105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Детский хор театра объявляет набор


 
  подробнее...  
 
7, 8, 9 апреля 2017 - премьера балета "ЖИЗЕЛЬ"


 
  подробнее...  
 
19, 20, 21 мая 2017 - премьера оперы "РУСАЛКА"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 января 2017
Международный Форум «Композитор Мечислав Вайнберг. Возвращение»

Театр готовится принять участие в Международном Форуме «Мечислав Вайнберг. Возвращение. 1919–1996. К 100 летию со дня рождения», посвященный жизни и творчеству композитора.

 
  подробнее...  
  12 января 2017
К 130-летию народного артиста СССР Ария Моисеевича Пазовского – дирижера, в разные годы возглавлявшего Свердловский (ныне Екатеринбургский) театр оперы и балета, Кировский (ныне Мариинский) и Большой театры

 
  подробнее...  
  09 января 2017
Газета “ЭКРАН и СЦЕНА” опубликовала мнение театральных и кинокритиков о важнейших событиях прошедшего года

Спектакли Екатеринбургского театра оперы и балета в ряду отмеченных событий

 
  подробнее...  
  26 декабря 2016
Светлая память всем погибшим в авиакатастрофе Ту-154 под Сочи!

Коллектив Екатеринбургского театра оперы и балета выражает искренние соболезнования родным и близким

 
  подробнее...  
  23 декабря 2016
Главные события, ожидаемые в 2017 году

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Дело было в Севилье, в конце 50-х…

Лилия Латыпова, Журнал "Musician Classic"
20 ноября 2015

Наверное, нет на свете оперной партитуры, вызывающей столь же неодолимое желание осуществить постановку на сцене, как «Кармен» Жоржа Бизе. Невзирая как на десятки превосходных воплощений, доступных каждому в интернете, так и на то, что редкая оперная афиша обходится без «Кармен». Тем упорнее каждый современный театр утверждает свое, не похожее на другие, видение и звучание культовой оперы, чью героиню ничуть не старят полторы сотни лет, прожитых на оперной сцене.

 Новую «Кармен» совместно с главным дирижером Екатеринбургского театра оперы и балета Михаэлем Гюттлером поставил Народный артист России, творческий лидер Московского музыкального театра им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко Александр Титель, начинавший, кстати, свою карьеру в уральской столице.

На этот раз Титель остался верен себе – экспериментатору и нонконформисту. Его «Кармен» как будто вышла из кинематографа времен Феллини и Бунюэля. Людские страсти в контексте нарочито грубой прозы жизни, где солдаты из местного гарнизона ищут ласки в объятиях девушек из самых низов, где мотели и трактиры становятся местом разборок пьяных посетителей и приютом для субъектов отнюдь не высокой нравственности и положения. Владимир Арефьев, Народный художник России, постоянный соавтор Тителя в создании визуального образа спектаклей, решает задачу весьма скромными, буквально «подручными» средствами. Столы, стулья, пластиковые ширмы вместо дверей, ящики со спиртным, металлические ограждения…Ни единого намека на пейзаж, только световые эффекты ( Евгений Виноградов) придают будничным мизансценам то романтический, то трагический облик. Даже массовые сцены финального акта выглядят празднично только благодаря нарядно и пестро одетой толпе.

Центральным объектом мрачновато-брутальных «обстоятельств места» почти в каждой мизансцене становится… то или иное транспортное средство. Движущиеся предметы на сцене, колеса – постоянный мотив спектакля. Танк, грузовик, трамвай, тачки, украшенные бычьими головами…. Эти тачки-быки, с которыми назойливо снуют по сцене молодые люди, перебираясь из пластических этюдов «замедленного времени» (талантливая работа известного хореографа-контемпириста Татьяны Багановой на музыку оркестровых антрактов) в «реальную жизнь» спектакля, несут в себе прямой и зловещий сигнал: тореро убивает быка на арене, но ведь и бык может убить своего обидчика… Коррида- азартный поединок, неизбежно приводящий к кровавой развязке, как и роковая любовь Карменситы.

Михаэль Гюттлер ведет спектакль по правилам игры, заданным режиссером. Музыка оперы в его исполнении лишена всякого пафоса и романтических чрезмерностей. Тема роковой страсти, которая появляется в опере на каждом шагу, начиная с увертюры, никак не выделяется, словно обреченность героев витает в воздухе, становясь чем-то само собой разумеющимся. Темпы слегка ускорены, иногда слишком, как в квинтете контрабандистов в 3-м действии. Начиная с большой ансамблевой сцены 3-го акта и до последней ноты финала идет сквозное нарастание динамики, которое не прерывается даже звуками бравурного марша в начале 4-го акта. Неореалистический, киношный антураж спектакля прекрасно согласуется с первой, оригинальной редакцией оперы, где восстановлены разговорные диалоги вместо речитативов Эрнеста Гиро. Диалоги произносятся на вполне узнаваемом французском языке, что делает спектакль еще более похожим на западное кино. Однако дирижеру это создает дополнительные трудности. Стоит солистам и хору лишь немного замешкаться, снизить градус действия и качество игры и пения, как тут же начинает прерываться музыкальное дыхание спектакля. Такая опасность особенно актуальна в первых двух действиях. Со вторым составом, когда партии Хосе и Кармен пели Ильгам Валиев и Надежда Бабинцева, а хор выходил на сцену уже четвертый премьерный вечер, так и произошло. Как будто весь материал «смонтирован» не безупречно, со «швами», отчего музыка приобрела характер вставных номеров. Из-за этого пострадало и второе действие, где большая дуэтная сцена главных героев должна была стать лирической вершиной, однако прозвучала до обидного статично и искусственно. И только в третьем действии и финале благодаря активности движения на сцене и сквозному характеру музыки Ильгаму Валиеву удалось «встряхнуть» свой артистизм и сорвать аплодисменты.

Первый состав ( премьера шла пять вечеров с тремя парами исполнителей ведущих партий, в этих заметках речь идет о премьере 7-го и 10-го октября), где Кармен пела солистка театра Станиславского и Немировича-Данченко Ксения Дудникова, а Хосе – солист Ереванского национального театра оперы и балета Липарит Аветисян, представил, на первый взгляд, тот же спектакль. Однако, в нем не было «швов» и заминок, хоровые мизансцены, особенно ссора девушек с табачной фабрики, были сыграны с редким для оперной сцены «уличным» натурализмом, а второе действие с дуэтным поединком главных героев содержало в себе именно «тихую кульминацию» - арию «с цветком» Аветисян пел очень достоверно, как, впрочем и всю партию. Теплый ровный тенор звучал чисто, свободно и естественно, и потому вся мизансцена признания в любви без единого жеста и даже взгляда в сторону Кармен вызвала-таки желаемый эффект. Короче говоря, если Хосе Валиева горд и холодноват, то Хосе Аванесяна – типичный «маленький человек», заставляющий вспомнить берговского Воццека..

Если же сравнивать двух Кармен, то Надежда Бабинцева со своим сильным оперным меццо и актерским темпераментом явно доминировала в паре с Хосе, в то время как Дудникова, обладающая красивым, но скорее камерным голосом, легко уступила ведущую роль Аветисяну.

Говоря о солистах, не грех скромно умолчать об исполнителях мужских ролей, кроме ведущей: они не произвели сильного впечатления. Зато невозможно обойти вниманием исполнителей партии Микаэлы, - этот образ, совсем мимолетный у Мериме, и традиционно-оперный у Бизе, как будто создан, чтобы оттенить мощную женскую харизму Кармен. Но у Тителя это другая Микаэла. Она мила и непосредственна, но она же и пикантна, и соблазнительна в отличие от привычной пресноватой простушки с корзинкой и в голубой юбке. Здесь это «девушка с характером», которая может дать отпор обидчикам (сцена с солдатами), и даже противостоять губительным чарам цыганки, увлекающей в пропасть ее жениха. Обе Микаэлы, Ольга Тенякова и Ольга Пешкова – по- своему хороши. Голоса – звонко-серебристый у Теняковой и небесно-нежный у Пешковой, - прекрасно сочетались с тенорами, донося до слушателей прелесть дуэтов и арий в стиле итальянского бельканто.

«Кармен» - отнюдь не «большая французская опера», однако хор в ней многое определяет. Особенно велика роль хоровых мизансцен в первом действии, где возникает целая социальная панорама. Солдаты, мальчишки, молодые люди и работницы, - у каждой группы своя хоровая партия, которую важно не только хорошо спеть, но и не утратить при этом ощущения кипящей жизни на площади в Севилье. По поводу «кипения» уже шла речь выше. Что же касается звучания хора, то это прекрасная работа хормейстера, Народной артистки РБ Эльвиры Гайфуллиной, благодаря которой весь спектакль, несмотря на ограниченность пространства ( в Екатеринбургском театре небольшая сцена) обретает крепкий фундамент и монолитность.

Итак, Екатеринбургский театр, возглавляемый прогрессивно мыслящим и необычайно увлеченным самой сутью оперного дела Андреем Шишкиным, вновь удивил российских меломанов своей «продвинутостью», способностью быть в тренде мировых оперных тенденций, не бояться риска и экспериментов. Возможно, эти качества оперного театра, отметившего недавно свое столетие, востребованы как никогда именно сегодня, когда в России идет трудная борьба за свободу творчества. И новая «Кармен», конечно же - серьезный аргумент в защиту современного режиссерского оперного театра.

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ЯНВАРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
декабрь 2016 февраль 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  24 января 2017 (вт) в 18:30

Премьера

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  25 января 2017 (ср) в 18:30

П. Овсянников
КАТЯ И ПРИНЦ СИАМА

Балет в двух действиях

 
  26 января 2017 (чт) в 18:30

Премьера

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  27 января 2017 (пт) в 18:30

П. Овсянников
КАТЯ И ПРИНЦ СИАМА

Балет в двух действиях

 
  28 января 2017 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
МАДАМ БАТТЕРФЛАЙ

Опера в трех действиях

 
  29 января 2017 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

НАШИ ДРУЗЬЯ

 
 

Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И.Глинки
 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57