106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Международный проект «Греческие пассионы». Первая Постановка в России»


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
Благотворительная выставка-ярмарка "От сердца к сердцу"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  05 декабря 2017
Вячеслав Самодуров представляет премьеры балетного сезона

Художественный руководитель екатеринбургского балета — о грядущих балетных премьерах и о том, в каких сомнениях рождаются новые постановки.

 
  подробнее...  
  22 ноября 2017
Андрей Шишкин получил награду "За заслуги перед Свердловской областью"

21 ноября губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев вручил государственные и региональные награды выдающимся уральцам.

 
  подробнее...  
  22 ноября 2017
Александр Алиев дебютирует в партии Онегина

23 ноября солист оперы Александр Алиев впервые исполнит заглавную партию в опере "Евгений Онегин".

 
  подробнее...  
  20 ноября 2017
Проект “Греческие пассионы”: первая постановка в России”. Сценическая читка и дискуссия о Казандзакисе

Показы состоятся 27 и 28 февраля 2018 года в декорационном цехе театра.

 
  подробнее...  
  17 ноября 2017
Спектакли-номинанты "Золотой Маски" будут представлены в Москве

Екатеринбургский театр оперы и балета представит спектакли-номинанты Российской Национальной премии «Золотая Маска» на Новой сцене Большого театра России. Гастроли театра в Москве пройдут с 14 по 18 марта 2018 года.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

«Весь мир – театр»

Майя Крылова, Новые известия
10 марта 2016

Хореографу Вячеславу Самодурову приглянулся шекспировский тезис

 

Вячеслав Самодуров поставил балет «Ромео и Джульетта». Премьера спектакля по Шекспиру прошла в Екатеринбургском театре оперы и балета. За оркестровым пультом стоял московский дирижер Павел Клиничев.

Самодуров, худрук балета оперного театра Екатеринбурга, – бывший премьер Мариинки, театра «Ковент-гарден» и хореограф с именем: две «Золотые маски» за творчество не шутка. Несколько лет назад Самодуров уже ставил «Ромео» в Бельгии, дебютировав тогда в жанре сюжетного повествовательного балета. Из прежней версии на Урал перекочевали концепция и сценография. Но не танцы, которые на девяносто процентов сделаны заново и снабжены даже комбинационными открытиями и неординарными связками в классике.

Шекспировские герои страдают, влюбляются и умирают в декорациях, повторяющих зал шекспировского театра «Глобус» в Лондоне. Сценограф Энтони Макилуэйн добавил «кровавый» цвет, изогнутость и опасный наклон: кажется, трехъярусная громада вот-вот рухнет. У просвещенного зрителя может возникнуть шлейф ассоциаций. Но доминирует одна, всем известная: «Весь мир – театр», действие происходит не только в старинном театре, но и на современной репетиции. Использование «театра в театре», да еще свежо обыгранное, подходит истории, которую можно описать – и Самодуров практически описывает – словами Макбета: «Жизнь только тень – она актер на сцене,/ Cыграл свой час, побегал, пошумел,/ И был таков».

Тема репетиции проглядывает в начале, когда мальчики и девочки в балетной труппе, толпой выходя на сцену, растягивают ноги в шпагате, раскладывают шпаги и разбирают костюмы с вешалок. И в конце, когда усталая труппа, сыграв спектакль, бредет мимо трупов Ромео и Джульетты, незаметно «впитывая» погибших любовников в себя. Перед закрытием занавеса зрители видят пустую сцену. Где завтра начнется то же самое.

Художник по костюмам Ирэна Белоусова одела и Монтекки, и Капулетти, дерущихся на площади, в единой черно-серой гамме: свара веронцев держится на принципе «оба хуже». На груди и коленках драчунов видны принты – головы с картин Ренессанса. Еще сильней прием цитирования живописи заиграет на балу Капулетти, когда дамы в золотисто-зеленых платьях с длиннющими шлейфами (и с фрагментами полотен Мазаччо и Боттичелли) пройдутся в чинно-агрессивном танце с кавалерами в красно-черных кафтанах.

Главные герои здесь – подростки, почти дети, как у Шекспира. Жесты и манера держаться у них соответствующие. Танец толпы тоже «говорящий»: замешенный на народных старинных плясках, но совсем не с фольклорной неистовостью. Вульгарные уличные девки (словно три ведьмы в «Макбете»?), танцующие одной ногой на полной ступне, другой – на пуанте, своей корявостью словно пророчат дисгармонию и беду. Драки на шпагах поставлены богато: с провокациями и подначками, с вызывающими жестами и напором «стенка на стенку», с издевательским хватанием противника за нос. В атмосфере общей ненависти даже леди Капулетти, оплакивая Тибальда, злобно машет шпагой, как воин-кондотьер. Кстати, хоть дерутся на шпагах, но атмосфера царит не столько исторически-клановая, с древней вендеттой, сколько по-современному криминальная: как будто бандам из «Вестсайдской истории» вздумалось подраться в стиле ретро.

Джульетта (Екатерина Сапогова) так же свободно крутит двойные туры, демонстрируя характер, как и «щебечет» пуантами. Бесшабашная троица – Ромео, Меркуцио и Бенволио – резвится напропалую, точно полные сил щенки. Лишь у Меркуцио (прекрасная работа Игоря Булыцина) резвость становится пластическим сарказмом. Да, собственно, и любовь, вспыхнувшая на балу, и первый дуэт главных героев – сперва ошеломительная молодежная игра. Кто ж знал, куда она заведет? Ромео (Александр Меркушев) – ведь обычный парень, такой же, как все. Просто его накрыло, а их – нет.

В дуэте у балкона Ромео шпарит двойные ассамбле (прыжки с поворотом в воздухе), когда, не помня себя, спешит выказать Джульетте любовный восторг. От взаимных прикосновений ударяет ток, от поцелуя бежит высокое напряжение, и парочка, неловко размахивая руками, «захлебывается» движением, как, не веря своему счастью, люди могут захлебываться словами. Картины с поддразниванием кормилицы, приносящей Ромео письмо Джульетты, у Самодурова нет, как и сцены венчания у патера Лоренцо: герои устраивают свидание в церкви, где святой отец с кормилицей их ловят с поличным. Но нам покажется, что эти шалящие дети – супруги перед богом, и свои проблемы они решают сами: суровый мир взрослых не помогает.

Первый показ балета прошел в годовщину смерти Прокофьева и к 400-летию смерти Шекспира. Екатеринбург обрел спектакль, в котором, по словам хореографа, «смыслы свободно фланируют между прошлым и настоящим». А что в конце нет сцены примирения, так это мнение мудрого пессимиста Самодурова. Он считает, что история никого ничему не учит. И, оглядываясь вокруг, кто сей тезис опровергнет?

Источник: http://www.newizv.ru/culture/2016-03-10/235533-ves-mir-teatr.html

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ДЕКАБРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
ноябрь 2017 январь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  15 декабря 2017 (пт) в 18:30

Премьера

В.А. Моцарт
ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА

Опера в двух действиях

 
  16 декабря 2017 (сб) в 18:00

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
  17 декабря 2017 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
  19 декабря 2017 (вт) в 18:30

Премьера

А. Дворжак
РУСАЛКА

Опера в трех действиях

 
  20 декабря 2017 (ср) в 18:30

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
  21 декабря 2017 (чт) в 18:30

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КОНЦЕРТ
Концерт-спектакль по мотивам оперетты Штрауса “Летучая мышь”

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57