105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
7, 8, 9, 16 и 19 апреля 2017 - премьера балета "ЖИЗЕЛЬ"


 
  подробнее...  
 
24 апреля 2017 - хореографический спектакль RED BULL ИЗНАНКА


 
  подробнее...  
 
19, 20, 21 мая 2017 - премьера оперы "РУСАЛКА"


 
  подробнее...  
 
8 февраля - 16 апреля 2017 - Выставка "АРХЕТИП БАЛЕТА"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  21 февраля 2017
На фестивале «Золотая маска» показали балет "Ромео и Джульетта"

Рецензии

 
  подробнее...  
  21 февраля 2017
В Москве с 16 по 20 февраля 2017 прошел Международный Форум «Мечислав Вайнберг (1919-1996). Возвращение»

Состоялся показ оперы «Пассажирка», а также творческая встреча с постановщиками спектакля Екатеринбургского театра и автором литературного первоисточника оперы Зофьей Посмыш

 
  подробнее...  
  17 февраля 2017
На фестивале «Золотая маска» показали оперу «Кармен»

Рецензии

 
  подробнее...  
  16 февраля 2017
Екатеринбургская «Кармен» на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в рамках Фестиваля «Золотая Маска»

Отзывы зрителей

 
  подробнее...  
  16 февраля 2017
15 февраля состоялась пресс-конференция, посвященная проекту «Золотая Маска в кино»

Участники пресс-конференции: Владимир Мединский, Мария Ревякина, Андрей Шишкин, Вячеслав Самодуров, Ирина Прохорова, Надежда Котова и Вера Курочкина

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Премьера «Сатьяграхи» Филипа Гласса в Екатеринбурге

Екатерина Беляева, Belcanto.ru
21 сентября 2014

«Вторая половина сентября началась громкими оперными премьерами в столицах провинциальных регионов. Начал эстафету Екатеринбург. Здесь 16, 17 и 18 сентября прошла российская премьера оперы Филипа Гласса "Сатьяграха"»

Вторая половина сентября началась громкими оперными премьерами в столицах провинциальных регионов. Начал эстафету Екатеринбург. Здесь 16, 17 и 18 сентября прошла российская премьера оперы Филипа Гласса «Сатьяграха», с акцентом на фамилии композитора (потому что до сего момента в России опер Гласса не ставили, а их у него — двадцать четыре) и ударением на третьем слоге («а») в названии оперы. Эти все замечания приглашенного востоковеда по поводу произношения очень важны, так как оперу исполняют на санскрите — изначально неразговорном эпическом языке, тем не менее, исторически снабженном особенным произношением и артикуляцией (языком с артистами занималась питерский санскритолог Наталья Силкина).

Инициатором появления «Сатьяграхи» в столице Урала стал директор театра Андрей Шишкин, обычно ориентирующийся в опере на классические афишные названия и «ходовых» композиторов. Как грамотный финансист он понимает, на что в первую очередь пойдет потенциальный зритель с билетом — это оперы Чайковского, Мусоргского, «Травиата», «Снегурочка» и т.п. Раритеты он тоже вводит, но постепенно — так появился франкофонный «Граф Ори» Россини в симпатичной постановке Ушакова.

А Гласс — это даже не раритет, это диковина. Гласс на санскрите — вдвойне диковина. Но когда речь идет об осуществлении мечты, преодолеваются все препоны.

Частые рабочие командировки в Индию (еще когда Шишкин служил в Уфе) привели будущего директора к местам почитания Кришны и встречам с харизматичными кришнаитами. Параллельно шло увлечение рок-музыкой, рожденной под влиянием Гласса, а оттуда уже был один шаг до самого Гласса, который в 1980 году написал вторую оперу своей трилогии про «учителей жизни» («Эйнштейн на пляже», 1975; «Эхнатон» 1983).

Самый пик «моды» на оперный минимализм Гласса пришелся на начало 80-х, а массовое увлечение его творчеством началось после выхода на киноэкраны документальной трилогии Реджио Годфри «Кацци», к которой он написал музыку. Особый «кайф» наступал, когда фильмы трилогии шли в сопровождении живой музыки (как это случилось в 2003 году в Москве в ММДМ; тогда сам Гласс встал за пульт своего ансамбля, а показывали «Нокайкаци» — фильм о соприкосновении людей и технологий).

Слухи о том, что в Екатеринбургском театре скоро появится опера Филипа Гласса, появились два или три года назад, когда Андрей Шишкин потихоньку начал собирать на Западе пазлы будущей постановки, боясь выпустить приказ о выпуске оперы на неожиданном языке.

Он думал о любой опере из этой важной в творчестве Гласса трилогии, пока не остановился на «Сатьяграхе» — здесь добавлялся бонус эксклюзивности, именно тот факт, что оперу поют на санскрите — то есть на священном языке культовой книги индуистов Бхагаватгиты.

В настоящий момент опера присутствует в репертуаре Английской национальной оперы и Метрополитен, но в замороженном после последнего возобновления (2011 год) виде.

В общем, с сентября 2014 года какое-то время это название будет идти только в Екатеринбургском театре оперы и балета. Учитывая, какие ресурсы (я про интеллектуальные вложения, прежде всего) потрачены, театр будет обкатывать новинку не один год, расставляя ее в шахматном порядке по афишной сетке.

Опера идет в трех актах, вместе составляющих около трех часов музыки. Исполняют ее музыканты обычного оркестра, за вычетом ударных и медных духовых, то есть скрипки, деревянные духовые и электронный орган. Участия другой «электроники» не предполагается. Медные и ударные исключились из партитуры как «агрессивные» инструменты (удары, силовые движения грудной клетки, напряжение — это все никак не могло характеризовать йогов, главных героев произведения Гласса).

В опере нет линейного сюжета, она представляет собой череду эпизодов, связанных друг с другом фигурой Махатмы Ганди.

Первая картина первого акта уводит в мифологические времена знаменательной беседы Кришны и Арджуны, которая согласно «Махабхарате» состоялась перед началом великой битвы на Курукшетре между пандавами и кауравами. Индийский аналог Троянской войны, закончившейся почти полным истреблением мужского населения обеих враждующих сторон.

Враги из «Илиады» и антагонисты «Махабхараты» приходились друг другу дальними и близкими родственниками. Но у греков были другие боги, которые покровительствовали героям-троянцам и героям-ахейцам, провоцируя их на битву ради возмещения долгов чести (к тому же в греческой мифологии война нужна была как веская причина, объясняющая конец серебряного века, унесшего из жизни поколение героев (полубогов)). Кришна же поощряет Арджуну к личному участию в битве против его и своей воли — ради того, чтобы праведные пандавы смогли царствовать. Это очень тонкий момент, так как почитаемый через ведийские тексты Кришна в «Махабхарате» мало чем отличается от кровожадных греческих кузенов — он зол и нечист на руку.

В оперу попала сама эта неоднозначная беседа двух мудрецов как намек на извечный выбор философа и государя — «быть или не быть».

В этой первой картине-видении присутствует также и Ганди, который поет дуэтом с Арджуной, находясь на распутье, в раздумьях — вступать в битву или не вступать. В битву он вступит, но придумает новое великое оружие «непротивление злу насилием».

Дальше действие переносится в Южную Африку, в местечко неподалеку Йоханнесбурга, где Мохандас Ганди, увлеченный идеями русского писателя и философа, создает общину «Ферма Льва Толстого». Здесь он укрепляется в своей вере и выходит на тропу священной войны. Он едет в Йоханнесбург и в помещении театра с говорящим названием «Империал» проводит митинг индийской общины. Ганди предлагает землякам не подчиниться «черному закону», дискриминирующему индусов. Его поддерживает большинство.

Во втором акте — развитие темы молчаливой борьбы. Антииндийские выступления продолжаются — Ганди постоянно терпит побои от полисменов, пока однажды жена одного из этих полицейских миссис Александер не защитила его, раскрыв зонт над головой философа.

В пятой картине Ганди «запускает» сатьяграху («твердость в истине») — индийское сопротивление.

Ему помогает газета «Индийское мнение», которая выходила на понятном местному населению языке и знакомила всех индийцев с идеями Ганди. Индийцы отказывали регистрироваться (после регистрации человек получал документ, в котором говорилось о его «низкосортности») в массовом порядке, и в конце концов началось сожжение этих ненавистных документов, так как правительство не желало отменять «черный закон».

Седьмая и восьмая картины (3 акт) посвящены новейшей истории — движению Мартина Лютера Кинга, последователя Ганди. В финале показываются другие результату сатьяграхи. А затем идет возвращение к началу, где Ганди цитирует «Бхагаватгиту».

Автор текста вокальных партий — Констанс де Йонг.

Условием Гласса, который пока не доехал до Екатеринбурга, хотя обещал, была целиком новая постановка его оперы. Варианты копродукций не рассматривались.

В качестве дирижера театру был рекомендован специалист по музыке минималистов, словацкий маэстро Оливер фон Донаньи. Режиссером и сценографом выступил Тадэуш Штрасбергер. Костюмы — Матти Ульрич.

Команда постановщиков не искала эффектных ходов, шла строго повествовательно по либретто, добавляя действию еще большей монотонности повторяющимися движениями персонажей.

О режиссуре в традиционном смысле говорить здесь нет смысла.

Индусы в хлопчатобумажных костюмах, типические колониальные военные, «синий» (смуглый) Кришна с четырьмя руками, бородатый старец Арджуна (почему его не представили прекрасным воином?), Лев Толстой в рубахе (игровая роль), жена Ганди в сари и т.д. Многослойная реалистичная, вплоть до ассоциацией с научно-популярным фильмом картинка местами заставляла заскучать, местами способствовала медитативному настроению. Переливающийся цветами радуги свет (Евгений Виноградов) метался по многочисленным выгородкам и занавескам, вслед за инструментальными наигрышами, перенося зрителя в мир картин Рериха.

Использован и интерактивный прием, когда толпа певчих со сцены втекает в зрительный зал, держа в руках листы лотоса с зажженными на них свечами. Тут уж происходит полное погружение, полонение духом и всеобщий транс.

Партитура Гласса построена на постоянных повторениях похожих мелодий — и то же самое с текстом.

Санскрит оказался очень мелодичным языком, с обилием протяжных гласных. Он завоевывает сердца одним своим медоточивым звучанием.

Лучше всех пел тенор Владимир Чеберяк — Махатма (я слышала только один состав). У него красивый тембр и замечательная способность к перевоплощению. Всех теноров по желанию постановщиков побрили наголо для пущей достоверности — надеть парички показалось нечестным по отношению к «такому» материалу. Хорошо пели Кришна (Михаил Коробейников) и Арджуна (Алексей Семенищев), а женские партии пока не показались идеально освоенными.

Играли дамы хорошо, а пели слишком по-русски. Не в смысле произношения, а в плане традиции пения в русских операх.

Хор, находящийся на сцене не менее полутора часов, вписался идеально, особенно когда артистам пришлось петь, лежа на полу. Впрочем, хор Екатеринбургского театра, состоящий из артистов с сильными голосами, всегда выкладывается на сто процентов и производит на слушателя большое впечатление.

Главное ощущение от спектакля — чувственное: действительно происходит погружение, музыка и слова что-то с тобой делают, как-то преображают.

И второе — гордость за уральцев, которые уверенно освоили трудоемкий материал. Оркестр играл Гласса так же легко, как Чайковского. Все время хотелось заглянуть в яму, проверить, не стоит ли там какая-нибудь электронная установка.

На премьере были агенты западных театров, и уже известно, что спектакль поедет на гастроли в Голландию и, возможно, в Германию. Остается ему пожелать высоких баллов у членов Экспертного совета «Золотой маски» — тогда помедитировать всласть смогут и столичные зрители.

Екатеринбургский театр, с весны начавший готовится к «Сатьяграхе» (язык учили всем коллективом) уже сейчас знает, что и когда он будет выпускать в этом сезоне. Весной состоится премьера оперы «Риголетто» (П. Клиничев, А. Титель), и трех (!) балетов. Будет перенос «Лебединого озера» в редакции К. Сергеева из Мариинского театра, реставрация балета «Тщетная предосторожность» в новой постановке С. Вихарева, опирающейся на одну из первых императорских версий (частичная реставрация).

Последнее обещает стать главной сенсацией нового балетного сезона,так как Вихарев «молчал» несколько лет, «готовился к прыжку» — изучал партитуру и нотации. Раньше он такого спектакля не ставил (последней работой Вихарева была грандиозная реставрация «Раймонды» Петипа в Ла Скала), и екатеринбургские зрители станут первыми, кому посчастливится увидеть восстановленный в неожиданном виде шедевр. И третье — сверх лимита — премьера нового балета Самодурова, пока неизвестно, с каким названием и на какую музыку.

Возвращаясь к началу рецензии, где речь шла о череде провинциальных премьер, важно сказать о Перми — команда Теодора Курентзиса завершает цикл опер Моцарта на либретто Лоренцо да Понте постановкой «Дон Жуана». Премьера стартует 21, спектакли пройдут до конца сентября. Репортаж из Перми появится в ближайшие дни на нашем портале. Еще одна премьера состоится сегодня 20 сентября в Казани — Юрий Александров ставит очередную версию «Любовного напитка», правда, без заявленной в прошлом году Альбины Шагимуратовой в главной роли.

Провинция нынче амбициозна, и ее вызовы, в целом, подкреплены делами. Екатеринбург уже выстрелил и выиграл.

Фото Сергея Гутника, Полины Стадник

Текст статьи

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ФЕВРАЛЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
январь 2017 март 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  28 февраля 2017 (вт) в 18:30

Дж. Верди
ОТЕЛЛО

Опера в двух действиях

 
  01 марта 2017 (ср) в 18:30

ОДНОАКТНЫЕ БАЛЕТЫ
EN POINTE / НА ПУАНТАХ

Пахита, Пять танго, Вариации Сальери

 
  02 марта 2017 (чт) в 18:30

Ж. Бизе
КАРМЕН

Опера в четырех действиях

 
  04 марта 2017 (сб) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  05 марта 2017 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57