105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
7, 8, 9 июля 2017 - Премьера одноактных балетов «Наяда и рыбак. Сюита», «Увертюра», «Па де катр»


 
  подробнее...  
 
14, 15, 16, 17 сентября 2017 - премьера оперы "ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  07 июня 2017
«Балет Москва» покажет в Екатеринбурге спектакль-лауреат «Золотой Маски»

 
  подробнее...  
  05 июня 2017
Скоропостижно ушел из жизни хореограф Сергей Вихарев

Коллектив Екатеринбургского театра оперы и балета выражает искренние соболезнования родным и близким Сергея Вихарева

 
  подробнее...  
  01 июня 2017
Прослушивание в оперную труппу театра 14 июня 2017 года

Лирико-колоратурное сопрано, драматическое сопрано, драматический тенор, лирический баритон и драматический баритон

 
  подробнее...  
  01 июня 2017
11 июня в новой постановке «Жизели» партию Альберта исполнит лауреат международных конкурсов, заслуженный артист Татарстана Олег Ивенко

 
  подробнее...  
  31 мая 2017
23 июня Оперный театр примет участие в Ночи музыки

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Реальность утопии

Майя Крылова, Новые известия
17 марта 2016

На Новой сцене Большого театра показали «Сатьяграху». Оперу Филипа Гласса о Ганди привез Екатеринбургский театр оперы и балета. Солисты пели на санскрите (с русскими титрами)

Театр оперы и балета практически пошел на подвиг, первым в России взявшись представить современную оперу Гласса. Екатеринбург не остановило возможное отторжение части публики от минималистской музыки и «высоколобого» содержания без связного сюжета. Наградой стали несомненная удача постановщиков и певцов, полные залы в Екатеринбурге, выдвижение на «Золотую маску» в нескольких номинациях и успех на московском показе.

«Сатьяграха» – слово из языка гуджарати («стремление к истине»), означающее ненасильственную борьбу против общественной неправды. Опера написана в 1979 году. Тексты на санскрите взяты из «Бхагаватгиты» («Божественная песнь»). Эпизод древней поэмы «Махабхарата», где герой Арджуна беседует о смысле жизни с богом Кришной, не связан напрямую с биографией Ганди, и в спектакле действие и слово соотнесены не буквально. Но и философствующий бог, и вопрошающий герой стали персонажами оперы, в которой осмыслены относительно недавние события, но речь идет о том же, о чем и в древней истории, – о духовном просветлении и способах его достижения.

Словацкий дирижер Оливер фон Дохнаньи (теперь он главный дирижер уральского театра) провел колоссальную работу по «усвоению» оркестрантами непривычной партитуры. И достиг главного. Многие зрители «Сатьяграхи», которых повторяющиеся минорные аккорды-трезвучия (на струнных с флейтами, кларнетами и гобоями, с электроорганом, без медных и ударных) сперва могли раздражать, после спектакля признавались в особом чувстве. Постепенно возникает суггестивное погружение в музыку, которое – так же постепенно – приводит к чему-то, подобному умиротворению. Но не к потере внимания к сцене, наоборот, к напряженному интересу к происходящему. Ведь повторяющееся «упорство» звуков (и распевных речитативов) оказывается созвучным тихому упорству идей Ганди, хочешь не хочешь, но проникших в сознание его друзей и врагов.

Режиссер и сценограф Тадеуш Штрасбергер (ныне он готовит к премьере в Екатеринбурге незаслуженно забытый шедевр советских времен – оперу Вайнберга «Пассажирка») не ставил целью рассказать какие-либо долгоиграющие истории. Он сочинил цепь эпизодов, разъясняющих «Сатьяграху» на примере жизни Ганди и истории двадцатого века. Спектакль получился про невероятность, ставшую действительностью. При том, что отдельные эпизоды вполне реалистичны и действие как бы начинается до 1914 года, когда молодой адвокат Ганди, еще не получивший от современников имя «Махатма» («великая душа»), жил и работал в индийской общине Южной Африки.

«Сатьяграха» – спектакль о человеке, не захотевшем играть по правилам дурной повторяемости насилия, противопоставившем злу чувство собственного достоинства. В каждом из трех актов спектакля есть люди с душой и люди с дубинками. Учение Ганди взято в широком ключе, от предтеч (Лев Толстой) до современников (Рабиндранат Тагор) и последователей (Мартин Лютер Кинг). Двое первых – немые персонажи, Кинг явлен в кадрах кинохроники, когда произносит знаменитую речь «У меня есть мечта». Вот ферма в духе идей Толстого, которым Ганди восхищался и с которым переписывался. Вот принуждаемые властью люди противопоставляют ее напору решимость не сдаваться (эпизод насильственной паспортизации индусов, когда они сжигают полученные документы). Штрасбергер показывает, неторопливо, но без высокопарности, без прямоточной назидательности (что важно), как гражданское неповиновение оказывается созвучным йогическим мистериям, а идеи древности с их призывами к «правдивому порядку», единству мира и действию без приоритета «эго» влияют на поведенческие стратегии наших дней. Священные тексты звучат как мантры, убирающие негативную энергию. Поток жизни складывается из бесконечного потока музыки, из ее внезапных обрывов и пауз, из разноцветных хлопковых сари и горящих свеч-лотосов в руках хора, с пением бродящего по зрительному залу. Из зеленой травы, синекожего четырехрукого Кришны, безымянных толп и реальной жены Ганди. Все сплетается в магическую ритуальную сагу, впечатлению от которой способствуют свет Евгения Виноградова и компьютерные эффекты Ильи Шушарова. А Владимир Чеберяк сыграл (и спел) Ганди так же отменно, как поработали оркестр и уральский хор: трудный эпизод с вокальным «хохотом» (когда поют о грехе самодовольства) можно считать экзаменом, сданным на «пять».

Уральская «Сатьяграха» воспевает важность гуманистических утопий, которые – и жизнь Ганди об этом свидетельствует – могут оказаться не совсем утопиями. И главное, демагогия общественного насилия, исповедование культа результата путем ломания через колено – вся эта пресловутая «злоба дня» оказывается тем самым, что она собой представляет, – просто злобой.

Источник: http://www.newizv.ru/culture/2016-03-17/235949-realnost-utopii.html

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ИЮНЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
май 2017 июль 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  29 июня 2017 (чт) в 18:30

Дж. Пуччини
МАДАМ БАТТЕРФЛАЙ

Опера в трех действиях

 
  30 июня 2017 (пт) в 18:30

Премьера

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57