106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
10 ноября - "Жизель" к творческому юбилею Александра Меркушева


 
  подробнее...  
 
25 ноября 2017 - "Царская невеста" к юбилею заслуженной артистки России Светланы Пастуховой


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  13 октября 2017
105-летие театра в отражении СМИ

Публикации и репортажи, посвященные юбилею театра и презентации книги "Театр мечты"

 
  подробнее...  
  13 октября 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета приглашает на прослушивание для поступления в оперную труппу театра

Прослушивание состоится 18 ноября 2017 года в 12:00

 
  подробнее...  
  12 октября 2017
Фотоотчет с презентации книги "Театр мечты" в Пиотровском

Фотограф - Елена Лехова.

 
  подробнее...  
  09 октября 2017
Опера «Сатьяграха» получила Российскую оперную премию Casta Diva

В МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла церемония награждения и концерт лауреатов премии по итогам 2014-2016 годов.

 
  подробнее...  
  06 октября 2017
Волшебная флейта: зрители о спектакле

Сентябрьская премьера «Волшебной флейты» собрала много отзывов зрителей в соцсетях. Публикуем самые интересные, на наш взгляд, выдержки. Ближайший показ премьерного спектакля – 14 октября. Торопитесь, билетов почти не осталось!

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Из Екатеринбурга на фестиваль «Золотая маска» привезли оперу Филипа Гласса «Сатьяграха»

Петр Поспелов, Ведомости
17 марта 2016

Это не только репертуарный прорыв, но и духовное откровение, необходимое воюющему человечеству

Если сегодня в мире есть Вагнер, то это Филип Гласс. Кто еще способен на такое долгое дыхание? На такую величественную статику? Кто так владеет архитектурой мистериальности? Правда, в отличие от многоречивого Вагнера, у Гласса совсем немного нот. Он изобрел минимализм, в ряду немногих других композиторов, в 1960–1970-е гг. «Сатьяграха» написана в 1979 г., после того как главные свои музыкальные открытия Гласс, параллельно работая таксистом, грузчиком и сантехником, уже совершил. Теперь пришла пора признания – время написания партитур не только для собственного мобильного ансамбля, но и для больших оперных оркестров и традиционных оперных трупп. «Сатьяграха», впервые поставленная в Роттердаме в 1980 г., как раз такое произведение, в котором композитор выносит наработанную стилистику в большой оперный мир. Теперь его слушают уже не только адепты, а обычная публика, которая тихо припухает, слыша нескончаемые переборы одних и тех же нот, бесконечно возвращающиеся гармонические ходы и неостановимые престиссимо быстрых частей. Те, кто привык к классической музыке, модернизму или авангарду, с удивлением открывают магию повторов и удивительную значимость каждого простейшего, иногда банального элемента.

Вместе с расширением аудитории приходят большие темы. «Сатьяграха» – ни много ни мало опера о Махатме Ганди, духовном учителе человечества, а звучат в ней тексты из «Бхагават-гиты». Их поют на санскрите, языке непонятном, но певучем – недаром в древние времена стихи священной книги индуизма прямо-таки пелись. Впечатление они производят до крайности противоречивое: сегодня не знаешь, кому больше сочувствовать – великому воину Арджуне, который вдруг не захотел воевать с собственной родней, или мудрому богу Кришне, кто, аргументируя высокими материями, все-таки убеждает смущенного полководца распаковать стрелы. Архаический культ героизма соседствует в этих текстах с надмирными рассуждениями о бессмертии души, о превосходстве идеального над материальным. А музыке Гласса как будто все равно – она движется собственной логикой, для нее вечные тексты немногим менее условны, чем «до-ре-ми-фа-соль» – текст, который поется в предыдущей опере, «Эйнштейн на пляже».

Трилогия

Опера «Сатьяграха» (1980) о Махатме Ганди составляет оперную трилогию Филипа Гласса, посвященную людям, изменившим мир, – наряду с более ранним «Эйнштейном на пляже» (1976) и более поздним «Эхнатоном» (1987), оперой о фараоне-реформаторе.

Сцене между тем не все равно. Сюжет есть, хотя и не проявленный в диалогах – как если бы персонажи «Царской невесты», проигрывая мизансцены, вместо текстов своих партий страницами пропевали какой-нибудь «Домострой». Американским постановщиком Тадеушем Штрасбергером (он и режиссер, и сценограф) сюжет почтительно воспроизведен, хотя и прибавление смыслов имеется. Три акта посвящены трем великим людям, которые мечтали создать мир без насилия. В первом акте Ганди (его исполняет необыкновенно привлекательный Владимир Чеберяк, воплощение радости, человечности, но и и скрытой силы) находится на южноафриканской ферме имени Толстого – там царит идиллия, лидера окружают почтительные приспешники и соратницы в колониальных костюмах, открыточный Толстой тоже здесь, наблюдает, как сажают камыш. К концу акта атмосфера сгущается – люди с палками в пробковых шлемах на пункте регистрации индусов ведут себя откровенно жестоко. Во втором акте унижен гопниками сам Ганди – здесь его немым утешителем выступает Рабиндранат Тагор. Третий акт – акт Мартина Лютера Кинга: мы видим на экране (и даже, недолгое время, слышим сквозь музыку) его речь, тогда как на сцене уже творится прямое насилие, доходящее до убийства. Чем могут отвечать на это великий мироучитель и его паства? Твердостью, неучастием, терпением, надеждой. Добрая половина оперы написана для хора – и произведение американца становится похоже на многофигурную народную оперу («индийская «Хованщина» – пошутил в антракте коллега), а многие сольные эпизоды сами собой превращаются в тоскливые протяжные песни. Партитура Гласса, автономно-герметичная, вдруг входит в контакт с привычным и родным.

Труппа Екатеринбургского театра оперы и балета сделала невозможное, даже если признать, что для стопроцентного результата необходим более собранный, менее вибрирующий звук, особенно у женщин. Хор, усердно выполняющий мизансцены, являет образец точности и дисциплины. А главным героем постановки становится оркестр, исполняющий километры повторяющихся фигур сначала с тщанием, а к концу с тем родом вдохновения, которое приходит вместе со вторым дыханием после крайней усталости. В этом есть абсолютная заслуга дирижера – словацкого профи Оливера фон Донаньи, имеющего опыт исполнения музыки минималистов.

На фестивале «Золотая маска» обозначился спектакль-лидер. Впрочем, на фестивале многое еще впереди. Но как бы ни сложилась конкурсная интрига, удивление не забудется: выдающаяся партитура конца ХХ в., принадлежащая, без сомнения, пройденному историей музыки этапу, прозвучала как сегодняшнее откровение, в котором соединились нравоучение, нужное сегодня людям, и, самое главное, духовный урок, заботливо оставленный нам великими гражданами мира.

Источник:https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/03/16/633890-zolotaya-maska-satyagraha#/galleries/140737488865762/normal/1

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ОКТЯБРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
сентябрь 2017 ноябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  19 октября 2017 (чт) в 18:30

К 100-летию Екатеринбургского балета
ЦВЕТОДЕЛИКА

Балет в трех действиях

 
  20 октября 2017 (пт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  21 октября 2017 (сб) в 18:00

А. Бородин
КНЯЗЬ ИГОРЬ

Опера в трех действиях

 
  22 октября 2017 (вс) в 11:00

К. Хачатурян
ЧИПОЛЛИНО

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  22 октября 2017 (вс) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  24 октября 2017 (вт) в 18:30

Дж. Россини
ГРАФ ОРИ

Опера в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57