106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
27 сентября 2017 - Гала-концерт к пятилетию мастерских новой хореографии «DANCE-ПЛАТФОРМА»


 
  подробнее...  
 
Открытые лекции в рамках проекта «Dance-Платформа»


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Пахита"


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  25 сентября 2017
"Волшебная флейта". Фотогалерея

В разделе "Фотогалерея" опубликованы снимки с премьерных показов оперы "Волшебная флейта".

 
  подробнее...  
  22 сентября 2017
Открытые лекции в рамках проекта «Dance-Платформа»

26 и 28 сентября в лектории Ельцин-центра состоятся встречи с одним из опытнейших российских менеджеров музыкального театра Антоном Гетьманом и хореографом Вячеславом Самодуровым.

 
  подробнее...  
  21 сентября 2017
Детский театральный хор провел смену

Минувшим летом детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета провел профильную смену "Поющие вместе" в городском лагере, расположившемся на базе Лицея № 8 им. С. Дягилева.

 
  подробнее...  
  19 сентября 2017
В Екатеринбурге представили новую «Волшебную флейту», которая переносит зрителя в XIX век

Критик Екатерина Беляева – о премьере Екатеринбургского театра оперы и балета

 
  подробнее...  
  18 сентября 2017
Андрей Шишкин: «Наши залы загружены на 93%. Для оперного театра это очень много»

Интервью директора Екатеринбургского театра оперы и балета порталу Global City

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Прошлое в настоящем

Ольга Девятова, журнал «УРФО», ноябрь-декабрь 2012
31 декабря 2012


Жизнь, где бы ни сказалась,

Правда, как бы ни была солона.

М.П. Мусоргский

 

Своё славное 100-летие Екатеринбургский театр оперы и балета отметил премьерой оперы М.Мусоргского «Борис Годунов», которую осуществили режиссёр Александр Титель, дирижёр Михаэль Гюттлер, художники Владимир Арефьев и Евгений Виноградов, хормейстер Эльвира Гайфуллина. Это девятая постановка шедевра М.Мусоргского на екатеринбургской (свердловской) сцене. Причём, как и незабываемый спектакль 1983 года, нового «Бориса» поставил хорошо знакомый горожанам режиссёр А.Б.Титель, предложивший на суд зрителей первую редакцию оперы, созданную композитором в 1869 году.

Перед создателями стояли сложные задачи: прежде всего, раскрыть трагедию царя Бориса с его мучительными предчувствиями, сознанием конфликтного противостояния боярам, духовенству, бедному люду; нравственными терзаниями нечистой совести и психическими галлюцинациями.

Художественное решение спектакля обусловила поразительно дальновидная прозорливость М.Мусоргского, ощутившего в трагических событиях далёкого прошлого современные для его эпохи смыслы, которые в режиссуре нового «Бориса» спроецированы на социальную и политическую ситуацию России XXI века. Создатели сознательно отказались от всей исторической атрибутики (в костюмах, декорациях, оформлении), чтобы заострить центральный в опере конфликт власти и народа, глубже раскрыть темы насилия и страдания, нравственной ответственности властителей за судьбы своей страны, неотвратимости наказания высшего суда (божественного, суда совести) за преступления перед собой и своим народом. Эти идеи необычайно актуальны сегодня. Как сказал А.Титель, «"Борис Годунов" — произведение по-прежнему нас волнующее, заставляющее переживать, размышлять. Опера о кризисе — и это заложено в самом сюжете. Речь идёт о кризисе во взаимоотношениях власти и народа, спровоцированном сменой династии, — в результате народ перестаёт доверять власти и уважать её. Я бы хотел, чтобы герои нашего спектакля были узнаваемыми, чтобы перед зрительным залом развернулась живая история. Не ограниченная какими-то временными рамками, рассказывающая не только о том Борисе Годунове, который был, но и о том Борисе Годунове, который будет». Не случайно создатели назвали свой спектакль «антиутопией». Его смыслы направлены не только в настоящее, но и в будущее. Вот почему так мрачно и зловеще выглядит конструкция на сцене, напоминающая то ли развалины какой-то стены, то ли тюремный двор, с многочисленными оконно-дверными проёмами и длинной лестницей, что невольно вызывает в памяти шекспировские строки «Дания — тюрьма» в проекции на нашу многострадальную страну.

Художник-постановщик нового спектакля В.Арефьев так комментирует замысел создателей: «Нам показалось удачным соединение геометрической формы — цилиндрического многогранника, представляющего собой промышленный формат резервуара (надеюсь, это будет читаться), и формы архитектурной — крепостной, церковной, которая несёт в себе и следы времени». Своего рода символом спектакля стала бочка, которая может вызывать у зрителей разные ассоциации — «пороховой бочки», которую бросает в народ Борис в сцене коронации, или атрибут тяжести труда чернорабочих, тянущих «лямку» на самых грязных работах (коммунальные сети и т.д.), что представлено в 1-й картине, и другие.

Горестное, плачевое звучание хора «На кого ты нас покидаешь, отец наш» вполне соответствует здесь непосильной муке народной, гениально выраженной М.Мусоргским в музыке, а полицейские, «палочные» окрики охранников (у Мусоргского — приставов) дополняют общую мрачную, зловещую картину народного страдания. Спектакль идёт на едином дыхании, семь картин оперы звучат без антракта. Стремительное развёртывание сценического действия усугубляет трагизм общей концепции, вызывающей прямые ассоциации с современностью. Сцена венчания Бориса выглядит как выборы главы государства, в ней прославление народа (на теме песни «Слава») звучит нарочито официозно и равнодушно, а фигура самого царя воспринимается некой «игрушкой» в руках хитрых, лицемерных и лживых политиканов. В этом контексте изначальная двойственность и противоречивость образа оперного Бориса М.Мусоргского обретает новые смыслы...

Необычна в спектакле и трактовка других персонажей, в частности Варлаама, который представлен обезноженным инвалидом (в коляске времён послевоенных лет), поёт свою знаменитую Песню «Как во городе было, во Казани», приплясывая на столе. В музыке этой песни, как известно, гениально воплощён стихийный, бунтарский дух русской натуры, который может быть направлен как на созидание, так и на разрушение, недаром этот образ в спектакле вызывает ассоциации с искалеченными (душевно и физически) «афганцами» или участниками чеченских войн, которые жестоко пострадали от недальновидной политики государства.

Глубоко впечатляют две кульминационные сцены спектакля («У собора Василия Блаженного» и «Грановитая палата»), в которых словно скрещиваются в жёсткой, а подчас смертельной схватке политические и жизненные интересы народа и власти. Измученный голодом русский люд кричит и вопит о помощи, обращаясь к царю с плачем: «Хлеба, хлеба, хлеба голодным, батюшка, дай Христа ради!». С этим плачем сливается и плач Юродивого — носителя высшей святости на Руси, чей голос является живым олицетворением божественной мудрости и провидения, перед которым отступает даже самая сильная и жестокая власть. В интерпретации создателей Юродивый вызывает жгучее сочувствие и жалость, ассоциируясь с одинокими и обездоленными людьми (малоимущими пенсионерами или так называемыми «бомжами»), которых, увы, немало на улицах наших городов. Они вынуждены либо униженно побираться, либо искать по помойкам и урнам жестяные банки, сдавать их, получая копейки на пропитание. Именно такую смятую жестяную банку в спектакле показывает детям Юродивый. И его горестные стенания «Отняли копеечку!» воспринимаются выражением всенародной боли страждущих и обездоленных. В результате — ещё более обнажается конфликт царя и народа. В роли Юродивого на премьерах выступили Олег Савка и Евгений Крюков, последнему удалось достичь в этой партии подлинно трагических высот.

Рельефно очерчена в спектакле линия Бориса, образ которого от сцены к сцене обретает всё более сложные философские, трагические смыслы, которые достигают наивысшей точки напряжения и экспрессии в финальной сцене заседания боярской думы и смерти царя (7-я картина). Решающую роль, как известно, в партии Бориса играют его монологи: «Скорбит душа» (2-я картина) и «Достиг я высшей власти» (5-я картина), в которых глубоко раскрыты терзания властителя, чьи деяния, при всех его подчас благих намерениях, несли людям страдания и беды.

Эти состояния Бориса — царя и политического деятеля усугублялись переживаниями любящего отца, а также тревожными угрызениями нечистой совести и муками вероятного детоубийцы. Все эти сложные аспекты образа удалось убедительно передать исполнителю партии Бориса Алексею Тихомирову (солисту московского театра «Геликон- опера»), обладателю подвижного, интонационно выразительного голоса, чутко передающего изменчивость в настроениях героя, контрасты психологических состояний, гениально воплощённых в музыке.

Интересно и трепетно решены в 5-й картине сцены с детьми. Плач Ксении (Ирина Боженко, Ольга Пешкова) о погибшем женихе напоминает образы плакальщиц (не случайно на сцене — могильный холм). Партию Фёдора исполняет мальчик, его чистый голос, быть может, олицетворяет будущее России (в двух премьерных спектаклях эту непростую для ребёнка партию успешно исполнили учащийся Свердловского мужского хорового колледжа Егор Головач и артист детского хора театра Борис Рябухин).

Ярко провёл А.Тихомиров сцену-поединок с В.Шуйским (его выразительный образ создал в спектакле Н.Любимов) и сцену с курантами в той же картине, в ней артист подчеркнул глубокие страдания Бориса и попытки покаяния. Но, безусловно, генеральной кульминацией спектакля стала сцена смерти Бориса, которая вызывает поначалу прямые ассоциации с заседаниями современной думы, где споры, разногласия, обсуждения острых вопросов порой заканчиваются драками или потасовками.

Образ Бориса в трактовке А.Тихомирова обретает здесь ещё более трагические смыслы, чем в предыдущих картинах. Он мечется по сцене, мучимый галлюцинациями, пытается «взять себя в руки» в сцене с Пименом, чей рассказ ещё более усиливает психологическое возбуждение царя и, по сути, приводит к его смерти. Сцена с сыном решена как «диалог на расстоянии» (испуганный мальчик со стороны слушает последние наставления отца и тревожно наблюдает его предсмертную агонию).

Потрясает и финал сцены, где умирающий Борис с невероятными усилиями сползает по лестнице и умирает под ней, свернувшись, как «побитая собака», одинокий, заброшенный и никому не нужный...

Из других исполнителей хочется выделить Александра Краснова, создавшего запоминающийся образ Варлаама (в целом убедителен был в этой роли и Олег Бударацкий).

По-новому, глубоко философский и психологичный образ Пимена удалось создать солисту Мариинского театра Александру Морозову, его герой выступил в роли не бесстрастного летописца, а живого свидетеля многих исторических реалий и стал неким судьёй Бориса.

Образ Григория (Самозванца) и вокально, и сценически более удался Ильгаму Валиеву (в первом спектакле эту партию исполнял молодой солист Московского музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича» Данченко Олег Полпудин). В целом, хочется особо отметить тщательность работы всех исполнителей как над музыкальным материалом, так и над драматической сущностью образов. Здесь, согласно драматургическим принципам театра М.Мусоргского, не было больших и малых ролей, а предстали живые персонажи, характеры (Пристав, Хозяйка корчмы, Мисаил и др.). Оркестр на премьерах также был на высоте.

Новый «Борис» в смелой, талантливой интерпретации создателей продемонстрировал высокий музыкальный и певчески-актёрский уровень нашего любимого театра и стал достойным подарком горожанам в год своего векового юбилея.

 

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
СЕНТЯБРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
август 2017 октябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  26 сентября 2017 (вт) в 18:30

Дж. Верди
ТРАВИАТА

Опера в трех действиях

 
  27 сентября 2017 (ср) в 18:30

DANCE-ПЛАТФОРМА

 
  29 сентября 2017 (пт) в 18:30

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  30 сентября 2017 (сб) в 18:00

ОДНОАКТНЫЕ БАЛЕТЫ
EN POINTE / НА ПУАНТАХ

Три истории, рассказанные на пуантах: «Наяда и рыбак. Сюита», «Пять танго» и «Вариации Сальери».

 
  01 октября 2017 (вс) в 18:00

ОДНОАКТНЫЕ БАЛЕТЫ
EN POINTE / НА ПУАНТАХ

Три истории, рассказанные на пуантах: «Наяда и рыбак. Сюита», «Пять танго» и «Вариации Сальери».

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57