106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  26 апреля 2018
Поздравляем!

24 апреля заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков по поручению главы региона Евгения Куйвашева вручил премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  25 апреля 2018
Министерство культуры Свердловской области объявило лауреатов губернаторской премии в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  24 апреля 2018
Надежда Бабинцева станет гостьей встречи Клуба друзей театра

Заключительная в этом сезоне встреча состоится 29 апреля (воскресенье).

 
  подробнее...  
  22 апреля 2018
Пресса о премьере оперы

 
  подробнее...  
  17 апреля 2018
Урал Опера Балет принимает поздравления

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Зритель впадает в транс

Марина Гайкович, «Независимая газета»
22 сентября 2014

Российская премьера оперы Филипа Гласса «Сатьяграха»: «Хор порой справляется блестяще: скажем, две "хохочущие" группы в начале второго действия, пожалуй, порадовали бы и самого композитора.» http://www.ng.ru/culture/2014-09-22/10_opera.html

В Екатеринбургском театре оперы и балета сезон открыли событием, в России прецедентов не имеющим. Здесь поставили оперу Филипа Гласса «Сатьяграха» (1979), вторую часть трилогии «Портреты», посвященной людям, «перевернувшим мышление и события своего времени мощью внутреннего зрения».

«Человеку науки» посвящена первая часть – «Эйнштейн на пляже», «человеку религии» – фараону Аменхотепу IV – последняя, «Эхнатон». «Эйнштейна», возобновление спектакля Боба Уилсона (в 1976 году после премьеры оперы на Авиньонском фестивале началась европейская слава композитора), в прошлом сезоне показали в Париже и Берлине, так что Екатеринбургский оперный попал в тренд. Впрочем, идея постановки «Сатьяграхи» зрела в недрах театра довольно давно, точнее – в кабинете генерального директора Андрея Шишкина, как выяснилось, искренне увлеченного индуистской философией.

«Сатьяграха» – опера о Махатме Ганди, «человеке политики». Ее исключительная особенность заключается в том, кто композитор предоставляет постановщикам абсолютную свободу действий, обозначая лишь главную фигуру и задавая тематический контур каждого из девяти фрагментов оперы (в трех действиях), либретто же составлено из строк «Бхагавадгиты»; опера исполняется на санскрите. Так что режиссер обладает, по сути, законной свободой, и никто не сможет обвинить его в пресловутом следовании против автора и партитуры. Режиссер и сценограф Тадэуш Штрасбергер, сознательно или нет, выводит на первый план атмосферу протеста и насилия. В конце первого действия аборигены под давлением получают регистрационные карточки, но стоило возмутиться одному – и бунтуют уже все, в конце второго – карточки летят в костер, а Ганди подвергается нападению разъяренной толпы белых, спасаясь чудом. В третьем – на фоне кадров знаменитого выступления Мартина Лютера Кинга, черные изгоняются из кинотеатра.

Такой ракурс не всех зрителей порадовал – в разговоре с обозревателем «НГ» один молодой человек, оказавшийся сотрудником администрации города, выразил сомнение в том, что такие развороты сейчас необходимы, и как чиновника его, конечно, можно понять.

Впрочем, все-таки в этом спектакле революционные настроения (пусть и в теории, сопротивление – ненасильственное) поднимать не намеревался, он больше концентрируется на стороне образной, и его сценографическая работа, неотделимая тут от мастерства художника по свету Евгения Виноградова, впечатляет, пожалуй, больше всего. Абрис гор и алеющий закат, мерцающие лампочки-звезды, таинственный Кришну, черная дыра (разрисованные ленты прозрачного пластика и свет фонаря позади) – как метафора разбойной силы, готовой поглотить Ганди, кадры кинохроники, наконец, уходящая вдаль перспектива чайных плантаций – вот приемы, которые затягивают зрителя.

Музыка Гласса, собственно, это и предполагает – растворение, впадение в медитативное состояние. Простые мелодические и гармонические формулы, минорное трезвучие, растянутое на три часа, бесконечное повторение одного и того же с минимальными изменениями должны вгонять зрителя в транс. С первой попытки, правда, впасть в транс довольно трудно: слишком много деталей составляют целое, и не хочется что-либо упустить. Но опера будет идти регулярно (вот они, преимущества репертуарного театра!), поэтому екатеринбургский зритель может поэкспериментировать всласть. Дирижер Оливер фон Дохнаньи, знакомый не понаслышке с музыкой Гласса, проделал, надо сказать, грандиозную работу. Солисты театра – а это несколько составов без единого приглашенного артиста – музыку американского классика исполняли впервые. Минимализм при всей его кажущейся простоте, благозвучии и отсутствии колоратур и прочих певческих трудностей оказывается не таким простым в исполнительской практике. Любая неточность интонации, порой простительная в традиционном репертуаре, или сбой ритмического рисунка здесь недопустимы, равно как и «оперный» вокал с вибрато – здесь скорее необходимо абсолютно ровное голосоведение, какое исповедуют вокалисты, исполняющие старинную музыку (вот так неожиданно сходятся две совершенно разные музыкальные культуры). Хор порой справляется блестяще: скажем, две «хохочущие» группы в начале второго действия, пожалуй, порадовали бы и самого композитора. У артистов – пока – выходит не все, но в целом премьера «Сатьяграхи» – безусловно, победа и труппы, и театра.

Екатеринбург–Москва

Текст статьи

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АПРЕЛЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
март 2018 май 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  27 апреля 2018 (пт) в 18:30

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  28 апреля 2018 (сб) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  29 апреля 2018 (вс) в 18:00

А. Бородин
КНЯЗЬ ИГОРЬ

Опера в трех действиях

 
  02 мая 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
ЗОЛУШКА

Балет в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57