106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
10 ноября - "Жизель" к творческому юбилею Александра Меркушева


 
  подробнее...  
 
25 ноября 2017 - "Царская невеста" к юбилею заслуженной артистки России Светланы Пастуховой


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  13 октября 2017
105-летие театра в отражении СМИ

Публикации и репортажи, посвященные юбилею театра и презентации книги "Театр мечты"

 
  подробнее...  
  13 октября 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета приглашает на прослушивание для поступления в оперную труппу театра

Прослушивание состоится 18 ноября 2017 года в 12:00

 
  подробнее...  
  12 октября 2017
Фотоотчет с презентации книги "Театр мечты" в Пиотровском

Фотограф - Елена Лехова.

 
  подробнее...  
  09 октября 2017
Опера «Сатьяграха» получила Российскую оперную премию Casta Diva

В МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла церемония награждения и концерт лауреатов премии по итогам 2014-2016 годов.

 
  подробнее...  
  06 октября 2017
Волшебная флейта: зрители о спектакле

Сентябрьская премьера «Волшебной флейты» собрала много отзывов зрителей в соцсетях. Публикуем самые интересные, на наш взгляд, выдержки. Ближайший показ премьерного спектакля – 14 октября. Торопитесь, билетов почти не осталось!

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Простые истины правят сложным миром

Юлия Матафонова, Уральский рабочий
29 мая 2012

Лауреатам театрального фестиваля вчера кричали «Браво»!

Камертоном афиши, включившей спектакли 32-го областного конкурса театральных работ 2011 года, стала, несомненно, постановка Екатеринбургского ТЮЗа «Без вины виноватые». Вчера на фестивале «Браво!», в котором газета «Уральский рабочий» тоже исполняет свою роль — является информационным спонсором, артисты ТЮЗа прощались с дорогой им сценой. Не менее чем два долгих года актерам предстоит играть на чужих площадках, терпеть неудобства в ожидании реконструкции своего здания. Но сейчас о другом.

В спектакле питерский режиссер Григорий Дитятковский показал нам не столько историю провинциальной актрисы Кручининой, блистательно сыгранной Светланой Замараевой, но на материале знаменитой пьесы Александра Островского рассказал о своей любви к актерам и театру. Наверное, поэтому в ходе нынешней сценической жизни «Без вины виноватые» все набирают силу — актеры находят новые акценты и краски в своих ролях. Они-то уж знают о театре все, хорошее и плохое. Но главное, знают огромную созидающую силу театра, который способен волновать и очищать души. Именно это насущно необходимо сегодня.

Фестивальный проект

Нынче идет заметная смена зрительских поколений. В жизнь входит молодежь, сформировавшаяся уже в «новое время», а значит в массе своей несущая не только его положительные черты, но и минусы — эгоизм и цинизм, недостаток общей культуры. Тем важнее использовать малейшую возможность достучаться до сердца зрителей, приходящих в театр. Правда, сейчас театр вынужден бороться за саму возможность существовать и выполнять свою миссию.

— Правительство России, — озабоченно констатировала во время дискуссии за «круглым столом» авторитетный московский критик, председатель жюри фестиваля «Браво!» Ольга Галахова, — недооценивает роль культуры и образования, сокращает расходы на них. Принципиальные решения в области сценического искусства принимаются без учета мнения специалистов и руководителей творческих коллективов. В результате под реальной угрозой оказался репертуарный театр, которым всегда гордилась наша страна. Мнение по этому поводу театральной общественности пока не услышано…

Что делать в таких условиях? Наверное, не сдаваться. Расширять зрительскую аудиторию, привлекая качественным, настоящим искусством, бороться за каждого зрителя, неравнодушно пропагандировать лучшие достижения актеров и театров.

Этим целям служит и фестиваль «Браво!», по поводу дальнейшего развития которого было высказано немало дельных соображений. Предложено, например, ввести премии лучшим репертуарным театрам, организовать послефестивальный показ лучших работ не только в Екатеринбурге, но и в других регионах, включая Москву; предоставить актерам возможность знакомиться с фестивальной афишей, участвовать в обсуждениях, что поможет им осознать свое место в ряду других.

«Новые формы нужны!»

Искусство не признает любви без взаимности. Это его специфика. И реплика юного литератора Треплева из чеховской «Чайки» о новых формах — не лозунг какого-то определенного времени, а постоянное требование обновления, без которого художник рискует остаться на обочине творческого процесса, безнадежно отстать. Об этом напомнил историк оперы, музыковед Михаил Мугинштейн:

— Мне нравится путь, по которому движется Свердловский академический театр музыкальной комедии. На наших глазах рождается музыкальный театр, в который входят, помимо основной труппы, еще ансамбль «Изумруд», эксцентрик-балет Сергея Смирнова, детская студия. С открытием Малого зала возникла многозальная структура. Почему бы не поискать дополнительные пути к зрителю и расположенному почти рядом Екатеринбургскому академическому театру оперы и балета? Имей он Малую сцену, могли бы осуществляться проекты, способные привлечь продвинутую молодежь, которой немало в городе. Конечно, для этого нужна актуальная творческая продукция. Но что мешает произвести ее? Почему бы, скажем, не сделать совместный спектакль с еще одним из соседей — Екатеринбургским муниципальным театром кукол? Во всем мире популярны оперные спектакли с куклами…

Разговор о необходимости «актуальной продукции» стал главным на фестивале. Упомянутый термин, конечно, не следует понимать упрощенно. Дело не только в постановке новых пьес, открытии новых имен, а в умении находить новую интонацию в широком смысле этого слова. Тот же Михаил Мугинштейн предложил такой термин, как «слух на культуру» — без него никуда.

— Все мы живем в эпоху, когда завершился огромный культурный цикл. Так было сто лет назад, во времена модерна, когда все казалось уже известным, испробованным. Сейчас мир культуры в состоянии беременности. Что же родится?..

Так или иначе безмятежный театр, почивший на подзасохших вчерашних лаврах, ныне попросту невозможен.

На фестивале были более и менее удавшиеся постановки, но вместе взятые они выражали тенденции, одна из которых — массовый выход на творческую арену молодых сил.

В фестивале участвовали оперная студия Уральской государственной консерватории с оперой XVII века «Дидона и Эней» (1689) Генри Перселла, Молодой театр Свердловского академического театра драмы с «Грозой» Александра Островского, Нижнетагильский драматический театр им. Д. Н. Мамина-Сибиряка с трагифарсом «Сальто морале» Славомира Мрожека, Серовский театр драмы им. А. П. Чехова с шекспировским «Ричардом III». Были показаны и студенческие спектакли — «Игры на заднем дворе» израильского драматурга Эдны Мазия в исполнении студентов Екатеринбургского театрального института, «Звезды на утреннем небе» Александра Галина Нижнетагильского колледжа искусств.

Не все спектакли были удачны, но они помогали критикам и зрителям понять, какого качества режиссерская и актерская генерация выходит на смену нынешней.

В оперной студии консерватории обратил на себя внимание уже не первый спектакль режиссера Павла Коблика. Всегда любопытен выбираемый им репертуар, талантливо поют и играют солисты. Результат — интерес к студии у молодежной зрительской аудитории, всегда переполненный зал. Вообще-то студенческих оперных студий в стране единицы.

— Если в труппе нет актрисы на роль Катерины, то не надо ставить «Грозу», — категорически высказалась после спектакля Молодежного театра Ольга Галахова. — Перед нами какая-то русская Офелия, но никак не Катерина от Островского. Герои этого драматурга не заражены комплексами. Для Катерины существует справедливый Божий суд, и она боится его. Многие постановочные приемы, предложенные молодым режиссером Дмитрием Касимовым, воспринимаются формальными экспериментами, а шарахания по металлическому листу и вообще приобретают порой пародийный характер. Режиссер перед нами способный, но цельной концепции в спектакле нет.

Другой член жюри, доктор филологии Мария Литовская выразилась еще определеннее: стремясь разрушить стереотипы, режиссер пришел к стереотипам, только другим. На общем фоне, по ее мнению, выделяется работа Ирины Ермоловой, сыгравшей Кабаниху. Самое любопытное в спектакле — драматизм судьбы этой незаурядной, красивой женщины. Но увязать в единое целое образы, населяющие пьесу, постановщику не удалось.

Этим же недостатком частично страдает шекспировский спектакль серовцев, однако режиссер Юлия Батурина четко видит актуальность пьесы, а Петр Незлученко, исполняющий роль Ричарда, создает неординарный и достаточно сложный характер.

Под управлением любви

Особенностью фестиваля стала не экстравагантность, которая часто бывает обманчивой, а, если можно так выразиться, простота вечных истин. Зрителей неизменно притягивали спектакли психологические, человечные, призывающие к теплоте и любви.

Такова «Песочница», поставленная тюзовским актером Дмитрием Михайловым и сыгранная им же вместе с Дарьей Михайловой и Сергеем Молочковым (Он, Она и Бэтмен). «Детские игры в недетские отношения», как обозначено в программке, — об обретении близости, об отношениях мужчины и женщины. Публика смотрит спектакль не отрываясь. Талантливую пьесу Михала Вальчака екатеринбуржцы приметили на читках проходившего в ТЮЗе фестиваля польской драматургии. И не ошиблись.

Языком другого искусства — современного танца — близкую тему раскрыли артисты компании «Zonk`a», и тоже с успехом.

Как показал фестиваль, современный танец в Екатеринбурге не только не зачах, но, наоборот, обретает второе дыхание. Порадовал муниципальный театр «Провинциальные танцы». Спектакль «Sepia» стал одним из самых заметных, этапных в творчестве хореографа Татьяны Багановой. Его можно поставить в ряд с такими ее удачами, как «Версии. Часть I» на музыку Авета Тертеряна, «Свадебка» на музыку Игоря Стравинского.

Из прочно зарекомендовавших себя екатеринбургских творческих коллективов удивил «Коляда-театр», показавший пушкинского «Бориса Годунова». Споров вокруг спектакля было и остается много, но Коляда знает, чего хочет. Он не сочувствует Годунову, не собирается потрясать зрителей его нравственной драмой. Режиссера интересует циничный и равнодушный к народу правитель, не собирающийся тратить власть на добро. Политическое предупреждение властителям нашей участи? А почему бы и нет!

И, наконец, о судьбе не спектакля, а театра. Я имею в виду Екатеринбургский театр оперы и балета, про который давненько не говорили так много. Театр поднимается после довольно продолжительного застоя, и это радует всех. Хвалили постановку «Баядерки» Людвига Минкуса за хороший баланс между современным психологизмом и выверенным, точным академизмом, за бережное сохранение классической хореографической версии, за исполнительские работы. В частности, за трактовку главной партии Никии двумя очень разными по индивидуальности балеринами — Маргаритой Рудиной и Еленой Кабановой.

Отмечали высокий уровень работы оркестра, руководимого Павлом Клиничевым. Он же стал постановщиком редко идущей оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Претензии были чисто рабочие — усилить лирическую струю. Сейчас в спектакле преобладают комедийно-буффонные краски. И именно в этом спектакле за роль Принца только что был отмечен премией «Золотая Маска» молодой солист Ильгам Валиев (специальная премия жюри).

Широкое поле искусства открыто для зрителей. Театры их любят и ждут.

http://uralsky-rabochi.ru/culture/4676/

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ОКТЯБРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
сентябрь 2017 ноябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  18 октября 2017 (ср) в 18:30

Премьера

В.А. Моцарт
ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА

Опера в двух действиях

 
  19 октября 2017 (чт) в 18:30

К 100-летию Екатеринбургского балета
ЦВЕТОДЕЛИКА

Балет в трех действиях

 
  20 октября 2017 (пт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  21 октября 2017 (сб) в 18:00

А. Бородин
КНЯЗЬ ИГОРЬ

Опера в трех действиях

 
  22 октября 2017 (вс) в 11:00

К. Хачатурян
ЧИПОЛЛИНО

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  22 октября 2017 (вс) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  24 октября 2017 (вт) в 18:30

Дж. Россини
ГРАФ ОРИ

Опера в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57