106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Урал Опера Балет Фест


 
  подробнее...  
 
Урал Опера готовит мировую премьеру балета «Приказ короля»


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 сентября 2018
Открыта вакансия

Театр приглашает артистов миманса

 
  подробнее...  
  17 сентября 2018
Урал Опера Балет Фест: объявлена программа фестиваля

С 14 по 21 октября театр проведет первый музыкально-театральный фестиваль. Партнер фестиваля - Президентский Центр Бориса Ельцина.

 
  подробнее...  
  16 сентября 2018
Пресса о премьере "Турандот" в Урал Опере

Первая премьера сезона в отражении екатеринбургских СМИ.

 
  подробнее...  
  13 сентября 2018
107-й сезон открыт!

Урал Опера Балет открыл 107-й театральный сезон премьерой оперы Пуччини "Турандот".

 
  подробнее...  
  12 сентября 2018
Опубликованы премьерные составы "Турандот"

Главные партии исполнят приглашенные артисты и солисты Екатеринбургской оперы.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Ненасильственный минимализм

Юлия Бедерова , «Коммерсант»
23 сентября 2014

Опера «Сатьяграха» Филипа Гласса в Екатеринбурге: «С первых тактов зал подкупает реалистичность и живописность спектакля. Зритель вдруг чувствует себя на минималистской опере как дома, словно на традиционном спектакле с эффектами, добром и чудесами.»

Впервые в российском театре поставили оперу главного американского композитора-минималиста Филипа Гласса, автора 24 опер, 9 симфоний, инструментальных концертов, 5 струнных квартетов и десятка саундтреков, в том числе к голливудским фильмам. "Сатьяграху" (1979) — вторую часть знаменитой трилогии "Портреты" и единственную в мире оперу о гражданском неповиновении и ненасильственном сопротивлении — сделала интернациональная постановочная команда во главе с режиссером Тадеушем Штрасбергером и дирижером Оливером фон Донаньи. Из Екатеринбурга — ЮЛИЯ БЕДЕРОВА.

"Сатьяграху" в Екатеринбурге невозможно объяснить только стремлением к расширению репертуара. Такое бывает у прогрессивных театров, но одного его не хватило бы, чтобы мысль пошла именно в эту сторону. Своим российским оперным дебютом Гласс обязан директору театра Андрею Шишкину — еще в юности он увлекся Индией, Бхагаватгитой и рок-музыкой (той, с которой академический композитор Гласс в близком родстве,— Робертом Фриппом, Брайаном Ино и далее в таком роде) и сохранил свои привязанности до сих пор. Директор театра знает наизусть 16 мантр, не меньше 14 раз бывал в Индии и даже свозил туда постановщика и сценографа Штрасбергера, чтобы спектакль последнего не был голословным.

Постановка была затеяна два года назад, когда Шишкин сказал агенту Алексу Гаврилову фразу в духе Мартина Лютера Кинга, одного из героев "Сатьяграхи": "У меня есть мечта". Оказалось, она реальна: Гласс благословил постановщиков, ноты нашлись, и год назад началась работа, то есть спектакль сделан не вдруг, он тщательно готовился, а Екатеринбургский театр теперь шестая сцена в мире, где есть "Сатьяграха" и текучие глассовские арпеджио со всем их торжествующим магнетизмом и минорной проникновенностью заполняют не только зал, но и сцену.

Тем временем версия Штрасбергера--фон Донаньи не исчерпывается созданием пространства, где разложенным аккордам было бы удобно переливаться и урчать. Здесь разворачиваются бурные события, хотя драматургия Гласса лишена напряженности. Это цепь условных эпизодов-медитаций. В них есть герои (кроме Махатмы Ганди, его жены, соратников и соратниц, это еще Кришна и Арджуна, Лев Толстой, Рабиндранат Тагор и Мартин Лютер Кинг), есть место действия и время (мифологическая Индия, там Кришна увещевает Арджуну перед битвой: "Проиграешь — достигнешь неба, победишь — получишь царство", Южная Африка сто лет назад, там Ганди начинал проповедь ненасилия), но собственно действия нет. То есть постановщики обладают невиданной для оперной режиссуры свободой. Штрасбергер с удовольствием этим воспользовался и все очень тонко придумал. К статичным глассовским построениям он присочинил историю, равно декоративную, ритуализированную, драматургически пронзительную и к тому же с большим социальным смыслом. Так что после спектакля в очарованной театральностью и медитативностью публике еще разговаривают о ненасильственном сопротивлении и правах человека, что в дверях оперного театра бывает не всякий раз.

С первых тактов зал подкупает реалистичность и живописность спектакля. Зритель вдруг чувствует себя на минималистской опере как дома, словно на традиционном спектакле с эффектами, добром и чудесами. "Сатьяграха" на вид что твой "Щелкунчик": таинственные огни, волшебная игра света (художник по свету Евгений Виноградов), как будто реальные, экзотически роскошные мягкие декорации. Впрочем, быстро становится ясно, что все в сценографии иллюзия и фокус, образы реальности лопаются изящными пузырями компьютерного дизайна видеохудожника Ильи Шушарова. При этом, как ни обманчива ортодоксальность театрального волшебства, происходящее на сцене вполне конкретно: в замедленном движении, в рапиде движется Арджуна, английская колониальная администрация и американские полицейские, индийцы медленно сначала сдают отпечатки пальцев, но потом рвут регистрационные удостоверения, Ганди подвергается нападению, миссис Александер защищает его, раскрывая над ним зонтик, Ганди переписывается с Толстым, издает газету, белые американцы занимают в кинотеатре места чернокожих, поддерживая борьбу против расовой дискриминации, полиция зверствует, Кришна играет на флейте. Все движется к финалу, и там уже зрители чуть не плачут — так пронзительно сделана сцена, где сквозь трезвучия Гласса на фоне кадров кинохроники начинает звучать голос Кинга, которого нет в партитуре,— знаменитая речь "I have a dream" вклеена в музыку хитроумно и деликатно.

При всем индуизме Гласс очень американский автор и "Сатьяграха" (в переводе с санскрита — "упорство в истине") — насквозь американская опера. Тадеуш Штрасбергер подчеркивает важность для Гласса этого финала, не перечеркивая универсальности темы. Каким-то чудом эта история становится близкой стремительно впадающей в антиамериканизм русской публике, и, в общем, не потому, что в одной из первых сцен перед ней ходит Лев Толстой. Опера о вечном насилии и ненасильственном сопротивлении пробирает.

Гласс — сентиментальный мастер, монотонность его трезвучий компенсируется их настоятельной красотой. Его собственная Сатьяграха — бесконечные повторения лаконичных формул, в них он упорствует. И это особенно сильно действует, когда, как во втором действии оперы, внешне бесхитростная музыка особенно печальна.

Свою Сатьяграху пришлось освоить и труппе Екатеринбургского театра. Востребованный европеец дирижер Оливер фон Донаньи, не в первый раз занятый Глассом, был внимателен и терпелив, и за несколько месяцев оркестр, в составе которого только деревянные духовые, струнные и непременный глассовский электроорган (медь и ударные удалены из оркестра как агрессивные), хор, которому досталась самая трудная работа в опере, и солисты во главе с Владимиром Чеберяком научились считать количество повторов почти неотличимых друг от друга тактов, чувствовать дирижера спиной, не давить, не суетиться, двигаться медленно, держать интонацию, звучать как мелодические линии в бурлящей массе глассовских органчиков, не форсировать звук и быть частью мерцающего целого, сохраняя собственную уникальность. Когда хор движется через зал, это особенно слышно — у каждого голоса свой рисунок, каждый отличен от идущего впереди и следом, и никакой общей массой человеку себя в таких условиях не поддержать. Редкий опыт, пройденный со всей ответственностью. Удивительно, но уникальный для России по музыкальному качеству и театрально красивый и трепетный минималистский спектакль — не разовая акция, а репертуарная единица. Екатеринбургский театр всерьез планирует играть его несколько раз в сезон — с той же частотой и регулярностью, с какой в нем идут "Онегины".

Газета "Коммерсантъ" №169 от 19.09.2014, стр. 14

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
СЕНТЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
август 2018 октябрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 сентября 2018 (пт) в 18:30

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  22 сентября 2018 (сб) в 18:00

П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех действиях

 
  23 сентября 2018 (вс) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  25 сентября 2018 (вт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  26 сентября 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
  27 сентября 2018 (чт) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57