105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
14, 15, 16, 17 сентября 2017 - премьера оперы


 
  подробнее...  
 
27, 28 сентября 2017 - Гала-концерт к пятилетию мастерских новой хореографии «DANCE-ПЛАТФОРМА»


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 августа 2017
"Волшебная флейта"_Анонсы в прессе

На репетициях в театре побывали екатеринбургские СМИ

 
  подробнее...  
  14 августа 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета готовится к премьере оперы В.А. Моцарта "Волшебная флейта"

Новый спектакль откроет театральный сезон 2017/2018

 
  подробнее...  
  04 августа 2017
ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ПРИГЛАШАЕТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА ДОЛЖНОСТЬ АРТИСТА ХОРА

Приглашаем на прослушивание теноров

 
  подробнее...  
  11 июля 2017
Уважаемые зрители!

Выдача билетов, оплаченных через сайт театра с 12.07.17 по 15.08.17, будет осуществляться с 16.08.17г.

 
  подробнее...  
  10 июля 2017
Премьера Вечера одноактных балетов

Анонсы и отзывы в прессе_Фотогалерея

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Необратимый прогресс, или Пуанты снова в моде

Наталия Курюмова , Музыкальная жизнь, № 7-8 / 2013
01 июля 2013


Под конец сезона Вячеслав Самодуров - не так давно солист Мариинки, Het и Ковент Гарден, а теперь уже два года художественный руководитель академического балета Екатеринбурга - вновь представил премьеру из трех одноактных спектаклей. Формат хореографического коллажа вместо многоактной драматургии сюжетного спектакля вполне отвечает потребности современного зрителя в «поглощении» большого количества сжатой информации и постоянной смене впечатлений. А если пойти дальше, то и весьма актуален в ситуации «конца истории» и «безоглядных сопоставлений». Уже предыдущая, мартовская премьера екатеринбургского балета объединила три века танца: фрагмент «Консерватории» Бурнонвиля, «Пять танго» Ван Манена и «Cantus Articus» («Арктические песни») - абстрактный балет самого Самодурова на чудесную музыку современного финского композитора Эйноюхани Раутаваары. Теперь же три разных спектакля оказались объединены верностью пуантной технике, отсюда и название нового спектакля: «En Pointe».

«Золотой век» балетной классики в новой «тройчатке» был представлен «Пахитой». Вернее - популярнейшим гран-па, досочиненным, как известно, Петипа и Минкусом «под занавес» века XIX и в веке XX заменившим сам балет со всеми его мелодраматическими перипетиями. Постановку дивертисмента, этого смотра-парада соответствия балетной труппы безупречному академическому стилю под «командованием» прима-балерины, было поручено осуществить Вячеславу Мухамедову. Знаток классики, преподаватель и ассистент многих известнейших современных балетмейстеров теперь приглашен в Екатеринбургский театр «присматривать» за классическим репертуаром. Весьма резонно. Кордебалет смотрелся убедительно и временами даже эффектно (чему немало способствовали роскошные костюмы и пачки, расшитые вручную стразами от Елены Зайцевой и ампирный, красно-золотой дизайн сцены от Альоны Пикаловой) - правда, не слишком удачной показалась идея по¬тавить две пары солисток в кордебалет. Их индивидуальная манера танца (женственная, драматичная Алия Муратова - утонченная Елена Воробьева; резковатая Лариса Люшина и потрясающе кантиленная Елена Кабанова) несколько нарушала требуемый формализм и строгость линий; а вот в своих парных выходах и вариациях они радовали тонкими нюансами классических поз и па. Мужской части балета постановщик «подарил» мазурку, традиционно исполняющуюся детьми. Безупречное мастерство прыжка демонстрировал в «тройке» Денис Зайнтдинов; был вполне элегантен Люсьен (Кирилл Попов). В исполнении Елены Соболевой, балерины надежной с точки зрения техники, обладающей отличным апломбом, железным пуантом и сияющей улыбкой (настоящая прима!) Пахита явилась, действительно, центральной фигурой действа. Немного, правда, балетно- плакатной: чуть больше одухотворенности и испол¬нительских нюансов могли бы сделать образ объемнее.

Минималистски-формалистский компонент, а также уверенность в том, что екатеринбургская труппа нынче движется по пути приобщения к продвинутым хореографическим трендам и пути назад нет, внес в программу одноактный балет молодого британского хореографа Джонатана Уоткинса с обнадеживающим названием «Необратимый прогресс». О своей работе автор говорит в терминах генетики и нейропсихологии. Так, абстрактные металлические объекты (художник Саймон Джордж Доу) по его словам, «имитируют структуру ДНК»; а сам балет посвящен «процессам движения мысли и запечатления образов». Да и абстрактные костюмы танцовщиков (боди, покрытые «пиксельным паттерном», т.е. рисунком, имитирующим фото-зернистость), и сценический свет, вернее, космической природы излучения, всполохи и угасания, то высвечивающие, то скрывающие тела на сцене (художник по свету - Кристофер Стивен Дейви) - направляют мысль в пространство научного дискурса и телесной кинетики как таковой. Но действо, происходящее на сцене, совершенно абстрактным тоже трудно назвать. Несколько пар молодых людей, с замечательными, скульптурно - рельефными телами демонстрировали энтузиазм и эмоциональный подъем, материализуя, по выражению Арто, «флюиды души» в высоком тонусе мышц. Самый завораживающий элемент спектакля - безостановочное (необратимое!) движение и трансформации пластических линий дуэтов, соло и групп. В этом танце, требующем не только напряжения (тонус и танец - слова единой этимологии!), но и телесной свободы, танцовщики из условных балетных героев превращаются в современных молодых людей - спортивных, притягательных, испытывающих радость от избытка телесных сил. Для этого им пришлось, оставаясь «на пуантах», выйти далеко за рамки балетного канона. Главный сюрприз - весьма энергичное и убедительное исполнение музыки Майкла Наймана «вживую» (впервые в Екатеринбурге) под руководством Павла Клиничева, главного дирижера театра.

«Вариации Сальери», завершающие программу - еще один маленький «шедевр» (после «Арктических песен»), созданный Вячеславом Самодуровым вместе с художником Еленой Зайцевой (стилизованные белые пачки и элегантные колеты на фоне алого задника радуют глаз) для уральского балета. Поясняя свой замысел в СМИ, автор повторял, что этот одноактный спектакль - его видение того, «какие метаморфозы переживает классический балет в наши дни», да и вообще, что это «просто красивые танцы, дивертисмент - и никакого подтекста».

Для дивертисмента была выбрана удачная форма. 26 вариаций на тему испанской фолии дают возможность 26-ти разнообразным выходам-танцам четырех пар солистов и кордебалета. Впрочем, вопреки утверждениям хореографа, каждый выход - не просто концертный танцевальный номер, но маленькая сцена, где автор ведет зрителя по тонкой грани искренности/иронии. Мы и сочувствуем тонким оттенкам не всегда простых отношений между мужчинами и женщинами, солистами и кордебалетом, внутри самого кордебалета. Но и улыбаемся микросюжетам жизненной драмы, представленным сквозь призму старомодных приемов балетной пантомимы новерровского толка. Именно новерровского: музыка Сальери, хоть и написана в 1815 году, но принадлежит веку предыдущему, веку высоких идеалов и Великой революции. Ее чуть выспренная риторичность дает повод к условно-классицистскому театрально-жестовому коду - в духе пантомимной трагедии «отца балета». Артисты заламывают руки в аффектированных жестах мольбы и отчаяния, отвержения и негодования, замирают в «значимых», читаемых позах. Правила игры «в большой стиль» всеми исполнителями отлично усвоены, и здесь особое удовольствие - следить за оттенками пластических интонаций центрального дуэта (Елена Воробьева - Андрей Сорокин). Парадокс «Вариаций»: их доведенная до гротеска «жестовость» не мешает безупречной танцевальности.

Вопреки ожиданиям скептиков, несмотря на небольшой временной промежуток, отделяющий нынешнюю балетную премьеру театра от предыдущей, можно вновь говорить о художественно ценном и выходящем за пределы «семейных радостей» труппы событии. Рассматривая же «На пуантах» в контексте всей деятельности Самодурова в Екатеринбургском театре оперы и балета (здесь и премьеры с приглашением к соавторству интересных молодых балетмейстеров европейского уровня, и замечательные гала-концерты в сезоне, также с приглашением танцовщиков со всего мира; и данс- платформа для молодых хореографов, которая вновь будет проведена в конце лета, и многое другое) можно констатировать: искусство танца на пуантах в Екатеринбурге перестало быть предметом восторгов кучки любителей, но становится потребностью и, в хорошем смысле слова, предметом моды для самых разных людей. 

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АВГУСТ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
июль 2017 сентябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57