106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 мая 2018
Открыта продажа билетов на премьеру оперы

Урал Опера Балет откроет 107-й сезон оперой Джакомо Пуччини «Турандот».

 
  подробнее...  
  05 мая 2018
Детский хор театра стал призером конкурса в Бельгии

Детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета (руководитель - Елена Накишова) получил Первый приз и звание cum laude ("с почётом" - лат.) в категории "Детский хор" в 66-м Международном молодежном хоровом фестивале-конкурсе в городе Неерпельт (Бельгия).

 
  подробнее...  
  03 мая 2018
31 мая пройдет прослушивание солистов для поступления в оперную труппу

Урал Опере требуются: драматическое сопрано, лирическое сопрано, меццо-сопрано, драматический тенор, драматический баритон, центральный бас.

 
  подробнее...  
  26 апреля 2018
Солисты Урал Оперы получили Губернаторскую премию

25 апреля заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков по поручению главы региона Евгения Куйвашева вручил премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.

 
  подробнее...  
  25 апреля 2018
Министерство культуры объявило лауреатов губернаторской премии в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Послания в музыке. Незабываемый театр восьмидесятых

Юлия Матафонова, газета «Уральский рабочий»
01 сентября 2012

В Екатеринбургском академическом театре оперы и балета готовится постановка оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов»

Этой премьерой 29 сентября коллектив собирается открыть торжества, посвященные своему 100-летию. Ставит спектакль главный режиссер Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель.

Те зрители, что попали весной 1981 года в свердловский оперный на праздничное представление, посвященное традиционной неделе «Театр и дети», с интересом разглядывали вышедшего на сцену постановщика — среднего роста стройного молодого человека с интеллигентным лицом. Это был Александр Титель, только что окончивший московский ГИТИС (Государственный институт театрального искусства) и направленный на работу на Урал.

А вскоре, вслед за концертом, у Тителя состоялся дебютный спектакль. Поставленный им «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини расколол городское музыковедческое сообщество на две части — тех, кто принимал, и тех, кто резко не принимал премьеру. Молодой режиссер поставил оперу как озорную театральную игру, и кое-кто узрел тут «пережим», насилие над классикой. Ждали публичной оценки — рецензии. И она появилась. Лектор-музыковед филармонии Ирина Сендерова похвалила в «Уральском рабочем» спектакль за смелость и свежесть трактовки и уже самим этим фактом заставила приглядеться к новому режиссеру попристальнее.

Подарком публике стал выбор для постановки в 1982 году оперы современного грузинского композитора Отара Тактакишвили «Чудаки». На русской сцене опера шла лишь в Воронеже, воплощенная грузинской творческой группой. Свердловчане с увлечением пересказали музыкальную притчу о любви, объединившую реальную жизнь и сказочную романтику. В режиссерском решении критика увидела ряд недостатков, однако достоинства перевешивали.

Красноречивый отзыв об Александре Тителе оставил тогда участник постановки в Тбилиси Эльдар Гецадзе, приезжавший петь в свердловском спектакле: «Он имеет полное право называться режиссером музыкального театра. Он наизусть, прекрасно знает всю музыку оперы и из нее исходит в своем решении постановки. Чувствует музыку. Это бывает нечасто».

Очень скоро Александр Титель стал главным режиссером свердловской труппы. Помогло и его желание быть лидером, умение объединить ради общей цели талантливых людей. Если первые свои спектакли он ставил с разными дирижерами — Евгением Хилькевичем, Владимиром Бочаровым, то вскоре начал работать только с одним, Евгением Бражником, выпускником Ленинградской, а затем Уральской консерватории, обнаружившим одинаковую с ним творческую группу крови. Практически каждый поставленный ими спектакль становился событием.

Первым в этом ряду стал «Борис Годунов», существующий, как известно, в нескольких авторских и последующих редакциях. Свердловчане решили представить авторский текст с возможно большей полнотой, поступившись ради этого позднее привнесенными в оперу эффектными эпизодами вроде развернутой сцены венчания Бориса на царство со звоном колоколов. Силы сопостановщиков были направлены на выявление трагического противостояния народа и власти, раскрытие внутренних пружин поведения исторических личностей. Живущий по законам психологической правды многолюдный спектакль с вереницей актерских удач и яркими мизансценами захватил публику.

По мере того, как появлялись очередные премьеры, становилось ясно, что тандемом двух самобытных творческих личностей руководит стремление создать не похожий на остальные театр, современный по духу и форме. Дуэт постановщиков интересовали не столько частные судьбы и жизненные истории, сколько сущностные вопросы бытия и человеческой нравственности. Отсюда — репертуар.

В 1984 году театр берется за воплощение оперы композитора-свердловчанина Владимира Кобекина «Пророк» («Пушкинский триптих»). В трудную пору кризиса общества и крушения многих надежд обращение к одному из самых возвышенных проявлений русской духовности — творчеству Пушкина оказалось особенно актуальным. Из трех частей оперы две были основаны на пушкинских сочинениях («Интермедия о Дон Жуане» и «Пир во время чумы»), а третья — сценическая кантата «Гибель поэта» — рассказ о последних часах жизни гения, итог поднятых выше тем.

В этой постановке было гармонично все: от звучания оркестра и хора, выдающейся работы художников Эрнеста Гейдебрехта и Юрия Устинова до отдельных актерских созданий. И не случайно спектакль был удостоен Государственной премии.

Тема, начатая в «Пророке», продолжилась «Сказками Гофмана» Жака Оффенбаха (1985) — сочинением, тоже далеким от традиционных оперных сюжетов. Творец зажигательных оперетт, словно бы исповедуясь перед людьми, создал сочинение глубокое, философичное и в высшей степени поэтическое. Учитывая эту специфику, Александр Титель поместил героев в мир театра. Актриса Стелла разыгрывает перед публикой несколько женских историй. На наших глазах спектакль на сцене (спектакль в спектакле) начался и закончился, столкнув фантазию с явью, добро со злом, красоту с безобразием.

В 1987 году интерес к нравственному наполнению личности привел дуэт Титель — Бражник к Дмитрию Шостаковичу, его «Катерине

Измайловой». Психологически спектакль был разработан воистину виртуозно, стал яркой победой исполнительницы центральной партии Маргариты Васильевой, певицы и актрисы.

Постановщики вместе воплотили на сцене еще «Сказку о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Антигону» современного автора В. Лобанова, «Обручение в монастыре» С. Прокофьева. Успехи тандема восторженно отмечала не только местная, но и столичная пресса. На премьеры в Свердловский театр приезжали ведущие московские критики. В общем, слух по Руси прошел…

Только вот кончилось все традиционно. После очень успешных московских гастролей театра в 1987 году Александр Титель недолго оставался в Свердловске. С 1991 года он — главный режиссер Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Евгений Бражник еще полтора десятилетия проработал в Екатеринбурге, но с 2006 года он — тоже москвич.

Можно представить, с какими чувствами Александр Титель снова ступил сейчас на екатеринбургскую сцену. Ведь здесь прошла такая прекрасная молодость, щедро дарившая обещания. Так же, как их дарила эпоха восьмидесятых годов, в чем-то нас обманувших и все же незабываемых.

http://газета-уральский-рабочий.рф/culture/5380/

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
МАЙ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
апрель 2018 июнь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 мая 2018 (пн) в 19:00

ЖЕНИТЬБА
Спектакль "Женитьба" Александринского театра на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета.

 
  22 мая 2018 (вт) в 18:30

Премьера

MADE IN URAL
«Увертюра», «Любовные песни», «Наяда и рыбак. Сюита»

 
  23 мая 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  24 мая 2018 (чт) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  26 мая 2018 (сб) в 18:00

DAYTON DANCE COMPANY
Гастроли ансамбля современного танца «Дэйтон Данс Компани»(США)

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57