106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Держи Кармен шире

Валерий Кичин, Российская газета
14 октября 2015

Оперу Бизе поставили на екатеринбургской сцене

 О "Кармен" слышали даже те, кто в оперу не ходок. Для театров это козырь: залы всегда полны. Для режиссеров - мука: тиражировать цыганку с розой в зубах уже невозможно, ее бесчисленные реинкарнации тоже стали штампами. Приступая к постановке в Екатеринбургском театре оперы и балета, Александр Титель решил очистить сюжет от накипевших стереотипов. От жгучей цыганщины и пряной испанщины (опера все-таки французская). От цветастых платьев и вееров. От невесть откуда возникшей репутации героини как девушки ветреной и готовой броситься в объятия любого встречного. Теперь это не об измене и мести, а о тверди характеров и водоворотах чувств, которые, овладев нами, могут и счастливыми сделать, и погубить.

Теперь время действия - середина ХХ века, где-то после войны. И это скорее Франция, чем Испания. Драгуны с опереточными обтянутыми ляжками стали современными легионерами, работницы табачной фабрики надели мини, контрабандисты перевозят оружие в автофургонах, по сцене курсирует трамвай, а ребятишки играют в корриду, гоняя рогатые тележки. Нравы стали проще, гордость граничит с заносчивостью, все на грани нервного срыва. Сценография Владимира Арефьева лаконична: знойный фон и аксессуары еще не остывшей и всегда готовой снова взорваться войны - и в обществе, и в сердцах.

Эта версия счищает нагар штампов и с музыкальной трактовки. На репетициях идеей, вероятно, шокировавшей артистов, было: "Кармен" - первый в истории мюзикл. Ее не нужно петь - ее нужно напевать. В идеале - так, как умеют Пиаф или Азнавур: шансон. Конечно, обычный режиссерский прием: перехлест для ясности. Потом опере вернут оперное, но покажется, что с зеркала стерли пыль - и зал увидел в оперных страстях свои, близкие. Вокал перестал соревноваться с оркестром в звучности - обрел бездну нюансов. Солисты и хор вспомнили, что можно петь пианиссимо - напевать. Именно так, отбросив оперные котурны, проводят сцену гадания обе Кармен, которых я слушал, - Ксения Дудникова и Надежда Бабинцева. Взята первая редакция оперы - с диалогами (французские реплики переведены титрами). Но теперь они не разрывают музыкальную ткань - музыка вырастает из них, продолжая их интонацию, их настроение.

Если в большинстве новых постановок "Кармен" легко прочитывается сверхзадача - непременно придумать что-то, чего не бывало (перенести действие в кабаре, как в Лионе, акцентировать идею свободы, как в последней версии Большого театра), то интерпретация Александра Тителя имела целью вернуть первой демократической опере демократизм. Освободить от всего, что отделяло драму оперных страстей от внятных каждому чувств. Условная куртуазность нравов сменилась легкой вульгарностью и вполне актуальным налетом цинизма - все это героям придется преодолеть, чтобы понять самих себя. Храбрая характеристика, которой газетные анонсы уже наделили героиню будущего спектакля, - "проститутка" - отлетела уже к третьему акту. Сюжет и музыку знаешь наизусть - а смотришь словно впервые: волнует, что будет дальше.

Дирижер Михаэль Гюттлер принял эту трактовку и талантливо ее поддержал: оркестр звучит плотно, нервно, трепетно, отказ от привычного пафоса позволил ему быть более чутким, добавил мрачного саспенса в темах рока и трагизма - в кульминациях. В премьерных спектаклях еще не хватало виртуозности в ансамблях, особенно в знаменитом квинтете, но хор был прекрасен, идеально передавая то мощное, стихийное "коллективное бессознательное", что и составляет основу любой драмы страстей (хормейстер Эльвира Гайфуллина).

Как и в предыдущей премьере театра "Риголетто", два первых вечера стали состязанием приглашенных солистов и звезд екатеринбургской труппы, и снова матч закончился вничью: силы равны. Сначала Кармен пела Ксения Дудникова (Москва), Хосе - 23-летний Липарит Аветисян (Ереван), оба в этих партиях - дебютанты. Здесь торжествовали энергетика неуправляемой молодости и настоящий премьерный кураж, героиня излучала женскую власть и чувственность, а Хосе вообще стал открытием нового для нас имени и явно очень перспективного, с большим будущим тенора.

Кармен у Надежды Бабинцевой - более зрелая и умудренная опытом, для нее время девичьих страстей позади, она умна, горда, неуступчива, и кстати явившийся тореадор для нее не новый объект желаний, а аргумент в неравном бою за любовь к Хосе. Хосе разрывается между страстью и долгом - а Кармен любовь нужна только безраздельная, не иначе. Последний роковой дуэт Бабинцева и Ильгам Валиев провели на предельном накале и безусловно этот раунд выиграли. В обоих составах Эскамильо не хватает харизматичности: и у Александра Краснова и у Гарри Агаджаняна он остается фигурой чисто служебной. Зато отнюдь не проходной, как часто бывает, а полноценной героиней оперного шедевра оказалась Микаэла у Ольги Теняковой и Ольги Пешковой.

Отдельным, но тоже более чем органичным подарком стали пантомимические интерлюдии в постановке Татьяны Багановой. На ослепительном фоне силуэты атлетов импровизируют на мотивы предстоящего сюжета: сначала как в теневом театре рапидом, затем обретают объем, цвет и плоть. Они передают всему действу этот вкус атлетизма и затаенного эроса - всегда готовых к любому сражению, хоть военному, хоть любовному. Как пружина, которая вот-вот развернется. И грянет бой.

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6802 от 14 октября 2015 г. Ссылка: http://www.rg.ru/2015/10/11/karmen-site.html

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  21 ноября 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  22 ноября 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  23 ноября 2018 (пт) в 18:30

Ф. Гласс
САТЬЯГРАХА

Опера в трех действиях

 
  24 ноября 2018 (сб) в 18:00

Ж. Бизе
КАРМЕН

Опера в четырех действиях

 
  25 ноября 2018 (вс) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  25 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57