106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Урал Опера Балет Фест


 
  подробнее...  
 
Урал Опера готовит мировую премьеру балета «Приказ короля»


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 сентября 2018
Открыта вакансия

Театр приглашает артистов миманса

 
  подробнее...  
  17 сентября 2018
Урал Опера Балет Фест: объявлена программа фестиваля

С 14 по 21 октября театр проведет первый музыкально-театральный фестиваль. Партнер фестиваля - Президентский Центр Бориса Ельцина.

 
  подробнее...  
  16 сентября 2018
Пресса о премьере "Турандот" в Урал Опере

Первая премьера сезона в отражении екатеринбургских СМИ.

 
  подробнее...  
  13 сентября 2018
107-й сезон открыт!

Урал Опера Балет открыл 107-й театральный сезон премьерой оперы Пуччини "Турандот".

 
  подробнее...  
  12 сентября 2018
Опубликованы премьерные составы "Турандот"

Главные партии исполнят приглашенные артисты и солисты Екатеринбургской оперы.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Простые истины правят сложным миром

Юлия Матафонова, Уральский рабочий
29 мая 2012

Лауреатам театрального фестиваля вчера кричали «Браво»!

Камертоном афиши, включившей спектакли 32-го областного конкурса театральных работ 2011 года, стала, несомненно, постановка Екатеринбургского ТЮЗа «Без вины виноватые». Вчера на фестивале «Браво!», в котором газета «Уральский рабочий» тоже исполняет свою роль — является информационным спонсором, артисты ТЮЗа прощались с дорогой им сценой. Не менее чем два долгих года актерам предстоит играть на чужих площадках, терпеть неудобства в ожидании реконструкции своего здания. Но сейчас о другом.

В спектакле питерский режиссер Григорий Дитятковский показал нам не столько историю провинциальной актрисы Кручининой, блистательно сыгранной Светланой Замараевой, но на материале знаменитой пьесы Александра Островского рассказал о своей любви к актерам и театру. Наверное, поэтому в ходе нынешней сценической жизни «Без вины виноватые» все набирают силу — актеры находят новые акценты и краски в своих ролях. Они-то уж знают о театре все, хорошее и плохое. Но главное, знают огромную созидающую силу театра, который способен волновать и очищать души. Именно это насущно необходимо сегодня.

Фестивальный проект

Нынче идет заметная смена зрительских поколений. В жизнь входит молодежь, сформировавшаяся уже в «новое время», а значит в массе своей несущая не только его положительные черты, но и минусы — эгоизм и цинизм, недостаток общей культуры. Тем важнее использовать малейшую возможность достучаться до сердца зрителей, приходящих в театр. Правда, сейчас театр вынужден бороться за саму возможность существовать и выполнять свою миссию.

— Правительство России, — озабоченно констатировала во время дискуссии за «круглым столом» авторитетный московский критик, председатель жюри фестиваля «Браво!» Ольга Галахова, — недооценивает роль культуры и образования, сокращает расходы на них. Принципиальные решения в области сценического искусства принимаются без учета мнения специалистов и руководителей творческих коллективов. В результате под реальной угрозой оказался репертуарный театр, которым всегда гордилась наша страна. Мнение по этому поводу театральной общественности пока не услышано…

Что делать в таких условиях? Наверное, не сдаваться. Расширять зрительскую аудиторию, привлекая качественным, настоящим искусством, бороться за каждого зрителя, неравнодушно пропагандировать лучшие достижения актеров и театров.

Этим целям служит и фестиваль «Браво!», по поводу дальнейшего развития которого было высказано немало дельных соображений. Предложено, например, ввести премии лучшим репертуарным театрам, организовать послефестивальный показ лучших работ не только в Екатеринбурге, но и в других регионах, включая Москву; предоставить актерам возможность знакомиться с фестивальной афишей, участвовать в обсуждениях, что поможет им осознать свое место в ряду других.

«Новые формы нужны!»

Искусство не признает любви без взаимности. Это его специфика. И реплика юного литератора Треплева из чеховской «Чайки» о новых формах — не лозунг какого-то определенного времени, а постоянное требование обновления, без которого художник рискует остаться на обочине творческого процесса, безнадежно отстать. Об этом напомнил историк оперы, музыковед Михаил Мугинштейн:

— Мне нравится путь, по которому движется Свердловский академический театр музыкальной комедии. На наших глазах рождается музыкальный театр, в который входят, помимо основной труппы, еще ансамбль «Изумруд», эксцентрик-балет Сергея Смирнова, детская студия. С открытием Малого зала возникла многозальная структура. Почему бы не поискать дополнительные пути к зрителю и расположенному почти рядом Екатеринбургскому академическому театру оперы и балета? Имей он Малую сцену, могли бы осуществляться проекты, способные привлечь продвинутую молодежь, которой немало в городе. Конечно, для этого нужна актуальная творческая продукция. Но что мешает произвести ее? Почему бы, скажем, не сделать совместный спектакль с еще одним из соседей — Екатеринбургским муниципальным театром кукол? Во всем мире популярны оперные спектакли с куклами…

Разговор о необходимости «актуальной продукции» стал главным на фестивале. Упомянутый термин, конечно, не следует понимать упрощенно. Дело не только в постановке новых пьес, открытии новых имен, а в умении находить новую интонацию в широком смысле этого слова. Тот же Михаил Мугинштейн предложил такой термин, как «слух на культуру» — без него никуда.

— Все мы живем в эпоху, когда завершился огромный культурный цикл. Так было сто лет назад, во времена модерна, когда все казалось уже известным, испробованным. Сейчас мир культуры в состоянии беременности. Что же родится?..

Так или иначе безмятежный театр, почивший на подзасохших вчерашних лаврах, ныне попросту невозможен.

На фестивале были более и менее удавшиеся постановки, но вместе взятые они выражали тенденции, одна из которых — массовый выход на творческую арену молодых сил.

В фестивале участвовали оперная студия Уральской государственной консерватории с оперой XVII века «Дидона и Эней» (1689) Генри Перселла, Молодой театр Свердловского академического театра драмы с «Грозой» Александра Островского, Нижнетагильский драматический театр им. Д. Н. Мамина-Сибиряка с трагифарсом «Сальто морале» Славомира Мрожека, Серовский театр драмы им. А. П. Чехова с шекспировским «Ричардом III». Были показаны и студенческие спектакли — «Игры на заднем дворе» израильского драматурга Эдны Мазия в исполнении студентов Екатеринбургского театрального института, «Звезды на утреннем небе» Александра Галина Нижнетагильского колледжа искусств.

Не все спектакли были удачны, но они помогали критикам и зрителям понять, какого качества режиссерская и актерская генерация выходит на смену нынешней.

В оперной студии консерватории обратил на себя внимание уже не первый спектакль режиссера Павла Коблика. Всегда любопытен выбираемый им репертуар, талантливо поют и играют солисты. Результат — интерес к студии у молодежной зрительской аудитории, всегда переполненный зал. Вообще-то студенческих оперных студий в стране единицы.

— Если в труппе нет актрисы на роль Катерины, то не надо ставить «Грозу», — категорически высказалась после спектакля Молодежного театра Ольга Галахова. — Перед нами какая-то русская Офелия, но никак не Катерина от Островского. Герои этого драматурга не заражены комплексами. Для Катерины существует справедливый Божий суд, и она боится его. Многие постановочные приемы, предложенные молодым режиссером Дмитрием Касимовым, воспринимаются формальными экспериментами, а шарахания по металлическому листу и вообще приобретают порой пародийный характер. Режиссер перед нами способный, но цельной концепции в спектакле нет.

Другой член жюри, доктор филологии Мария Литовская выразилась еще определеннее: стремясь разрушить стереотипы, режиссер пришел к стереотипам, только другим. На общем фоне, по ее мнению, выделяется работа Ирины Ермоловой, сыгравшей Кабаниху. Самое любопытное в спектакле — драматизм судьбы этой незаурядной, красивой женщины. Но увязать в единое целое образы, населяющие пьесу, постановщику не удалось.

Этим же недостатком частично страдает шекспировский спектакль серовцев, однако режиссер Юлия Батурина четко видит актуальность пьесы, а Петр Незлученко, исполняющий роль Ричарда, создает неординарный и достаточно сложный характер.

Под управлением любви

Особенностью фестиваля стала не экстравагантность, которая часто бывает обманчивой, а, если можно так выразиться, простота вечных истин. Зрителей неизменно притягивали спектакли психологические, человечные, призывающие к теплоте и любви.

Такова «Песочница», поставленная тюзовским актером Дмитрием Михайловым и сыгранная им же вместе с Дарьей Михайловой и Сергеем Молочковым (Он, Она и Бэтмен). «Детские игры в недетские отношения», как обозначено в программке, — об обретении близости, об отношениях мужчины и женщины. Публика смотрит спектакль не отрываясь. Талантливую пьесу Михала Вальчака екатеринбуржцы приметили на читках проходившего в ТЮЗе фестиваля польской драматургии. И не ошиблись.

Языком другого искусства — современного танца — близкую тему раскрыли артисты компании «Zonk`a», и тоже с успехом.

Как показал фестиваль, современный танец в Екатеринбурге не только не зачах, но, наоборот, обретает второе дыхание. Порадовал муниципальный театр «Провинциальные танцы». Спектакль «Sepia» стал одним из самых заметных, этапных в творчестве хореографа Татьяны Багановой. Его можно поставить в ряд с такими ее удачами, как «Версии. Часть I» на музыку Авета Тертеряна, «Свадебка» на музыку Игоря Стравинского.

Из прочно зарекомендовавших себя екатеринбургских творческих коллективов удивил «Коляда-театр», показавший пушкинского «Бориса Годунова». Споров вокруг спектакля было и остается много, но Коляда знает, чего хочет. Он не сочувствует Годунову, не собирается потрясать зрителей его нравственной драмой. Режиссера интересует циничный и равнодушный к народу правитель, не собирающийся тратить власть на добро. Политическое предупреждение властителям нашей участи? А почему бы и нет!

И, наконец, о судьбе не спектакля, а театра. Я имею в виду Екатеринбургский театр оперы и балета, про который давненько не говорили так много. Театр поднимается после довольно продолжительного застоя, и это радует всех. Хвалили постановку «Баядерки» Людвига Минкуса за хороший баланс между современным психологизмом и выверенным, точным академизмом, за бережное сохранение классической хореографической версии, за исполнительские работы. В частности, за трактовку главной партии Никии двумя очень разными по индивидуальности балеринами — Маргаритой Рудиной и Еленой Кабановой.

Отмечали высокий уровень работы оркестра, руководимого Павлом Клиничевым. Он же стал постановщиком редко идущей оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Претензии были чисто рабочие — усилить лирическую струю. Сейчас в спектакле преобладают комедийно-буффонные краски. И именно в этом спектакле за роль Принца только что был отмечен премией «Золотая Маска» молодой солист Ильгам Валиев (специальная премия жюри).

Широкое поле искусства открыто для зрителей. Театры их любят и ждут.

http://uralsky-rabochi.ru/culture/4676/

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
СЕНТЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
август 2018 октябрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 сентября 2018 (пт) в 18:30

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  22 сентября 2018 (сб) в 18:00

П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех действиях

 
  23 сентября 2018 (вс) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  25 сентября 2018 (вт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  26 сентября 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
  27 сентября 2018 (чт) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57