106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Урал Опера Балет Фест


 
  подробнее...  
 
Урал Опера готовит мировую премьеру балета «Приказ короля»


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 сентября 2018
Открыта вакансия

Театр приглашает артистов миманса

 
  подробнее...  
  17 сентября 2018
Урал Опера Балет Фест: объявлена программа фестиваля

С 14 по 21 октября театр проведет первый музыкально-театральный фестиваль. Партнер фестиваля - Президентский Центр Бориса Ельцина.

 
  подробнее...  
  16 сентября 2018
Пресса о премьере "Турандот" в Урал Опере

Первая премьера сезона в отражении екатеринбургских СМИ.

 
  подробнее...  
  13 сентября 2018
107-й сезон открыт!

Урал Опера Балет открыл 107-й театральный сезон премьерой оперы Пуччини "Турандот".

 
  подробнее...  
  12 сентября 2018
Опубликованы премьерные составы "Турандот"

Главные партии исполнят приглашенные артисты и солисты Екатеринбургской оперы.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Трагедия Чужого

Марина Гайкович, Независимая газета
27 мая 2013

Премьера оперы Верди «Отелло»

После успеха спектакля «Граф Ори», зафиксированного даже в столице исключительно положительной критикой, та же команда постановщиков представила в Екатеринбургском театре оперы и балета свою новую работу. Воспользовавшись правом выбора, дирижер Павел Клиничев, режиссер Игорь Ушаков, сценограф Алексей Кондратьев и художник по костюмам (и лауреат «Золотой маски») Ирэна Белоусова остановились на «Отелло» Верди – названии, для Екатеринбурга знаковом: в ХХ веке театр за постановку этой оперы был награжден Сталинской премией.

Главная проблема, с которой сталкиваются постановщики «Отелло», – отсутствие исполнителя сложной заглавной партии. В Екатеринбурге пели приглашенные артисты из Москвы, Новосибирска и Варшавы. Дездемоны, к счастью, нашлись свои. Корреспондент «НГ» слушала второй состав, очень гармоничный, особенно внешне: Отелло пел солист Новосибирского оперного театра Олег Видеман; на фоне его могучего, геройского образа Ирина Боженко (Дездемона) смотрелась хрупкой юной девочкой. И с точки зрения музыкальной эта пара была весьма удачной: страстному, страдающему, звенящему тенору Отелло отвечало нежное, словно серебристое сопрано Дездемоны. Им противостоял уверенный, сочный бас Александра Краснова, молодого солиста театра, который очень точно воплощает на сцене своего персонажа – грубого, но вместе с тем хитрого интригана, который, если надо, по трупам пойдет, и Краснов это состояние декларирует даже интонационно. «Отелло» – очередная удача главного дирижера театра Павла Клиничева: как и в «Графе Ори» (и раньше – в «Любви к трем апельсинам»), обращает на себя внимание качество работы, когда баланс выверен, ансамбли исполнены точно, выдержаны нужные темпы и, главное, оркестр дышит в унисон с солистами.

Сложно сказать, когда и где происходит действие этого спектакля – собственно, этого постановщики и добивались. Намек на европейскую цивилизацию, пожалуй, только в костюмах, куда более сильный акцент на социальный строй: здесь царит патриархат, задача женщин – рожать детей, так как все хористки беременные. Вероисповедание неизвестно, скорее всего язычество: в первом действии на празднике колдуют или исполняют ритуальный танец существа с двумя головами. Все пространство сцены занимает некая конструкция, по замыслу художника, это застывшее море, но одновременно и лента Мебиуса – символ бесконечного повторения одного и того же мотива (в нашем случае история Отелло может повториться в любое время). У каждого действия своя цветовая гамма: второе – в синих тонах, третье предательски полыхает огнем. Только в финале природная стихия скрывается белыми и черными щитами, оставляя героев в их личном, довольно тесном пространстве.

И вот здесь появляется наш герой – в кристально-белом плаще, со свитой, чьи костюмы тоже сияют белизной, лишь лицо его ото лба до подбородка рассекает черная полоса. Очевидно, по замыслу Игоря Ушакова, «Отелло» – это трагедия Другого, попытавшегося жить по правилам общества, правилам, ему абсолютно чуждым (подобную концепцию, кстати, минувшей осенью представил режиссер Люк Персеваль и гамбургский ThaliaTheater на фестивале «Сезон Станиславского»). Отелло не картинно, в постели, но в любовных объятиях душит Дездемону, и сам не от кинжала, а от мучительной тоски, от страшного отчаяния и раскаяния, забившись в угол супружеской спальни, погибает. Режиссер очень точно показывает нам весь путь ломки, «падения» Отелло, но вот не обозначает точки отсчета, которая традиционно находится в любовном дуэте. Мы не видим супругов, выражаясь оперным языком, на вершине блаженства, не видим страстную любящую пару: Ушаков предлагает нам почувствовать интимную сцену первого робкого прикосновения, что очень трогательно, но драматургически не совсем верно. Верди, который довольно щепетильно относился и к тексту, и к постановкам своих опер, написал все-таки любовный дуэт. В данной же постановке супруги в первый и последний раз обнялись во время гибели Дездемоны, а это уже из другой оперы, ближе к Вагнеру и его Liebestod в «Тристане и Изольде».

http://www.ng.ru/culture/2013-05-27/10_othello.html 

 

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
СЕНТЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
август 2018 октябрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 сентября 2018 (пт) в 18:30

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  22 сентября 2018 (сб) в 18:00

П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех действиях

 
  23 сентября 2018 (вс) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  25 сентября 2018 (вт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  26 сентября 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
  27 сентября 2018 (чт) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57