106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Чайковский навсегда

Наталия Курюмова, Музыкальная жизнь №4, 2015
30 апреля 2015

На сцене Екатеринбургского театра оперы и балета состоялся Опера-Гала –концерт, посвященной 175-летию со дня рождения композитора. Билеты были распроданы задолго. Разумеется, «Чайковский – наше все», он любим и популярен среди достаточно широкого круга публики. В полном аншлаге никто не сомневался. Особенно в городе, в Театре оперы и балета которого, с момента основания в 1912 г., многократно ставились все оперы (за исключением «Ундины» и «Воеводы») и балеты Петра Ильича. Интерес был подогрет, во-первых, еще и тем, что в одном вечере можно будет услышать сразу целое созвездие любимых солистов екатеринбургской оперы, во-вторых – слухами об эксклюзивной программе концерта...

К ее составлению Михаил Грановский, главный приглашенный дирижер театра и автор проекта, подошел основательно. По его словам: «Зная о том, что существует много другой с интересной, но редко исполняемой музыки Чайковского, захотелось познакомить с этим наследием труппу театра и зрителей в Екатеринбурге». В поисках редких нот и фото-материалов он обратился в дом-музей П.И. Чайковского в г. Клину, к Александру Николаевичу Познанскому, автору одной из современных биографий Чайковского (на русском языке двухтомник, основанный на тщательном изучении писем композитора, вышел в издательстве «Вита-Нова» в 2009 г.), а также в Российскую государственную библиотеку и в библиотеки московских театров и оркестров.

В результате, концерт (режиссер-постановщик – Александр Кульга), сопровождавшийся проекцией раритетных слайдов приобрел ценное качество «документальности». Так, во время звучания Торжественной увертюры «1812 г.», созданной для освящения Храма Христа Спасителя в 1883 г., появилось фото Храма, сделанное примерно в то же время (а затем, за поднятым вверх экраном для проекции эффектно обнаружился хор). В момент того или иного произведения можно было увидеть изображения артистов, исполнявших эту музыку при жизни Чайковского. Например, Богомира Корсова в партии Мазепы, в постановке Большого театра 1884 г.; Медеи Фигнер в партии Иоланты в 1892 г. и Марии Каменской в партии Иоанны в постановках Мариинского театра в 1881 г. Фоном прошли места, с которыми был связан Чайковский: казалось, что Наталья Карлова исполняет ариозо Кумы из оперы «Чародейка», стоя в саду возле дома Чайковского в Майданово, где он когда-то проводил целые дни, полные покоя, свободы и сосредоточенной работы. Трогательно было сопоставление маститого Виталия Петрова, эффектно «отыгравшего» куплеты Трике – с его же фото в этой партии... почти полвека назад.

Только несколько номеров весьма обширного концерта (21 номер!) были взяты из произведений текущего, или недавно исполняемого репертуара: в т.ч. полонез и упомянутые куплеты Трике (в данный момент «Евгений Онегин», который не сходит со сцены театра и выдержал 11 постановок, идет в интерпретации режиссера Дитера Каэги). Всю остальную музыку солисты театра, оркестр, хор вспоминали или разучивали специально для концерта.

Конечно, не обошлось без «хитов». Вслед за «Коронационным маршем», на подъеме исполненным оркестром (уже после него зал разразился аплодисментами) прозвучало ариозо Мазепы («О, Мария!») в проникновенном исполнении Юрия Девина. В романсе «Благословляю вас, леса!» обладатель могучего баса Станислав Трофимов с большой убедительностью исполнил хвалебный гимн красоте, мудрости и живой энергии природы. Гарри Агаджанян в ариозо короля Рене «слился» с образом: в его голосе и слезы, и бессилие, и раскаяние, и, в то же время, глубокое достоинство сильного, гордого человека. Из «популярного» Чайковского, звучали также ариозо Роберта (в исполнении Алексея Миронова), романс «День ли царит» (в исполнении Ирины Наумовой); «Серенада Дон Жуана» (в исполнении Дмитрия Стародубова). Краску неповторимой жанровой характерности Чайковского внес дуэт «Солохи и Беса» из оперы «Черевички», артистично представленный Ириной Куликовской и Олегом Бударацким.

Особенной программу сделали произведения, исполняющиеся редко, ставшие открытием для екатеринбургской публики, а в некоторых случаях – и просто открытием. Так, женский дуэт «Рассвет» (из цикла «Шесть дуэтов» op. 46) на стихи Ивана Сурикова обычно идет в сопровождении фортепиано. Михаилу Грановскому удалось найти этот произведение и, возможно, впервые исполнить произведение в авторской оркестровке, замечательно поддержавшей гармоничное слияние голосов Натальи Мокеевой и Надежды Рыженковой. Редко исполняемый финальный дуэт Иоанны и Лионеля («О чудный, сладкий сон») из «Орлеанской девы», был эмоционально воплощен набирающими обороты молодыми солистами уральской оперы – Викторией Новиковой и Дмитрия Стародубовым.

Наверно, самым удивительным открытием для публики стал дуэт Ундины и Гульбранда из «Ундины», второй оперы Чайковского, написанной в 1869 году. Как известно, эта опера тогда еще не получившего всеевропейское признание молодого композитора, Мариинским театром поставлена не была, и ее рукопись спустя несколько лет была сожжена автором. Что же касается дуэта, то по сохранившимся фрагментам он впоследствии был восстановлен и иногда исполняется в концертах. Приготовившись к новой музыке Чайковского, даже не слишком искушенные меломаны были удивлены, услышав до боли знакомое и любимое… адажио Одетты и Зигфрида из главного русского балета. Только вместо скрипки и виолончели они слушали проникновенный дуэт Натальи Карловой и Ильгама Валиева.

Основанный на музыке знаменитой одноименнойувертюры-фантазии, концертный дуэт Ромео и Джульетты (завершенный, в свое время, любимым учеником Чайковского, Сергеем Танеевым) впервые исполнялся в Екатеринбурге. Благодаря ясному, чистому голосу и мастерству Елены Дементьевой и ее партнера Владимира Чеберяка, произведение буквально заворожило слушателей.

Удивительное свойство музыки Чайковского, которым прониклись и слушатели Опера-Гала: ее узнаваемость. Даже в незнакомых произведениях… Обостренная сила лирического чувства, от возвышенной экзальтации до, по удачному выражению Познанского, «катарсического пафоса», беспримерная открытость и человечность, мелодическая органика насыщенной музыкальной ткани позволяют определить автора по первым тактам звучания. Единственное исключение, пожалуй, составила кантата для хора, солистов (Ольга Тенякова, Ирина Куликовская, Евгений Крюков, Станислав Трофимов) и оркестра «К радости» (на текст Шиллера), чья вторая часть внушительно прозвучала в концерте. Принадлежащее перу совсем молодого Чайковского (кантата стала его дипломной работой в Петербургской консерватории) она примечательна другим. Произведение, в котором ощутимо (и самим текстом заявлено) влияние бетховенской музыки, а через нее – барочной кантаты, стало отправной точкой в биографии композитора, соединившего русский мелос с великой традицией западно-европейского симфонизма.

Оркестру театра тоже довелось «солировать» в достаточно неординарном подборе произведений. Популярнейший «Апрель» (в инструментовке Александра Гаука), менее известная бойкая «Пляска скоморохов» (из музыки к сказке А. Островского «Снегурочка»), малоизвестный антракт к 3-му акту трагедии Шекспира «Гамлет» (не путать с более популярной симфонической увертюрой!) – звучали слаженно и с рельефной нюансировкой. Особый респект – медной группе, убедительно вписавшейся в общую гармонию.

Концерт был завершен на высокой подъемной ноте: финальной сценой из оперы «Иоланта», этого могучего и мудрого порыва от тьмы – к свету, завещанного нам великим русским музыкантом. Воодушевленное его исполнение десятью ведущими солистами оперы, хором и оркестром; атмосфера всего концерта, напоминающего радостную встречу с кем-то очень родным после разлуки, вызвали долгую овацию и крики «Браво!» в благодарность за подаренный праздник.

Опера-Гала стал звеном в цепи событий, развернувшихся в театре в связи с юбилеем Чайковского. За год до него был «обновлен» «Щелкунчик», а затем – «Онегин», в июне театр представит новый вариант «Лебединого озера». По мнению директора театра Андрея Шишкина, П.И. Чайковский, «открытый» слушателю и любимый им, как никто, будет в нашем Театре оперы и балета театре всегда.


 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 ноября 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  22 ноября 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  23 ноября 2018 (пт) в 18:30

Ф. Гласс
САТЬЯГРАХА

Опера в трех действиях

 
  24 ноября 2018 (сб) в 18:00

Ж. Бизе
КАРМЕН

Опера в четырех действиях

 
  25 ноября 2018 (вс) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  25 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57