106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

СМЕРТЬ – НЕИЗБЕЖНА, ЛЮБОВЬ – ВЕЧНА

Роман Сухих, Журнал «Театральный сезон» (август-сентябрь, 2009)
01 сентября 2009

Восток, как известно, дело тонкое... и балетное, – рассудили в Екатеринбургском театре оперы и балета и поставили под занавес 97-го театрального сезона насыщенный азербайджанским колоритом танцевальный спектакль «Любовь и Смерь» бакинского композитора с благозвучным именем Полад Бюльбюль оглы. Окунуться с головой в эпическую сагу любви и становления азербайджанской государственности помогали театр теней, внушительные батальные сцены, чувственный танец живота, бас-гитара и ни много, ни мало 25 ударных, включая специально привезенный с Кавказа гигантский барабан – нагара.

На генеральном прогоне, куда пригласили журналистов, в воздухе вибрировало напряжение. Хореограф-постановщик и автор либретто Надежда Малыгина до и во время спектакля раздавала властным голосом генеральные указания солистам: «если не успеешь переодеться, встраивайся в танец по ходу движения», «прямой свет на главных», «сними капюшон»... и пр.

«Любовь и Смерть» – балет, созданный по мотивам старинного тюркского эпоса «Китаби Деде Горгуд» («Книга Отца Моего – Горгуда»), аналог германской Песни о Нибелунгах или скандинавской Эдды. Написанный 13 веков назад, он повествует о зарождении азербайджанского народа. Главные герои – юноша Азер и девушка Байджан, чья трагическая история любви легла в основу балета, символизируют название южного государства. Музыка сочинена десять лет назад известным композитором из Баку, автором многочисленных песен советской эстрады и мелодий к фильмам «Бабек» и «Не бойся, я с тобой!», долгое время возглавлявшим министерство культуры Азербайджана, а ныне послом этой страны в России Поладом Бюльбюль оглы («бюль-бюль» в дословном переводе с азербайджанского значит «соловей», а не прыжок в воду, как подумали некоторые).

Древний эпос глазами Надежды Малыгиной смотрится вполне современно. В начале спектакля окно в глубь веков прорубают по-молодежному одетые в джинсы и футболку Девочка и Мальчик. Они чудесным образом будят Смерть в черном костюме и жутковатой маске, которая – как ни парадоксально – оживляет каменные волуны, рассказывая их историю.

Лав-стори Азера и Байджан незатейлива и похожа на многие литературные любовные сюжеты: двое прекрасных юношей (все-таки сценическая жизнь несправедлива к брюнетам – они почему-то всегда играют злых персонажей, и благоволит хорошим и добрым блондинам, которые, однако, беззащитны перед перипетиями судьбы) влюбляются в девушку. Та отвечает взаимностью только одному из них. Второй (конечно, брюнет) жаждет отомстить, за спиной у него маячит смерть. Злой рок разлучает влюбленных, однако в посмертии они все же воссоединяются, чтобы не разлучиться уже никогда.

Либретто предельно простое, текст программки оригинально стилизован под древнее сказание. Эта по-восточному мифологичная сказочность сюжета диктует очевидные, по-античному статичные характеры персонажей. Западному сознанию, привыкшему созерцать оттенки душевной диалектики Ромео, Джульетты, юного Вертера, Фауста и др., здесь практически не за что зацепиться. Герои и антигерои, особенно не колеблясь, действуют, как сказали бы сегодня, по заранее прошитой матрице, выбирают что-то одно: любовь или смерть, честь или предательство, трусость или отвагу, преданность или вероломство.

Музыкально-танцевальное полотно балета исключительно эклектично, насыщено различными жанрами, отголосками множества стилей: от классических симфонических скрипичных звучаний до нагромождения звуков а-ля модерн (в некоторых местах использована даже бас-гитара). Смерть то дергается в авангардных ритмичных конвульсиях, то закручивает академические фуэте, то изящно двигается под азербайджанские мотивы.

Смерти (Анастасия Багаева), кстати, достались самые сочные танцевальные па. И когда в финале над Смертью, затанцевавшей угловатым хаосом движений своих более сдержанных партнеров, угрожающе навис и растоптал воскресший из пепла азербайджанский народ, ее было почему-то жаль.

Хореографическая «фишка» спектакля – театр теней, придающий батальным сценам кинематографическое ощущение массовости, достигаемое за счет мастерского нагнетания музыкально-изобразительного ряда.

Не оставит равнодушной и сцена первой брачной ночи Азера и Байджан, в которой причудливо сочетаются целомудренная чистота движений с откровенной эротикой «скрещенья рук, скрещенья ног». Этот эпизод в шатре, кстати, тонко перекликается с моментом гибели главного злодея-разлучника Ялынджика, который в дуэте со Смертью частично «протанцовывает» движения страсти влюбленных. То ли любовь как сестра-близнец похожа на смерть, то ли... Впрочем, смысл этого «неслучайного» совпадения хореограф Надежда Малыгина предложила разгадать каждому зрителю самостоятельно.

Еще одна танцевальная изюминка «Любви и смерти» – не по-балетному чувственный танец живота наложниц в самом начале второго действия. По словам хореографа-постановщика, чтобы отобрать из труппы театра исполнительниц столь неприкрыто-сексуальных движений, из репетиционного зала пришлось удалить всех мужчин.

Оркестр под управлением темпераментного итальянца, главного приглашенного дирижера театра ФабиоМастранжело, впервые, кстати, в своей биографии дирижировавшего балетом, исполнил азербайджанские мотивы самозабвенно и эмоционально, отчего заслужил похвалу самого соловья-композитора, заметившего, что в Баку уральцы, освоившие сложную ритмику партитуры, «сошли бы за своих».

«Своей» в екатеринбургском оперном двухактная «Любовь и смерть» должна стать по праву: спектакль расписан на весь следующий сезон. Кому-то будут интересны азербайджанские напевы, кому-то местами авангардное звучание старинного мифа, ну а кто-то просто захочет еще раз поразмыслить над старой, как мир, вечнозеленой формулой: Смерть – неизбежна, Любовь – вечна. 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  17 ноября 2018 (сб) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  17 ноября 2018 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 11:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  21 ноября 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  22 ноября 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  23 ноября 2018 (пт) в 18:30

Ф. Гласс
САТЬЯГРАХА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57