106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Урал Опера Балет Фест


 
  подробнее...  
 
Урал Опера готовит мировую премьеру балета «Приказ короля»


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 сентября 2018
Открыта вакансия

Театр приглашает артистов миманса

 
  подробнее...  
  17 сентября 2018
Урал Опера Балет Фест: объявлена программа фестиваля

С 14 по 21 октября театр проведет первый музыкально-театральный фестиваль. Партнер фестиваля - Президентский Центр Бориса Ельцина.

 
  подробнее...  
  16 сентября 2018
Пресса о премьере "Турандот" в Урал Опере

Первая премьера сезона в отражении екатеринбургских СМИ.

 
  подробнее...  
  13 сентября 2018
107-й сезон открыт!

Урал Опера Балет открыл 107-й театральный сезон премьерой оперы Пуччини "Турандот".

 
  подробнее...  
  12 сентября 2018
Опубликованы премьерные составы "Турандот"

Главные партии исполнят приглашенные артисты и солисты Екатеринбургской оперы.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Екатеринбург. Опьянение любовью

Варвара Вязовкина, журнал «Страстной бульвар, 10», выпуск №10-150/2012
01 октября 2012


Пристальный интерес знатоков во второй половине 2011/2012 сезона вызвал Театр оперы и балета Екатеринбурга. Такого интереса (сравнимого с вниманием к креативному contemporary dance на екатеринбургской земле) он давно не переживал, до тех пор, пока придерживался сомнительной позиции охранителя классического наследия в худшем консервативном варианте. Однако в феврале этот театр показал белькантовую редкость - россиниевского «Графа Ори»; в мае выпустил главную балетную премьеру «Amore buffo» по «Любовному напитку» Доницетти. Успех обеих постановок - в свой 100-й юбилейный сезон! - заставил заговорить о ренессансе академического музыкального дома Урала.

Героями ренессанса стали два молодых человека: дирижер Павел Клиничев, совмещающий должность главного дирижера Екатеринбургского театра оперы и балета со службой в Большом театре, и хореограф Вячеслав Самодуров, новый художественный руководитель балетной труппы.

Артистическая карьера Самодурова началась в Петербурге, в Вагановском училище, и соответственно, в Мариинском театре. Премьер «золотого десятилетия 1990-х», времени, когда, благодаря Лопаткиной и Вишневой, менялся облик петербургского балета, когда репертуар жадно пополнялся нигде не идущими в России балетными текстами классиков ХХ века, этот мятежный премьер останется непревзойденным неврастеником в «Юноше и Смерти» Пети, раскованным парнем в «Рубинах» Баланчина и магнетическим партнером в «Среднем дуэте» Ратманского. Но даже тогда, когда у него все было в порядке, он рвался на другие просторы: сначала уехал в Национальный балет Нидерландов, потом в английский Ковент Гарден. Петербург - Амстердам - Лондон: города, сформировавшие его как танцовщика. В Лондоне посетитель модных галерей современного искусства встретился с художниками, с которыми работает теперь как хореограф.

Его хореографической карьере старт дала Москва. Решающим шагом стало предложение Алексея Ратманского, заинтересованного в новых русских хореографах и потому задумавшего ежегодные «Мастерские новой хореографии» в Большом театре, к сожалению, после его ухода прерванные. Именно он предложил Вячеславу попробовать поставить миниатюру. Его дуэт «±2» был лучшей работой на workshops 2006-го, а его дебют показал стилистические возможности родившегося хореографа и установил планку для него на годы вперед. Поэтому он продолжал танцевать, а как хореограф копил багаж в репетиционных залах. Следующий балет он поставил через четыре года, в 2010 году, в Ковент Гардене в рамках программы молодых хореографов - после «Trip Trac» английские критики в голос провозгласили Самодурова лидером нового поколения хореографов. В тот же год выстреливают его «Минорные сонаты» в Михайловском театре. В нынешнем сезоне была постановка «Городских птиц» в Баварской опере. Но после михайловской одноактовки (номинанта на «Золотую Маску») стало очевидно, что без большого дела мается подлинно талантливый хореограф, курсирующий между Англией и Россией и раньше времени из-за травмы закончивший танцевальную карьеру. Вот так Самодурова-хореографа открыли Москва - Лондон - Петербург.

Теперь мы подошли к Екатеринбургу - и здесь начинается новейшая история. В сезоне 2011/2012 Театр оперы и балета позвал его возглавить балетную труппу, проще говоря, стать художественным руководителем. Второй случай после Ратманского: русский хореограф, не оторвавшийся от своих корней и впитавший вместе с тем западную школу, возвращается на родину и возглавляет российский театр. А российские академические театры сегодня, к слову, возглавляют четыре (всего!) действующих хореографа, во главе остальных стоят экс-танцовщики: Сергей Бобров (в Красноярске), Кирилл Симонов (в Петрозаводске), Алексей Мирошниченко (в Перми) и Вячеслав Самодуров (в Екатеринбурге). «Amore buffo» показала, что Екатеринбургу повезло больше других.

«Amore buffo» продемонстрировала невиданный прежде талант рефлектирующего молодого человека сочинять двухактные сюжетные балеты, к тому же балеты смешные. А с этим делом всегда было плохо. Балетная комедия - ушедший с современных подмостков жанр. А для Самодурова - это как будто проще простого. Первой работой незнакомую труппу важно увлечь, повести за собой, чтобы она поверила в тебя. Не бить молотком по голове революционной лексикой и немыслимыми темпами. Впрочем, и то, и другое для екатеринбургских артистов было в новинку. Но они, это было видно на втором и третьем представлениях, были опьянены танцем, чистого времени которого поставлено более полутора часов, опьянены успехом у зрителей, улыбка с уст которых не сходила все два акта, опьянены сюжетом, в котором все спасаются в вине, только чтобы найти себе пару.

Пару находят все - и герои на пуантах, и характерные «пешеходные». Неморино в конце концов добивается благосклонности Адины, Жанетта со Стефано милуются на зависть им. Шарлатану (оперный Дулькамар), торгующему вином вместо обещанного любовного напитка, и тому отвечает Нотариус в узкой юбке на шпильках, который, в свою очередь, пришел засвидетельствовать несостоявшийся в итоге брак строптивой Адины и ухаживающего за ней Капитана. Живущим в своем мире вышел Капитан у Виктора Механошина. Два состава Адин заслуживают похвал - Елена Воробьева и открытие премьеры - юная Лариса Люшина. Прекрасен Неморино Андрея Сорокина. Колоритны Жанетта со Стефано у Елены Соболевой и Сергея Кращенко.

Но Самодуров придумывает хитрый ход - он вставляет основной оперный сюжет в метасюжет. Жизнь всех этих современных девушек и парней, элегантно одетых художницей по костюмам Эллен Батлер, устраивает веселая небесная компания из юных Амуров со стрелами и крылатого коня Пегаса, напоминающего коняшек из детства и переносящего в нужное место нужного персонажа. Создается ощущение домашнего театра, когда во время представления можно крикнуть: «Пошел туда - туда не ходи - она там-то». Активная небесная компания, в свою очередь, опекает Старого Амура, и само действие обрамляют сцены из другой эпохи, из ожившего барочного театра: вначале - Старый Амур в парике и короткой тунике предается амурным воспоминаниям и под музыку знаменитой арии «Слеза незаметно скатилась по ее щеке» спивается на диванчике; в конце - после всех хлопотных дел, воссоединения влюбленных там, на земле, и к нему вдруг является Она во плоти, в хитоне и кудрях. Отсюда, по-видимому, взялось название балета «Amore buffo», что в переводе значит «забавная любовь». Но, судя по спектаклю, можно и добавить: радостная любовь. Один Капитан останется не пристроенным со своим оркестром - и ему довольно, найдет себе подружку в другом городе.

Кстати, о городе. Белый урбанистский дом-корабль построен на сцене английским художником Энтони Макилуэном. Декорация-станок впервые появилась на екатеринбургской сцене, к тому же первоклассно подсвеченная Нареком Туманян. Огромных размеров скамейки, на которых время от времени вольготно располагался кордебалет, функционально превращались в знаковые дворовые стенки с граффити, где встречались Адина с Неморино и Жанетта со Стефано - у каждого своя сторона. Сценография, возможно, родилась из местной городской среды: недалеко от театра живет конструктивистский «городок чекистов», выросший в бурные 1920-е, а чуть дальше от центра - пустынные дворы с граффити на бетонных подсобках, где можно отыскать отрисованным слово «amore» (как раз в итальянском его написании). Что во времена барокко, что четыре века спустя, в эре конструктивизма, все заняты поисками «amore», меняется только картинка, поданная авторами спектакля «buffo».

А если учесть, что музыкальные пристрастия нового худрука - Гендель, Скарлатти, Доницетти, остается только довериться его вкусу и, затаившись, ждать новых открытий в уральских недрах. Ведь Самодурову нравится удивлять.

http://www.strast10.ru/node/2364

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
СЕНТЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
август 2018 октябрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 сентября 2018 (пт) в 18:30

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  22 сентября 2018 (сб) в 18:00

П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех действиях

 
  23 сентября 2018 (вс) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  25 сентября 2018 (вт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  26 сентября 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
  27 сентября 2018 (чт) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57