106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  24 мая 2018
"Сатьяграху" показали на сцене Александринки

Екатеринбургская опера и Александринский театр (Санкт-Петербург) провели обменные гастроли.

 
  подробнее...  
  17 мая 2018
Открыта продажа билетов на премьеру оперы

Урал Опера Балет откроет 107-й сезон оперой Джакомо Пуччини «Турандот».

 
  подробнее...  
  05 мая 2018
Детский хор театра стал призером конкурса в Бельгии

Детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета (руководитель - Елена Накишова) получил Первый приз и звание cum laude ("с почётом" - лат.) в категории "Детский хор" в 66-м Международном молодежном хоровом фестивале-конкурсе в городе Неерпельт (Бельгия).

 
  подробнее...  
  03 мая 2018
31 мая пройдет прослушивание солистов для поступления в оперную труппу

Урал Опере требуются: драматическое сопрано, лирическое сопрано, меццо-сопрано, драматический тенор, драматический баритон, центральный бас.

 
  подробнее...  
  26 апреля 2018
Солисты Урал Оперы получили Губернаторскую премию

25 апреля заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков по поручению главы региона Евгения Куйвашева вручил премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Славному юбилею — славный праздник!

Евгений Цодоков, OperaNews.ru
21 октября 2012

Гала-концерт, посвященный 100-летию Екатеринбургского театра оперы и балета

«Мне не дожить до векового юбилея театра,

Но от всего сердца желаю ему жить вечно!»

Из творческого завещания певицы Марии Ростовской, участницы 1-го сезона Екатеринбургской оперы

Прекрасный теплый и солнечный день подарила нынешняя осень Екатеринбургу и его юбиляру — Екатеринбургскому государственному академическому театру оперы и балета. Театр ведет свою родословную с 12 октября 1912 года, когда на открытии его первого сезона была исполнена опера М.И.Глинки «Жизнь за царя». И вот, в первый день второго века жизни коллектива 13 октября 2012 года на его сцене состоялся праздничный гала-концерт, приуроченный к этой памятной дате.

Иван Козловский и Сергей Лемешев, Григорий Пирогов и Ирина Архипова – какие имена! Они выходили на эту сцену и вписаны в славную историю театра, который и сегодня успешно продолжает свою творческую деятельность. Об этом и многом другом говорил в своем вступительном слове Святослав Бэлза. После традиционных поздравлений театру и вручения наград началось представление, в котором выступила труппа театра и приглашенные солисты.

Торжественные действа «по случаю» часто превращаются в гламурные мероприятия с помпезной атрибутикой, лишенной внятной художественной идеи. Не таков был этот концерт, отличавшийся яркой зрелищностью и продуманной режиссурой. Под стать им была и его музыкальная программа, включавшая в себя как очень популярные номера, так и весьма изысканные гурманские «блюда», не часто встречающиеся в такого рода представлениях. Не нужно искать в этой программе многозначительной символики, будь то особая национальная идея или экскурс в репертуарную историю театра. Все проще и, в то же время, убедительнее – нам была продемонстрирована великая объединяющая сила мирового искусства в его прекрасных классических оперно-балетных образцах – от барочной старины (Монтеверди) до 20 века (Орф).

Но был в концерте один ход «на грани фола» - молодежь, которой он адресован в первую очередь, назвала бы его «фишкой». В трех эпизодах программы прозвучали произведения Д.Гершвина, Ж.Тибо и Ф.Сартори. Некоторые из гостей, с которыми мне довелось побеседовать в антракте, выражали по этому поводу недоумение – зачем, мол, высокое искусство разбавлять легкими жанрами? Пафос, полагаю, состоял в том, что искусство нужно делить не на высокое и низкое, а на хорошее и плохое. И доказательством служили эстрадно-джазовые шлягеры столь высокого качества из разряда evergreen, что всякие сомнения в справедливости такой классификации отпадали. К тому же постановочно эти номера были обыграны весьма изобретательно: фортепианный драйв гершвиновской темы When do we dance из мюзикла «Тип Тоуз» сопровождался юмористическими ускоренными кинокадрами в стиле ретро, изображающими мельтешащую публику, пришедшую в театр и спешащую занять места в зрительном зале; при звуках прозрачно-трогательной мелодии Time to say goodbay Франческо Сартори (солисты И.Боженко, И.Валиев) дети на экране рисовали здание театра; а респектабельно-возвышенная тема My way Жиля Тибо (Comme d’habitude во французском оригинале), прославившаяся благодаря Фрэнку Синатре, была подана в ораториально-хоровой аранжировке и также с участием солистов (Н.Бабинцева, Ю.Девин, В.Захаров).

Вообще, режиссеру юбилейного представления Игорю Ушакову удалось соединить в единое целое ликование дня сегодняшнего с элегической грустью о былом, патетику и юмор, академический лаконизм оформления балетного дивертисмента с пышной барочной театральностью старинной оперы. Еще несколько слов о кинопроекции, сопровождавшей весь ход представления и несшей существенную смысловую нагрузку. Использование «как бы» старой пленки с мелькающими на экране дефектами перфорации – нельзя сказать, чтобы слишком уж оригинальное – стало, тем не менее, весьма эффективным и действенным художественным средством: перед нами прошли и трехвековая хроника постройки знаменитых оперных театров мира, и история екатеринбургских постановок, и впечатляющая своим техническим волшебством визуальная метаморфоза фотографии первой труппы театра, постепенно превратившейся в коллективный портрет труппы нынешней.

Но все-таки главной в концерте стала собственно оперно-балетная программа, открывшаяся роскошным по красоте барочным кунстштюком – знаменитой арией Альмирены Lascia ch'io pianga из «Ринальдо» Генделя в неподражаемом исполнении солиста Челябинского театра оперы и балета Артема Крутько. Его контратенор тембрист, что позволяет голосу литься полнозвучно и естественно, без излишнего фальцетного «привкуса», который неизбежно сопровождает такого рода вокал.

Пожалуй, я отступлю от хронологического повествования и завершу рассказ о великолепной барочной «старине» в программе. Почти вся она отличалась большим вкусом и в то же время отсутствием чрезмерной «учености».

Еще один раз выпала удача послушать Крутько в финальном дуэте Нерона и Поппеи Pur ti miro из «Коронации Поппеи» Монтеверди, где его достойной партнершей стала солистка екатеринбургского театра О.Пешкова.

Рондо «Пляска дикарей» (Danse des Sauvages) из «Галантных Индий» Рамо – яркий оперно-балетный микст – своей нервической энергией зажег публику. Единение двух видов искусств в одном театре нашло здесь свое яркое художественное символическое преломление (исполнители – Н.Мокеева, О.Бударацкий и балетная труппа).

И, наконец, сверхмодная нынче ария Анастазио Vedro con mio diletto из оперы Вивальди «Юстин» («Джустино»), которую по всему миру распевают все, кому не лень, во главе с Ф.Жарусски. Вот тут строгий вкус, возможно, слегка изменил авторам концерта. Впрочем, дело свое этот номер сделал – остинатные ритмы и бесконечные «слёзные» секвенции безотказно подействовали на зал, замерший от восторга. Справедливости ради нужно добавить, что исполнителям этой арии Т.Никаноровой и К.Ковалевской удалось продемонстрировать благородное «инструментальное» звучание голоса, избежать излишней и столь соблазнительной чувственности. В этом им помог Камерный ансамбль Уральской консерватории (дирижер А.Шабуров).

Классическая оперная программа состояла из двух частей – сольной и ансамблевой. Последняя была столь же трудна, сколь и хороша. Слушая харизматический Квартет из «Риголетто» Bella figlia dell’amore я невольно думал – мастерство ансамблевого музицирования и музыкальность не менее важны в таком деле, нежели вокальные данные. Все солисты, ведомые тенором Ильгамом Валиевым (Герцог), выполнявшим по воле Верди своеобразную роль «запевалы», отменно справились со своей задачей. Ни одна фраза, мотив не потерялись в труднейшем сплетении партий. Это в равной мере касается сопрано Ирины Боженко (Джильда), меццо Надежды Бабинцевой (Маддалена) и баритона Юрия Девина (Риголетто), давшего им своеобразную опору в более низком регистре.

Виртуозный вихревой Квинтет из «Кармен» Nois avons en tête une affaire ни в чем не уступал вердиевскому ансамблю. Надежда Бабинцева, теперь уже в заглавной роли, вместе с четверкой контрабандистов (О.Пешкова, Н.Карлова, Н.Любимов, Д.Розвиев) смело ринулись в бой и победили. Трактовку отличала высокая техническая слаженность и светлый колорит звучания. Не исключаю, что дополнительную роль в этом сыграло наличие двух теноров в партиях бандитов Данкайро и Ремендадо. Такая практика существует и, на мой взгляд, выгодно отличается от традиционного сочетания баритона с тенором.

Секстет Chi mi frena из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти принадлежит к вершинам оперного искусства бельканто. Он требует от исполнителей максимальной самоотдачи и убедительных вокальных качеств (певучести, прозрачности звукоизвлечения, регистровой ровности) в первую очередь у тройки протагонистов (Эдгардо, Энрико, Лючия). В целом секстет прозвучал хорошо, однако, вопросы к исполнителям возникли (Д.Зуев, И.Валиев, Е.Дементьева и др.). Ансамблевое звучание в отдельные моменты казалось тембрально суховатым, а динамические оттенки резковатыми. Впрочем, эти стилистические придирки не заслонили главного – в целом осмысленного музицирования.

Сказать, что моцартовский стиль весьма непрост, и раскусить этот «орешек» не каждому по зубам – значит не сказать ничего. Музыкальное кружево зальцбургского гения с его совершенством формы и благородством звучания всегда трудно давалось российским певцам с их традиционной приверженностью к крупному вокальному штриху и пафосной задушевности содержания в ущерб форме. Здесь же полная противоположность – изящная филигранность, мягкие полутона, «точечное» - без крупного помола - интонирование, умение сочетать стремительность с плавностью, строгость с предромантическим флёром – такие качества воспитываются поколениями. Кое-что на этом пути уже сделано отечественной школой, но массового характера не приобрело. Все эти проблемы отчетливо проявились в исполнении ансамбля из финала «Свадьбы Фигаро», прозвучавшего немного разухабисто и от этого обыденно, хотя и без провалов. Выделять кого-либо из многочисленных участников ансамбля не имеет смысла.

Апофеозом 1-го отделения стала завершающая его финальная картина из «Иоланты» Чайковского (Н.Карлова в заглавной партии). Такое режиссерское решение можно только приветствовать. В сочетании с массовым хоровым финалом всего концерта на музыку Триумфального марша из вердиевской «Аиды» здесь можно было усмотреть любопытную метафору – оба финала ансамблевые, но первый представляет собой сумму индивидуальностей, а второй – коллективное единение. Чем не модель современного театра, где общность и коллективный дух складываются из индивидуального мастерства каждого участника художественного процесса?

Сольный раздел вечера включал в себя Каватину Нормы Casta diva из одноименной оперы Беллини, две арии из «Севильского цирюльника» Россини (Фигаро и Базилио), арию Тонио из оперы «Дочь полка» Доницетти, Мелодию Леоноры из вердиевской «Силы судьбы», ариозо Канио из «Паяцев» Леонкавалло и, наконец, арию Мельника из «Русалки» Даргомыжского. Все принадлежат к оперным хитам и ко многому обязывают.

Зачин был сделан арией Нормы в исполнении известной певицы Елены Панкратовой, уже сделавшей весьма успешную карьеру на Западе. У нее большой драматический голос, а репертуар включает такие мощные партии как Турандот или Абигайль. Характер партии Нормы коварен. Для такого рода ролей в немецкой классификации голосов по системе Fach даже предназначен особый тип – «драматическое колоратурное сопрано». Драматическое наполнение здесь нужно огранять стилистикой бельканто, причем в беллиниевском духе. Мало кто умел это делать так, как несравненная Мария Каллас. Панкратова продемонстрировала хороший голос, уверенную эмиссию, однако белькантовости недоставало…

Девять «до» в арии Тонио, да еще и с неканоническими украшениями в виде сверхвысоких «ре» - какое пиршество для оперного гурмана! Солист Новой оперы Дмитрий Трунов уверенно взял все эти высоты, но достаточно ли этого для восхищения? Вряд ли, мы же не на стадионе. Нужно еще и обаяние образа, которого, увы, не было.

И вообще, в этот вечер многие приглашенные солисты (но были и исключения) испытывали дефицит одухотворенности. Они словно отбывали повинность. При этом с вокалом было все более или менее в порядке.

Вот и Дон Базилио Станислава Швеца выглядел чересчур академичным. Монотонность темпов и актерской пластики мешали зрителю получить полноценное удовольствие.

Удачнее оказалось выступление Дмитрия Зуева из Театра Станиславского и Немировича-Данченко – его Фигаро был весел и лукав, голос подвижен. А вот техника как раз в одном случае дала небольшой сбой во вставном «прыжке» на «до» через октаву.

Леонора в исполнении Елены Поповской оставила двойственное ощущение. Музыкальность и техника певицы сомнений не вызвали. Только душевной страсти и тепла хотелось побольше.

Ариозо Канио Смейся, паяц!.. Знаменитые рыдания Карузо сделали из этого образа идола, а саму вещицу донельзя заигранной. Зачем ее петь в концертах? Разве если уверен, что твой тенор неподражаем и вызывает обмороки у восторженных дам и их кавалеров. Список этих теноров операманам известен. Надеюсь, понятно к чему я клоню – Роман Муравицкий, уже многие годы обретающийся в Большом театре, в него не входит. Если же говорить о конкретном выступлении певца, то оно оказалось не без технических изъянов, особенно при переходе к нотам верхнего регистра. В качестве примечания хочу добавить, что оркестровая постлюдия к ариозо была купирована, что вызывает сожаление.

Восхитил Владимир Маторин. Мастерство народного артиста и сценический опыт оказались самой высокой пробы. Так и хочется воскликнуть – поучиться бы надо многим молодым такой концентрированной самоотдаче! Ария Мельника в его исполнении звучала колоритно, темпераментно и, главное, качественно.

Нашлось место в представлении и для хоровых номеров, среди которых были Хор цыган из «Трубадура» Верди, «O Fortuna» из «Кармины Бураны» Орфа, уже упомянутый Триумфальный марш из «Аиды». Отечественное хоровое искусство традиционно сильно, что в данном случае было явлено более чем убедительно. Очень трогательным оказалось выступление детского хора театра, задорно исполнившего польку И.Штрауса «Трик-трак».

Наш обзор подходит к концу. Нельзя кратко не упомянуть о балетных номерах концерта, хотя это искусство и не профильное для нашего журнала. Жемчужиной вечера стал дуэт из балета «Манон» на музыку Массне в исполнении примы Мариинского театра Дианы Вишневой и Георги Смилевски из Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Украсили концерт и па-де-де из балета Баланчина «Драгоценности» (солисты Ольга Смирнова и Семен Чудин из Большого театра), а также дивертисмент из «Дон Кихота» Минкуса.

Добрых слов заслуживает оркестр театра под управлением главного дирижера Павла Клиничева. Вместе с ним в концерте принимал участие и Михаэль Гюттлер (Германия). Впечатление не испортила даже досадная купюра быстрой части балетной сюиты «Танец часов» из «Джоконды» Понкьелли. Оркестровое сопровождение было музыкальным, аккуратным и корректным по отношению к солистам. Вот что значит – театральный коллектив, а не филармонический!

http://operanews.ru/12102109.html

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
МАЙ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
апрель 2018 июнь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  26 мая 2018 (сб) в 18:00

DAYTON DANCE COMPANY
Гастроли ансамбля современного танца «Дэйтон Данс Компани»(США)

 
  27 мая 2018 (вс) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  29 мая 2018 (вт) в 18:30

Премьера

А. Дворжак
РУСАЛКА

Опера в трех действиях

 
  30 мая 2018 (ср) в 18:30

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57