106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Вячеслав Самодуров

Варвара Вязовкина, Журнал "Балет"
26 января 2016

Мятежный премьер Мариинского театра золотого десятилетия 1990-х: непревзойденный неврастеник в «Юноше и Смерти» Пети, гарцующий джазист в «Рубинах» Баланчина (в дуэте с Дианой Вишневой), магнетический партнер в «Среднем дуэте» Ратманского (в дуэте с Дарьей Павленко). А его Солор в «Баядерке» не из числа старомодного воинства, он вносил, прежде всего, жгучую актуальность в происходящее.

 Важные черты в актерской натуре Вячеслава Самодурова – маскарадность и интровертность – прояснил один из его вводов. С самого начала его Петрушка стал главным героем праздника, не жертвой и не побежденным, а хозяином на ярмарке. Именно он разыгрывал толпу и насмехался над Фокусником, представ на площади Петрушкой-оборотнем, юрким чертиком. И лейтмотив с изображенным на занавесе Бенуа летящим чертом получил у него сценическое воплощение, восходя к гоголевской нечисти, к временам действия мирискуснического балета.

Но даже тогда, когда у мариинского танцовщика было все в порядке, он рвался на другие просторы: сначала уехал в Национальный балет Нидерландов, потом – в английский Ковент Гарден. Петербург, Амстердам, Лондон – города, сформировавшие танцовщика. В Лондоне, посетитель галерей современного искусства, он встретил художника, с которым постоянно выпускает спектакли.

Хореографической карьере старт дала Москва. Решающим стало предложение Ратманского поучаствовать в «Мастерских новой хореографии» в Большом театре (прерванные, к сожалению, после его ухода). Дуэт «±2» в исполнении Екатерины Крысановой и Андрея Меркурьева был лучшей работой на Workshops 2006-го, а дебют хореографа обещал многое. В 2010-м после «Trip Trac» в рамках программы молодых хореографов в Ковент Гарден английская критика смело признала за Самодуровым лидера нового поколения хореографов. В тот же год выстреливают его «Минорные сонаты» в Михайловском театре; затем постановка «Городских птиц» в Баварской опере. И тогда стало ясно, что без большого дела мается талантливый хореограф, курсирующий между Англией и Россией и из-за травмы раньше времени закончивший карьеру танцовщика.

Так вспыхнуло имя нового хореографа – Slava Samodurov (на западный манер). Его мгновенно открыли Москва – Лондон – Петербург.

С Екатеринбургом связана новейшая история. В сезоне 2011/2012 театр оперы и балета позвал его возглавить балетную труппу. Второй случай после Ратманского: русский хореограф, не оторвавшийся от своих корней и впитавший вместе с тем западную школу, возвратился на родину и возглавил российский театр. Не напророчил ли тот же Ратманский ему будущего? – когда отмеченный неземным поцелуем (героиней Ульяной Лопаткиной) Юноша Самодурова складывал в «Поцелуе феи» балетные сцены-эмблемы из льдинок, то есть артистов кордебалета.

Новые спектакли Самодуров выпускает, как перпетуум-мобиле: от балета-комедии к балету положений, от балета-лабиринта к балету о темном закулисье. «Amore buffo», «Вариации Сальери», «Цветоделика», «Занавес» – за две из этих работ дважды, в 2014-м и 2015-м, он получал «Золотые маски» как «лучший хореограф». Прогрессивный худрук активно занят включением в европейское пространство изолированного доселе уральского театра с тем, чтобы раскрыть таящийся в его недрах потенциал. При этом не может не поражать его отменный вкус, чувство стиля, неординарный выбор программ, название которых всякий раз концептуально. Скорость, с какой екатеринбуржцы осваивают неоклассику и современный балет, напоминает скорость перемен, происходивших в Мариинке в конце прошлого века. В течение пяти сезонов балетная жизнь Екатеринбурга не сбрасывает набранных оборотов, о чем свидетельствуют премьеры, переносы балетов Ван Манена и Пола Лайтфута, запуск ежегодной «Dance-платформы», участие на уральской Биеннале современного искусства и в проекте «Большой балет» на телеканале «Культура», в четвертый раз предстоящая конкурсная борьба на фестивале «Золотая маска». А предстоящей весной и летом – две большие работы у себя дома и в Большом.

Жизнь в академическом театре Самодуров начал с веселья. Двухактным балетом по опере «Любовный напиток» на музыку Доницетти он продолжил возрождение начатого со времен «Светлого ручья» жанра балетной комедии: времена ли барокко, четыре ли века спустя, все те же поиски «amore», только в конструктивистском антураже. В «Amore buffo» артисты сразу почувствовали самозабвенную любовь их нового худрука к танцам на пуантах. В бессюжетных искусных «Вариациях Сальери» хореограф продолжил сочинение микро-сюжетов в комическом ключе. Оба балета открыли подлинное призвание Самодурова.

Успех медитативных «Cantus Arcticus» на музыку финского композитора явился результатом конструктивного диалога хореографа с труппой, и «Арктические песни» насквозь были пропитаны уральским воздухом. Самый романтичный и самый драматичный – последний балет «Занавес» на музыку Респиги. Двадцатимутное эссе прочерчено жесткой режиссерской рукой и здесь иная энергия движения-кадра, схваченного камерой, снимающей возможные дубли для балета-триллера. А самый экстравагантный балет-путешествие «Цветоделика», восстанавливающий распавшуюся связь времен. Каждая из частей трилогии состоит из поклона славному прошлому балета, но отраженному в современных фантазиях балетмейстера-интеллектуала.

В Большом театре как-то я услышала комментарий Самодурова о рабочей репетиции «Рубинов»: «Самое интересное наблюдать за хореографией Баланчина в репетиционной одежде, когда обнажена структура». Самого его волнует диалог темпов / диалог внутри одного темпа / диалог в ансамбле / иллюзия такого диалога – это и становится темами спектаклей.

Очевидно, что с руководством Самодурова связан ренессанс академического музыкального дома Урала. Театр оперы и балета в городе, родоначальнике российского contemporary dance и арт-дизайна, на глазах преображается в стильную балетную кампанию. Которую возглавляет лучший из современного поколения российских хореографов, готовый удивлять новыми творческими виражами. Ведь сорокаоднолетний Самодуров из тех, кому интересна магия танца.

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  13 ноября 2018 (вт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  14 ноября 2018 (ср) в 18:30

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  15 ноября 2018 (чт) в 18:30

П. Чайковский
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Опера в трех действиях

 
  16 ноября 2018 (пт) в 18:30

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  17 ноября 2018 (сб) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  17 ноября 2018 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 11:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57