106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
Благотворительная выставка-ярмарка "От сердца к сердцу"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 января 2018
Диалоги о балете. Тело города/ Тело танца

Екатеринбургский театр оперы и балета и Президентский центр Бориса Ельцина продолжают цикл разговоров о балете, в новом сезоне — в формате диалогов. Первый из них состоится 26 января.

 
  подробнее...  
  15 января 2018
Запущен сайт проекта «Греческие пассионы»

Международному проекту Екатеринбургской оперы "Греческие пассионы" посвящен специальный сайт greekpassion.uralopera.ru

 
  подробнее...  
  25 декабря 2017
С 28 декабря до 6 января оплата билетов через сайт будет недоступна

Приносим извинения за временные неудобства.

 
  подробнее...  
  25 декабря 2017
Театр приглашает на прослушивание для поступления в оперную труппу меццо-сопрано

Прослушивание состоится 16 января 2018 года в 11:30. Объявлен конкурс на партию Кармен.

 
  подробнее...  
  20 декабря 2017
В феврале пройдет прослушивание в детский хор театра

Детский хор Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета объявляет набор артистов.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Послания в музыке. Незабываемый театр восьмидесятых

Юлия Матафонова, газета «Уральский рабочий»
01 сентября 2012

В Екатеринбургском академическом театре оперы и балета готовится постановка оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов»

Этой премьерой 29 сентября коллектив собирается открыть торжества, посвященные своему 100-летию. Ставит спектакль главный режиссер Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель.

Те зрители, что попали весной 1981 года в свердловский оперный на праздничное представление, посвященное традиционной неделе «Театр и дети», с интересом разглядывали вышедшего на сцену постановщика — среднего роста стройного молодого человека с интеллигентным лицом. Это был Александр Титель, только что окончивший московский ГИТИС (Государственный институт театрального искусства) и направленный на работу на Урал.

А вскоре, вслед за концертом, у Тителя состоялся дебютный спектакль. Поставленный им «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини расколол городское музыковедческое сообщество на две части — тех, кто принимал, и тех, кто резко не принимал премьеру. Молодой режиссер поставил оперу как озорную театральную игру, и кое-кто узрел тут «пережим», насилие над классикой. Ждали публичной оценки — рецензии. И она появилась. Лектор-музыковед филармонии Ирина Сендерова похвалила в «Уральском рабочем» спектакль за смелость и свежесть трактовки и уже самим этим фактом заставила приглядеться к новому режиссеру попристальнее.

Подарком публике стал выбор для постановки в 1982 году оперы современного грузинского композитора Отара Тактакишвили «Чудаки». На русской сцене опера шла лишь в Воронеже, воплощенная грузинской творческой группой. Свердловчане с увлечением пересказали музыкальную притчу о любви, объединившую реальную жизнь и сказочную романтику. В режиссерском решении критика увидела ряд недостатков, однако достоинства перевешивали.

Красноречивый отзыв об Александре Тителе оставил тогда участник постановки в Тбилиси Эльдар Гецадзе, приезжавший петь в свердловском спектакле: «Он имеет полное право называться режиссером музыкального театра. Он наизусть, прекрасно знает всю музыку оперы и из нее исходит в своем решении постановки. Чувствует музыку. Это бывает нечасто».

Очень скоро Александр Титель стал главным режиссером свердловской труппы. Помогло и его желание быть лидером, умение объединить ради общей цели талантливых людей. Если первые свои спектакли он ставил с разными дирижерами — Евгением Хилькевичем, Владимиром Бочаровым, то вскоре начал работать только с одним, Евгением Бражником, выпускником Ленинградской, а затем Уральской консерватории, обнаружившим одинаковую с ним творческую группу крови. Практически каждый поставленный ими спектакль становился событием.

Первым в этом ряду стал «Борис Годунов», существующий, как известно, в нескольких авторских и последующих редакциях. Свердловчане решили представить авторский текст с возможно большей полнотой, поступившись ради этого позднее привнесенными в оперу эффектными эпизодами вроде развернутой сцены венчания Бориса на царство со звоном колоколов. Силы сопостановщиков были направлены на выявление трагического противостояния народа и власти, раскрытие внутренних пружин поведения исторических личностей. Живущий по законам психологической правды многолюдный спектакль с вереницей актерских удач и яркими мизансценами захватил публику.

По мере того, как появлялись очередные премьеры, становилось ясно, что тандемом двух самобытных творческих личностей руководит стремление создать не похожий на остальные театр, современный по духу и форме. Дуэт постановщиков интересовали не столько частные судьбы и жизненные истории, сколько сущностные вопросы бытия и человеческой нравственности. Отсюда — репертуар.

В 1984 году театр берется за воплощение оперы композитора-свердловчанина Владимира Кобекина «Пророк» («Пушкинский триптих»). В трудную пору кризиса общества и крушения многих надежд обращение к одному из самых возвышенных проявлений русской духовности — творчеству Пушкина оказалось особенно актуальным. Из трех частей оперы две были основаны на пушкинских сочинениях («Интермедия о Дон Жуане» и «Пир во время чумы»), а третья — сценическая кантата «Гибель поэта» — рассказ о последних часах жизни гения, итог поднятых выше тем.

В этой постановке было гармонично все: от звучания оркестра и хора, выдающейся работы художников Эрнеста Гейдебрехта и Юрия Устинова до отдельных актерских созданий. И не случайно спектакль был удостоен Государственной премии.

Тема, начатая в «Пророке», продолжилась «Сказками Гофмана» Жака Оффенбаха (1985) — сочинением, тоже далеким от традиционных оперных сюжетов. Творец зажигательных оперетт, словно бы исповедуясь перед людьми, создал сочинение глубокое, философичное и в высшей степени поэтическое. Учитывая эту специфику, Александр Титель поместил героев в мир театра. Актриса Стелла разыгрывает перед публикой несколько женских историй. На наших глазах спектакль на сцене (спектакль в спектакле) начался и закончился, столкнув фантазию с явью, добро со злом, красоту с безобразием.

В 1987 году интерес к нравственному наполнению личности привел дуэт Титель — Бражник к Дмитрию Шостаковичу, его «Катерине

Измайловой». Психологически спектакль был разработан воистину виртуозно, стал яркой победой исполнительницы центральной партии Маргариты Васильевой, певицы и актрисы.

Постановщики вместе воплотили на сцене еще «Сказку о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Антигону» современного автора В. Лобанова, «Обручение в монастыре» С. Прокофьева. Успехи тандема восторженно отмечала не только местная, но и столичная пресса. На премьеры в Свердловский театр приезжали ведущие московские критики. В общем, слух по Руси прошел…

Только вот кончилось все традиционно. После очень успешных московских гастролей театра в 1987 году Александр Титель недолго оставался в Свердловске. С 1991 года он — главный режиссер Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Евгений Бражник еще полтора десятилетия проработал в Екатеринбурге, но с 2006 года он — тоже москвич.

Можно представить, с какими чувствами Александр Титель снова ступил сейчас на екатеринбургскую сцену. Ведь здесь прошла такая прекрасная молодость, щедро дарившая обещания. Так же, как их дарила эпоха восьмидесятых годов, в чем-то нас обманувших и все же незабываемых.

http://газета-уральский-рабочий.рф/culture/5380/

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ЯНВАРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
декабрь 2017 февраль 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  18 января 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  19 января 2018 (пт) в 18:30

Премьера

А. Адан
ЖИЗЕЛЬ

Балет в двух действиях

 
  20 января 2018 (сб) в 18:00

Премьера

В.А. Моцарт
ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА

Опера в двух действиях

 
  21 января 2018 (вс) в 11:00

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  21 января 2018 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  23 января 2018 (вт) в 18:30

Р. Вагнер
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ

Опера в трех действиях

 
  24 января 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57