106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
27 сентября 2017 - Гала-концерт к пятилетию мастерских новой хореографии «DANCE-ПЛАТФОРМА»


 
  подробнее...  
 
Открытые лекции в рамках проекта «Dance-Платформа»


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Пахита"


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  25 сентября 2017
"Волшебная флейта". Фотогалерея

В разделе "Фотогалерея" опубликованы снимки с премьерных показов оперы "Волшебная флейта".

 
  подробнее...  
  22 сентября 2017
Открытые лекции в рамках проекта «Dance-Платформа»

26 и 28 сентября в лектории Ельцин-центра состоятся встречи с одним из опытнейших российских менеджеров музыкального театра Антоном Гетьманом и хореографом Вячеславом Самодуровым.

 
  подробнее...  
  21 сентября 2017
Детский театральный хор провел смену

Минувшим летом детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета провел профильную смену "Поющие вместе" в городском лагере, расположившемся на базе Лицея № 8 им. С. Дягилева.

 
  подробнее...  
  19 сентября 2017
В Екатеринбурге представили новую «Волшебную флейту», которая переносит зрителя в XIX век

Критик Екатерина Беляева – о премьере Екатеринбургского театра оперы и балета

 
  подробнее...  
  18 сентября 2017
Андрей Шишкин: «Наши залы загружены на 93%. Для оперного театра это очень много»

Интервью директора Екатеринбургского театра оперы и балета порталу Global City

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Послания в музыке. Незабываемый театр восьмидесятых

Юлия Матафонова, газета «Уральский рабочий»
01 сентября 2012

В Екатеринбургском академическом театре оперы и балета готовится постановка оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов»

Этой премьерой 29 сентября коллектив собирается открыть торжества, посвященные своему 100-летию. Ставит спектакль главный режиссер Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель.

Те зрители, что попали весной 1981 года в свердловский оперный на праздничное представление, посвященное традиционной неделе «Театр и дети», с интересом разглядывали вышедшего на сцену постановщика — среднего роста стройного молодого человека с интеллигентным лицом. Это был Александр Титель, только что окончивший московский ГИТИС (Государственный институт театрального искусства) и направленный на работу на Урал.

А вскоре, вслед за концертом, у Тителя состоялся дебютный спектакль. Поставленный им «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини расколол городское музыковедческое сообщество на две части — тех, кто принимал, и тех, кто резко не принимал премьеру. Молодой режиссер поставил оперу как озорную театральную игру, и кое-кто узрел тут «пережим», насилие над классикой. Ждали публичной оценки — рецензии. И она появилась. Лектор-музыковед филармонии Ирина Сендерова похвалила в «Уральском рабочем» спектакль за смелость и свежесть трактовки и уже самим этим фактом заставила приглядеться к новому режиссеру попристальнее.

Подарком публике стал выбор для постановки в 1982 году оперы современного грузинского композитора Отара Тактакишвили «Чудаки». На русской сцене опера шла лишь в Воронеже, воплощенная грузинской творческой группой. Свердловчане с увлечением пересказали музыкальную притчу о любви, объединившую реальную жизнь и сказочную романтику. В режиссерском решении критика увидела ряд недостатков, однако достоинства перевешивали.

Красноречивый отзыв об Александре Тителе оставил тогда участник постановки в Тбилиси Эльдар Гецадзе, приезжавший петь в свердловском спектакле: «Он имеет полное право называться режиссером музыкального театра. Он наизусть, прекрасно знает всю музыку оперы и из нее исходит в своем решении постановки. Чувствует музыку. Это бывает нечасто».

Очень скоро Александр Титель стал главным режиссером свердловской труппы. Помогло и его желание быть лидером, умение объединить ради общей цели талантливых людей. Если первые свои спектакли он ставил с разными дирижерами — Евгением Хилькевичем, Владимиром Бочаровым, то вскоре начал работать только с одним, Евгением Бражником, выпускником Ленинградской, а затем Уральской консерватории, обнаружившим одинаковую с ним творческую группу крови. Практически каждый поставленный ими спектакль становился событием.

Первым в этом ряду стал «Борис Годунов», существующий, как известно, в нескольких авторских и последующих редакциях. Свердловчане решили представить авторский текст с возможно большей полнотой, поступившись ради этого позднее привнесенными в оперу эффектными эпизодами вроде развернутой сцены венчания Бориса на царство со звоном колоколов. Силы сопостановщиков были направлены на выявление трагического противостояния народа и власти, раскрытие внутренних пружин поведения исторических личностей. Живущий по законам психологической правды многолюдный спектакль с вереницей актерских удач и яркими мизансценами захватил публику.

По мере того, как появлялись очередные премьеры, становилось ясно, что тандемом двух самобытных творческих личностей руководит стремление создать не похожий на остальные театр, современный по духу и форме. Дуэт постановщиков интересовали не столько частные судьбы и жизненные истории, сколько сущностные вопросы бытия и человеческой нравственности. Отсюда — репертуар.

В 1984 году театр берется за воплощение оперы композитора-свердловчанина Владимира Кобекина «Пророк» («Пушкинский триптих»). В трудную пору кризиса общества и крушения многих надежд обращение к одному из самых возвышенных проявлений русской духовности — творчеству Пушкина оказалось особенно актуальным. Из трех частей оперы две были основаны на пушкинских сочинениях («Интермедия о Дон Жуане» и «Пир во время чумы»), а третья — сценическая кантата «Гибель поэта» — рассказ о последних часах жизни гения, итог поднятых выше тем.

В этой постановке было гармонично все: от звучания оркестра и хора, выдающейся работы художников Эрнеста Гейдебрехта и Юрия Устинова до отдельных актерских созданий. И не случайно спектакль был удостоен Государственной премии.

Тема, начатая в «Пророке», продолжилась «Сказками Гофмана» Жака Оффенбаха (1985) — сочинением, тоже далеким от традиционных оперных сюжетов. Творец зажигательных оперетт, словно бы исповедуясь перед людьми, создал сочинение глубокое, философичное и в высшей степени поэтическое. Учитывая эту специфику, Александр Титель поместил героев в мир театра. Актриса Стелла разыгрывает перед публикой несколько женских историй. На наших глазах спектакль на сцене (спектакль в спектакле) начался и закончился, столкнув фантазию с явью, добро со злом, красоту с безобразием.

В 1987 году интерес к нравственному наполнению личности привел дуэт Титель — Бражник к Дмитрию Шостаковичу, его «Катерине

Измайловой». Психологически спектакль был разработан воистину виртуозно, стал яркой победой исполнительницы центральной партии Маргариты Васильевой, певицы и актрисы.

Постановщики вместе воплотили на сцене еще «Сказку о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Антигону» современного автора В. Лобанова, «Обручение в монастыре» С. Прокофьева. Успехи тандема восторженно отмечала не только местная, но и столичная пресса. На премьеры в Свердловский театр приезжали ведущие московские критики. В общем, слух по Руси прошел…

Только вот кончилось все традиционно. После очень успешных московских гастролей театра в 1987 году Александр Титель недолго оставался в Свердловске. С 1991 года он — главный режиссер Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Евгений Бражник еще полтора десятилетия проработал в Екатеринбурге, но с 2006 года он — тоже москвич.

Можно представить, с какими чувствами Александр Титель снова ступил сейчас на екатеринбургскую сцену. Ведь здесь прошла такая прекрасная молодость, щедро дарившая обещания. Так же, как их дарила эпоха восьмидесятых годов, в чем-то нас обманувших и все же незабываемых.

http://газета-уральский-рабочий.рф/culture/5380/

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
СЕНТЯБРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
август 2017 октябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  26 сентября 2017 (вт) в 18:30

Дж. Верди
ТРАВИАТА

Опера в трех действиях

 
  27 сентября 2017 (ср) в 18:30

DANCE-ПЛАТФОРМА

 
  29 сентября 2017 (пт) в 18:30

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  30 сентября 2017 (сб) в 18:00

ОДНОАКТНЫЕ БАЛЕТЫ
EN POINTE / НА ПУАНТАХ

Три истории, рассказанные на пуантах: «Наяда и рыбак. Сюита», «Пять танго» и «Вариации Сальери».

 
  01 октября 2017 (вс) в 18:00

ОДНОАКТНЫЕ БАЛЕТЫ
EN POINTE / НА ПУАНТАХ

Три истории, рассказанные на пуантах: «Наяда и рыбак. Сюита», «Пять танго» и «Вариации Сальери».

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57