106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Урал Опера Балет Фест


 
  подробнее...  
 
Урал Опера готовит мировую премьеру балета «Приказ короля»


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 сентября 2018
Открыта вакансия

Театр приглашает артистов миманса

 
  подробнее...  
  17 сентября 2018
Урал Опера Балет Фест: объявлена программа фестиваля

С 14 по 21 октября театр проведет первый музыкально-театральный фестиваль. Партнер фестиваля - Президентский Центр Бориса Ельцина.

 
  подробнее...  
  16 сентября 2018
Пресса о премьере "Турандот" в Урал Опере

Первая премьера сезона в отражении екатеринбургских СМИ.

 
  подробнее...  
  13 сентября 2018
107-й сезон открыт!

Урал Опера Балет открыл 107-й театральный сезон премьерой оперы Пуччини "Турандот".

 
  подробнее...  
  12 сентября 2018
Опубликованы премьерные составы "Турандот"

Главные партии исполнят приглашенные артисты и солисты Екатеринбургской оперы.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Жизнь и сцена

Марина Гайкович, Независимая газета
30 октября 2012

Екатеринбургский театр оперы и балета отмечает 100-летие

1732-й – в Лондоне, 1776-й – в Москве, 1778-й – в Милане, 1792-й – в Венеции, 1869-й – в Вене, 1875-й – в Париже, Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Мюнхене, Мадриде, Брюсселе, Берлине… Наконец, 1912-й – в Екатеринбурге открылся театр оперы и балета. Сто лет – много или мало? В зависимости от того, чем их наполнить, скажете вы – и будете правы. За целый век Екатеринбургский театр прошел путь от небольшой провинциальной труппы до коллектива федерального подчинения (в этой компании также – Большой, Мариинский и Новосибирский театры).

На самом деле история этого театра началась еще в XIX веке – в город часто приезжали столичные оперные антрепризы, а потом любители жанра создали свой музыкальный кружок, который вскоре по уровню готов был соперничать с профессиональными труппами. Здесь не боялись ориентироваться на Москву и Петербург: прошли там премьеры «Царя и плотника» Лотцингера, через год, в 1909-м, готов спектакль в Екатеринбурге (кстати, после этого оперу ставили только Михайловский театр и – совсем недавно – Театр Бориса Покровского). В общем, успех артистов у горожан подвиг местные власти на строительство. Екатеринбургские чиновники на торжественном банкете подтвердили, что деньги были потрачены немыслимые (специально подняли архивные документы!), результат превзошел ожидания – в 1912 году в городе появилось элегантное, нарядное здание оперного театра.

Первым спектаклем, который давали на новой сцене, была «Жизнь за царя» Глинки, с итальянским дирижером и отечественным режиссером – Александром Яковлевичем Альтшуллером. Через пару лет начала работу балетная труппа – и началась полноценная жизнь. Насыщенная и интересная: порой за сезон здесь умудрялись поставить больше спектаклей, или, точнее, премьер, чем в наши дни. А творческие силы? Екатеринбургский театр стали называть школой кадров – певцы, режиссеры, дирижеры, проработав здесь несколько сезонов, получали приглашение… в Большой театр, ну, или как минимум в Москву. Здесь началась карьера Сергея Лемешева, Ивана Козловского, режисеров Владимира Лосского и Леонида Баратова – это в первой половине века. А во второй – Ирина Архипова, Борис Штоколов, Юрий Гуляев… Кирилл Тихонов – «папа» «Геликон-оперы», Евгений Колобов – легендарный основатель московской «Новой оперы», Александр Титель – худрук музыкального театра имени Cтаниславского и Немировича-Данченко.

Иван Козловский писал в своей книге воспоминаний: «Сезоны 1924 и 1925 годов. Их мне не забыть. Никак не забыть! Они были, можно сказать, отправными этапами в моей дальнейшей сценической биографии. Именно здесь я получил настоящую зарядку как артист и оперный певец. И я всегда говорю, что Свердловский оперный театр имени Луначарского помог мне определиться, найти све настоящее место в искусстве. А это совсем не так просто. Это сложный, а иногда и мучительный творческий процесс». А вот Александр Титель в одном из интервью: «Суровость климата, почти вечный снег. Непритязательность – тогдашняя – этого города. Пустые нередко улицы, потому что все работают. Простые, открытые люди, на которых можно положиться. Труппа, которую я нежно возлюбил. При 30–40-градусных морозах в нашем уютном театре было всегда тепло. И по-человечески тоже. Сложилась удивительная творческая атмосфера. Работалось легко. Когда я приехал, сам театр и окружающие здания были какие-то угрюмо-зеленые. Но потом случилась реконструкция, театр покрыли белой мраморной крошкой, и он стал непередаваемо красив. Особенно зимой, когда сливался с белоснежным окружением и в нем горели только окна, это был абсолютно феллиниевский «И корабль плывет». Мы отсюда не вылезали по 12 часов в сутки. И так – 11 лет». А вот воспоминания одной из зрительниц: «Когда мы только поступили в университет, начали учиться, первым делом мы пошли в оперу. Впечатления мне трудно передать словами, настолько увлекал меня этот фантастический, сказочный мир. Конечно, мы ходили и в драму, и в музкомедию, но оперный театр всегда был на первом месте; потом мы начали водить сюда дочерей. Стипендия была небольшая, и, конечно, мы могли себе позволить только самый верхний ярус. Но если вдруг удавалось достать билет на этаж ниже – это был уже шик. Когда мы закончили учебу и уже начали работать, муж сказал: «Теперь мы идем в партер!» Цитата эта не дословная – но суть, думаю, передана верно. А зовут эту зрительницу Наина Иосифовна Ельцина.

Еще за екатеринбургским театром закрепилась слава экспериментатора: здесь не боялись новых (или хорошо забытых) названий. Именно здесь началась слава композитора Владимира Кобекина, чьими сочинениями в афише гордятся и столичные театры. В 1987-м за сценическое рождение оперы Владимира Кобекина «Пророк» театр был удостоен Государственной премии, это была уже вторая награда высшего порядка – первую театр получил еще в 1946 году за постановку «Отелло» Верди.

А сейчас? Говорит Андрей Шишкин, директор театра: «В день премьеры «Бориса Годунова» (этим спектаклем в постановке Александра Тителя открылся юбилейный, 100-й сезон. – «НГ») здесь уже работают прилетевшие из Лондона режиссер и художник «Летучего голландца», который выйдет в сентябре 2013 года. При этом висит приказ о премьере 16 мая «Отелло», и приезжает художник балетной премьеры 1 марта. Мы знаем, что с нами будет через год: параллельно идет работа над тремя-четырьмя спектаклями». Жизнь кипит? Еще как. Торжественный концерт к 100-летию показал, что труппа в прекрасном состоянии, им под силу и итальянцы, и французы, и даже джаз. К старейшинам сцены присоединяются молодые, кстати, уже лауреаты конкурсов, с оркестром работают именитые маэстро. Вот еще из Козловского: «В 20-е годы там царила блистательная эпоха. Эпоха влюбленности в искусство как актеров, так и зрителей, эпоха высокого мастерства артистов, дирижеров, режиссеров…» Пожелаем, чтобы эта эпоха царила в Екатеринбургском театре всегда.

http://www.ng.ru/style/2012-11-30/12_theatre.html#.ULou4RTb3sA.vk

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
СЕНТЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
август 2018 октябрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 сентября 2018 (пт) в 18:30

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  22 сентября 2018 (сб) в 18:00

П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех действиях

 
  23 сентября 2018 (вс) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  25 сентября 2018 (вт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  26 сентября 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
  27 сентября 2018 (чт) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57