105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
14, 15, 16, 17 сентября 2017 - премьера оперы


 
  подробнее...  
 
27, 28 сентября 2017 - Гала-концерт к пятилетию мастерских новой хореографии «DANCE-ПЛАТФОРМА»


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 августа 2017
"Волшебная флейта"_Анонсы в прессе

На репетициях в театре побывали екатеринбургские СМИ

 
  подробнее...  
  14 августа 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета готовится к премьере оперы В.А. Моцарта "Волшебная флейта"

Новый спектакль откроет театральный сезон 2017/2018

 
  подробнее...  
  04 августа 2017
ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ПРИГЛАШАЕТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА ДОЛЖНОСТЬ АРТИСТА ХОРА

Приглашаем на прослушивание теноров

 
  подробнее...  
  11 июля 2017
Уважаемые зрители!

Выдача билетов, оплаченных через сайт театра с 12.07.17 по 15.08.17, будет осуществляться с 16.08.17г.

 
  подробнее...  
  10 июля 2017
Премьера Вечера одноактных балетов

Анонсы и отзывы в прессе_Фотогалерея

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Дневник старого пианистана

Екатерина Быкова, Информационное агентство "Актуально"
18 мая 2012

В Екатеринбурге выступил известный историк и драматург Эдвард Радзинский

Вчера, 17 мая, на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета историк и драматург Эдвард Радзинский представил свою пьесу «Несколько встреч с покойным господином Моцартом». Екатеринбург — второй российский город, где в первый и в последний раз была исполнена эта пьеса.

Пьеса Эдварда Радзинского «Несколько встреч с покойным господином Моцартом» была написана в начале 90-х, для итальянского Радио и телевидения к 200-летию со дня смерти гениального австрийского композитора. И там же, в Италии, была впервые сыграна. Однако Россия ждала пьесу о Моцарте более двадцати лет – только в сентябре 2011 года в Москве Радзинский впервые представил ее вместе с Российским Национальным Оркестром в концертном зале им. П.И.Чайковского. Второе исполнение пьесы состоялось в Екатеринбурге, на сцене Академического театра оперы и балета. Радзинский исполнил ее вместе с дирижером Михаилом Грановским, оркестром, хором и солистами театра.

Почему так долго тянул Радзинский с премьерой своей пьесы в России, не известно. Но в одном своем интервью автор сказал: «Пьеса была написана и показана в Италии. У нас она не игралась, а я и не предлагал ее театрам – она была для меня слишком личной».

Всем нам с детства известно, что Сальери из зависти отравил Моцарта. Об этом написано много книг, А.С.Пушкин даже написал об этом свою пьесу, но Радзинский заявляет, что Сальери Моцарта не убивал. Более того, по его мнению, Сальери был слишком популярен, слишком удачлив, чтобы завидовать этому «человечку», чьи постановки раз за разом проваливались в Вене. Опера Сальери «Тарар» произвела фурор, а поставленный следом «Дон Жуан» Моцарта с треском провалился. И Сальери завидовал этому неудачнику Моцарту?! Абсурд. Но, несмотря на это, скоропостижная смерть Моцарта не была случайностью, о чем и рассказал нам Радзинский.

Начинается пьеса с небольшой истории о неком пианисте К., друге Шостаковича и ученике Прокофьева, которому в руки однажды попала бесценная рукопись барона ванн Свитена, которая проливает свет на истинную причину смерти гения. Дневник был утрачен, но старый пианист по памяти восстановил все то, что было в нем написано. До конца так и не понятно, был ли этот дневник на самом деле, или же Радзинский придумал и пианиста К., и дневник… Хотя так ли это важно?

Но отвлечемся от сюжета. Хочется сказать, что в этой постановке Радзинскому удалось то, что, казалось бы, невозможно: он соединил художественное слово (поясним, что он читал текст своей пьесы), классическую музыку и оперу воедино. И эта работа проделана настолько тонко, что если убрать хотя бы одну составляющую этой пьесы, она тут же потеряет свою завораживающую красоту. Умение сочетать не сочетаемое — именно этим в совершенстве владеет Радзинский.

Когда он говорит, на сцене мы видим то Моцарта, вечно смешливого, вечно беззаботного, вечно юного Моцарта, то его родителя, «лучшего из отцов», мудрого строгого ценителя музыки, нежно влюбленного в талант сына и всячески оберегающего его от всех соблазнов жизни, которые могут помешать гениальному ребенку сочинять музыку. А над этими двумя фигурами словно возвышается мрачный образ барона ванн Свитена, который, если верить утраченным дневникам, был самым фанатичным и одновременно самым жестоким поклонником Моцарта и его творчества. Перевоплощения эти настолько гармоничны и естественны, что невозможно представить себе какое-нибудь иное исполнение этой пьесы.

Барон ванн Свитен, человек, чью исповедь обнаружил в Петербурге старый пианист. Злой гений Моцарта, нельзя назвать его иначе. На протяжении всего действия его фанатичное желание сделать доверчивого «солнечного мальчика» Моцарта несчастным, его жестокость и расчетливость отвратительны. Причем, парадокс в том, что он вовсе не желает зла своему подопечному, нет. Он всего лишь хочет, чтобы Моцарт написал самое сильное, самое гениальное произведение в своей жизни. А написать его он сможет, только если будет несчастен, считает барон. И композитор не разочаровывает его. Он действительно создает свое самое гениальное произведение — «Реквием». Но за него Моцарт платит высокую цену — он умирает. И, наверное, честен был Радзинский, когда говорил он том, что пьеса «Несколько встреч с покойным господином Моцартом» для него очень личная, близкая — когда оркестр и хор исполняли «Реквием», в самый пронзительный, трагичный и яростный его момент он не выдержал — он вздрогнул и, как всем показалось, заплакал. Но в этот момент плакал не только он, у многих, сидевших в зале, на глазах были слезы.

Ах да. Так как же умер Моцарт? Моцарт всегда был впечатлительным человеком. И барон ванн Свитен прекрасно знал об этом. Он догадывался, что если Моцарт начнет писать погребальную мессу, «Реквием», он поверит в то, что этот «Реквием» — его погребальная песнь. Так и произошло. Моцарт, поверив, что это знак свыше, умирает, так и не успев закончить работу. Такова версия Радзинского.

Оркестр затих. Радзинский и дирижер пожали друг другу руки. Зал зааплодировал. Сначала несмело, а потом все сильнее, сильнее. Люди аплодировали стоя - благодарили Эдварда Радзинского, человека, который позволил им этим вечером встретиться с покойным и вечно живым господином Моцартом.

http://aktualno.ru/view/sverdlovsk/culture/6021

 

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АВГУСТ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
июль 2017 сентябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57