105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
14, 15, 16, 17 сентября 2017 - премьера оперы


 
  подробнее...  
 
27, 28 сентября 2017 - Гала-концерт к пятилетию мастерских новой хореографии «DANCE-ПЛАТФОРМА»


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 августа 2017
"Волшебная флейта"_Анонсы в прессе

На репетициях в театре побывали екатеринбургские СМИ

 
  подробнее...  
  14 августа 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета готовится к премьере оперы В.А. Моцарта "Волшебная флейта"

Новый спектакль откроет театральный сезон 2017/2018

 
  подробнее...  
  04 августа 2017
ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ПРИГЛАШАЕТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА ДОЛЖНОСТЬ АРТИСТА ХОРА

Приглашаем на прослушивание теноров

 
  подробнее...  
  11 июля 2017
Уважаемые зрители!

Выдача билетов, оплаченных через сайт театра с 12.07.17 по 15.08.17, будет осуществляться с 16.08.17г.

 
  подробнее...  
  10 июля 2017
Премьера Вечера одноактных балетов

Анонсы и отзывы в прессе_Фотогалерея

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Через тернии к звездам

газета «Музыкальное обозрение»
01 декабря 2013

«Летучий голландец» Р. Вагнера, М. Гюттлера и П. Каррена в Екатеринбурге

Юбилей Р. Вагнера в 2013 подстегнул в России интерес к наследию немецкого композитора, «хорошо» забытого в советские годы. Правда, до русской вагнеромании конца XIX — начала XX вв. сегодня еще далеко.

Первенство по актуализации вагнеровского наследия держат столичные магнаты: в Большом и Михайловском идет «Летучий голландец», Мариинка с начала 2000-х стала постоянным местом прописки вагнеровского репертуара с его тетралогией, тем же «Голландцем» и др. В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко показана премьера «Тангейзера», в Новой опере — «Тристан и Изольда».

И лишь два нестоличных театра в этом году отважились на рискованный шаг сделать сценическую версию вагнеровских драм, требующих высочайшего исполнительского и режиссерского класса. В Саратове остановились на раннем раритете «Риенци» как своего рода исполнительском компромиссе. Это еще и не привычный, реформаторский Вагнер, но уже достойный оперный артефакт.

В Екатеринбурге взялись за «Летучего голландца», не уступая столичному выбору. В 2012 опера шла также в Улан-Удэ. А в мировой практике это одна из самых популярных опер немца.

В Екатеринбурге «Голландца» услышали впервые, хотя вагнеровский репертуар в прошлом осваивался здесь достаточно активно: в афише рубежа конца XX — начала XX вв. значились «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Валькирия». Последний раз вагнеровское произведение звучало в 1937.

 

Синопсис

Норвежский корабль Даланда, спасаясь от бури, укрывается среди скалистых берегов. В бухту бесшумно входит корабль-призрак, руководимый капитаном Летучий голландец. Когда-то он отдал душу дьяволу за то, чтобы сделать невозможное — обогнуть мыс Доброй Надежды против ветра. За это Бог осудил его вечно скитаться по морям. Лишь раз в семь лет он может сойти на берег, чтобы найти спасение. Единственная возможность для него — получить любовь девушки, которая будет ему беззаветно верна. И тогда Голландец вновь станет смертен и найдет вечное блаженство. Во время встречи с норвежским капитаном Голландец обещает ему сокровища в обмен на приют. Он узнает, что у Даланда есть дочь Сента. В душе моряка просыпается надежда, и он просит ее руки. Даланд не прочь отдать свою дочь за столь богатого человека.

В доме Даланда девушки прядут на прялках. Одна лишь Сента сидит в задумчивости и смотрит на портрет моряка из легенды. Она поет балладу о Летучем голландце и клянется ему в верности. Молодой охотник Эрик сообщает о приближении корабля Даланда и его госте. Влюбленный в Сенту, он надеется на взаимность.

Даланд входит с Голландцем в дом и знакомит с ним дочь, оставляя их наедине. Оба уверены в своем предназначении друг для друга.

Норвежские матросы веселятся и пытаются пригласить голландцев на праздник. Они насмехаются над ними, вдруг море начинает бурлить и призраки корабля поют ужасающую песню. Норвежцы в ужасе разбегаются. Эрик преследует Сенту, напоминает девушке о тех временах, когда, как ему кажется, она проявляла к нему чувства. Разговор слышит Голландец, он разочарован в Сенте и не верит в ее верность. Корабль спешно отплывает. Сента бросается в море со скалы, доказывая преданность Голландцу. Оба они возносятся на небеса.

 

Опера как драма

Причины популярности «Голландца» как среди постановщиков, так и среди публики очевидны. Опера компактная (идет всего около 2 часов в противовес 4-часовым поздним драмам) с ясным, динамичным сюжетом. Она считается первым реформаторским опытом Вагнера, но в ней еще сохраняются традиционные черты большой оперы. Это номерная структура с увертюрой, четким делением на хоры (матросов и норвежских девушке) и сольные высказывания (песня рулевого, большая ария Голландца, баллада Сенты). Много бытовых зарисовок из жизни моряков с жанровыми прототипами, запоминающимися вскриками «Хей-хоу». Ярко воссоздана атмосфера потустороннего мира. Все это — влияния кумира К.М. фон Вебера и его культовой в Германии волшебной оперы «Фрайщюц». Здесь прочитываются и влияния другого кумира Вагнера - Бетховена с его оперой «Фиделио», где также, как в «Голландце», женщина спасает своего возлюбленного.

Вместе с тем, в «Голландце» прочитываются философские смыслы и композиционные приемы, которые затем станут частью оперной реформы композитора. Реализована идея нового оркестра (хотя и без особого увеличения состава), который берет на себя ведущую роль. Большое значение приобретают медные духовые (всевозможные соло валторн, труб и т.д.), масштабные звукоизобразительные сцены (особенно увертюра, образы бушующего моря). Вагнер применяет излюбленные длинные сквозные построения с эффектным нагнетанием энергетики, драматическими выяснениями отношений (разговор Сенты и Голландца) и систему лейтмотивов. Сложные вокальные монологи и дуэты, требующие актерского дарования от вокалистов, магнетизма и таланта удерживать внимание публики, не говоря уже о собственно вокальных сложностях (с пронзительными соло, перекрывающими мощный оркестр, запредельным диапазоном в партии Сенты) и т.д.

 

Золото или любовь?

Как и поздние оперы, «Голландец» является размышлением композитора над базовыми философскими вопросами — в чем смысл жизни, что важнее денег, славы, общественного признания, в чем сущность любви и т.д.

Мир «Голландца» поделен на два полюса. Мужской мир, который связан с кораблем, наполнен агрессией, жаждой власти, страстью к деньгам, славе. А Женское, как символ спасения мира, олицетворяет способность приносить себя в жертву, абсолютную верность. Корабль становится образом странствующего- человечества, живущего по уставленным нормам и страдающего всевозможными пороками.

В судьбе Голландца прочитываются архетипичные коды культуры. Как Одиссей, Вечный Жид или Фауст он жаждет невозможного, пытаясь стать вровень с Богом, но не получив желаемого, не находит покоя. Сента как и Пенелопа воплощают собой очистительную любовь (похожая ситуация разыгрывается в «Лоэнгрине»). Эта любовь проявляется через единение и сознательный уход из человеческого мира (тема развивается в «Тристане»). Только смерть способна разорвать порочный и бессмысленный круговорот «воли к жизни». Верность женщины, как часто у Вагнера, является здесь воплощением Эроса как первоосновы бытия.

 

Десант из-за рубежа

В Екатеринбург ставить «Голландца» приехала международная группа: дирижер М. Гюттлер (Германия), режиссер П. Каррен и художник Г. Маккан (Великобритания). Главным постановочным принципом стал приоритет музыки, ее драматургии и театральности, над визуальным и сценическим действом.

Дирижер Гюттлер известен в России вагнеровскими постановками в Мариинском, а в Екатеринбурге — успешной работой над «Борисом Годуновым» (2012). Он подчеркнул: «Вагнер для меня очень многое значит. И даже не потому, что я имею отношение к германской культуре, и сам родился в Дрездене, откуда родом этот композитор. Опера Вагнера — это волны, ветер, ураган, это музыка стихии. И даже если этой стихии не видно на сцене, ее слышно».

Гюттлер Михаэль - лауреат дирижерских конкурсов (Великобритания, Германия, Ита¬лия). Окончил Дрезденскую высшую школу музыки - им. К.М. фон Вебера по специальности симфоническое дирижирование. Принимал участие в мастер-классах известных дирижеров: Л. Бернстайна, С. Челибидаке, И. Мусина и др. С 2002 - постоянный приглашенный дирижер Мариинского театра. В сезоне 2006/2007 - музыкальный руководитель Екатеринбургского театра. Сотрудничал с театрами: Венская опера, Парижская национальная опера, Опера Франкфурта, театр Арена ди Верона, Театр Реал в Мадриде, Театр Елисейских полей и др. Выступал с оркестрами: Израильский филармонический, Оркестр Парижа, Оркестр Шведского радио, оркестры Вашингтонской национальной оперы и др. В сезоне 2013/2014 - главный дирижер Финской национальной оперы. В репертуаре - оперы Вагнера, Дж. Верди, Р. Штрауса, В. Моцарта и др.

Вместо XVII в., как значится в либретто, режиссер помещает героев в середину XX в., актуализируя происходящее. Универсальные костюмы — девушки в прямых свободных платьях, длинные плащи и костюмы у мужчин, моряки в кителе и брюках — располагают сюжет вне истории. Даже облачение Голландца — плащ и штаны из кожи, ботфорты — делает его похожим на современных неформалов (рокеров, байкеров). Каррен указывает: «это история о любви, свободе и долге. А еще о том, что если ты идешь против толпы, то нужно быть очень сильным». Как сказал художник Маккан, «ничего шокирующего в сценографии нет. В опере драматический сюжет и невероятно экспрессивная музыка».

Каррен Пол - выпускник факультета режиссуры Национального Института драматического искусства в Сиднее и Финской Национальной оперы (Хельсинки). Начинал карьеру как танцор (учился у С. Мессерер), но из-за травмы ушел из балета. Делал постановки в Ла Скала, Канадской опере, Театре Комунале во Флоренции, Королевской Академии музыки (Лондон), Ковент-Гардене и др. Известен постановками пяти опер Б. Бриттена, сочинений русских композиторов за рубежом (радикальная «Царская невеста» в Лондоне в 2011, «Золотой петушок», «Демон», «Скупой рыцарь» и др.). Делал «Тоску» для Мариинки в 2007. Работал в кино (ассистентом у Б. Лурмана, постановщика «Мулен Руж», «Великого Гэтсби»). Последние четыре года возглавлял Норвежскую оперу в Осло.

 

«В ночи и нужде»

Сценография и костюмы спектакля сделаны в соответствии с ремаркой Вагнера к партитуре: «В ночи и нужде... через тернии к звездам». Темное пространство сцены, клубы дыма, темно-синий свет. Все заполнено огромной железной проржавевшей конструкцией с вьющейся наверх, как будто в бесконечность, лестницей. В ней отворяются всевозможные огромные ворота и маленькие дверцы. Это и корабль Даланда с веселящимися моряками-выпивохами, и барак, и саркофаг, и в целом олицетворение земной жизни с низменными порывами и инстинктами. Во втором действии ребристые стены корабля разворачиваются и образуют дом Даланда, а в третьем этот трансформер распадается на два огромных построения, создавая несколько домиков с узкой улочкой. Здесь Эрик агрессивно пытается остановить Сенту, буквально скрутив ей руки. В предсмертной арии она забирается на самый верх такого дома. И это уже огромный обрыв в вечность. Вся атмосфера оперы пронизана ужасающей мистикой, как будто в аду живет не только Голландец с его кораблем-призраком, но и все смертные.

Само появление корабля Голландца сделано в духе условного театра — с помощью лаконичного, но эффектного света и мультимедиа, мгновенно меняющих пространство и время. На фоне выдержанной паузы из темноты прорезается мощный луч света и возникает огромная тень. Это и символ адского судна, и образ самого Голландца. В опере главный герой так и будет существовать в двойном измерении, подчеркивающем его принадлежность к преисподни. Его сопровождает громадная тень, так что он всегда возвышается над простыми смертными.

Поразительной становится сцена из третьего действия, когда подвыпившим норвежским морякам, издевающимся над кораблем- призраком, вдруг внезапно отвечает страшный хор голландцев. В полной темноте на домах возникает мультимедийная проекция — то ли скелеты, то ли корчащиеся в огне люди, то ли чудища.

Все мизансцены сделаны в полном соответствии с музыкальными акцентами. Завораживающе выдержаны напряженные паузы, когда слышно вплоть до скрипа ступенек. Так, что иногда пробирает до мурашек, как в лучших фильмах ужасов.

В конце жуткие конструкции раздвигаются и спасенный Голландец выносит на руках погибшую Сенту. Над сценой возникает яркое солнце, а за горизонтом — чистое спокойное море, куда с надеждой смотрят люди из коррозийного мира.

 

Копродукция

Главные роли исполнили приглашенные солисты. Прекрасно сделана роль у Летучего Голландца — А. Тихомирова, солиста «Геликон-опера». Его роль подчеркнута инфернальна, эмоционально напряжены соло и диалоги, держащие внимание слушателя до последней ноты. Главным украшением спектакля стала М. Худолей, образцовая Сента, непревзойденная исполнительница этой сложной роли — с драйвом, силой воли, мощными верхами и богатыми нижними нотами. Она пела Сенту в Мариинке, а затем по всему миру.

Оркестр театра представил очень достойную работу, выдержав возложенную композитором сложную миссию. Превосходно звучала увертюра, доходящая до предела романтической патетики. По сути, это отдельная симфоническая зарисовка с образами моря. Оркестр уверенно вел солистов, создавая длинные драматические построения и необходимую атмосферу мистической драмы с зашкаливающими эмоциями. Мощно звучали хоры, проводя великолепные драматические сцены.

 

К звездам

Постановка оказалась точным попаданием «в яблочко». Для первой встречи уральской публики с вагнеровским шедевром Каррен предложил умеренную режиссуру, отдав пальму первенства дирижеру и музыке, лишь подчеркнув самые напряженные и драматические моменты. При этом его театр — достаточно условный с использованием современных средств (света и мультимедиа).

Без сомнения, оркестр показал новый уровень мастерства, поднявшись на еще одну ступеньку вверх и не уступая столичным коллективам. Работа над немецкой оперой с немецким дирижером, владеющим традицией исполнения вагнеровского репертуара, стала важным этапом для музыкантов, этапом накопления нового качества. Вероятно, именно этот результат и стал главной миссией осуществленной постановки.

Театр и труппа в очередной раз доказали свою мобильность в отношении разнообразного репертуара. «Голландец» дополняет ряд прекрасных работ, сделанных здесь за последние годы. Это и прокофьевская «Любовь к трем апельсинам», бесподобный россиниевский «Граф Ори», «Борис Годунов» М. Мусоргского. Как говорится, «через тернии к звездам»!

Автор: Е. К.

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АВГУСТ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
июль 2017 сентябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57