой цыганки, тщетно увещевающей Северьяна и предсказывающей ему страшную судьбу, если тот не остепенится. Это еще одна ипостась Хозяйки, которая то пролетит над сценой сказочным видением, то облачится в зеленый сарафан, то обретет образ ящерки с характерно согнутыми локотками вверх, то царственно застынет, наблюдая за Данилой и его возлюбленной, оставаясь для них невидимой.

Усложнился образ Северьяна, во главе ватаги вечно пьяных и бесчинствующих прихвостней он чем-то похож на фашиствующего молодчика. Впечатление подтверждается и пластикой — высоко вскидываемыми в батманах ногами в черных кожаных сапогах. Ладони, сжатые в кулак с отведенным указательным пальцем, прямо-таки стреляют, Хозяйка выполнит свою волю. Кара настигнет Северьяна, когда тот бросится на нее с ножом, и будет обездвижен, прикован к земле, распят на Змеиной горке. Пока, наконец, гора не поглотит мерзавца.

На все уговоры Хозяйки остаться в ее богатом царстве, Данила будет отвечать отказом. Его влечет к Катерине, которая, пустившись на поиски пропавшего жениха, повстречала не одну, а трех Огневушек-поскакушек. Они согрели замерзающую в легком платье девушку, помогли ей найти любимого. Такая преданность не может быть не вознагражденной, и Хозяйка отпускает Данилу и Катерину с миром.

Примечательно, что бутафорский цветок в спектакле так и не появляется, ибо идея произведения в другом: открывшаяся Даниле красота подземного мира камней, идиллия, подпитанная испытанными чувствами Катерины — верный залог его будущих шедевров. О том, что вдохновение отныне не покинет Данилу-мастера, свидетельствует и сам финал — многофигурную композицию увенчает вознесенная над всеми Хозяйка Медной горы.

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  17 ноября 2018 (сб) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  17 ноября 2018 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 11:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  21 ноября 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  22 ноября 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  23 ноября 2018 (пт) в 18:30

Ф. Гласс
САТЬЯГРАХА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57