105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
14, 15, 16, 17 сентября 2017 - премьера оперы


 
  подробнее...  
 
27 сентября 2017 - Гала-концерт к пятилетию мастерских новой хореографии «DANCE-ПЛАТФОРМА»


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  22 августа 2017
С 7 по 15 сентября состоятся гастроли Екатеринбургского театра оперы и балета в Тайланде

Спектаклями нашего театра откроется ХIХ Международный фестиваль танца и музыки в Бангкоке

 
  подробнее...  
  21 августа 2017
"Волшебная флейта"_Анонсы в прессе

На репетициях в театре побывали екатеринбургские СМИ

 
  подробнее...  
  14 августа 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета готовится к премьере оперы В.А. Моцарта "Волшебная флейта"

Новый спектакль откроет театральный сезон 2017/2018

 
  подробнее...  
  04 августа 2017
ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ПРИГЛАШАЕТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА ДОЛЖНОСТЬ АРТИСТА ХОРА

Приглашаем на прослушивание теноров

 
  подробнее...  
  11 июля 2017
Уважаемые зрители!

Выдача билетов, оплаченных через сайт театра с 12.07.17 по 15.08.17, будет осуществляться с 16.08.17г.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Оперу Филипа Гласса впервые поставили в России

Лариса Барыкина, "Российская газета" - Федеральный выпуск
21 сентября 2014

«Удивительный эффект этого сложносочиненного во всех смыслах музыкального-драматического зрелища состоит в том, что публике совершенно необязательно каждую минуту быть включенным в действие. Нет, скорее следует отдаться неторопливому, словно Ганг, течению спектакля и пережить его эмоционально, во всех нюансах. Те, кому это удалось, получили сильные ощущения.»

Появление знаменитой оперы американского композитора-минималиста Филипа Гласса в репертуаре Екатеринбургской оперы, которая еще каких-то 5-6 лет назад была образцом невыразительной оперной благопристойности, сегодня иначе как прорывом в российском масштабе не назовешь.

Вторая часть оперной трилогии Гласса "Портреты" (в центре двух других - Эйнштейн и фараон Эхнатон) посвящена Махатме Ганди и разработанной им стратегии ненасильственной борьбы ("сатьяграха" в переводе с санскрита - "стремление к истине").

Собственно, вся опера (три акта и три часа музыки) идет на санскрите, но текст с действием практически не связан. Из уст главных героев, а среди них, кроме самого Ганди - его близкие, друзья и сподвижники, звучат философские максимы о поисках смысла жизни, сомнения перед решающим выбором - именно об этом размышляют персонажи Бхагавад-гиты, мифологические Кришна и Арджуна.

Героями оперы в исполнении хора становятся также жители индийской общины в Южной Африке, а затем американцы в период движения за гражданские права и против расовой дискриминации. В отсутствие сюжета как такового особый смысл приобретают три символические фигуры, которым посвящен каждый из актов: Лев Толстой (предшественник), Рабиндранат Тагор (современник), Мартин Лютер Кинг (последователь) - духовные собратья Ганди. В общем, опера устроена автором замысловато, ее драматургические компоненты нарочито не согласованы. Если добавить ко всему этому музыкальный язык Гласса, ввергающий в медитацию и даже транс, станет ясно, какой сложности и новизны задача стояла перед Екатеринбургской оперой.

Увлечь коллектив театра идеей воплощения сакральной по духу "Сатьяграхи" удалось инициатору проекта, директору театра Андрею Шишкину, и, конечно, интернациональной команде постановщиков. В очередной раз стало ясно, что энтузиазм неофитов порой дает более впечатляющий результат.

Исполнители главной роли в разных составах Владимир Чеберяк и Евгений Крюков ради портретного сходства и для нужного самоощущения наголо побрились (немалая жертва для теноров, чей главный удел - роли героев-любовников!).

Хор и солисты с увлечением штудировали санскрит с профессиональным педагогом.

Лично знакомый с композитором словацкий дирижер Оливер фон Донаньи задолго до премьеры начал репетиции с оркестром, состоящим только из струнных, деревянных духовых и фирменного глассовского электрооргана. Ему удалось держать в единой ритмической сетке ткань из бесконечно повторяющихся музыкальных структур.

Из певцов с точки зрения стиля ближе всех к искомому были как раз исполнители титульной партии. Некоторым солистам пока не хватает вокального инструментализма, русская привычка петь широким "вердиевским" звуком дает о себе знать. Впрочем, не форсировать голос в партиях, написанных в адски сложной тесситуре, кажется невозможным.

Молодой американец Тадеуш Штрасбергер, взявший на себя двойные функции режиссера и сценографа, сумел найти единый и прекрасный визуальный образ спектакля: арочная система порталов, уходящая вглубь сцены, бесконечный горизонт в красках Рериха - это и есть путь, движение в мир правды, добра и справедливости. В его режиссерском решении, фантазийном и масштабном, нашлось место и наивным красочным картинкам с многоруким синим Кришной в духе балетной "Баядерки", и бытовым, с некоторым перебором по части реализма, сценам, связанным с драматическими эпизодами жизни Ганди, и символическим массовыми шествиям по партеру со светящимися лотосами в руках.

Хор отлично поет и выполняет массу сценических задач (хормейстер Эльвира Гайфуллина).

Спектакль украсила изысканная световая партитура Евгения Виноградова, а роль компьютерного дизайна видео-художника Ильи Шушарова вообще трудно переоценить.

Удивительный эффект этого сложносочиненного во всех смыслах музыкального-драматического зрелища состоит в том, что публике совершенно необязательно каждую минуту быть включенным в действие. Нет, скорее следует отдаться неторопливому, словно Ганг, течению спектакля и пережить его эмоционально, во всех нюансах. Те, кому это удалось, получили сильные ощущения.

Когда в Екатеринбургской академической опере задумали ставить "Сатьяграху" никто и предположить не мог, что на сцене она появится в тот самый момент, когда политическое напряжение в мире достигнет максимума, а, стало быть, пацифистские идеи главного героя оперы Махатмы Ганди о сопротивлении без насилия вновь станут актуальны.

Опубликовано на сайте "Российской Газеты" 21 сентября 2014 г.

Текст статьи

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АВГУСТ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
июль 2017 сентябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57