106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Урал Опера Балет Фест


 
  подробнее...  
 
Урал Опера готовит мировую премьеру балета «Приказ короля»


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 сентября 2018
Открыта вакансия

Театр приглашает артистов миманса

 
  подробнее...  
  17 сентября 2018
Урал Опера Балет Фест: объявлена программа фестиваля

С 14 по 21 октября театр проведет первый музыкально-театральный фестиваль. Партнер фестиваля - Президентский Центр Бориса Ельцина.

 
  подробнее...  
  16 сентября 2018
Пресса о премьере "Турандот" в Урал Опере

Первая премьера сезона в отражении екатеринбургских СМИ.

 
  подробнее...  
  13 сентября 2018
107-й сезон открыт!

Урал Опера Балет открыл 107-й театральный сезон премьерой оперы Пуччини "Турандот".

 
  подробнее...  
  12 сентября 2018
Опубликованы премьерные составы "Турандот"

Главные партии исполнят приглашенные артисты и солисты Екатеринбургской оперы.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Гран-па для хореографа

Юлия Матафонова , газета «Уральский рабочий»
25 декабря 2013

Вячеслав Самодуров рассказывает о театре и о себе

Над Екатеринбургом давно сгустился вечер, наутро ему улетать за рубеж, но для общения с журналистом художественный руководитель балета Академического театра оперы и балета Вячеслав Самодуров выделил достаточно времени.

Первый вопрос к звездному собеседнику родился сам собой.

 

Хозяин балета

— Что за работа вас там ждет?

— Уезжаю на постановку «Ромео и Джульетты» в Королевском балете Фландрии. Премьера 13 февраля, так что времени немного. Тем более, я использую почти всю партитуру Сергея Прокофьева, два с половиной часа музыки. «Ромео и Джульетта» — один из самых масштабных классических спектаклей, созданных в XX веке. На эту музыку высказались почти все известные хореографы, но я хочу предложить собственное видение темы. Так что ответственность громадная.

— Позади два сезона работы в Екатеринбурге. Что из задуманного удалось? В первый сезон вы знакомились с труппой, а под конец порадовали премьерой балета «Amore Buffo» с музыкой Доницетти. Чувствуется, что в балетной труппе появился хозяин…

— Для меня важен театр, который создает новую продукцию. В России много трупп с большим, но традиционным репертуаром, отличными исполнительскими работами. Но, согласитесь, есть разница между переносом спектаклей (повторением уже известной хореографии) и созданием принципиально нового, требующего гораздо больше не только времени, но и физических, эмоциональных, интеллектуальных сил. Я убедился, что екатеринбургская труппа готова к такой работе. На индивидуальность ее артистов могу опереться и, в свою очередь, помочь им раскрыться.

— Как процесс сотворчества влияет на вас как на хореографа?

— Если раньше в моей голове хореография рождалась абстрактно, сейчас чувствую, как все сильнее на меня влияют люди, с которыми работаю. Труппы, возглавляемые руководителями-хореографами, обычно более динамичны по своему творческому развитию, и в этом их преимущество. Во всяком случае, за прошлый сезон мы сделали четыре новых балета, и в этом, думаю, стали лидерами среди российских театров. Три из этих балетов — мои постановки: «H2O», «Cantus Arcticus» и «Вариации Сальери». Нас второй год подряд выдвигают на «Золотую маску» — это награда не только постановщикам, но и всей труппе за самоотверженную работу. Для меня очень важно, что театр превращается в лабораторию, где создаются произведения искусства. Это звучит несколько патетически, но справедливо.

 

Платформа для творчества

— Почему?

— Большую роль играют наши хореографические мастерские — так называемая «Dance-платформа», которая нынче прошла уже во второй раз. Мы даем возможность попробовать свои силы молодым, в том числе и российским, хореографам, предоставляя для этого театральную площадку и наших артистов. Им тоже интересно встретиться с хореографами со стороны, тем более молодыми. Наконец, радует разнообразие стилей, которые мы смогли охватить за сезон. Пусть у нас не было балетов радикальных, того, что называется contemporary dance (это еще впереди), стилистический диапазон, которым владеют артисты, расширился. При этом мы остаемся в рамках классики. Все до единого спектакли, идущие на нашей сцене (и переносы, и новые постановки), подпадают под понятие «классический балет» (классика, неоклассика и так далее).

— Но есть и эксперименты…

— Рискнули сделать за сезон две так называемые «тройчатки» — два вечера из трех одноактных балетов. Вечера одноактных балетов в Екатеринбурге были и прежде, но, наверное, не того калибра концептуальности. Да и в основном это были балеты сюжетные. Мы решили не рубить сплеча и не пугать публику «новым искусством», а предложили то, что можно назвать «чистым искусством». Чтобы понять язык сегодняшнего дня, надо знать то, что было вчера. В этих проектах я старался показать зрителям линию преемственности, сегодняшние поиски как прямое наследие великих балетов Мариуса Петипа и Августа Бурнонвиля. Так происходит не только в балете. Гениальные художники-импрессионисты тоже не возникли на пустом месте — как и любой другой виток развития искусства.

— А ощущается «новый виток» в мировом балете?

— Трудно сказать. Сейчас в «Нью-Йорк таймс» и других газетах появляется много статей, где говорится о кризисе идей в балете. О том, что достаточно длинная эпоха модернизма почти исчерпала себя, что мало хореографов, берущих за основу именно классику и танец на пальцах. Что делать в подобных условиях артистам классического балета, если для них не создается репертуар?

— Идея «Dance-платформы» обретает особую актуальность — вы ведь и сами как хореограф начинали со смотра работ молодых?

— В лондонском «Ковент-Гарден», где я танцевал более семи лет, программы показа новых работ молодых хореографов — это система, традиция, существующая, кстати, в большинстве зарубежных трупп. Но те программы, по сравнению с нашей, более закрытые, действующие лишь для артистов своего театра. Проходят они в два этапа. На первом любой из артистов в свободное время может поставить номер и показать его в репетиционном зале. Второй этап — просмотр работ на малой сцене, так называемые «Первые зарисовки». Тут уже выделяется бюджет, платятся гонорары, приглашаются публика, критики. Продолжительность номеров — от 5 до 15 минут.

 

Всем премьерам пример

— Поделитесь своим постановочным опытом.

— У меня все получилось спонтанно. Позвонил известный хореограф Алексей Ратманский и предложил поставить работу для хореографических мастерских Большого театра. Я удивился, но согласился, поскольку было интересно попробовать. И я поехал в Москву, где работал с Екатериной Крысановой и Андреем Меркурьевым. Дуэт увидела директор Королевского балета Моника Мэйсон. Ей понравилось, и она попросила меня поставить номер для программы, о которой я говорил. Там, в Лондоне, я сделал несколько работ, последняя из которых — «Trip Trac». На нее были очень хорошие рецензии. В 2010 году, уже заканчивая работу в «Ковент-Гарден», я поставил «Минорную сонату» на музыку Доменико Скарлатти для Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Спектакль номинировали на «Золотую маску». С 2011 года я у вас.

— Насколько успешно в смотре молодых участвуют екатеринбургские постановщики?

— В этом году будет ставить одноактный балет Константин Кейхель, которого мы узнали на «Dance-платформе». Растет на глазах артист нашей труппы Александр Сипатов, тоже прошедший через школу нашей «мастерской». Сейчас он поступил в петербургскую Академию балета и учится заочно на хореографа. Вселяет оптимизм, что количество заявок на участие в «Dance-платформе» увеличивается, она становится популярной.

— Как бы вы сформулировали свою основную стратегическую задачу?

— Сделать театр, отличающийся от других, имеющий собственное творческое лицо. Чтобы на нашей сцене шли спектакли и редакции классических балетов, которые нельзя бы было увидеть на сценах других городов. Я глубоко благодарен за поддержку и грандиозную помощь замечательным педагогам-репетиторам нашей труппы. Ощущаю и дружеское плечо благотворительного фонда «Евразия балет», без которого нам было бы трудно. Тем более, в этом году труппа пополнилась перспективными молодыми артистами. Есть у нас и опытные танцовщики, на работу которых молодежь смотрит и учится. Пополнение пришло из разных училищ — Пермь, Новосибирск, Казань… Приехали трое выпускников Вагановской академии из Санкт-Петербурга, и в этом я вижу добрый знак — укрепление имиджа нашей труппы. Вагановская академия — это марка и гарантия качества.

— А как дела у Ларисы Люшиной и Андрея Сорокина — участников проекта «Большой балет» телеканала «Культура»?

— К ним, совсем молодым исполнителям, тогда было немало претензий. Но с тех пор прошло более года, и я могу смело сказать, что их профессиональное мастерство на глазах крепнет, они превращаются в настоящих артистов. Среди талантливых молодых танцовщиков — Илья Бородулин, Никита Москалец, Кирилл Попов, Елена Воробьева, Елена Кабанова и другие, которые стали лицом сегодняшнего театра. А что до премьер, то ближайшая — обновленный «Щелкунчик». В конце сезона я буду делать большой вечер балета, объединенный единой идеей. Какой — пока умолчу. Секрет. Скажу только, что это будет не сюжетный балет, но и не вечер одноактных балетов.

 

СПРАВКА

Вячеслав Самодуров родился в Ленинграде в 1974 году. В 1992 году окончил Академию русского балета им. А. Я. Вагановой и был принят в Ленинградский академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский). В 1998 году возведен в ранг премьера. С 2000 г. — премьер Национального балета Нидерландов. С 2003 г. — премьер Королевского балета «Ковент-Гарден», Лондон. С 2011 г. — художественный руководитель балета в театре оперы и балета в Екатеринбурге.

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
СЕНТЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
август 2018 октябрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 сентября 2018 (пт) в 18:30

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  22 сентября 2018 (сб) в 18:00

П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех действиях

 
  23 сентября 2018 (вс) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  25 сентября 2018 (вт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  26 сентября 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
  27 сентября 2018 (чт) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57