106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 мая 2018
Открыта продажа билетов на премьеру оперы

Урал Опера Балет откроет 107-й сезон оперой Джакомо Пуччини «Турандот».

 
  подробнее...  
  05 мая 2018
Детский хор театра стал призером конкурса в Бельгии

Детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета (руководитель - Елена Накишова) получил Первый приз и звание cum laude ("с почётом" - лат.) в категории "Детский хор" в 66-м Международном молодежном хоровом фестивале-конкурсе в городе Неерпельт (Бельгия).

 
  подробнее...  
  03 мая 2018
31 мая пройдет прослушивание солистов для поступления в оперную труппу

Урал Опере требуются: драматическое сопрано, лирическое сопрано, меццо-сопрано, драматический тенор, драматический баритон, центральный бас.

 
  подробнее...  
  26 апреля 2018
Солисты Урал Оперы получили Губернаторскую премию

25 апреля заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков по поручению главы региона Евгения Куйвашева вручил премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.

 
  подробнее...  
  25 апреля 2018
Министерство культуры объявило лауреатов губернаторской премии в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

От «Жизни за царя» до царя Бориса

Лариса Барыкина, газета «Культура»
28 сентября 2012

Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета, один из старейших музыкальных театров России, отмечает столетний юбилей

Свой первый сезон тогда еще Новый городской театр открыл 29 сентября 1912 года оперой «Жизнь за царя». Вековая жизнь — это история превращения обычной периферийной труппы в крупнейший коллектив страны, имеющий федеральный статус. Свой творческий путь здесь начинали Иван Козловский и Сергей Лемешев, Ирина Архипова и Борис Штоколов, Юрий Гуляев и Евгений Колобов…Театр дважды удостаивался Государственной премии СССР: в 1946 году — первым из периферийных — за постановку оперы «Отелло» и в 1987-м — за сценическое рождение оперы Владимира Кобекина «Пророк». Сегодня в репертуаре более 30 опер и балетов, труппа нередко гастролирует за рубежом, возглавляют ее главный дирижер Павел Клиничев и худрук балета Вячеслав Самодуров.

29 сентября, в день своего столетия, екатеринбургский театр откроет праздничную декаду и представит премьеру — оперу Мусоргского «Борис Годунов». Для постановки был приглашен один из тех, кто в свое время придал этой труппе мощную энергию ускорения, — режиссер Александр ТИТЕЛЬ.

культура: Что двигало Вами, когда после двадцати с лишним лет отсутствия Вы приняли предложение вновь поставить спектакль в этом театре?

Титель: В моей жизни было два главных театра: Свердловский оперный и Музыкальный имени Станиславского и Немировича-Данченко. И оба с моими ближайшими сподвижниками я строил в буквальном — имею в виду реконструкции — и в переносном смысле. С тех пор как я сделал «Бориса Годунова» именно здесь, в Свердловске, в 1983 году, я больше эту оперу никогда не ставил — мне не раз предлагали, но я отказывался. Мне казалось, что тогда в нашем с Бражником и Гейдебрехтом спектакле мы высказались максимально полно. И, прошу извинить за высокопарность, достаточно пророчески. Мы предчувствовали смуту, кризис. А вот сейчас — да, могу сказать что-то новое. Театр был построен на народные деньги, собранные на Урале в 1912 году. Это такой замечательный пример — человеческий и культурный. Конечно, круглая дата, тоже сыграла свою роль.

культура: А как же насчет того, что дважды в одну реку не входят?

Титель: Конечно, я понимал, что еду в другой театр. Знал о том долголетнем конфликте, который здесь полыхал, о том, как небескровно он разрешился. Знал, что нет уже в живых замечательного директора Вадима Сергеевича Вяткина, знал, как тяжело уходил из театра прекрасный дирижер Евгений Бражник. Но я верил в то, что при всех болях и бедах мне удастся увлечь людей, собрать команду и сделать достойную работу к этой красивой дате. Этого же, я видел, хочет и директор театра Андрей Шишкин, который и пригласил меня. В общем, если я и вхожу в реку, то — в другую.

культура: У Вас уже был подобный опыт со «Сказками Гофмана». Спустя 25 лет после легендарного свердловского спектакля вы собрались ровно той же командой, чтобы сделать ту же оперу, но уже в московском Музтеатре.

Титель: Знал, что мне будут припоминать старый спектакль и говорить, что он был лучше… Но ведь и время другое, и театр другой, и мы другие.

культура: Вернемся к Свердловску – Екатеринбургу. Что осталось в памяти прежде всего?

Титель: Суровость климата, почти вечный снег. Непритязательность — тогдашняя — этого города. Пустые нередко улицы, потому что все работают. Простые, открытые люди, на которых можно положиться. Труппа, которую я нежно возлюбил.

культура: А затем и слепил?

Титель: Да, но на базе прежней. При 30-40-градусных морозах в нашем уютном театре было всегда тепло. И по-человечески тоже. Сложилась удивительная творческая атмосфера. Работалось легко. Когда я приехал, сам театр и окружающие здания были какие-то угрюмо-зеленые. Но потом случилась реконструкция, театр покрыли белой мраморной крошкой, и он стал непередаваемо красив. Особенно зимой, когда сливался с белоснежным окружением и в нем горели только окна, это был абсолютно феллиниевский «И корабль плывет». Мы отсюда не вылезали по 12 часов в сутки. И так — 11 лет.

культура: Ваша модель театра — театр-дом?

Титель: Театр — это такое дело: зараза, банда, это закрытое КБ, космический корабль, подводная лодка. В нем надо жить. И не интригами, а творчеством. Вообще, раньше было естественно для молодых дирижеров, режиссеров ехать в провинцию, там учиться чему-то, становиться кем-то. Сейчас все хотят сидеть в Москве или Петербурге, налетами куда-то ездить. Так театра не создать. Притом что обязательно должны быть классные менеджеры, и театры как художественные организмы, говорящие с публикой, должны создаваться творческими личностями, теми, у кого есть идеи.

культура: Вместе с Юрием Александровым, Александром Петровым Вы, в сущности, представляете уже старшее поколение российской музыкальной режиссуры. Ощущаете себя именно так?

Титель: Конечно, хорошо быть молодым, когда есть старшие — Покровский, Михайлов, Штейн, Юрий Петров, Минский… Но возраста не ощущаю. Может, потому что постоянно работаю со студентами. Преподавание — один из главных источников знаний о новом поколении. Сразу их предупреждаю, что им много дам, но и многое возьму, наши взаимоотношения будут носить взаимовыгодный характер, я буду пить их «кровь», чтобы знать, из чего она состоит, а они будут это делать со мной. Или такой пример. Однажды наш театр играл «Богему» на гастролях в театре одного американского университета. Устроители сказали, что больше чем полспектакля зрителям не выдержать, и мы закончили хеппи-эндом Латинского квартала. И вот эти молодые американцы, как положено, в бейсболках и кроссовках 46-го размера, сидели, положив ноги на спинки впереди стоящих кресел. А потом был разговор. И на мой вопрос, понятны ли им эти герои, такие же молодые, как и они, или это какая-то выдуманная история, они ответили: да, все понятно, только вот «одеты они как-то странно»...

культура: Тогда закономерен вопрос про «оперу в пальто», про тот театр, который непременно переодевает исторические сюжеты в современные одежды. Вообще, что у нас сейчас происходит в режиссерской опере?

Титель: Простое переодевание ни к чему не приведет. Но сам факт представления персонажей в другом времени может навести режиссерскую фантазию на многие новые ходы. К сожалению, для многих моих коллег это палочка-выручалочка: одел в пальто или шинели, раздал компьютеры и все. Но это не решение, а прятки. Иногда интереснее и сложнее, когда в старинных костюмах действуют такие же люди, как мы.

культура: Нужна ли актуализация опере? Как говорил автор, которого Вы сейчас ставите, Мусоргский: «Прошлое в настоящем».

Титель: С этой точки зрения, любой сюжет нуждается в актуализации. Он должен быть реализован в чувствах и мыслях, понятных актерам, а значит, и сегодняшним зрителям. Те, кто просто пересаживает старые формы, делают мертвый театр. Живой — тот, где ставят Аристофана, Шекспира, Мольера, Пушкина, но находят у них то, что волнует наших современников. Собственно, режиссура этим и занималась — по крайней мере, весь XX век. Конечно, русская опера более привязана ко времени: композиторы стремились к реализму. Это Моцарт универсален, его можно представить в любой эпохе, он всюду и всегда уместен. Главный вопрос, в том числе и с русской оперой: как это петь сегодня? Как этими же нотами дать сегодняшнюю интерпретацию? Как избавиться от романтических клише, присутствующих в музыке XIX века? Задача режиссера — теперь дирижеры, к сожалению, этим не занимаются — переинтонирование оперы. Ведь и Шаляпин сегодня пел бы иначе. Переинтонирование — это и есть актуализация, а вовсе не современные прикиды в современном интерьере.

культура: О чем будет Ваш сегодняшний «Борис Годунов»?

Титель: Я сразу сказал, что буду делать первую редакцию, без Кром и без Польского акта. Вторая здесь уже была. Екатеринбург — крупный культурный центр, он может позволить себе эксклюзивные вещи, не укладывающиеся в мейнстрим, состоящий из «Евгения Онегина», «Травиаты», «Тоски». Наш спектакль сложно отнести к какому-то определенному времени, это такой набор острых моментов истории, на которые реагирует наша культурная память. Антиутопия, которую я бы назвал воспоминанием о будущем.

http://portal-kultura.ru/articles/theater/ot-zhizni-za-tsarya-do-tsarya-borisa/

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
МАЙ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
апрель 2018 июнь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 мая 2018 (пн) в 19:00

ЖЕНИТЬБА
Спектакль "Женитьба" Александринского театра на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета.

 
  22 мая 2018 (вт) в 18:30

Премьера

MADE IN URAL
«Увертюра», «Любовные песни», «Наяда и рыбак. Сюита»

 
  23 мая 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  24 мая 2018 (чт) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  26 мая 2018 (сб) в 18:00

DAYTON DANCE COMPANY
Гастроли ансамбля современного танца «Дэйтон Данс Компани»(США)

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57