105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
2 апреля 2017 (вс) – Творческий юбилей Алексея Миронова _ 15 лет в Екатеринбургской Опере


 
  подробнее...  
 
7, 8, 9, 16 и 19 апреля 2017 - премьера балета "ЖИЗЕЛЬ"


 
  подробнее...  
 
20 апреля 2017 (чт) – К юбилею Натальи Карловой _ «Пиковая дама»


 
  подробнее...  
 
24 апреля 2017 - хореографический спектакль RED BULL ИЗНАНКА


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  27 марта 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета объявил о старте нового международного проекта: Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России

Интервью, репортажи, анонсы

 
  подробнее...  
  09 марта 2017
Театр готовится принять участие в Международном фестивале балетного искусства им. Р.Нуреева

В рамках Фестиваля балет "Ромео и Джульетта" будет представлен на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета 25 мая 2017. В преддверии гастролей директор театра Андрей Шишкин дал несколько интервью в Уфе

 
  подробнее...  
  09 марта 2017
Солистка оперы Надежда Бабинцева и главный приглашенный дирижер театра Михаил Грановский выступят с Новосибирским академическим филармоническим оркестром

 
  подробнее...  
  02 марта 2017
Спектакли Екатеринбургского театра оперы и балета «Пассажирка» М.Вайнберга и «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева – участники Свердловского областного фестиваля «Браво!»

 
  подробнее...  
  01 марта 2017
"Спектакль «Пассажирка» в постановке Тадэуша Штрасбергера — представил фундаментальную работу театра над сложнейшим музыкальным материалом"

Ирина Муравьева о гастролях «ПАССАЖИРКИ» в Москве для РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

По опере трамвай водили

Сергей Коробков, Культура
15 октября 2015

После томительной дремы, царившей на подмостках Екатеринбургской оперы до прихода директора Андрея Шишкина, Титель поставил в своем первом театре сначала «Бориса Годунова», а теперь — «Кармен». Оба спектакля стали событийными и добавили интереса к уральской труппе, на глазах переживающей ренессанс.

 Екатеринбургский театр оперы и балета открыл сезон премьерой оперы Бизе «Кармен» в постановке Александра Тителя.

Титель начинал в Свердловске, за десять лет создал там отменный театр и с репутацией режиссера-революционера оказался в Москве, где в 1991-м возглавил оперную труппу Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. В столице прослыл скорее консерватором, нежели радикалом и в стан апологетов «режоперы» намеренно не вписался — не позволили ни образование (ГИТИС, мастерская Льва Михайлова), ни тонкий музыкальный вкус. Рано узнал цену успеху, рано сделался профессионалом, рано и счастливо понял, сколь ответственно быть режиссером, интерпретирующим авторский текст. Научившись соединять традиции с новейшими театральными течениями, Титель предпочел не эпатировать зрителя перекраиванием классических сюжетов на злобу дня, а искать и открывать новые смыслы в опоре на замыслы композиторов и либреттистов.

После томительной дремы, царившей на подмостках Екатеринбургской оперы до прихода директора Андрея Шишкина, Титель поставил в своем первом театре сначала «Бориса Годунова», а теперь — «Кармен». Оба спектакля стали событийными и добавили интереса к уральской труппе, на глазах переживающей ренессанс.

В опере о табачнице и сержанте Титель просматривает «вечный сюжет» и укореняет его в послевоенных годах прошлого века, в некоем пограничном городке, где под приглядом расквартированной бригады налаживается жизнь, еще недавно висевшая на волоске. На полупустынной главной площади мирно «уживаются» облепленный мальчишками американский танк и курсирующий по кругу трамвай, до отказа забитый в час сиесты желающими поглазеть на разомлевших от жары работниц табачной фабрики. Тема явлена столь же жестко, сколь и живописно: мужчины и женщины, перешедшие из войны в мир; страсть, безучастная и к войне, и к миру. Но устроенная по тем же правилам — на дистанции в один шаг между любовью и ненавистью.

Оба — и Кармен, и Хозе — в спектакле Тителя предстают людьми «страсти» и «войны». Им движет долг, ею — свобода. Он попадает в ловушку обстоятельств, она их презирает. Исподволь трамвайный круг напоминает арену для боя быков. Мотив корриды скрепляет постройку всего спектакля, начиная с увертюры и заканчивая прологом к финальным сценам. Высвеченные контражуром силуэты мальчишек-подростков-мужчин, орудующих стилизованными под быков строительными тележками, по идее режиссера и его соавторов (сценографа Владимира Арефьева и хореографа Татьяны Багановой) образуют композиции а-ля Пикассо (его цикл «Торо и торерос» как раз и отображал обстановку конца 1950-х).

Титель ставит мужской спектакль, в центре которого драма Хозе, чей железный распорядок разрушить может только женщина, презирающая любой регламент. В их гибельной корриде побеждает не ведающая законов страсть.

Всегда внимательный к деталям и штрихам, на сей раз режиссер выставляет их аккомпанементом к многоступенчатой партитуре взаимоотношений персонажей. Екатеринбургская «Кармен» зримо перекликается с послевоенными кинолентами итальянского неореализма. Титель взял оригинальную партитуру Бизе — без дописанных и узаконенных после парижской премьеры 1875 года речитативов Эрнеста Гиро — с разговорными диалогами, обостряющими мотивы поступков пары протагонистов и усиливающими напряжение их смертельной любовной схватки.

Пожалуй, прежде не приходилось слышать столь органичной разговорной речи у оперных певцов, вписывающих диалоги в «тело» вокальных партий, да еще — на французском языке.

Героями премьеры стали Ксения Дудникова (Кармен) и Липарит Аветисян (Хозе). Оба приглашенные солисты — из Москвы и Еревана. Оба сумели наполнить свои лирические по природе голоса истовой страстью и напомнили мастерством легендарных Ирину Архипову и Зураба Соткилаву. В тени дуэта-дуэли севильских любовников остался Александр Краснов (Эскамильо), замешкавшийся в псевдопафосной традиции прочтения роли. «Пафос» этот отчасти разделил и оркестр, ведомый Михаэлем Гюттлером по накатанной за 140 лет со дня премьеры «Кармен» дорожке. Тем не менее трамвай, приехавший на сцену Екатеринбургской оперы, не сошел с пути.

Ссылка:

http://portal-kultura.ru/articles/opera/122728-po-opere-tramvay-vodili/

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
МАРТ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
февраль 2017 апрель 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  30 марта 2017 (чт) в 18:30

П. Чайковский
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Опера в трех действиях

 
  01 апреля 2017 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
МАДАМ БАТТЕРФЛАЙ

Опера в трех действиях

 
  02 апреля 2017 (вс) в 18:00

Дж. Верди
ТРАВИАТА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57