106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Урал Опера Балет Фест


 
  подробнее...  
 
Урал Опера готовит мировую премьеру балета «Приказ короля»


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 сентября 2018
Открыта вакансия

Театр приглашает артистов миманса

 
  подробнее...  
  17 сентября 2018
Урал Опера Балет Фест: объявлена программа фестиваля

С 14 по 21 октября театр проведет первый музыкально-театральный фестиваль. Партнер фестиваля - Президентский Центр Бориса Ельцина.

 
  подробнее...  
  16 сентября 2018
Пресса о премьере "Турандот" в Урал Опере

Первая премьера сезона в отражении екатеринбургских СМИ.

 
  подробнее...  
  13 сентября 2018
107-й сезон открыт!

Урал Опера Балет открыл 107-й театральный сезон премьерой оперы Пуччини "Турандот".

 
  подробнее...  
  12 сентября 2018
Опубликованы премьерные составы "Турандот"

Главные партии исполнят приглашенные артисты и солисты Екатеринбургской оперы.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Необратимый прогресс, или Пуанты снова в моде

Наталия Курюмова , Музыкальная жизнь, № 7-8 / 2013
01 июля 2013


Под конец сезона Вячеслав Самодуров - не так давно солист Мариинки, Het и Ковент Гарден, а теперь уже два года художественный руководитель академического балета Екатеринбурга - вновь представил премьеру из трех одноактных спектаклей. Формат хореографического коллажа вместо многоактной драматургии сюжетного спектакля вполне отвечает потребности современного зрителя в «поглощении» большого количества сжатой информации и постоянной смене впечатлений. А если пойти дальше, то и весьма актуален в ситуации «конца истории» и «безоглядных сопоставлений». Уже предыдущая, мартовская премьера екатеринбургского балета объединила три века танца: фрагмент «Консерватории» Бурнонвиля, «Пять танго» Ван Манена и «Cantus Articus» («Арктические песни») - абстрактный балет самого Самодурова на чудесную музыку современного финского композитора Эйноюхани Раутаваары. Теперь же три разных спектакля оказались объединены верностью пуантной технике, отсюда и название нового спектакля: «En Pointe».

«Золотой век» балетной классики в новой «тройчатке» был представлен «Пахитой». Вернее - популярнейшим гран-па, досочиненным, как известно, Петипа и Минкусом «под занавес» века XIX и в веке XX заменившим сам балет со всеми его мелодраматическими перипетиями. Постановку дивертисмента, этого смотра-парада соответствия балетной труппы безупречному академическому стилю под «командованием» прима-балерины, было поручено осуществить Вячеславу Мухамедову. Знаток классики, преподаватель и ассистент многих известнейших современных балетмейстеров теперь приглашен в Екатеринбургский театр «присматривать» за классическим репертуаром. Весьма резонно. Кордебалет смотрелся убедительно и временами даже эффектно (чему немало способствовали роскошные костюмы и пачки, расшитые вручную стразами от Елены Зайцевой и ампирный, красно-золотой дизайн сцены от Альоны Пикаловой) - правда, не слишком удачной показалась идея по¬тавить две пары солисток в кордебалет. Их индивидуальная манера танца (женственная, драматичная Алия Муратова - утонченная Елена Воробьева; резковатая Лариса Люшина и потрясающе кантиленная Елена Кабанова) несколько нарушала требуемый формализм и строгость линий; а вот в своих парных выходах и вариациях они радовали тонкими нюансами классических поз и па. Мужской части балета постановщик «подарил» мазурку, традиционно исполняющуюся детьми. Безупречное мастерство прыжка демонстрировал в «тройке» Денис Зайнтдинов; был вполне элегантен Люсьен (Кирилл Попов). В исполнении Елены Соболевой, балерины надежной с точки зрения техники, обладающей отличным апломбом, железным пуантом и сияющей улыбкой (настоящая прима!) Пахита явилась, действительно, центральной фигурой действа. Немного, правда, балетно- плакатной: чуть больше одухотворенности и испол¬нительских нюансов могли бы сделать образ объемнее.

Минималистски-формалистский компонент, а также уверенность в том, что екатеринбургская труппа нынче движется по пути приобщения к продвинутым хореографическим трендам и пути назад нет, внес в программу одноактный балет молодого британского хореографа Джонатана Уоткинса с обнадеживающим названием «Необратимый прогресс». О своей работе автор говорит в терминах генетики и нейропсихологии. Так, абстрактные металлические объекты (художник Саймон Джордж Доу) по его словам, «имитируют структуру ДНК»; а сам балет посвящен «процессам движения мысли и запечатления образов». Да и абстрактные костюмы танцовщиков (боди, покрытые «пиксельным паттерном», т.е. рисунком, имитирующим фото-зернистость), и сценический свет, вернее, космической природы излучения, всполохи и угасания, то высвечивающие, то скрывающие тела на сцене (художник по свету - Кристофер Стивен Дейви) - направляют мысль в пространство научного дискурса и телесной кинетики как таковой. Но действо, происходящее на сцене, совершенно абстрактным тоже трудно назвать. Несколько пар молодых людей, с замечательными, скульптурно - рельефными телами демонстрировали энтузиазм и эмоциональный подъем, материализуя, по выражению Арто, «флюиды души» в высоком тонусе мышц. Самый завораживающий элемент спектакля - безостановочное (необратимое!) движение и трансформации пластических линий дуэтов, соло и групп. В этом танце, требующем не только напряжения (тонус и танец - слова единой этимологии!), но и телесной свободы, танцовщики из условных балетных героев превращаются в современных молодых людей - спортивных, притягательных, испытывающих радость от избытка телесных сил. Для этого им пришлось, оставаясь «на пуантах», выйти далеко за рамки балетного канона. Главный сюрприз - весьма энергичное и убедительное исполнение музыки Майкла Наймана «вживую» (впервые в Екатеринбурге) под руководством Павла Клиничева, главного дирижера театра.

«Вариации Сальери», завершающие программу - еще один маленький «шедевр» (после «Арктических песен»), созданный Вячеславом Самодуровым вместе с художником Еленой Зайцевой (стилизованные белые пачки и элегантные колеты на фоне алого задника радуют глаз) для уральского балета. Поясняя свой замысел в СМИ, автор повторял, что этот одноактный спектакль - его видение того, «какие метаморфозы переживает классический балет в наши дни», да и вообще, что это «просто красивые танцы, дивертисмент - и никакого подтекста».

Для дивертисмента была выбрана удачная форма. 26 вариаций на тему испанской фолии дают возможность 26-ти разнообразным выходам-танцам четырех пар солистов и кордебалета. Впрочем, вопреки утверждениям хореографа, каждый выход - не просто концертный танцевальный номер, но маленькая сцена, где автор ведет зрителя по тонкой грани искренности/иронии. Мы и сочувствуем тонким оттенкам не всегда простых отношений между мужчинами и женщинами, солистами и кордебалетом, внутри самого кордебалета. Но и улыбаемся микросюжетам жизненной драмы, представленным сквозь призму старомодных приемов балетной пантомимы новерровского толка. Именно новерровского: музыка Сальери, хоть и написана в 1815 году, но принадлежит веку предыдущему, веку высоких идеалов и Великой революции. Ее чуть выспренная риторичность дает повод к условно-классицистскому театрально-жестовому коду - в духе пантомимной трагедии «отца балета». Артисты заламывают руки в аффектированных жестах мольбы и отчаяния, отвержения и негодования, замирают в «значимых», читаемых позах. Правила игры «в большой стиль» всеми исполнителями отлично усвоены, и здесь особое удовольствие - следить за оттенками пластических интонаций центрального дуэта (Елена Воробьева - Андрей Сорокин). Парадокс «Вариаций»: их доведенная до гротеска «жестовость» не мешает безупречной танцевальности.

Вопреки ожиданиям скептиков, несмотря на небольшой временной промежуток, отделяющий нынешнюю балетную премьеру театра от предыдущей, можно вновь говорить о художественно ценном и выходящем за пределы «семейных радостей» труппы событии. Рассматривая же «На пуантах» в контексте всей деятельности Самодурова в Екатеринбургском театре оперы и балета (здесь и премьеры с приглашением к соавторству интересных молодых балетмейстеров европейского уровня, и замечательные гала-концерты в сезоне, также с приглашением танцовщиков со всего мира; и данс- платформа для молодых хореографов, которая вновь будет проведена в конце лета, и многое другое) можно констатировать: искусство танца на пуантах в Екатеринбурге перестало быть предметом восторгов кучки любителей, но становится потребностью и, в хорошем смысле слова, предметом моды для самых разных людей. 

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
СЕНТЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
август 2018 октябрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 сентября 2018 (пт) в 18:30

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  22 сентября 2018 (сб) в 18:00

П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех действиях

 
  23 сентября 2018 (вс) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  25 сентября 2018 (вт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  26 сентября 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
  27 сентября 2018 (чт) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57