106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

МУЗА И МУКА МАСТЕРА ДАНИЛЫ

Ирина Клепикова, Областная газета
19 марта 2009

НОМИНАНТЫ НА ПРЕМИЮ ГУБЕРНАТОРА

ПОЛУЛЕГЕНДА-ПОЛУБЫЛЬ из истории отечественной музыки: уже умирающий Сергей Прокофьев продолжал править музыку своего балета «Каменный цветок», а 5 марта 1953 года, за несколько часов до кончины, он переслал партитуру дуэта Катерины и Данилы в Большой театр. Столь важно было для композитора не только завершить своё последнее сочинение, но — довести его до совершенства. В этом было даже что-то от идеи самого бажовского сказа: Художник и увлекающий, бесконечно мучающий творца Идеал…

Поэтому когда Екатеринбургский оперный взялся за постановку балета Прокофьева, эта работа изначально воспринималась знаковой для театра. Не только потому, что – Урал, Бажов, сказы... Как говорится, где, как не на уральской сцене, и расцвести Каменному цветку?! Но и потому ещё, что – Прокофьев. Третья в истории театра постановка «Каменного цветка» впервые была осуществлена в прокофьевской музыкальной версии (две первые были на музыку Г.Фридлендера).

Когда открылся занавес, и зрители не увидели на сцене традиционного бутафорского Каменного цветка, стало очевидно: спектакль претендует если и не на всеобщее зрительское восхищение, то во всяком случае на то, что идёт собственным путём в освоении классики.

После замечательного, запёчатлённого на киноплёнке и демонстрирующегося к датам «Каменного цветка» Мариинского театра 1957 года любая новая постановка неизбежно сравнивается с той, в блистательных декорациях С.Вирсаладзе. Хотя, казалось бы, само время требует новых живописных ходов. Настала эпоха рацио, в театре – эпоха «жёстких» декораций. Однако народный художник России С.Бенедиктов, приглашённый для участия в уральской постановке, решил сохранить чувственную основу даже в цветовом решении спектакля. Дабы создать живописный образ самоцветных владений Хозяйки Медной горы, он впервые использовал технологию фотопечати на тканях. Многослойные прозрачные занавеси, на которых цвет оживляется непрестанной игрой света, и впрямь создают иллюзию «игры» уральского камня. Очень поэтично. Образно. Когда впору употребить классическую фразу – «музыка в камне». И всё же самое главное, в чём заключена самобытность изобразительного решения спектакля, – на сцене нет привычного Каменного цветка, с которым мучается творческими муками Данила-мастер. Такой ход – не каприз художника, не оригинальничание. Отсутствие осязаемого Каменного цветка существенно облагородило сюжет и саму тему балета. Творческая маета Данилы – не о том, чтобы изваять в камне «как живой» один-единственный цветок. Совершенство красоты, идеальный образ – вечная мука Художника. И сколь недостижим идеал – столь вечен, непреходящ его поиск. Именно об этом в третьей постановке «Каменного цветка» на уральской сцене говорит со зрителем постановочная труппа Екатеринбургского оперного.

Такой, почти философский, мировоззренческий подход к теме есть и в музыке. «Прокофьевская партитура – это как три симфонии, звучащие подряд, – говорит дирижёр-постановщик С.Стадлер. Такой здесь накал, такая мощь! В кульминационных сценах под оркестром не фигурально, а реально дрожит пол в оркестровой яме». Но если отвлечься от эмоций, музыка С.Прокофьева в «Каменном цветке» – действительно, скорее симфоническая поэма. В её полифонии – множество тем, которые самодостаточны, принципиально важны каждая по себе, и театр пытается не приглушить ни одной, не «опростить» балет. Напротив – главная тема «Художник и поиск идеала» обогащается нюансами. Добро и Зло – колоссальные силы, которые разбужены в этой уральской деревеньке Хозяйкой Медной горы... Мастер Данила и приказчик Северьян – два состояния, две ипостаси человека: творец и прагматик. В какой-то момент и Северьян вызывает зрительское сочувствие... Муза творца, Хозяйка Медной горы, – персонаж, который тоже можно «прочитывать» с разных ракурсов.

С одной стороны, она, безусловно, творческая натура, и метания Данилы между Хозяйкой и невестой Катериной – по сути, метания между творчеством и домом, семьёй, бытом, на что обречён любой творческий человек. С другой стороны, Хозяйка Медной горы, существо сказочное, наделена в спектакле и в исполнении Е.Кабановой человеческими чертами: она тоже любит Данилу и переживает, когда теряет его... Словом, вдохновившись «симфонической поэмой» прокофьевского балета, театр создаёт многозначное сценическое повествование. Более того, постановщики иногда даже заостряют, укрупняют смыслы. Сюжет «Каменного цветка», безусловно, изначально имеет социальный аспект. В согласии с литературным первоисточником. Но авторы балета представили не просто противостояние «хорошего» Данилы-мастера и «плохого» приказчика. Северьян в версии Екатеринбургского театра – представитель определённой социальной силы. Премьере предшествовали долгие поиски цвета и деталей костюмов для троицы отрицательных персонажей во главе с Северьяном. Авторы не жаждали буквализации, но... Добились того, чего хотели: образ Северьяна (в выразительном исполнении С.Кращенко) – это идея хамоватого собственника, который получает власть над людьми и определяет в какой-то момент их судьбы.

Итак, социальный аспект обострён, но в целом спектакль очень поэтичен. На поэтический образ «Каменного цветка» работает не только сценография, но также красочная палитра костюмов и пластика персонажей-самоцветов, достаточно необычная трактовка Огневушки-поскакушки (в спектакле три огневушки!), естественность существования в главных ролях – Данилы и Катерины – В.Механошина и О.Мамыловой. И, конечно, хореография, пластический рисунок спектакля.

«Каменный цветок» Екатеринбургского оперного поставлен в редакции художественного руководителя театра «Кремлёвский балет» народного артиста России Андрея Петрова. Он сам когда-то участвовал в знаменитом столичном «Каменном цветке», танцевал Северьяна. И, возможно, была опасность невольного повторения хореографии Ю.Григоровича (это тот случай, когда тело танцовщика «помнит» и может оказать балетмейстеру медвежью услугу, подсказывая выигрышные па). И всё же Андрей Петров попытался создать собственную пластическую версию: соединить наследие классического русского балета и танец модерн, без которого в современной постановке просто не обойтись. Правда, пресыщенная балетная критика отпустила в адрес создания А.Петрова несколько стрел: мол – хороводы, мол – несовременно... Однако тот хореографический язык, о котором пытаются говорить с пренебрежением, имеет напротив свои достоинства – он логично укладывается в стилистику, интонацию бажовского сказа, естественно встраивается в сюжет и время «Каменного цветка». Ну да – хороводы, ну да – народный танец... А каким ему быть, танцу в сказе о Каменном цветке? Ведь – Бажов, XVIII век (к этому времени относится действие сказа), народные поверья, составившие литературную первооснову. Было бы в высшей степени странно, если б Данила-мастер, Катерина или Медной горы хозяйка «заговорили» б, не дай Бог, на языке маргинального современного танца. Всё равно что бажовский сказ переложить (для удобства прочтения современных отроков) на понятия «круто», «клёво» и иже с ними. Как говорится, чур-чур хореографа от этакого соблазна! Нет, А.Петров не «купился» на псевдосовременность. Его хореография в «Каменном цветке» не эпатажная, но – естественная, внятная, органичная. В духе сказа, в духе Бажова.

Об отроках упоминаю не случайно. Обращаясь к «Каменному цветку» С.Прокофьева, авторы постановки испытывали закономерное желание, дабы балет не стал только пресной иллюстрацией к бажовскому сказу, на который стайками водили бы детсадовцев и младших школьников. Претензии постановщиков на большой возрастной охват зрителей. В спектакль введены впечатляющие спецэффекты, имитирующие волшебство Хозяйки Медной горы, что не выбивается из общей органики спектакля, но вместе с тем с восторгом воспринимается зрителями-тинейджерами. Это отрадно и в отношении данного спектакля, и в принципе, поскольку такой спектакль способен расположить к жанру балета и подрастающее поколение, ничего слаще телевизионного фаст-фуда прежде не пробовавшего. Но это, как говорится, a propos, между прочим.

...В своё время известный исследователь творчества Бажова Л.Скорино писала о «Каменном цветке» и художнических муках главного героя: «Творческая неудача талантливого камнереза Данилы объясняется именно тем, что молодой мастер только слепо подражает природе, не прибегая к творческой выдумке, к поэтическому обобщению, которое и составляет сущность искусства». Отказавшись от бутафорского Каменного цветка на сцене, оставив неосуществлёнными грёзы мастера Данилы, театр оказался ближе к созданию образа Художника, нежели в прежних своих постановках «Каменного цветка». Идеал недостижим, а подлинный творец обречён на вечную творческую неудовлетворённость. Горестно? Но так ближе к истине.

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  17 ноября 2018 (сб) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  17 ноября 2018 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 11:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  21 ноября 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  22 ноября 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  23 ноября 2018 (пт) в 18:30

Ф. Гласс
САТЬЯГРАХА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57