106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 мая 2018
Открыта продажа билетов на премьеру оперы

Урал Опера Балет откроет 107-й сезон оперой Джакомо Пуччини «Турандот».

 
  подробнее...  
  05 мая 2018
Детский хор театра стал призером конкурса в Бельгии

Детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета (руководитель - Елена Накишова) получил Первый приз и звание cum laude ("с почётом" - лат.) в категории "Детский хор" в 66-м Международном молодежном хоровом фестивале-конкурсе в городе Неерпельт (Бельгия).

 
  подробнее...  
  03 мая 2018
31 мая пройдет прослушивание солистов для поступления в оперную труппу

Урал Опере требуются: драматическое сопрано, лирическое сопрано, меццо-сопрано, драматический тенор, драматический баритон, центральный бас.

 
  подробнее...  
  26 апреля 2018
Солисты Урал Оперы получили Губернаторскую премию

25 апреля заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков по поручению главы региона Евгения Куйвашева вручил премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.

 
  подробнее...  
  25 апреля 2018
Министерство культуры объявило лауреатов губернаторской премии в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Нео, пост и просто классика

Наталия Курюмова
05 марта 2013

Первая балетная премьера сезона Екатеринбургского театра оперы и балета («XIX-XX-XXI») стала событием актуальной художественной культуры. Можно констатировать: наша труппа под управлением Вячеслава Самодурова становится центром по производству оригинальных идей в современной хореографии.

До недавнего времени Екатеринбург был знаменит как столица современного танца. Премьеры «Провинциальных танцев», «Эксцентрик балета», труппы Олега Петрова, компании «Окоем» и некоторых других становились предметом обсуждения культурного сообщества не только уральской столицы, но и гораздо дальше. События, происходившие в академической балетной труппе нашего Оперного дома, на протяжении достаточно долгого времени оставались событиями, в большей степени, штатного провинциально-театрального порядка. Пусть иногда даже и приятными, радостными для нас, любящих свой родной театр и в радости, и в горе.

Перемены наступили года два назад: первой ласточкой, на наш взгляд, стала качественная и стильная «Баядерка» Станислава Фечо (по Петипа, разумеется). Но подлинный ренессанс – вернее, апгрейд (это слово точнее выражает суть происходящих перемен) наступил с приходом в театр на пост художественного руководителя балета Вячеслава Самодурова. Первая работа хореографа на нашей сцене – балет «Amore buffo» стал своего рода «пактом о намерениях». Вовсе небеспроблемная, и в хореографическом, и в исполнительском плане, работа, тем не менее, сразу обратила на себя внимание: знаменитая опера превратилась в балет (когда-то такие превращения были чуть ли не правилом); из позапрошлого века действие перенеслось в наше время; некоторые молодые артисты получили шанс быть замеченными. А еще – сразу бросившейся в глаза интенсивностью танца (большое количество непростых движений на единицу времени) и «сдвигом» классических линий в сторону постклассики с ее тягой к ассиметрии и игре с балансом.

Проект «Dance-платформа» и «Зимний гала» стали свидетельством неуклонности этих намерений: представлять весь спектр современной хореографии от эксперимента (молодые, но перспективные авторы получили в свое распоряжение балетную труппу и создали свои опусы) до крутых хитов главных имен современного балета (У. Форсайт, У. Мак-Грегор).

Перформанс H2О, осуществленный в рамках 2-й Уральской биеннале современного искусства, в котором балетные артисты танцевали на территории действующего екатеринбургского оборонного предприятия, а также фрагмент оперы-балета Рамо «Галантные Индии», поставленный к столетнему юбилею театра убедил в том, что в труппу пришел художник. Т.е. не просто качественный профессионал с хорошим бэк-граундом (экс-премьер Мариинского театра, Нидерландского национального балета и Королевского балета лондонского театра Ковент-Гарден), но автор с собственным взглядом на хореографию. Счастливо сочетающий пронзительное, современное понимание красоты как категории чрезвычайно хрупкой и ускользающей с привитым классикой чувством меры.

Состоявшаяся в начале марта премьера вновь продемонстрировала системность и концептуальную основательность подхода Самодурова к управлению свердловским балетом. В «комплекте» представленные произведения знаковы и охватывают почти всю историю развития классической техники и стиля: от ранне-романтичнеской классики (Август Бурнонвиль) – к неоклассике с элементами экспрессионизма (Ханс ван Манен) – и к постклассике (Вячеслав Самодуров). Все три переданы артистам «из первых рук», носителями стиля. Классическая «Консерватория» осуществлена Диной Бёрн, признанным во всем мире специалистом по наследию Бурнонвиля, «Пять танго» – главным ассистентом и главным, на сегодняшний день, исполнителем Ван Манена, Меа Венема и Александром Жембровским; «Cantus Arсticus» - само собой, оригинальная работа. Еще одно замечательное свойство трех постановок: современный и впечатляющий дизайн. К созданию сценической картинки (без ветхозаветных рисованных задников и золоченого картона) и костюмов привлечены, без лишней скромности, театральные художники «первой руки»: Альона Пикалова, Энтони Макилуэйн и Елена Зайцева.

Наконец, все три балета бессюжетны. Вернее, бесфабульны: хореография избегает роли иллюстратора неких мелодраматических перипетий от завязки до развязки. Событием становится сам танец – и схваченные в своей сути моменты человеческих отношений (любви, конечно). В «Консерватории» Бурнонвиля (из двухактного старинного балета взят дивертисмент на тему классического балетного экзерсиса) запечатлены впечатления самого балетмейстера, в юности (в далеких 1820-х) проходившего обучение в Парижской школе танца. В изящном па де труа на фоне кордебалета лишь пунктиром, словно неизбежная коннотация самой балетной формы трио, намечен флирт юноши с двумя девушками. Впрочем, главным «сюжетом» становится отточенная техника и композиционная изобретательность самого великого датчанина, где самые сокровенные смыслы вырастают из элементарных плие и батманов. В исполнении здесь важна не столько виртуозность (хотя оно, разумеется, присутствует), сколько искусное выполнение деталей – текучесть линий; безусильность; проникнутые током поэзии арабески, завершаемые «истаивающими» линиями рук. Все это, так же как и непринужденность, известное изящество позировок убедительно демонстрируют Елена Кабанова и Екатерина Панченко (автор присутствовал на 3 вечере), вместе с Ильей Бородулиным. Женский кордебалет еще не всегда точно держит линии, но находится в тонусе. Завоевание датского мастера – приоритет полетного мужского танца – обозначен группой солистов во главе с Денисом Зайтдиновым, но нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Первая российская постановка спектакля Ханса ван Манена, одного из самых знаменитых хореографов современности, чьи балеты идут на лучших сценах мира – безусловно, событие для екатеринбургской сцены. «Пять танго» – где в композиторской технике Пьяццоллы демократичное и чувственное танго входит в контекст многомерной звучащей современности – правильный выбор, попадающий, без осечки, в зрителя самых разных художественных интересов. Хореография под стать музыке: вечный поединок мужчины и женщины, воплощенный в эффектных па аргентинского танца, вырастает здесь в жесткую и отточенную хореографическую партитуру солистов и шести пар. В увиденном варианте открытием стало исполнение Андрея Сорокина: артист стремительно растет; его танец-жест выразителен и наполнен, он приковывает внимание. Старания всех остальных участников обнадеживают: продолжая усилия в том же духе, возможно, артисты достигнут необходимой для исполнения свободы, сочетаемой с постоянным внутренним напряжением и точностью переходов из позы в позу.

Самое сильное впечатление вечера – финальный балет. Завораживающая многообразием оркестровых красок, сдержанной красотой и содержательностью музыка неизвестного доселе у нас финского композитора Эйноюхани Раутаваара (весьма качественно исполняемая оркестром театра под руководством дирижера Павла Клиничева) дает необыкновенный простор для фантазии хореографа и художников спектакля (сцена – англичанин Энтони Макилуэйн, костюмы – Елена Зайцева). Визуальное наслаждение вызывает неожиданная по интенсивности и парадоксальному сочетанию цветов картинка средней части балета, где кажущееся хаотичным безостановочное движение пар неслучайно напоминает птичий базар (в партитуру, написанную в 1970-х гг., композитор вводит записи живого пения арктических птиц). Дизайн, свет, птичьи голоса, «птичья» лексика и неожиданные для академической сцены композиционные приемы (отчасти в духе шанс-метода Каннингхема) создают ощущение многомерности пространства и бесконечности происходящего. Холодноватую красоту средней части оттеняют замечательно придуманные хореографом и убедительно выполненные дуэты (в нашем вечере Наталья Кузнецова – Александр Меркушев, Елена Соболева (Сусанова) — Сергей Кращенко, Анастасия Кержеманкина – Игорь Булыцын). Когда прозрачная стена, разделяющая влюбленных, вдруг исчезает, понимаешь: непростая современная хореография может трогать до глубины души.

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
МАЙ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
апрель 2018 июнь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 мая 2018 (пн) в 19:00

ЖЕНИТЬБА
Спектакль "Женитьба" Александринского театра на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета.

 
  22 мая 2018 (вт) в 18:30

Премьера

MADE IN URAL
«Увертюра», «Любовные песни», «Наяда и рыбак. Сюита»

 
  23 мая 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  24 мая 2018 (чт) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  26 мая 2018 (сб) в 18:00

DAYTON DANCE COMPANY
Гастроли ансамбля современного танца «Дэйтон Данс Компани»(США)

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57