106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Международный проект «Греческие пассионы». Первая Постановка в России»


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
Благотворительная выставка-ярмарка "От сердца к сердцу"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  15 декабря 2017
Солисты Екатеринбургской оперы споют в центре Москвы в новогоднюю ночь

Екатеринбургский театр оперы и балета станет участником проекта «Золотая Маска в городе», который пройдет в Москве в рамках фестиваля «Путешествие в Рождество» 31 декабря, 1 и 2 января.

 
  подробнее...  
  05 декабря 2017
Вячеслав Самодуров представляет премьеры балетного сезона

Художественный руководитель екатеринбургского балета — о грядущих балетных премьерах и о том, в каких сомнениях рождаются новые постановки.

 
  подробнее...  
  22 ноября 2017
Андрей Шишкин получил награду "За заслуги перед Свердловской областью"

21 ноября губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев вручил государственные и региональные награды выдающимся уральцам.

 
  подробнее...  
  22 ноября 2017
Александр Алиев дебютирует в партии Онегина

23 ноября солист оперы Александр Алиев впервые исполнит заглавную партию в опере "Евгений Онегин".

 
  подробнее...  
  20 ноября 2017
Проект “Греческие пассионы”: первая постановка в России”. Сценическая читка и дискуссия о Казандзакисе

Показы состоятся 27 и 28 февраля 2018 года в декорационном цехе театра.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Как Ганди и Толстой на Урале встречались…

Александр Матусевич, Культура
10 октября 2014

В Екатеринбурге впервые в России поставили оперу Филипа Гласса «Сатьяграха». Свердловский театр оперы и балета еще в поздние советские годы называли феноменом. Благодаря творческим удачам и нетривиальному репертуару слава уральского флагмана гремела по всему Союзу, даже в столице гастролей свердловчан ждали с огромным интересом. Похоже, сегодня золотые для театра времена возвращаются: Екатеринбургский оперный вновь на подъеме. Среди премьер последних лет: «Любовь к трем апельсинам», «Граф Ори», «Борис Годунов», «Отелло», «Летучий голландец». Яркие спектакли, с впечатляющим вокалом и достойной музыкальной интерпретацией свидетельствуют о богатых возможностях труппы, которая смело берется за самые разные пласты оперного жанра и выигрывает на, казалось бы, диаметрально противоположных территориях.

 Однако первая премьера начавшегося сезона переплюнула по сенсационности все ранее предпринимавшиеся репертуарные ходы. По инициативе директора театра Андрея Шишкина, увлеченного одновременно рок-музыкой и Индией, в столице Урала на санскрите прозвучала опера знаменитого американца Филипа Гласса «Сатьяграха». Композитор составил либретто в соавторстве с Констанс де Йонг на основе текстов «Бхагавадгиты». Однако главный герой оперы — отнюдь не персонаж мифа, а знаменитый индийский мыслитель и общественный деятель Махатма Ганди.

Мудреное индийское слово «сатьяграха» дословно переводится как «путь к истине», но Ганди придал ему смысл философской концепции, развивающей толстовскую идею «непротивления злу насилием», и превратил ее в идеологию мирного противостояния грубой силе. Ганди выдвинул эту теорию в те годы, когда его родина была порабощена британскими колонизаторами, а противоречия в индийском обществе накалились до предела.

«Сатьяграху» трудно назвать оперой в традиционном смысле слова: предназначенная для исполнения в музыкальном театре, она, по сути, лишена многих классических атрибутов. Здесь нет ни четко оформленной драматургии, ни привычных оперных форм. Правильнее было бы назвать «Сатьяграху» мистерией или даже медитацией, где провозглашаемые идеи и психологические состояния персонажей (помимо Ганди, в каждом акте наличествует свой герой — Лев Толстой и Рабиндранат Тагор) составляют суть драматического развития. Формально в произведении есть и хронологические рамки, и некая внешняя канва событийности, локализованы место и время действия (пребывание Ганди вдали от Индии, в Трансваале), но нет единого вектора, по которому движется пьеса. Драматургическое своеобразие определяет и музыкальную среду «Сатьяграхи». Вопреки возражениям композитора, многие упорно называют Гласса минималистом, хотя правильнее было бы считать его примитивистом — эдаким музыкальным Пиросмани. Консонансная звуковая атмосфера, простые и бесконечно повторяющиеся мелодии и ритмы, энергичная пульсация создают атмосферу медитации. Вы будто бы погружаетесь в своеобразное «желе» из звуков.

Вокальные партии, хоть и речитативны, но мелодизированы, местами они монотонны, как обыденная речь, местами эмоциональны, как возбужденный монолог. Казалось бы, овладеть таким материалом, где нет особого вокального экстрима, несложно. Но на деле бесконечные повторения, пусть и простых звуковых формул, ложатся титанической нагрузкой не только на солистов, но и на хор (хормейстер Эльвира Гайфуллина). Екатеринбуржцы превосходно справляются с этой обманчивой простотой: сквозь глассовы дебри их четко и мужественно ведет маэстро Оливер фон Донаньи.

Бессюжетная опера дает массу возможностей для постановщика: Тадеуш Штрасбергер придумывает свой вариант истории великого Ганди, где находится место и борьбе за права индийцев, и толстовской ферме-утопии, и ведическому спору Кришны с Арджуной, и даже знаменитой речи Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта». Сценография (Матти Ульрич), свет (Евгений Виноградов) и компьютерная графика (Илья Шушаров) придают музыкальной медитации запоминающийся визуальный образ сказки-мистерии. Борьбу с загадочной «Сатьяграхой» Екатеринбургский театр выигрывает не насилием над собой и публикой, а влюбленностью в необычную оперу.

http://portal-kultura.ru/articles/music/63181-kak-gandi-i-tolstoy-na-urale-vstrechalis/

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ДЕКАБРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
ноябрь 2017 январь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  16 декабря 2017 (сб) в 18:00

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
  17 декабря 2017 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
  19 декабря 2017 (вт) в 18:30

Премьера

А. Дворжак
РУСАЛКА

Опера в трех действиях

 
  20 декабря 2017 (ср) в 18:30

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
  21 декабря 2017 (чт) в 18:30

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КОНЦЕРТ
Концерт-спектакль по мотивам оперетты Штрауса “Летучая мышь”

 
  22 декабря 2017 (пт) в 18:30

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КОНЦЕРТ
Концерт-спектакль по мотивам оперетты Штрауса “Летучая мышь”

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57