106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 мая 2018
Открыта продажа билетов на премьеру оперы

Урал Опера Балет откроет 107-й сезон оперой Джакомо Пуччини «Турандот».

 
  подробнее...  
  05 мая 2018
Детский хор театра стал призером конкурса в Бельгии

Детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета (руководитель - Елена Накишова) получил Первый приз и звание cum laude ("с почётом" - лат.) в категории "Детский хор" в 66-м Международном молодежном хоровом фестивале-конкурсе в городе Неерпельт (Бельгия).

 
  подробнее...  
  03 мая 2018
31 мая пройдет прослушивание солистов для поступления в оперную труппу

Урал Опере требуются: драматическое сопрано, лирическое сопрано, меццо-сопрано, драматический тенор, драматический баритон, центральный бас.

 
  подробнее...  
  26 апреля 2018
Солисты Урал Оперы получили Губернаторскую премию

25 апреля заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков по поручению главы региона Евгения Куйвашева вручил премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.

 
  подробнее...  
  25 апреля 2018
Министерство культуры объявило лауреатов губернаторской премии в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Через тернии к звездам

газета «Музыкальное обозрение»
01 декабря 2013

«Летучий голландец» Р. Вагнера, М. Гюттлера и П. Каррена в Екатеринбурге

Юбилей Р. Вагнера в 2013 подстегнул в России интерес к наследию немецкого композитора, «хорошо» забытого в советские годы. Правда, до русской вагнеромании конца XIX — начала XX вв. сегодня еще далеко.

Первенство по актуализации вагнеровского наследия держат столичные магнаты: в Большом и Михайловском идет «Летучий голландец», Мариинка с начала 2000-х стала постоянным местом прописки вагнеровского репертуара с его тетралогией, тем же «Голландцем» и др. В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко показана премьера «Тангейзера», в Новой опере — «Тристан и Изольда».

И лишь два нестоличных театра в этом году отважились на рискованный шаг сделать сценическую версию вагнеровских драм, требующих высочайшего исполнительского и режиссерского класса. В Саратове остановились на раннем раритете «Риенци» как своего рода исполнительском компромиссе. Это еще и не привычный, реформаторский Вагнер, но уже достойный оперный артефакт.

В Екатеринбурге взялись за «Летучего голландца», не уступая столичному выбору. В 2012 опера шла также в Улан-Удэ. А в мировой практике это одна из самых популярных опер немца.

В Екатеринбурге «Голландца» услышали впервые, хотя вагнеровский репертуар в прошлом осваивался здесь достаточно активно: в афише рубежа конца XX — начала XX вв. значились «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Валькирия». Последний раз вагнеровское произведение звучало в 1937.

 

Синопсис

Норвежский корабль Даланда, спасаясь от бури, укрывается среди скалистых берегов. В бухту бесшумно входит корабль-призрак, руководимый капитаном Летучий голландец. Когда-то он отдал душу дьяволу за то, чтобы сделать невозможное — обогнуть мыс Доброй Надежды против ветра. За это Бог осудил его вечно скитаться по морям. Лишь раз в семь лет он может сойти на берег, чтобы найти спасение. Единственная возможность для него — получить любовь девушки, которая будет ему беззаветно верна. И тогда Голландец вновь станет смертен и найдет вечное блаженство. Во время встречи с норвежским капитаном Голландец обещает ему сокровища в обмен на приют. Он узнает, что у Даланда есть дочь Сента. В душе моряка просыпается надежда, и он просит ее руки. Даланд не прочь отдать свою дочь за столь богатого человека.

В доме Даланда девушки прядут на прялках. Одна лишь Сента сидит в задумчивости и смотрит на портрет моряка из легенды. Она поет балладу о Летучем голландце и клянется ему в верности. Молодой охотник Эрик сообщает о приближении корабля Даланда и его госте. Влюбленный в Сенту, он надеется на взаимность.

Даланд входит с Голландцем в дом и знакомит с ним дочь, оставляя их наедине. Оба уверены в своем предназначении друг для друга.

Норвежские матросы веселятся и пытаются пригласить голландцев на праздник. Они насмехаются над ними, вдруг море начинает бурлить и призраки корабля поют ужасающую песню. Норвежцы в ужасе разбегаются. Эрик преследует Сенту, напоминает девушке о тех временах, когда, как ему кажется, она проявляла к нему чувства. Разговор слышит Голландец, он разочарован в Сенте и не верит в ее верность. Корабль спешно отплывает. Сента бросается в море со скалы, доказывая преданность Голландцу. Оба они возносятся на небеса.

 

Опера как драма

Причины популярности «Голландца» как среди постановщиков, так и среди публики очевидны. Опера компактная (идет всего около 2 часов в противовес 4-часовым поздним драмам) с ясным, динамичным сюжетом. Она считается первым реформаторским опытом Вагнера, но в ней еще сохраняются традиционные черты большой оперы. Это номерная структура с увертюрой, четким делением на хоры (матросов и норвежских девушке) и сольные высказывания (песня рулевого, большая ария Голландца, баллада Сенты). Много бытовых зарисовок из жизни моряков с жанровыми прототипами, запоминающимися вскриками «Хей-хоу». Ярко воссоздана атмосфера потустороннего мира. Все это — влияния кумира К.М. фон Вебера и его культовой в Германии волшебной оперы «Фрайщюц». Здесь прочитываются и влияния другого кумира Вагнера - Бетховена с его оперой «Фиделио», где также, как в «Голландце», женщина спасает своего возлюбленного.

Вместе с тем, в «Голландце» прочитываются философские смыслы и композиционные приемы, которые затем станут частью оперной реформы композитора. Реализована идея нового оркестра (хотя и без особого увеличения состава), который берет на себя ведущую роль. Большое значение приобретают медные духовые (всевозможные соло валторн, труб и т.д.), масштабные звукоизобразительные сцены (особенно увертюра, образы бушующего моря). Вагнер применяет излюбленные длинные сквозные построения с эффектным нагнетанием энергетики, драматическими выяснениями отношений (разговор Сенты и Голландца) и систему лейтмотивов. Сложные вокальные монологи и дуэты, требующие актерского дарования от вокалистов, магнетизма и таланта удерживать внимание публики, не говоря уже о собственно вокальных сложностях (с пронзительными соло, перекрывающими мощный оркестр, запредельным диапазоном в партии Сенты) и т.д.

 

Золото или любовь?

Как и поздние оперы, «Голландец» является размышлением композитора над базовыми философскими вопросами — в чем смысл жизни, что важнее денег, славы, общественного признания, в чем сущность любви и т.д.

Мир «Голландца» поделен на два полюса. Мужской мир, который связан с кораблем, наполнен агрессией, жаждой власти, страстью к деньгам, славе. А Женское, как символ спасения мира, олицетворяет способность приносить себя в жертву, абсолютную верность. Корабль становится образом странствующего- человечества, живущего по уставленным нормам и страдающего всевозможными пороками.

В судьбе Голландца прочитываются архетипичные коды культуры. Как Одиссей, Вечный Жид или Фауст он жаждет невозможного, пытаясь стать вровень с Богом, но не получив желаемого, не находит покоя. Сента как и Пенелопа воплощают собой очистительную любовь (похожая ситуация разыгрывается в «Лоэнгрине»). Эта любовь проявляется через единение и сознательный уход из человеческого мира (тема развивается в «Тристане»). Только смерть способна разорвать порочный и бессмысленный круговорот «воли к жизни». Верность женщины, как часто у Вагнера, является здесь воплощением Эроса как первоосновы бытия.

 

Десант из-за рубежа

В Екатеринбург ставить «Голландца» приехала международная группа: дирижер М. Гюттлер (Германия), режиссер П. Каррен и художник Г. Маккан (Великобритания). Главным постановочным принципом стал приоритет музыки, ее драматургии и театральности, над визуальным и сценическим действом.

Дирижер Гюттлер известен в России вагнеровскими постановками в Мариинском, а в Екатеринбурге — успешной работой над «Борисом Годуновым» (2012). Он подчеркнул: «Вагнер для меня очень многое значит. И даже не потому, что я имею отношение к германской культуре, и сам родился в Дрездене, откуда родом этот композитор. Опера Вагнера — это волны, ветер, ураган, это музыка стихии. И даже если этой стихии не видно на сцене, ее слышно».

Гюттлер Михаэль - лауреат дирижерских конкурсов (Великобритания, Германия, Ита¬лия). Окончил Дрезденскую высшую школу музыки - им. К.М. фон Вебера по специальности симфоническое дирижирование. Принимал участие в мастер-классах известных дирижеров: Л. Бернстайна, С. Челибидаке, И. Мусина и др. С 2002 - постоянный приглашенный дирижер Мариинского театра. В сезоне 2006/2007 - музыкальный руководитель Екатеринбургского театра. Сотрудничал с театрами: Венская опера, Парижская национальная опера, Опера Франкфурта, театр Арена ди Верона, Театр Реал в Мадриде, Театр Елисейских полей и др. Выступал с оркестрами: Израильский филармонический, Оркестр Парижа, Оркестр Шведского радио, оркестры Вашингтонской национальной оперы и др. В сезоне 2013/2014 - главный дирижер Финской национальной оперы. В репертуаре - оперы Вагнера, Дж. Верди, Р. Штрауса, В. Моцарта и др.

Вместо XVII в., как значится в либретто, режиссер помещает героев в середину XX в., актуализируя происходящее. Универсальные костюмы — девушки в прямых свободных платьях, длинные плащи и костюмы у мужчин, моряки в кителе и брюках — располагают сюжет вне истории. Даже облачение Голландца — плащ и штаны из кожи, ботфорты — делает его похожим на современных неформалов (рокеров, байкеров). Каррен указывает: «это история о любви, свободе и долге. А еще о том, что если ты идешь против толпы, то нужно быть очень сильным». Как сказал художник Маккан, «ничего шокирующего в сценографии нет. В опере драматический сюжет и невероятно экспрессивная музыка».

Каррен Пол - выпускник факультета режиссуры Национального Института драматического искусства в Сиднее и Финской Национальной оперы (Хельсинки). Начинал карьеру как танцор (учился у С. Мессерер), но из-за травмы ушел из балета. Делал постановки в Ла Скала, Канадской опере, Театре Комунале во Флоренции, Королевской Академии музыки (Лондон), Ковент-Гардене и др. Известен постановками пяти опер Б. Бриттена, сочинений русских композиторов за рубежом (радикальная «Царская невеста» в Лондоне в 2011, «Золотой петушок», «Демон», «Скупой рыцарь» и др.). Делал «Тоску» для Мариинки в 2007. Работал в кино (ассистентом у Б. Лурмана, постановщика «Мулен Руж», «Великого Гэтсби»). Последние четыре года возглавлял Норвежскую оперу в Осло.

 

«В ночи и нужде»

Сценография и костюмы спектакля сделаны в соответствии с ремаркой Вагнера к партитуре: «В ночи и нужде... через тернии к звездам». Темное пространство сцены, клубы дыма, темно-синий свет. Все заполнено огромной железной проржавевшей конструкцией с вьющейся наверх, как будто в бесконечность, лестницей. В ней отворяются всевозможные огромные ворота и маленькие дверцы. Это и корабль Даланда с веселящимися моряками-выпивохами, и барак, и саркофаг, и в целом олицетворение земной жизни с низменными порывами и инстинктами. Во втором действии ребристые стены корабля разворачиваются и образуют дом Даланда, а в третьем этот трансформер распадается на два огромных построения, создавая несколько домиков с узкой улочкой. Здесь Эрик агрессивно пытается остановить Сенту, буквально скрутив ей руки. В предсмертной арии она забирается на самый верх такого дома. И это уже огромный обрыв в вечность. Вся атмосфера оперы пронизана ужасающей мистикой, как будто в аду живет не только Голландец с его кораблем-призраком, но и все смертные.

Само появление корабля Голландца сделано в духе условного театра — с помощью лаконичного, но эффектного света и мультимедиа, мгновенно меняющих пространство и время. На фоне выдержанной паузы из темноты прорезается мощный луч света и возникает огромная тень. Это и символ адского судна, и образ самого Голландца. В опере главный герой так и будет существовать в двойном измерении, подчеркивающем его принадлежность к преисподни. Его сопровождает громадная тень, так что он всегда возвышается над простыми смертными.

Поразительной становится сцена из третьего действия, когда подвыпившим норвежским морякам, издевающимся над кораблем- призраком, вдруг внезапно отвечает страшный хор голландцев. В полной темноте на домах возникает мультимедийная проекция — то ли скелеты, то ли корчащиеся в огне люди, то ли чудища.

Все мизансцены сделаны в полном соответствии с музыкальными акцентами. Завораживающе выдержаны напряженные паузы, когда слышно вплоть до скрипа ступенек. Так, что иногда пробирает до мурашек, как в лучших фильмах ужасов.

В конце жуткие конструкции раздвигаются и спасенный Голландец выносит на руках погибшую Сенту. Над сценой возникает яркое солнце, а за горизонтом — чистое спокойное море, куда с надеждой смотрят люди из коррозийного мира.

 

Копродукция

Главные роли исполнили приглашенные солисты. Прекрасно сделана роль у Летучего Голландца — А. Тихомирова, солиста «Геликон-опера». Его роль подчеркнута инфернальна, эмоционально напряжены соло и диалоги, держащие внимание слушателя до последней ноты. Главным украшением спектакля стала М. Худолей, образцовая Сента, непревзойденная исполнительница этой сложной роли — с драйвом, силой воли, мощными верхами и богатыми нижними нотами. Она пела Сенту в Мариинке, а затем по всему миру.

Оркестр театра представил очень достойную работу, выдержав возложенную композитором сложную миссию. Превосходно звучала увертюра, доходящая до предела романтической патетики. По сути, это отдельная симфоническая зарисовка с образами моря. Оркестр уверенно вел солистов, создавая длинные драматические построения и необходимую атмосферу мистической драмы с зашкаливающими эмоциями. Мощно звучали хоры, проводя великолепные драматические сцены.

 

К звездам

Постановка оказалась точным попаданием «в яблочко». Для первой встречи уральской публики с вагнеровским шедевром Каррен предложил умеренную режиссуру, отдав пальму первенства дирижеру и музыке, лишь подчеркнув самые напряженные и драматические моменты. При этом его театр — достаточно условный с использованием современных средств (света и мультимедиа).

Без сомнения, оркестр показал новый уровень мастерства, поднявшись на еще одну ступеньку вверх и не уступая столичным коллективам. Работа над немецкой оперой с немецким дирижером, владеющим традицией исполнения вагнеровского репертуара, стала важным этапом для музыкантов, этапом накопления нового качества. Вероятно, именно этот результат и стал главной миссией осуществленной постановки.

Театр и труппа в очередной раз доказали свою мобильность в отношении разнообразного репертуара. «Голландец» дополняет ряд прекрасных работ, сделанных здесь за последние годы. Это и прокофьевская «Любовь к трем апельсинам», бесподобный россиниевский «Граф Ори», «Борис Годунов» М. Мусоргского. Как говорится, «через тернии к звездам»!

Автор: Е. К.

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
МАЙ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
апрель 2018 июнь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  24 мая 2018 (чт) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  26 мая 2018 (сб) в 18:00

DAYTON DANCE COMPANY
Гастроли ансамбля современного танца «Дэйтон Данс Компани»(США)

 
  27 мая 2018 (вс) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  29 мая 2018 (вт) в 18:30

Премьера

А. Дворжак
РУСАЛКА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57