106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Миссия Полада

Ирина Клепикова, "Областная газета"
30 июля 2009

В одном интервью Полад Бюль-бюль оглы как-то признавался: в постперестроечные годы министры культуры бывших союзных республик, ставших к тому времени независимыми государствами, собирались изредка вместе, чтобы… помузицировать. Ведь среди министров-то были Николай Губенко, Раймонд Паулс, Юрий Соломин, Полад Бюль-бюль оглы… Они собирались и устраивали что-то вроде концерта не ради услады души. Ради тяжело больных детей.

В жизни Полада Бюль-бюль оглы искусство с тех пор было практически неразрывно связано с общественным служением. Сын выдающегося азербайджанского певца, основоположника национальной профессиональной школы вокала, первого профессионального оперного исполнителя Бюль-бюля, ученик выдающегося композитора современности Кара Караева, Полад Бюль-бюль оглы и сам известен и любим как певец, как композитор. В песенной «копилке» Полада — около ста незабываемых мелодий, которые он написал и исполнил впервые сам. Масштабно и его композиторское творчество: оперетта «Песне моей поверь», цикл сюит для симфонического и эстрадного оркестров, музыка для театра и кино, в том числе — для популярного и сегодня фильма «Не бойся, я с тобой». В нём к тому же Полад исполнил главную роль…

Но в период с 1988 по 2006 годы П. Бюль-бюль оглы — министр культуры Азербайджана, депутат Милли Меджлиса (Национального парламента) Азербайджанской Республики. Четырежды был избран Генеральным директором Международной организации ТЮРКСОЙ и исполнял эту должность с 1994 по 2008 годы. Параллельно, с 2002 по 2006 годы, был председателем Совета по культурному сотрудничеству министров культуры стран СНГ (вот когда проходили те импровизированные благотворительные концерты!). Будучи заместителем председателя Национальной комиссии ЮНЕСКО, неоднократно возглавлял делегацию Азербайджана и выступал с докладами на Генеральных конференциях ЮНЕСКО.

С 2006 года Полад Бюль-бюль оглы — Чрезвычайный и Полномочный посол Азербайджанской Республики в Российской Федерации. Именно в этом статусе он побывал недавно в столице Среднего Урала, но… Но Екатеринбург принимал вас в нынешний ваш визит прежде всего как автора балета «Любовь и смерть», премьерой которого Екатеринбургский оперный театр завершил свой 97-й сезон. А автор — зритель нетипичный. У него претензии — повышенные.

— В екатеринбургской постановке очень хорошо выделена философская сущность эпоса «Китаби деде Горгуд», который лёг в основу балета. Последняя сцена, олицетворяющая сам дух народа, очень хорошо сделана. Понравились исполнители главных ролей. Особенно — исполнительница Смерти (важнейший образ в спектакле!). Массовые танцы впечатляют. Замечательно поставлен бой — сложная сцена, достаточно долгая по музыке, но она очень эффектно задумана и поставлена хореографом.

Вообще, хочу обратить внимание: екатеринбургский балет воспитан всё- таки на классике, но за короткое время танцовщики освоили совсем другую пластику. И здесь, в спектакле «Любовь и смерть», я бы так сказал, сохранён разумный баланс классического и восточного танца. Зритель смотрит и не ощущает нарочитости, не разделяет: вот это классика, а вот здесь уже Восток «пошёл». Всё органично и выразительно… Естественно, я смотрел очень придирчиво, но у меня практически ничто не вызвало несогласия.

— Совсем ничто?! Всё совпало с авторскими ожиданиями?

— Единственно: одобрив и приняв идею с детьми, которые приходят к балбалам — древним камням, а те словно и рассказывают детям старинную легенду, — я представлял, что это будут именно дети. Это важно. Смысл в том, что дети как бы открывают для себя этот мир. И финал, когда мальчик и девочка снова появляются среди образов эпоса, тоже символичен, со своим глубоким смыслом: дети начинают понимать, на чём основан мир… Солисты балета для этих образов всё- таки немного крупноваты. Мы уже переговорили на эту тему с балетмейстером. (На премьере детей танцевали уже воспитанники «Щелкунчика»… И.К.).

А вообще спектакль должен раз семь-восемь пройти, чтобы всё в нём встало на свои места, притёрлось. Когда «притрутся» детали, уйдёт излишнее волнение — мне кажется, это будет очень яркий спектакль. Но даже для первого показа спектакль хорош.

— Симфонические произведения, камерно-инструментальная музыка, вокальные циклы, мюзиклы… Во всех этих жанрах композитор Полад Бюль-бюль оглы уже работает. Почему, заинтересовавшись эпосом «Китаби деде Горгуд», вы из всех возможных жанров выбрали для своей авторской интерпретации именно балет? У вас была масса вариантов.

— Вначале была мысль написать симфоническое произведение или, может быть, даже оперу. Эпос «Китаби деде Горгуд» интерпретирован уже не единожды. Есть знаменитый двухсерийный фильм, снятый нашим писателем и режиссером Анаром, есть несколько, четыре или пять, драматических спектаклей на темы эпоса… В какой-то момент я понял: именно пластика, жесты, то есть — хореографическое изложение даёт наибольшую свободу в выражении чувств и мыслей. Тогда и пришёл к мысли о балете.

Кстати, эпос достаточно большой, для балета же взяты всего две или три притчи из него. Но взята философская сущность! Я в конце концов решил идти не по эпизодам эпоса, а взять то существенное, философское, что в нём заключено…

Когда-то большую роль в создании балета сыграл его первый балетмейстер-постановщик Вакиль Усманов. Он воспитанник ленинградской хореографической школы, работавший затем в Большом театре. (Сейчас Усманов живёт в Вене, руководит балетной школой). Вакиль хорошо знал этот эпос. И с ним мы работали, когда ещё были только фрагменты будущего балета. И что-то, надо отдать должное, он подсказывал — например: вот здесь нужно адажио, а вот бой должен быть здесь. Я играл ему мелодию на рояле либо пел, потом говорил: «А дальше будет та-та-та…» (изображал примерно мелодию и настроение сцены). И под это «та-та-та» Вакиль ухитрялся даже что-то придумать.

Вот так создавался балет «Любовь и смерть». В этом смысле постановка Екатеринбургского театра, наверное, более цельная. Надежде Анатольевне Малыгиной, хореографу, было в чём-то даже легче — она работала с готовой музыкой. Тем не менее она глубоко вникала в первооснову: приезжала в Баку, работала в этнографическом музее, была в Гобустане. Там, под Баку, сохранились древнейшие наскальные изображения, и уже среди них есть изображения людей, которые запечатлены в танце. В пластике просматриваются танцевальные па!

— Так получилось, что в своё время спектакль «Любовь и смерть», поставленный в Баку, оказался полпредом искусства Азербайджана в России…

— Да, бакинская версия спектакля была показана в Большом и Мариинском театрах в рамках Года культуры Азербайджана в России. Спектакль, который показывали в Москве, совпал с закрытием Года. И Дмитрий Анатольевич Медведев, тогда вице-премьер российского правительства, присутствовал на этом событии.

— А сразу после премьеры балета «Любовь и смерть» в Екатеринбурге возникла мысль показать спектакль уральцев в Азербайджане.

— Мне кажется, труппу Екатеринбургского оперного, конечно же, надо пригласить в Баку, чтобы и бакинцы увидели новую версию спектакля. Думаю, мы в этом отношении объединим усилия с Екатеринбургским театром. Кроме того, для постановки балета «Любовь и смерть» предлагает свою сцену, своих мастеров Киргизский оперный театр. Я попросил отодвинуть решение вопроса на весну будущего года. Хотел посмотреть, что здесь получится. Вижу: получается хорошо. Более того! После премьеры стало очевидно: спектакль может достойно представить и азербайджанскую музыку, и российский театр за рубежом. Мы уже увлечены этой идеей, будем работать в этом направлении.

— Полад, у вас редкая судьба. Мало в ком творческая одарённость сочетается с талантом руководителя. Слушатели знали и любили вас как певца, замечательного композитора. Потом — пост министра культуры. Такие разные ипостаси, требующие каждая полной самоотдачи. Но поскольку и там, и там, и там вы были востребованы и успешны, напрашивается мысль: судьба ведёт вас по жизни, словно предначертав исполнить некую миссию в культуре.

— Я Водолей, и мне на роду, видимо, написана такая резкая смена деятельности. Водолеи отличаются этим. Я, действительно, прожил как бы несколько жизней. Жизнь композитора. Жизнь гастролирующего певца. Немножко — жизнь киноактёра. И жизнь государственного деятеля. Два года я был директором и художественным руководителем Азербайджанской государственной филармонии, у нас это достаточно важная организация: все государственные коллективы культуры сосредоточены в филармонии. В годы моего руководства там работало около 800 человек.

Потом 18 лет я был министром культуры, причём в самый тяжёлый период для Азербайджана. 90-е годы, развал Советского Союза, Карабахская война, становление независимого государства Азербайджан… А сейчас вот уже три года я посол Азербайджана в России. Так сложилась судьба. Хорошо ли, плохо ли — не мне судить.

— Зато, оказавшись включённым в сферу культуры, искусства в столь разных профессиях и статусах, вы можете точнее, нежели узкий профессионал, судить о положении и актуальных проблемах этой сферы. А пост посла Азербайджана в России даёт возможность даже сопоставлять: что — в России, что — в Азербайджане?

— Все мы жили когда-то в одной стране — Советском Союзе, и прошедший после того отрезок времени не так уж велик — 18 лет. Поэтому проблемы культуры в основном общие и беды — одинаковые. Вот сейчас только они начинают разделяться. Процессы начинают идти по-разному.

— И как же? Какие «беды» имеет в виду народный артист Азербайджана, профессор Полад Бюль-бюль оглы?

— Основное — нехватка средств, устаревшее на сегодня оборудование и инвентарь, помещения, требующие ремонта. Но сейчас, например, в последние годы в Азербайджане ремонтируется по три-четыре театральных здания в год! Принята программа возрождения культуры: закупаются новые инструменты, отремонтирована консерватория, возрождается кинематограф. Это всё связано с большими материальными затратами. Но государство идёт на них, сегодня есть такие возможности. А всего-то пять-шесть лет назад таких возможностей не было.

Зато сегодня острее встал вопрос общения культурного, интеграции. Диалога культур! Между нашими странами он обязательно должен быть: исторически так сложилось, что мы вместе жили не только последние 70 лет, но мы вместе уже более 200 лет. У нас близкие культуры…

Словом, проблем много. Это тема для большого культуроведческого института. (После большой паузы). А потому сейчас, при этой работе, у меня физически мало времени для творчества — только праздничные дни, воскресенья и ночи, которые удается «урвать» для музыки.

— Тем не менее сегодня в работе интересный проект — новая аранжировка песен, которые когда-то пел ваш отец. И в данном случае вы исполняете долг памяти по отношению к известному певцу не только как сын, но и как партнёр. Верно ли, что уже в 15 лет вы аккомпанировали ему?

— Даже в 14. И два года до смерти отца я работал с ним как концерт-мейстер, ездил на все гастроли…

— И знаменитое «Бюль-бюль», насколько я знаю, досталось вам в наследство по отцовской линии? Правда, вариантов его перевода на русский множество — «мальчик, поющий наподобие соловья», «соловей», «соловьиное горлышко»…

— Соловей! Однозначно — «Соловей». Настоящее имя отца было Муртуза. Древнее мусульманское имя. Но он с детства хорошо пел. Причём в доме в Шуше, в Карабахе, во дворе росло большое тутовое дерево, на которое Муртуза забирался и пел. Вот соседи, наслушавшись, и стали его звать «Бюль-бюль». Соловей! А когда пришло время получать паспорт, записали и в нём — «Бюль-бюль».

Вообще, мне трудно говорить об отце. Я его очень любил, но… Когда мальчик в неполные 16 лет теряет отца, это очень тяжело. Сегодня отец словно всегда со мной — во всех музыкальных проектах, поступках по жизни.

Недавно я записал 14 народных песен, которые пел Бюль-бюль. Песни аранжированы и исполнены в эстрадной манере. А сейчас работаю ещё над несколькими песнями, которые пел отец, делаю обработки для симфонического оркестра. Семь песен готовы. Теперь задача их озвучить: собрать оркестр, найти исполнителей, записать их…

…Когда-то на крупнейших сценах российских музыкальных театров шли балеты «Семь красавиц» и «Тропою грома» Кара Караева, «Легенда о любви» Арифа Меликова, «Тысяча и одна ночь» Фикрета Амирова. Азербайджанских композиторов. В годы перестройки, когда серьёзным испытаниям подвергся не только политический диалог бывших союзных республик, пострадали и традиции культурного сотрудничества. Удивительно, но балет «Тысяча и одна ночь» сохранился в репертуаре Екатеринбургского оперного театра. Отныне рядом с ним в афише театра — «Любовь и смерть» Полада Бюль-бюль оглы.

Композитор должен был присутствовать на всех трёх премьерных представлениях своего балета в Екатеринбургском оперном театре. Однако, к его собственному великому сожалению, смог посмотреть только один спектакль. Уже на следующий день Чрезвычайный и Полномочный посол Азербайджанской Республики в Российской Федерации П. Бюль-бюль оглы вылетел в Баку: в столице Азербайждана начинался визит Президента России Д. Медведева и переговоры по нефтяным поставкам. А балет Полада Бюль-бюль оглы «Любовь и смерть», поставленный по мотивам азербайджанского эпоса, начинал свою жизнь на уральской сцене. 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  17 ноября 2018 (сб) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  17 ноября 2018 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 11:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  21 ноября 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  22 ноября 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  23 ноября 2018 (пт) в 18:30

Ф. Гласс
САТЬЯГРАХА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57