105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
14, 15, 16, 17 сентября 2017 - премьера оперы


 
  подробнее...  
 
27 сентября 2017 - Гала-концерт к пятилетию мастерских новой хореографии «DANCE-ПЛАТФОРМА»


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  22 августа 2017
С 7 по 15 сентября состоятся гастроли Екатеринбургского театра оперы и балета в Тайланде

Спектаклями нашего театра откроется ХIХ Международный фестиваль танца и музыки в Бангкоке

 
  подробнее...  
  21 августа 2017
"Волшебная флейта"_Анонсы в прессе

На репетициях в театре побывали екатеринбургские СМИ

 
  подробнее...  
  14 августа 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета готовится к премьере оперы В.А. Моцарта "Волшебная флейта"

Новый спектакль откроет театральный сезон 2017/2018

 
  подробнее...  
  04 августа 2017
ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ПРИГЛАШАЕТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА ДОЛЖНОСТЬ АРТИСТА ХОРА

Приглашаем на прослушивание теноров

 
  подробнее...  
  11 июля 2017
Уважаемые зрители!

Выдача билетов, оплаченных через сайт театра с 12.07.17 по 15.08.17, будет осуществляться с 16.08.17г.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Дело было в Севилье, в конце 50-х…

Лилия Латыпова, Журнал "Musician Classic"
20 ноября 2015

Наверное, нет на свете оперной партитуры, вызывающей столь же неодолимое желание осуществить постановку на сцене, как «Кармен» Жоржа Бизе. Невзирая как на десятки превосходных воплощений, доступных каждому в интернете, так и на то, что редкая оперная афиша обходится без «Кармен». Тем упорнее каждый современный театр утверждает свое, не похожее на другие, видение и звучание культовой оперы, чью героиню ничуть не старят полторы сотни лет, прожитых на оперной сцене.

 Новую «Кармен» совместно с главным дирижером Екатеринбургского театра оперы и балета Михаэлем Гюттлером поставил Народный артист России, творческий лидер Московского музыкального театра им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко Александр Титель, начинавший, кстати, свою карьеру в уральской столице.

На этот раз Титель остался верен себе – экспериментатору и нонконформисту. Его «Кармен» как будто вышла из кинематографа времен Феллини и Бунюэля. Людские страсти в контексте нарочито грубой прозы жизни, где солдаты из местного гарнизона ищут ласки в объятиях девушек из самых низов, где мотели и трактиры становятся местом разборок пьяных посетителей и приютом для субъектов отнюдь не высокой нравственности и положения. Владимир Арефьев, Народный художник России, постоянный соавтор Тителя в создании визуального образа спектаклей, решает задачу весьма скромными, буквально «подручными» средствами. Столы, стулья, пластиковые ширмы вместо дверей, ящики со спиртным, металлические ограждения…Ни единого намека на пейзаж, только световые эффекты ( Евгений Виноградов) придают будничным мизансценам то романтический, то трагический облик. Даже массовые сцены финального акта выглядят празднично только благодаря нарядно и пестро одетой толпе.

Центральным объектом мрачновато-брутальных «обстоятельств места» почти в каждой мизансцене становится… то или иное транспортное средство. Движущиеся предметы на сцене, колеса – постоянный мотив спектакля. Танк, грузовик, трамвай, тачки, украшенные бычьими головами…. Эти тачки-быки, с которыми назойливо снуют по сцене молодые люди, перебираясь из пластических этюдов «замедленного времени» (талантливая работа известного хореографа-контемпириста Татьяны Багановой на музыку оркестровых антрактов) в «реальную жизнь» спектакля, несут в себе прямой и зловещий сигнал: тореро убивает быка на арене, но ведь и бык может убить своего обидчика… Коррида- азартный поединок, неизбежно приводящий к кровавой развязке, как и роковая любовь Карменситы.

Михаэль Гюттлер ведет спектакль по правилам игры, заданным режиссером. Музыка оперы в его исполнении лишена всякого пафоса и романтических чрезмерностей. Тема роковой страсти, которая появляется в опере на каждом шагу, начиная с увертюры, никак не выделяется, словно обреченность героев витает в воздухе, становясь чем-то само собой разумеющимся. Темпы слегка ускорены, иногда слишком, как в квинтете контрабандистов в 3-м действии. Начиная с большой ансамблевой сцены 3-го акта и до последней ноты финала идет сквозное нарастание динамики, которое не прерывается даже звуками бравурного марша в начале 4-го акта. Неореалистический, киношный антураж спектакля прекрасно согласуется с первой, оригинальной редакцией оперы, где восстановлены разговорные диалоги вместо речитативов Эрнеста Гиро. Диалоги произносятся на вполне узнаваемом французском языке, что делает спектакль еще более похожим на западное кино. Однако дирижеру это создает дополнительные трудности. Стоит солистам и хору лишь немного замешкаться, снизить градус действия и качество игры и пения, как тут же начинает прерываться музыкальное дыхание спектакля. Такая опасность особенно актуальна в первых двух действиях. Со вторым составом, когда партии Хосе и Кармен пели Ильгам Валиев и Надежда Бабинцева, а хор выходил на сцену уже четвертый премьерный вечер, так и произошло. Как будто весь материал «смонтирован» не безупречно, со «швами», отчего музыка приобрела характер вставных номеров. Из-за этого пострадало и второе действие, где большая дуэтная сцена главных героев должна была стать лирической вершиной, однако прозвучала до обидного статично и искусственно. И только в третьем действии и финале благодаря активности движения на сцене и сквозному характеру музыки Ильгаму Валиеву удалось «встряхнуть» свой артистизм и сорвать аплодисменты.

Первый состав ( премьера шла пять вечеров с тремя парами исполнителей ведущих партий, в этих заметках речь идет о премьере 7-го и 10-го октября), где Кармен пела солистка театра Станиславского и Немировича-Данченко Ксения Дудникова, а Хосе – солист Ереванского национального театра оперы и балета Липарит Аветисян, представил, на первый взгляд, тот же спектакль. Однако, в нем не было «швов» и заминок, хоровые мизансцены, особенно ссора девушек с табачной фабрики, были сыграны с редким для оперной сцены «уличным» натурализмом, а второе действие с дуэтным поединком главных героев содержало в себе именно «тихую кульминацию» - арию «с цветком» Аветисян пел очень достоверно, как, впрочем и всю партию. Теплый ровный тенор звучал чисто, свободно и естественно, и потому вся мизансцена признания в любви без единого жеста и даже взгляда в сторону Кармен вызвала-таки желаемый эффект. Короче говоря, если Хосе Валиева горд и холодноват, то Хосе Аванесяна – типичный «маленький человек», заставляющий вспомнить берговского Воццека..

Если же сравнивать двух Кармен, то Надежда Бабинцева со своим сильным оперным меццо и актерским темпераментом явно доминировала в паре с Хосе, в то время как Дудникова, обладающая красивым, но скорее камерным голосом, легко уступила ведущую роль Аветисяну.

Говоря о солистах, не грех скромно умолчать об исполнителях мужских ролей, кроме ведущей: они не произвели сильного впечатления. Зато невозможно обойти вниманием исполнителей партии Микаэлы, - этот образ, совсем мимолетный у Мериме, и традиционно-оперный у Бизе, как будто создан, чтобы оттенить мощную женскую харизму Кармен. Но у Тителя это другая Микаэла. Она мила и непосредственна, но она же и пикантна, и соблазнительна в отличие от привычной пресноватой простушки с корзинкой и в голубой юбке. Здесь это «девушка с характером», которая может дать отпор обидчикам (сцена с солдатами), и даже противостоять губительным чарам цыганки, увлекающей в пропасть ее жениха. Обе Микаэлы, Ольга Тенякова и Ольга Пешкова – по- своему хороши. Голоса – звонко-серебристый у Теняковой и небесно-нежный у Пешковой, - прекрасно сочетались с тенорами, донося до слушателей прелесть дуэтов и арий в стиле итальянского бельканто.

«Кармен» - отнюдь не «большая французская опера», однако хор в ней многое определяет. Особенно велика роль хоровых мизансцен в первом действии, где возникает целая социальная панорама. Солдаты, мальчишки, молодые люди и работницы, - у каждой группы своя хоровая партия, которую важно не только хорошо спеть, но и не утратить при этом ощущения кипящей жизни на площади в Севилье. По поводу «кипения» уже шла речь выше. Что же касается звучания хора, то это прекрасная работа хормейстера, Народной артистки РБ Эльвиры Гайфуллиной, благодаря которой весь спектакль, несмотря на ограниченность пространства ( в Екатеринбургском театре небольшая сцена) обретает крепкий фундамент и монолитность.

Итак, Екатеринбургский театр, возглавляемый прогрессивно мыслящим и необычайно увлеченным самой сутью оперного дела Андреем Шишкиным, вновь удивил российских меломанов своей «продвинутостью», способностью быть в тренде мировых оперных тенденций, не бояться риска и экспериментов. Возможно, эти качества оперного театра, отметившего недавно свое столетие, востребованы как никогда именно сегодня, когда в России идет трудная борьба за свободу творчества. И новая «Кармен», конечно же - серьезный аргумент в защиту современного режиссерского оперного театра.

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АВГУСТ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
июль 2017 сентябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57