106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
23 сентября 2017 – Открытие сезона Клуба Друзей Екатеринбургского театра оперы и балета


 
  подробнее...  
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
27 сентября 2017 - Гала-концерт к пятилетию мастерских новой хореографии «DANCE-ПЛАТФОРМА»


 
  подробнее...  
 
Открытые лекции в рамках проекта «Dance-Платформа»


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Пахита"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  22 сентября 2017
Открытые лекции в рамках проекта «Dance-Платформа»

26 и 28 сентября в лектории Ельцин-центра состоятся встречи с одним из опытнейших российских менеджеров музыкального театра Антоном Гетьманом и хореографом Вячеславом Самодуровым.

 
  подробнее...  
  21 сентября 2017
Детский театральный хор провел смену

Минувшим летом детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета провел профильную смену "Поющие вместе" в городском лагере, расположившемся на базе Лицея № 8 им. С. Дягилева.

 
  подробнее...  
  19 сентября 2017
В Екатеринбурге представили новую «Волшебную флейту», которая переносит зрителя в XIX век

Критик Екатерина Беляева – о премьере Екатеринбургского театра оперы и балета

 
  подробнее...  
  18 сентября 2017
Андрей Шишкин: «Наши залы загружены на 93%. Для оперного театра это очень много»

Интервью директора Екатеринбургского театра оперы и балета порталу Global City

 
  подробнее...  
  15 сентября 2017
Четыре премьеры нового сезона

Екатеринбургский театр оперы и балета открыл сезон “Волшебной флейтой” Моцарта.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Зритель впадает в транс

Марина Гайкович, «Независимая газета»
22 сентября 2014

Российская премьера оперы Филипа Гласса «Сатьяграха»: «Хор порой справляется блестяще: скажем, две "хохочущие" группы в начале второго действия, пожалуй, порадовали бы и самого композитора.» http://www.ng.ru/culture/2014-09-22/10_opera.html

В Екатеринбургском театре оперы и балета сезон открыли событием, в России прецедентов не имеющим. Здесь поставили оперу Филипа Гласса «Сатьяграха» (1979), вторую часть трилогии «Портреты», посвященной людям, «перевернувшим мышление и события своего времени мощью внутреннего зрения».

«Человеку науки» посвящена первая часть – «Эйнштейн на пляже», «человеку религии» – фараону Аменхотепу IV – последняя, «Эхнатон». «Эйнштейна», возобновление спектакля Боба Уилсона (в 1976 году после премьеры оперы на Авиньонском фестивале началась европейская слава композитора), в прошлом сезоне показали в Париже и Берлине, так что Екатеринбургский оперный попал в тренд. Впрочем, идея постановки «Сатьяграхи» зрела в недрах театра довольно давно, точнее – в кабинете генерального директора Андрея Шишкина, как выяснилось, искренне увлеченного индуистской философией.

«Сатьяграха» – опера о Махатме Ганди, «человеке политики». Ее исключительная особенность заключается в том, кто композитор предоставляет постановщикам абсолютную свободу действий, обозначая лишь главную фигуру и задавая тематический контур каждого из девяти фрагментов оперы (в трех действиях), либретто же составлено из строк «Бхагавадгиты»; опера исполняется на санскрите. Так что режиссер обладает, по сути, законной свободой, и никто не сможет обвинить его в пресловутом следовании против автора и партитуры. Режиссер и сценограф Тадэуш Штрасбергер, сознательно или нет, выводит на первый план атмосферу протеста и насилия. В конце первого действия аборигены под давлением получают регистрационные карточки, но стоило возмутиться одному – и бунтуют уже все, в конце второго – карточки летят в костер, а Ганди подвергается нападению разъяренной толпы белых, спасаясь чудом. В третьем – на фоне кадров знаменитого выступления Мартина Лютера Кинга, черные изгоняются из кинотеатра.

Такой ракурс не всех зрителей порадовал – в разговоре с обозревателем «НГ» один молодой человек, оказавшийся сотрудником администрации города, выразил сомнение в том, что такие развороты сейчас необходимы, и как чиновника его, конечно, можно понять.

Впрочем, все-таки в этом спектакле революционные настроения (пусть и в теории, сопротивление – ненасильственное) поднимать не намеревался, он больше концентрируется на стороне образной, и его сценографическая работа, неотделимая тут от мастерства художника по свету Евгения Виноградова, впечатляет, пожалуй, больше всего. Абрис гор и алеющий закат, мерцающие лампочки-звезды, таинственный Кришну, черная дыра (разрисованные ленты прозрачного пластика и свет фонаря позади) – как метафора разбойной силы, готовой поглотить Ганди, кадры кинохроники, наконец, уходящая вдаль перспектива чайных плантаций – вот приемы, которые затягивают зрителя.

Музыка Гласса, собственно, это и предполагает – растворение, впадение в медитативное состояние. Простые мелодические и гармонические формулы, минорное трезвучие, растянутое на три часа, бесконечное повторение одного и того же с минимальными изменениями должны вгонять зрителя в транс. С первой попытки, правда, впасть в транс довольно трудно: слишком много деталей составляют целое, и не хочется что-либо упустить. Но опера будет идти регулярно (вот они, преимущества репертуарного театра!), поэтому екатеринбургский зритель может поэкспериментировать всласть. Дирижер Оливер фон Дохнаньи, знакомый не понаслышке с музыкой Гласса, проделал, надо сказать, грандиозную работу. Солисты театра – а это несколько составов без единого приглашенного артиста – музыку американского классика исполняли впервые. Минимализм при всей его кажущейся простоте, благозвучии и отсутствии колоратур и прочих певческих трудностей оказывается не таким простым в исполнительской практике. Любая неточность интонации, порой простительная в традиционном репертуаре, или сбой ритмического рисунка здесь недопустимы, равно как и «оперный» вокал с вибрато – здесь скорее необходимо абсолютно ровное голосоведение, какое исповедуют вокалисты, исполняющие старинную музыку (вот так неожиданно сходятся две совершенно разные музыкальные культуры). Хор порой справляется блестяще: скажем, две «хохочущие» группы в начале второго действия, пожалуй, порадовали бы и самого композитора. У артистов – пока – выходит не все, но в целом премьера «Сатьяграхи» – безусловно, победа и труппы, и театра.

Екатеринбург–Москва

Текст статьи

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
СЕНТЯБРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
август 2017 октябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  24 сентября 2017 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
  26 сентября 2017 (вт) в 18:30

Дж. Верди
ТРАВИАТА

Опера в трех действиях

 
  27 сентября 2017 (ср) в 18:30

DANCE-ПЛАТФОРМА

 
  29 сентября 2017 (пт) в 18:30

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57