106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Международный проект «Греческие пассионы». Первая Постановка в России»


 
  подробнее...  
 
25 ноября: "Царская невеста" к юбилею заслуженной артистки России Светланы Пастуховой


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
Благотворительная выставка-ярмарка "От сердца к сердцу"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  22 ноября 2017
Андрей Шишкин получил награду "За заслуги перед Свердловской областью"

21 ноября губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев вручил государственные и региональные награды выдающимся уральцам.

 
  подробнее...  
  22 ноября 2017
Александр Алиев дебютирует в партии Онегина

23 ноября солист оперы Александр Алиев впервые исполнит заглавную партию в опере "Евгений Онегин".

 
  подробнее...  
  20 ноября 2017
Проект “Греческие пассионы”: первая постановка в России”. Сценическая читка и дискуссия о Казандзакисе

Показы состоятся 27 и 28 февраля 2018 года в декорационном цехе театра.

 
  подробнее...  
  17 ноября 2017
Спектакли-номинанты "Золотой Маски" будут представлены в Москве

Екатеринбургский театр оперы и балета представит спектакли-номинанты Российской Национальной премии «Золотая Маска» на Новой сцене Большого театра России. Гастроли театра в Москве пройдут с 14 по 18 марта 2018 года.

 
  подробнее...  
  16 ноября 2017
Михаил Грановский даст концерты в Новосибирске и Москве

18 и 24 ноября в Новосибирске и Москве пройдут концерты Новосибирского Академического симфонического оркестра и Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского под управлением главного приглашенного дирижера Екатеринбургского театра оперы и балета Михаила Грановского.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Зритель впадает в транс

Марина Гайкович, «Независимая газета»
22 сентября 2014

Российская премьера оперы Филипа Гласса «Сатьяграха»: «Хор порой справляется блестяще: скажем, две "хохочущие" группы в начале второго действия, пожалуй, порадовали бы и самого композитора.» http://www.ng.ru/culture/2014-09-22/10_opera.html

В Екатеринбургском театре оперы и балета сезон открыли событием, в России прецедентов не имеющим. Здесь поставили оперу Филипа Гласса «Сатьяграха» (1979), вторую часть трилогии «Портреты», посвященной людям, «перевернувшим мышление и события своего времени мощью внутреннего зрения».

«Человеку науки» посвящена первая часть – «Эйнштейн на пляже», «человеку религии» – фараону Аменхотепу IV – последняя, «Эхнатон». «Эйнштейна», возобновление спектакля Боба Уилсона (в 1976 году после премьеры оперы на Авиньонском фестивале началась европейская слава композитора), в прошлом сезоне показали в Париже и Берлине, так что Екатеринбургский оперный попал в тренд. Впрочем, идея постановки «Сатьяграхи» зрела в недрах театра довольно давно, точнее – в кабинете генерального директора Андрея Шишкина, как выяснилось, искренне увлеченного индуистской философией.

«Сатьяграха» – опера о Махатме Ганди, «человеке политики». Ее исключительная особенность заключается в том, кто композитор предоставляет постановщикам абсолютную свободу действий, обозначая лишь главную фигуру и задавая тематический контур каждого из девяти фрагментов оперы (в трех действиях), либретто же составлено из строк «Бхагавадгиты»; опера исполняется на санскрите. Так что режиссер обладает, по сути, законной свободой, и никто не сможет обвинить его в пресловутом следовании против автора и партитуры. Режиссер и сценограф Тадэуш Штрасбергер, сознательно или нет, выводит на первый план атмосферу протеста и насилия. В конце первого действия аборигены под давлением получают регистрационные карточки, но стоило возмутиться одному – и бунтуют уже все, в конце второго – карточки летят в костер, а Ганди подвергается нападению разъяренной толпы белых, спасаясь чудом. В третьем – на фоне кадров знаменитого выступления Мартина Лютера Кинга, черные изгоняются из кинотеатра.

Такой ракурс не всех зрителей порадовал – в разговоре с обозревателем «НГ» один молодой человек, оказавшийся сотрудником администрации города, выразил сомнение в том, что такие развороты сейчас необходимы, и как чиновника его, конечно, можно понять.

Впрочем, все-таки в этом спектакле революционные настроения (пусть и в теории, сопротивление – ненасильственное) поднимать не намеревался, он больше концентрируется на стороне образной, и его сценографическая работа, неотделимая тут от мастерства художника по свету Евгения Виноградова, впечатляет, пожалуй, больше всего. Абрис гор и алеющий закат, мерцающие лампочки-звезды, таинственный Кришну, черная дыра (разрисованные ленты прозрачного пластика и свет фонаря позади) – как метафора разбойной силы, готовой поглотить Ганди, кадры кинохроники, наконец, уходящая вдаль перспектива чайных плантаций – вот приемы, которые затягивают зрителя.

Музыка Гласса, собственно, это и предполагает – растворение, впадение в медитативное состояние. Простые мелодические и гармонические формулы, минорное трезвучие, растянутое на три часа, бесконечное повторение одного и того же с минимальными изменениями должны вгонять зрителя в транс. С первой попытки, правда, впасть в транс довольно трудно: слишком много деталей составляют целое, и не хочется что-либо упустить. Но опера будет идти регулярно (вот они, преимущества репертуарного театра!), поэтому екатеринбургский зритель может поэкспериментировать всласть. Дирижер Оливер фон Дохнаньи, знакомый не понаслышке с музыкой Гласса, проделал, надо сказать, грандиозную работу. Солисты театра – а это несколько составов без единого приглашенного артиста – музыку американского классика исполняли впервые. Минимализм при всей его кажущейся простоте, благозвучии и отсутствии колоратур и прочих певческих трудностей оказывается не таким простым в исполнительской практике. Любая неточность интонации, порой простительная в традиционном репертуаре, или сбой ритмического рисунка здесь недопустимы, равно как и «оперный» вокал с вибрато – здесь скорее необходимо абсолютно ровное голосоведение, какое исповедуют вокалисты, исполняющие старинную музыку (вот так неожиданно сходятся две совершенно разные музыкальные культуры). Хор порой справляется блестяще: скажем, две «хохочущие» группы в начале второго действия, пожалуй, порадовали бы и самого композитора. У артистов – пока – выходит не все, но в целом премьера «Сатьяграхи» – безусловно, победа и труппы, и театра.

Екатеринбург–Москва

Текст статьи

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2017 декабрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  23 ноября 2017 (чт) в 18:30

П. Чайковский
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Опера в трех действиях

 
  24 ноября 2017 (пт) в 18:30

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  25 ноября 2017 (сб) в 18:00

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  26 ноября 2017 (вс) в 11:00

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  26 ноября 2017 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  28 ноября 2017 (вт) в 18:30

Р. Вагнер
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ

Опера в трех действиях

 
  29 ноября 2017 (ср) в 18:30

TERRA NOVA/НОВАЯ ЗЕМЛЯ
Па де катр, Увертюра, Step Lightly, Занавес.

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57