105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
16 июня 2017 - ВЕСЕННИЙ ГАЛА


 
  подробнее...  
 
7, 8, 9 июля 2017 - Премьера одноактных балетов «Наяда и рыбак. Сюита», «Увертюра», «Па де катр»


 
  подробнее...  
 
14, 15, 16, 17 сентября 2017 - премьера оперы "ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  26 мая 2017
25 мая Екатеринбургский театр оперы и балета представил спектакль «Ромео и Джульетта» в рамках Международного фестиваля балетного искусства им. Р. Нуреева в Уфе

 
  подробнее...  
  25 мая 2017
Детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета стал победителем на 32 Международном юношеском хоровом конкурсе в городе Целе (Словения)

 
  подробнее...  
  24 мая 2017
Гастроли в Уфе

Балет «Ромео и Джульетта» на Международном фестивале балетного искусства им. Р. Нуреева

 
  подробнее...  
  23 мая 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета 19, 20 и 21 мая представил премьерные показы оперы «Русалка» Антонина Дворжака

Рецензии в федеральной прессе_Радиопередачи

 
  подробнее...  
  19 мая 2017
Премьера оперы «Русалка» _ Анонсы в прессе

Репортажи_Интервью_Фотогалереи

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Всяк кулик на своей кочке велик

Ольга Федорченко, Коммерсант
21 декабря 2015

В Александринском театре, в рамках фестиваля «Золотая маска в Санкт-Петербурге» состоялись однодневные гастроли балетной труппы Екатеринбургского театра оперы и балета с программой из трех одноактных балетов.

Балеты и коллектив представлял художественный руководитель Вячеслав Самодуров, человек, Санкт-Петербургу не чуждый. Восемь блестящих лет в Мариинском театре, весь классический репертуар, станцованный с умопомрачительной технической свободой, и — внезапная смена географических координат на Амстердам и Лондон. Его краткое возвращение несколько лет назад с первым балетмейстерским опусом «Минорные сонаты». И вот теперь уже в ранге двукратного лауреата «Золотой маски» в номинации «лучший хореограф» Вячеслав Самодуров вернулся на брега Невы. Вернулся не в ореоле славы и с лавровым венком на голове, а с совершенно новыми (даже провокационными) работами. Коллеги-балетмейстеры, посетившие Александринский театр (среди публики были замечены Юрий Смекалов и Борис Эйфман), весьма ревниво следили за спектаклем, и в бурных аплодисментах ладони отбивать не спешили.

Открывал вечер балет руководителей Нидерландского театра танца (NDT) Соль Леон и Пола Лайтфута «Step lightly / Осторожной поступью» на болгарские народные песни (номинация на «Золотую маску-2016» в разделе «Лучший балетный спектакль»). Семейный балетмейстерский тандем, чье творческое кредо — коктейль драматизма, страсти и яркого юмора, замесил ядреное зелье. Декорация к спектаклю — полная луна и голые остовы деревьев, торчащие из топи — намекала на трясину. Костюмы танцовщиц — зеленые платья цвета болотной ряски — эти намеки подтверждали. Пластическая интродукция — шесть танцовщиков, свернувшись клубочком, медленно катились через сцену — в ассоциациях укрепили. А название «Осторожной поступью» окончательно сформулировало концепцию балета: сцены из жизни болотных кочек. Оказалось, что и кочки чувствовать умеют: под отчаянные болгарские напевы они переживали период цветения и увядания, несбывшиеся надежды взывали из трясины к небесам тонкими ломкими движениями. Человечество же в виде двух отроков в желтом, проходящее по жизненному болоту, грубо использовало романтически настроенные кочки как средство достижения цели. Оторопь кочек вызывает трагическое бульканье. И весь мир становится трясиной с торчащими из него кочками.

Представленный во втором отделении «Концерт Пуленка» — фрагмент полнометражного трехактного спектакля «Цветоделика», выигравшего в 2015 году номинацию «Лучшая работа хореографа». Господин Самодуров, хоть и анонсировал программу произведения как «путешествие не только в мир классического танца, но и в особое пространство цвета», но не сложносочиненная программа дала толчок фантазии хореографа. Его идея рождается и развивается из семи нот, игриво расположившихся на авансцене и имеющих облик семи симпатичных солисток. Каждая нота «долдонит» что-то свое, интонационно неповторимое, иногда они гармонически совпадают, иногда устраивают пластические какофонии, но по большей части, наплевав на все балетмейстерские изыски, лихо гарцуют в канканистых амбуатэ. Спектакль получился, можно сказать, о столкновении артистической традиции и хореографического смысла. Балетмейстеру положено творить и придумывать, огорошивать танцовщиков новыми телесными формулами и двигать искусство вперед. Танцовщиков же неплохо кормят строгие академические позиции и выучка, способность наполнить элементарные сисоны и баллоне героическим пафосом или лирическим надрывом, что успешно делают солисты Елена Воробьева и Александр Меркушев в вариациях. Лавирование между танцевальными банальностями и язвительными хореографическими «репликами» господина Самодурова с неожиданным пластическим резюме в финале, выводит автора «Концерт Пуленка» на исключительно высокий уровень профессионального мастерства.

И если в «Концерте Пуленка» господин Самодуров предстает смешливым и относительно добрым малым, то в «Занавесе» (тоже номинированным на «Маску»-2016 в нескольких категориях) эмоции сгущаются и являют миру хореографа-мизантропа. Многократно эксплуатируемая идея о театральном перевертыше, когда рампа оказывается там, где задник, а реальные зрители видят спектакль из закулисья, в версии господина Самодурова обретает черты легкого мазохизма. В «Занавесе» нет умилительного любования и намеренной романтизации балеринского быта. В нем — безысходность и усталая обреченность. Балерина Большого театра Марина Александрова деловито выходит на сцену, словно одна из ее рядовых тружениц, и лишь запоздалые приветственные аплодисменты выделяют приму, когда она уже начинает свое соло, обращенное к невидимым, находящимся по ту сторону барьера, зрителям. Ее монолог, нервный и импульсивный там, где танцовщица элегантно «быстрой ножкой ножку бьет», обнаруживает женщину на грани истерики, а «трепетные ножки» — плохо сдерживаемое клубящееся и готовящееся излиться раздражение. Безмятежные порхания бело-синего кордебалета лишь усугубляют крайнюю степень мизантропии: танцовщица даже не утруждает себя «примеркой» благосклонной улыбки. Здесь нет «балерины на сцене» и «балерины за кулисами» — есть одинокая женщина, загнанная работой и измученная непрекращающейся условностью своего существования. И до чего же пронзителен пластически скупой монолог госпожи Александровой под пристальным оком прожектора, который ввергает ее зловещую черную пустоту.

Источник:http://www.kommersant.ru/doc/2882905

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
МАЙ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
апрель 2017 июнь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  30 мая 2017 (вт) в 18:30

Премьера

А. Дворжак
РУСАЛКА

Опера в трех действиях

 
  31 мая 2017 (ср) в 18:30

Премьера

А. Дворжак
РУСАЛКА

Опера в трех действиях

 
  01 июня 2017 (чт) в 18:30

Ф. Гласс
САТЬЯГРАХА

Опера в трех действиях

 
  02 июня 2017 (пт) в 18:30

ВЕЧЕР БАЛЕТА
ВАРИАЦИИ САЛЬЕРИ, ПЯТЬ ТАНГО, STEP LIGHTLY


 
  03 июня 2017 (сб) в 18:00

П. Чайковский
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57