105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
14, 15, 16, 17 сентября 2017 - премьера оперы


 
  подробнее...  
 
27, 28 сентября 2017 - Гала-концерт к пятилетию мастерских новой хореографии «DANCE-ПЛАТФОРМА»


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 августа 2017
"Волшебная флейта"_Анонсы в прессе

На репетициях в театре побывали екатеринбургские СМИ

 
  подробнее...  
  14 августа 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета готовится к премьере оперы В.А. Моцарта "Волшебная флейта"

Новый спектакль откроет театральный сезон 2017/2018

 
  подробнее...  
  04 августа 2017
ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ПРИГЛАШАЕТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА ДОЛЖНОСТЬ АРТИСТА ХОРА

Приглашаем на прослушивание теноров

 
  подробнее...  
  11 июля 2017
Уважаемые зрители!

Выдача билетов, оплаченных через сайт театра с 12.07.17 по 15.08.17, будет осуществляться с 16.08.17г.

 
  подробнее...  
  10 июля 2017
Премьера Вечера одноактных балетов

Анонсы и отзывы в прессе_Фотогалерея

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Нео, пост и просто классика

Наталия Курюмова
05 марта 2013

Первая балетная премьера сезона Екатеринбургского театра оперы и балета («XIX-XX-XXI») стала событием актуальной художественной культуры. Можно констатировать: наша труппа под управлением Вячеслава Самодурова становится центром по производству оригинальных идей в современной хореографии.

До недавнего времени Екатеринбург был знаменит как столица современного танца. Премьеры «Провинциальных танцев», «Эксцентрик балета», труппы Олега Петрова, компании «Окоем» и некоторых других становились предметом обсуждения культурного сообщества не только уральской столицы, но и гораздо дальше. События, происходившие в академической балетной труппе нашего Оперного дома, на протяжении достаточно долгого времени оставались событиями, в большей степени, штатного провинциально-театрального порядка. Пусть иногда даже и приятными, радостными для нас, любящих свой родной театр и в радости, и в горе.

Перемены наступили года два назад: первой ласточкой, на наш взгляд, стала качественная и стильная «Баядерка» Станислава Фечо (по Петипа, разумеется). Но подлинный ренессанс – вернее, апгрейд (это слово точнее выражает суть происходящих перемен) наступил с приходом в театр на пост художественного руководителя балета Вячеслава Самодурова. Первая работа хореографа на нашей сцене – балет «Amore buffo» стал своего рода «пактом о намерениях». Вовсе небеспроблемная, и в хореографическом, и в исполнительском плане, работа, тем не менее, сразу обратила на себя внимание: знаменитая опера превратилась в балет (когда-то такие превращения были чуть ли не правилом); из позапрошлого века действие перенеслось в наше время; некоторые молодые артисты получили шанс быть замеченными. А еще – сразу бросившейся в глаза интенсивностью танца (большое количество непростых движений на единицу времени) и «сдвигом» классических линий в сторону постклассики с ее тягой к ассиметрии и игре с балансом.

Проект «Dance-платформа» и «Зимний гала» стали свидетельством неуклонности этих намерений: представлять весь спектр современной хореографии от эксперимента (молодые, но перспективные авторы получили в свое распоряжение балетную труппу и создали свои опусы) до крутых хитов главных имен современного балета (У. Форсайт, У. Мак-Грегор).

Перформанс H2О, осуществленный в рамках 2-й Уральской биеннале современного искусства, в котором балетные артисты танцевали на территории действующего екатеринбургского оборонного предприятия, а также фрагмент оперы-балета Рамо «Галантные Индии», поставленный к столетнему юбилею театра убедил в том, что в труппу пришел художник. Т.е. не просто качественный профессионал с хорошим бэк-граундом (экс-премьер Мариинского театра, Нидерландского национального балета и Королевского балета лондонского театра Ковент-Гарден), но автор с собственным взглядом на хореографию. Счастливо сочетающий пронзительное, современное понимание красоты как категории чрезвычайно хрупкой и ускользающей с привитым классикой чувством меры.

Состоявшаяся в начале марта премьера вновь продемонстрировала системность и концептуальную основательность подхода Самодурова к управлению свердловским балетом. В «комплекте» представленные произведения знаковы и охватывают почти всю историю развития классической техники и стиля: от ранне-романтичнеской классики (Август Бурнонвиль) – к неоклассике с элементами экспрессионизма (Ханс ван Манен) – и к постклассике (Вячеслав Самодуров). Все три переданы артистам «из первых рук», носителями стиля. Классическая «Консерватория» осуществлена Диной Бёрн, признанным во всем мире специалистом по наследию Бурнонвиля, «Пять танго» – главным ассистентом и главным, на сегодняшний день, исполнителем Ван Манена, Меа Венема и Александром Жембровским; «Cantus Arсticus» - само собой, оригинальная работа. Еще одно замечательное свойство трех постановок: современный и впечатляющий дизайн. К созданию сценической картинки (без ветхозаветных рисованных задников и золоченого картона) и костюмов привлечены, без лишней скромности, театральные художники «первой руки»: Альона Пикалова, Энтони Макилуэйн и Елена Зайцева.

Наконец, все три балета бессюжетны. Вернее, бесфабульны: хореография избегает роли иллюстратора неких мелодраматических перипетий от завязки до развязки. Событием становится сам танец – и схваченные в своей сути моменты человеческих отношений (любви, конечно). В «Консерватории» Бурнонвиля (из двухактного старинного балета взят дивертисмент на тему классического балетного экзерсиса) запечатлены впечатления самого балетмейстера, в юности (в далеких 1820-х) проходившего обучение в Парижской школе танца. В изящном па де труа на фоне кордебалета лишь пунктиром, словно неизбежная коннотация самой балетной формы трио, намечен флирт юноши с двумя девушками. Впрочем, главным «сюжетом» становится отточенная техника и композиционная изобретательность самого великого датчанина, где самые сокровенные смыслы вырастают из элементарных плие и батманов. В исполнении здесь важна не столько виртуозность (хотя оно, разумеется, присутствует), сколько искусное выполнение деталей – текучесть линий; безусильность; проникнутые током поэзии арабески, завершаемые «истаивающими» линиями рук. Все это, так же как и непринужденность, известное изящество позировок убедительно демонстрируют Елена Кабанова и Екатерина Панченко (автор присутствовал на 3 вечере), вместе с Ильей Бородулиным. Женский кордебалет еще не всегда точно держит линии, но находится в тонусе. Завоевание датского мастера – приоритет полетного мужского танца – обозначен группой солистов во главе с Денисом Зайтдиновым, но нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Первая российская постановка спектакля Ханса ван Манена, одного из самых знаменитых хореографов современности, чьи балеты идут на лучших сценах мира – безусловно, событие для екатеринбургской сцены. «Пять танго» – где в композиторской технике Пьяццоллы демократичное и чувственное танго входит в контекст многомерной звучащей современности – правильный выбор, попадающий, без осечки, в зрителя самых разных художественных интересов. Хореография под стать музыке: вечный поединок мужчины и женщины, воплощенный в эффектных па аргентинского танца, вырастает здесь в жесткую и отточенную хореографическую партитуру солистов и шести пар. В увиденном варианте открытием стало исполнение Андрея Сорокина: артист стремительно растет; его танец-жест выразителен и наполнен, он приковывает внимание. Старания всех остальных участников обнадеживают: продолжая усилия в том же духе, возможно, артисты достигнут необходимой для исполнения свободы, сочетаемой с постоянным внутренним напряжением и точностью переходов из позы в позу.

Самое сильное впечатление вечера – финальный балет. Завораживающая многообразием оркестровых красок, сдержанной красотой и содержательностью музыка неизвестного доселе у нас финского композитора Эйноюхани Раутаваара (весьма качественно исполняемая оркестром театра под руководством дирижера Павла Клиничева) дает необыкновенный простор для фантазии хореографа и художников спектакля (сцена – англичанин Энтони Макилуэйн, костюмы – Елена Зайцева). Визуальное наслаждение вызывает неожиданная по интенсивности и парадоксальному сочетанию цветов картинка средней части балета, где кажущееся хаотичным безостановочное движение пар неслучайно напоминает птичий базар (в партитуру, написанную в 1970-х гг., композитор вводит записи живого пения арктических птиц). Дизайн, свет, птичьи голоса, «птичья» лексика и неожиданные для академической сцены композиционные приемы (отчасти в духе шанс-метода Каннингхема) создают ощущение многомерности пространства и бесконечности происходящего. Холодноватую красоту средней части оттеняют замечательно придуманные хореографом и убедительно выполненные дуэты (в нашем вечере Наталья Кузнецова – Александр Меркушев, Елена Соболева (Сусанова) — Сергей Кращенко, Анастасия Кержеманкина – Игорь Булыцын). Когда прозрачная стена, разделяющая влюбленных, вдруг исчезает, понимаешь: непростая современная хореография может трогать до глубины души.

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АВГУСТ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
июль 2017 сентябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57