106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
19, 20, 21, 22 апреля 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
10 ноября -


 
  подробнее...  
 
25 ноября 2017 - "Царская невеста" к юбилею заслуженной артистки России Светланы Пастуховой


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 октября 2017
Сказка про злое добро

Екатерина Бирюкова о премьере оперы Екатеринбургского театра оперы и балета "Волшебная флейта"

 
  подробнее...  
  13 октября 2017
105-летие театра в отражении СМИ

Публикации и репортажи, посвященные юбилею театра и презентации книги "Театр мечты"

 
  подробнее...  
  13 октября 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета приглашает на прослушивание для поступления в оперную труппу театра

Прослушивание состоится 18 ноября 2017 года в 12:00

 
  подробнее...  
  12 октября 2017
Фотоотчет с презентации книги "Театр мечты" в Пиотровском

Фотограф - Елена Лехова.

 
  подробнее...  
  09 октября 2017
Опера «Сатьяграха» получила Российскую оперную премию Casta Diva

В МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла церемония награждения и концерт лауреатов премии по итогам 2014-2016 годов.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Премьера «Сатьяграхи» Филипа Гласса в Екатеринбурге

Екатерина Беляева, Belcanto.ru
21 сентября 2014

«Вторая половина сентября началась громкими оперными премьерами в столицах провинциальных регионов. Начал эстафету Екатеринбург. Здесь 16, 17 и 18 сентября прошла российская премьера оперы Филипа Гласса "Сатьяграха"»

Вторая половина сентября началась громкими оперными премьерами в столицах провинциальных регионов. Начал эстафету Екатеринбург. Здесь 16, 17 и 18 сентября прошла российская премьера оперы Филипа Гласса «Сатьяграха», с акцентом на фамилии композитора (потому что до сего момента в России опер Гласса не ставили, а их у него — двадцать четыре) и ударением на третьем слоге («а») в названии оперы. Эти все замечания приглашенного востоковеда по поводу произношения очень важны, так как оперу исполняют на санскрите — изначально неразговорном эпическом языке, тем не менее, исторически снабженном особенным произношением и артикуляцией (языком с артистами занималась питерский санскритолог Наталья Силкина).

Инициатором появления «Сатьяграхи» в столице Урала стал директор театра Андрей Шишкин, обычно ориентирующийся в опере на классические афишные названия и «ходовых» композиторов. Как грамотный финансист он понимает, на что в первую очередь пойдет потенциальный зритель с билетом — это оперы Чайковского, Мусоргского, «Травиата», «Снегурочка» и т.п. Раритеты он тоже вводит, но постепенно — так появился франкофонный «Граф Ори» Россини в симпатичной постановке Ушакова.

А Гласс — это даже не раритет, это диковина. Гласс на санскрите — вдвойне диковина. Но когда речь идет об осуществлении мечты, преодолеваются все препоны.

Частые рабочие командировки в Индию (еще когда Шишкин служил в Уфе) привели будущего директора к местам почитания Кришны и встречам с харизматичными кришнаитами. Параллельно шло увлечение рок-музыкой, рожденной под влиянием Гласса, а оттуда уже был один шаг до самого Гласса, который в 1980 году написал вторую оперу своей трилогии про «учителей жизни» («Эйнштейн на пляже», 1975; «Эхнатон» 1983).

Самый пик «моды» на оперный минимализм Гласса пришелся на начало 80-х, а массовое увлечение его творчеством началось после выхода на киноэкраны документальной трилогии Реджио Годфри «Кацци», к которой он написал музыку. Особый «кайф» наступал, когда фильмы трилогии шли в сопровождении живой музыки (как это случилось в 2003 году в Москве в ММДМ; тогда сам Гласс встал за пульт своего ансамбля, а показывали «Нокайкаци» — фильм о соприкосновении людей и технологий).

Слухи о том, что в Екатеринбургском театре скоро появится опера Филипа Гласса, появились два или три года назад, когда Андрей Шишкин потихоньку начал собирать на Западе пазлы будущей постановки, боясь выпустить приказ о выпуске оперы на неожиданном языке.

Он думал о любой опере из этой важной в творчестве Гласса трилогии, пока не остановился на «Сатьяграхе» — здесь добавлялся бонус эксклюзивности, именно тот факт, что оперу поют на санскрите — то есть на священном языке культовой книги индуистов Бхагаватгиты.

В настоящий момент опера присутствует в репертуаре Английской национальной оперы и Метрополитен, но в замороженном после последнего возобновления (2011 год) виде.

В общем, с сентября 2014 года какое-то время это название будет идти только в Екатеринбургском театре оперы и балета. Учитывая, какие ресурсы (я про интеллектуальные вложения, прежде всего) потрачены, театр будет обкатывать новинку не один год, расставляя ее в шахматном порядке по афишной сетке.

Опера идет в трех актах, вместе составляющих около трех часов музыки. Исполняют ее музыканты обычного оркестра, за вычетом ударных и медных духовых, то есть скрипки, деревянные духовые и электронный орган. Участия другой «электроники» не предполагается. Медные и ударные исключились из партитуры как «агрессивные» инструменты (удары, силовые движения грудной клетки, напряжение — это все никак не могло характеризовать йогов, главных героев произведения Гласса).

В опере нет линейного сюжета, она представляет собой череду эпизодов, связанных друг с другом фигурой Махатмы Ганди.

Первая картина первого акта уводит в мифологические времена знаменательной беседы Кришны и Арджуны, которая согласно «Махабхарате» состоялась перед началом великой битвы на Курукшетре между пандавами и кауравами. Индийский аналог Троянской войны, закончившейся почти полным истреблением мужского населения обеих враждующих сторон.

Враги из «Илиады» и антагонисты «Махабхараты» приходились друг другу дальними и близкими родственниками. Но у греков были другие боги, которые покровительствовали героям-троянцам и героям-ахейцам, провоцируя их на битву ради возмещения долгов чести (к тому же в греческой мифологии война нужна была как веская причина, объясняющая конец серебряного века, унесшего из жизни поколение героев (полубогов)). Кришна же поощряет Арджуну к личному участию в битве против его и своей воли — ради того, чтобы праведные пандавы смогли царствовать. Это очень тонкий момент, так как почитаемый через ведийские тексты Кришна в «Махабхарате» мало чем отличается от кровожадных греческих кузенов — он зол и нечист на руку.

В оперу попала сама эта неоднозначная беседа двух мудрецов как намек на извечный выбор философа и государя — «быть или не быть».

В этой первой картине-видении присутствует также и Ганди, который поет дуэтом с Арджуной, находясь на распутье, в раздумьях — вступать в битву или не вступать. В битву он вступит, но придумает новое великое оружие «непротивление злу насилием».

Дальше действие переносится в Южную Африку, в местечко неподалеку Йоханнесбурга, где Мохандас Ганди, увлеченный идеями русского писателя и философа, создает общину «Ферма Льва Толстого». Здесь он укрепляется в своей вере и выходит на тропу священной войны. Он едет в Йоханнесбург и в помещении театра с говорящим названием «Империал» проводит митинг индийской общины. Ганди предлагает землякам не подчиниться «черному закону», дискриминирующему индусов. Его поддерживает большинство.

Во втором акте — развитие темы молчаливой борьбы. Антииндийские выступления продолжаются — Ганди постоянно терпит побои от полисменов, пока однажды жена одного из этих полицейских миссис Александер не защитила его, раскрыв зонт над головой философа.

В пятой картине Ганди «запускает» сатьяграху («твердость в истине») — индийское сопротивление.

Ему помогает газета «Индийское мнение», которая выходила на понятном местному населению языке и знакомила всех индийцев с идеями Ганди. Индийцы отказывали регистрироваться (после регистрации человек получал документ, в котором говорилось о его «низкосортности») в массовом порядке, и в конце концов началось сожжение этих ненавистных документов, так как правительство не желало отменять «черный закон».

Седьмая и восьмая картины (3 акт) посвящены новейшей истории — движению Мартина Лютера Кинга, последователя Ганди. В финале показываются другие результату сатьяграхи. А затем идет возвращение к началу, где Ганди цитирует «Бхагаватгиту».

Автор текста вокальных партий — Констанс де Йонг.

Условием Гласса, который пока не доехал до Екатеринбурга, хотя обещал, была целиком новая постановка его оперы. Варианты копродукций не рассматривались.

В качестве дирижера театру был рекомендован специалист по музыке минималистов, словацкий маэстро Оливер фон Донаньи. Режиссером и сценографом выступил Тадэуш Штрасбергер. Костюмы — Матти Ульрич.

Команда постановщиков не искала эффектных ходов, шла строго повествовательно по либретто, добавляя действию еще большей монотонности повторяющимися движениями персонажей.

О режиссуре в традиционном смысле говорить здесь нет смысла.

Индусы в хлопчатобумажных костюмах, типические колониальные военные, «синий» (смуглый) Кришна с четырьмя руками, бородатый старец Арджуна (почему его не представили прекрасным воином?), Лев Толстой в рубахе (игровая роль), жена Ганди в сари и т.д. Многослойная реалистичная, вплоть до ассоциацией с научно-популярным фильмом картинка местами заставляла заскучать, местами способствовала медитативному настроению. Переливающийся цветами радуги свет (Евгений Виноградов) метался по многочисленным выгородкам и занавескам, вслед за инструментальными наигрышами, перенося зрителя в мир картин Рериха.

Использован и интерактивный прием, когда толпа певчих со сцены втекает в зрительный зал, держа в руках листы лотоса с зажженными на них свечами. Тут уж происходит полное погружение, полонение духом и всеобщий транс.

Партитура Гласса построена на постоянных повторениях похожих мелодий — и то же самое с текстом.

Санскрит оказался очень мелодичным языком, с обилием протяжных гласных. Он завоевывает сердца одним своим медоточивым звучанием.

Лучше всех пел тенор Владимир Чеберяк — Махатма (я слышала только один состав). У него красивый тембр и замечательная способность к перевоплощению. Всех теноров по желанию постановщиков побрили наголо для пущей достоверности — надеть парички показалось нечестным по отношению к «такому» материалу. Хорошо пели Кришна (Михаил Коробейников) и Арджуна (Алексей Семенищев), а женские партии пока не показались идеально освоенными.

Играли дамы хорошо, а пели слишком по-русски. Не в смысле произношения, а в плане традиции пения в русских операх.

Хор, находящийся на сцене не менее полутора часов, вписался идеально, особенно когда артистам пришлось петь, лежа на полу. Впрочем, хор Екатеринбургского театра, состоящий из артистов с сильными голосами, всегда выкладывается на сто процентов и производит на слушателя большое впечатление.

Главное ощущение от спектакля — чувственное: действительно происходит погружение, музыка и слова что-то с тобой делают, как-то преображают.

И второе — гордость за уральцев, которые уверенно освоили трудоемкий материал. Оркестр играл Гласса так же легко, как Чайковского. Все время хотелось заглянуть в яму, проверить, не стоит ли там какая-нибудь электронная установка.

На премьере были агенты западных театров, и уже известно, что спектакль поедет на гастроли в Голландию и, возможно, в Германию. Остается ему пожелать высоких баллов у членов Экспертного совета «Золотой маски» — тогда помедитировать всласть смогут и столичные зрители.

Екатеринбургский театр, с весны начавший готовится к «Сатьяграхе» (язык учили всем коллективом) уже сейчас знает, что и когда он будет выпускать в этом сезоне. Весной состоится премьера оперы «Риголетто» (П. Клиничев, А. Титель), и трех (!) балетов. Будет перенос «Лебединого озера» в редакции К. Сергеева из Мариинского театра, реставрация балета «Тщетная предосторожность» в новой постановке С. Вихарева, опирающейся на одну из первых императорских версий (частичная реставрация).

Последнее обещает стать главной сенсацией нового балетного сезона,так как Вихарев «молчал» несколько лет, «готовился к прыжку» — изучал партитуру и нотации. Раньше он такого спектакля не ставил (последней работой Вихарева была грандиозная реставрация «Раймонды» Петипа в Ла Скала), и екатеринбургские зрители станут первыми, кому посчастливится увидеть восстановленный в неожиданном виде шедевр. И третье — сверх лимита — премьера нового балета Самодурова, пока неизвестно, с каким названием и на какую музыку.

Возвращаясь к началу рецензии, где речь шла о череде провинциальных премьер, важно сказать о Перми — команда Теодора Курентзиса завершает цикл опер Моцарта на либретто Лоренцо да Понте постановкой «Дон Жуана». Премьера стартует 21, спектакли пройдут до конца сентября. Репортаж из Перми появится в ближайшие дни на нашем портале. Еще одна премьера состоится сегодня 20 сентября в Казани — Юрий Александров ставит очередную версию «Любовного напитка», правда, без заявленной в прошлом году Альбины Шагимуратовой в главной роли.

Провинция нынче амбициозна, и ее вызовы, в целом, подкреплены делами. Екатеринбург уже выстрелил и выиграл.

Фото Сергея Гутника, Полины Стадник

Текст статьи

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ОКТЯБРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
сентябрь 2017 ноябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  24 октября 2017 (вт) в 18:30

Дж. Россини
ГРАФ ОРИ

Опера в двух действиях

 
  25 октября 2017 (ср) в 18:30

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  26 октября 2017 (чт) в 18:30

П. Чайковский
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Опера в трех действиях

 
  27 октября 2017 (пт) в 18:30

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
  28 октября 2017 (сб) в 18:00

Премьера

А. Дворжак
РУСАЛКА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57