106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Балет по книге. О любви и смерти

Елена Федоренко, газета "Культура"
09 июля 2009


Балет "Любовь и смерть" Полада Бюльбюль оглы несколько лет назад, в рамках Года культуры Азербайджана в России, был показан в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас состоялась премьера второй, самостоятельной и никак не связанной с первой версии балета в Екатеринбургском оперном театре. По сути - этот спектакль не только зов к патриотическим чувствам и развитию культурных связей между народами, но действенный пример творческой дружбы: автор музыки - азербайджанец, хореограф и художник - русские, дирижер - итальянец. И еще - с этой премьеры один из старейших российских театров начинает подготовку к своему вековому юбилею.

Звонкий кумир советской эстрады Полад Бюльбюль оглы, любимый не только за свои песни, но и за музыку к кинофильмам и замечательным киноролям, написал "Любовь и смерть" в период, когда руководил, и успешно, Министерством культуры Азербайджана. Партитура богата национальным колоритом: нежные мелодии, приправленные фольклорным ароматом, четкие ритмические вертикали духовых, графика ударных, дыхание древних мугамов. Музыкальное полотно сплетено из вулканических голосов батальных сцен, былинно-сказочной эпики и лирических зарисовок, наполненных воздухом самой природы. Жизнеутверждающий пафос, стойкий фольклорный дух и мудрость "караевской" композиторской школы, из которой вышло немало известных композиторов.

В основе спектакля - старинная поэтическая летопись "Китаби Деде Горгуд", что переводится как "Книга моего деда Горгуда". Спектакль обыграл сюжет эпоса возрастом в 1300 лет. Точнее, один из сюжетов, потому что "Китаби Деде Горгуд" - это вязь историй. Для азербайджанцев книга - не просто сборник сказок и легенд, а своего рода нравственный кодекс, согласно которому учатся жить и думать поколение за поколением. Как сейчас, так и сто лет назад. Своеобразие нового спектакля связано с титанической работой, которую проделала хореограф Надежда Малыгина. Она - умна и профессиональна, потому подготовила собственную балетную редакцию либретто: простую, четкую и не затуманенную подробностями. С противопоставлениями добра и зла, возвышенных чувств и низменных страстей, бренности жизни и бессмертия идеалов.

Сюжет таков. Двоим парням приглянулась одна девушка. И тот, кто остается без взаимности, превращается сначала в мизантропа, а потом и в предателя. Влюбленные попадают в плен к врагам-кыпчакам, к которым примкнул отвергнутый Ялынджик. Огузы отважно бросаются в бой за молодых, но... остаются на поле битвы тела влюбленных, которых не в силах разлучить даже зловещая смерть.

Возлюбленным даны говорящие имена - бесстрашный Азер и нежная Байджан. Есть такая восточная притча: в ту секунду, когда рождается человек, вместе с ним объявляется и его смерть. Над ней земные силы не властны, и только она решает, когда забрать человека. Правда, смерть много спит, и не стоит ее тревожить.

Появляющиеся в прологе спектакля дети нарушают ее сон. Бесполое существо в черном одеянии и с намелованным лицом оживляет камни, и перед подростками проходит история жизни их далеких пращуров. Картины мирных праздников, веселых розыгрышей, народных обычаев, военных схваток, плясок наложниц - все события незапамятных времен передаются эмоционально, ярко, без фальши. Чувствуется, что труппе, без сомнения, интересны новшества, привнесенные Малыгиной: и танцы, и отношения героев, и театр теней, и драки, в которых балетные па подкреплены крепкими основами сценического боя. Хореограф развила уже существующие традиции соединения классического балетного языка с народными азербайджанскими танцами и восточными плясками, чем и увлекла танцовщиков. Есть в спектакле и иллюстративные сцены, пластические повторы, замирающее действие, но все на премьерных показах искупалось самозабвенностью, с которой работала труппа. Солисты Наталья Кузнецова и Виктор Механошин пребывали во власти романтических чувств своих героев, в чей мир вторгалась отрешенно-изысканная Смерть (Анастасия Багаева) - этому мистическому персонажу композитор не определил темы, но дал пульсирующие страшноватые ритмы. Земной нежностью томились сердца героев Елены Сусановой и Сергея Кращенко (он же был ретивым Ялынджиком в другом составе), а Смерть Алии Муратовой выглядела родом из сказки, а не из саги. Денис Зайнтдинов достоверно и убедительно прописывал характер предателя Ялынджика. Удивительно, но уже к премьере театр подготовил три состава исполнителей главных ролей!

Художник Игорь Иванов решил сценическое пространство вне конкретики быта и причастности к определенному времени. Получилась метафорическая картинка живой природы с застывшими камнями, горами, уходящими в поднебесье, по которым блуждают то страшные молнии, то ясные лучи света. Для маэстро Фабио Мастранджело "Любовь и смерть" стала первым балетом, и он провел спектакль столь темпераментно и азартно, что, казалось, в оркестре увеличился состав музыкантов, и все они знают о восточной мелодике не понаслышке.

У каждого народа есть свои легенды, святость которых хранят последующие поколения. И все говорят о вечном. Вечное же понятно людям разных возрастов, национальностей, веры. Так же, как и хороший балет.

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  17 ноября 2018 (сб) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  17 ноября 2018 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 11:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  21 ноября 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  22 ноября 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  23 ноября 2018 (пт) в 18:30

Ф. Гласс
САТЬЯГРАХА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57