106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
10 ноября - "Жизель" к творческому юбилею Александра Меркушева


 
  подробнее...  
 
25 ноября 2017 - "Царская невеста" к юбилею заслуженной артистки России Светланы Пастуховой


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  13 октября 2017
105-летие театра в отражении СМИ

Публикации и репортажи, посвященные юбилею театра и презентации книги "Театр мечты"

 
  подробнее...  
  13 октября 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета приглашает на прослушивание для поступления в оперную труппу театра

Прослушивание состоится 18 ноября 2017 года в 12:00

 
  подробнее...  
  12 октября 2017
Фотоотчет с презентации книги "Театр мечты" в Пиотровском

Фотограф - Елена Лехова.

 
  подробнее...  
  09 октября 2017
Опера «Сатьяграха» получила Российскую оперную премию Casta Diva

В МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла церемония награждения и концерт лауреатов премии по итогам 2014-2016 годов.

 
  подробнее...  
  06 октября 2017
Волшебная флейта: зрители о спектакле

Сентябрьская премьера «Волшебной флейты» собрала много отзывов зрителей в соцсетях. Публикуем самые интересные, на наш взгляд, выдержки. Ближайший показ премьерного спектакля – 14 октября. Торопитесь, билетов почти не осталось!

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Как Ганди и Толстой на Урале встречались…

Александр Матусевич, Культура
10 октября 2014

В Екатеринбурге впервые в России поставили оперу Филипа Гласса «Сатьяграха». Свердловский театр оперы и балета еще в поздние советские годы называли феноменом. Благодаря творческим удачам и нетривиальному репертуару слава уральского флагмана гремела по всему Союзу, даже в столице гастролей свердловчан ждали с огромным интересом. Похоже, сегодня золотые для театра времена возвращаются: Екатеринбургский оперный вновь на подъеме. Среди премьер последних лет: «Любовь к трем апельсинам», «Граф Ори», «Борис Годунов», «Отелло», «Летучий голландец». Яркие спектакли, с впечатляющим вокалом и достойной музыкальной интерпретацией свидетельствуют о богатых возможностях труппы, которая смело берется за самые разные пласты оперного жанра и выигрывает на, казалось бы, диаметрально противоположных территориях.

 Однако первая премьера начавшегося сезона переплюнула по сенсационности все ранее предпринимавшиеся репертуарные ходы. По инициативе директора театра Андрея Шишкина, увлеченного одновременно рок-музыкой и Индией, в столице Урала на санскрите прозвучала опера знаменитого американца Филипа Гласса «Сатьяграха». Композитор составил либретто в соавторстве с Констанс де Йонг на основе текстов «Бхагавадгиты». Однако главный герой оперы — отнюдь не персонаж мифа, а знаменитый индийский мыслитель и общественный деятель Махатма Ганди.

Мудреное индийское слово «сатьяграха» дословно переводится как «путь к истине», но Ганди придал ему смысл философской концепции, развивающей толстовскую идею «непротивления злу насилием», и превратил ее в идеологию мирного противостояния грубой силе. Ганди выдвинул эту теорию в те годы, когда его родина была порабощена британскими колонизаторами, а противоречия в индийском обществе накалились до предела.

«Сатьяграху» трудно назвать оперой в традиционном смысле слова: предназначенная для исполнения в музыкальном театре, она, по сути, лишена многих классических атрибутов. Здесь нет ни четко оформленной драматургии, ни привычных оперных форм. Правильнее было бы назвать «Сатьяграху» мистерией или даже медитацией, где провозглашаемые идеи и психологические состояния персонажей (помимо Ганди, в каждом акте наличествует свой герой — Лев Толстой и Рабиндранат Тагор) составляют суть драматического развития. Формально в произведении есть и хронологические рамки, и некая внешняя канва событийности, локализованы место и время действия (пребывание Ганди вдали от Индии, в Трансваале), но нет единого вектора, по которому движется пьеса. Драматургическое своеобразие определяет и музыкальную среду «Сатьяграхи». Вопреки возражениям композитора, многие упорно называют Гласса минималистом, хотя правильнее было бы считать его примитивистом — эдаким музыкальным Пиросмани. Консонансная звуковая атмосфера, простые и бесконечно повторяющиеся мелодии и ритмы, энергичная пульсация создают атмосферу медитации. Вы будто бы погружаетесь в своеобразное «желе» из звуков.

Вокальные партии, хоть и речитативны, но мелодизированы, местами они монотонны, как обыденная речь, местами эмоциональны, как возбужденный монолог. Казалось бы, овладеть таким материалом, где нет особого вокального экстрима, несложно. Но на деле бесконечные повторения, пусть и простых звуковых формул, ложатся титанической нагрузкой не только на солистов, но и на хор (хормейстер Эльвира Гайфуллина). Екатеринбуржцы превосходно справляются с этой обманчивой простотой: сквозь глассовы дебри их четко и мужественно ведет маэстро Оливер фон Донаньи.

Бессюжетная опера дает массу возможностей для постановщика: Тадеуш Штрасбергер придумывает свой вариант истории великого Ганди, где находится место и борьбе за права индийцев, и толстовской ферме-утопии, и ведическому спору Кришны с Арджуной, и даже знаменитой речи Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта». Сценография (Матти Ульрич), свет (Евгений Виноградов) и компьютерная графика (Илья Шушаров) придают музыкальной медитации запоминающийся визуальный образ сказки-мистерии. Борьбу с загадочной «Сатьяграхой» Екатеринбургский театр выигрывает не насилием над собой и публикой, а влюбленностью в необычную оперу.

http://portal-kultura.ru/articles/music/63181-kak-gandi-i-tolstoy-na-urale-vstrechalis/

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ОКТЯБРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
сентябрь 2017 ноябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  19 октября 2017 (чт) в 18:30

К 100-летию Екатеринбургского балета
ЦВЕТОДЕЛИКА

Балет в трех действиях

 
  20 октября 2017 (пт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  21 октября 2017 (сб) в 18:00

А. Бородин
КНЯЗЬ ИГОРЬ

Опера в трех действиях

 
  22 октября 2017 (вс) в 11:00

К. Хачатурян
ЧИПОЛЛИНО

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  22 октября 2017 (вс) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  24 октября 2017 (вт) в 18:30

Дж. Россини
ГРАФ ОРИ

Опера в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57