106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  24 мая 2018
"Сатьяграху" показали на сцене Александринки

Екатеринбургская опера и Александринский театр (Санкт-Петербург) провели обменные гастроли.

 
  подробнее...  
  17 мая 2018
Открыта продажа билетов на премьеру оперы

Урал Опера Балет откроет 107-й сезон оперой Джакомо Пуччини «Турандот».

 
  подробнее...  
  05 мая 2018
Детский хор театра стал призером конкурса в Бельгии

Детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета (руководитель - Елена Накишова) получил Первый приз и звание cum laude ("с почётом" - лат.) в категории "Детский хор" в 66-м Международном молодежном хоровом фестивале-конкурсе в городе Неерпельт (Бельгия).

 
  подробнее...  
  03 мая 2018
31 мая пройдет прослушивание солистов для поступления в оперную труппу

Урал Опере требуются: драматическое сопрано, лирическое сопрано, меццо-сопрано, драматический тенор, драматический баритон, центральный бас.

 
  подробнее...  
  26 апреля 2018
Солисты Урал Оперы получили Губернаторскую премию

25 апреля заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков по поручению главы региона Евгения Куйвашева вручил премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Из Екатеринбурга на фестиваль «Золотая маска» привезли оперу Филипа Гласса «Сатьяграха»

Петр Поспелов, Ведомости
17 марта 2016

Это не только репертуарный прорыв, но и духовное откровение, необходимое воюющему человечеству

Если сегодня в мире есть Вагнер, то это Филип Гласс. Кто еще способен на такое долгое дыхание? На такую величественную статику? Кто так владеет архитектурой мистериальности? Правда, в отличие от многоречивого Вагнера, у Гласса совсем немного нот. Он изобрел минимализм, в ряду немногих других композиторов, в 1960–1970-е гг. «Сатьяграха» написана в 1979 г., после того как главные свои музыкальные открытия Гласс, параллельно работая таксистом, грузчиком и сантехником, уже совершил. Теперь пришла пора признания – время написания партитур не только для собственного мобильного ансамбля, но и для больших оперных оркестров и традиционных оперных трупп. «Сатьяграха», впервые поставленная в Роттердаме в 1980 г., как раз такое произведение, в котором композитор выносит наработанную стилистику в большой оперный мир. Теперь его слушают уже не только адепты, а обычная публика, которая тихо припухает, слыша нескончаемые переборы одних и тех же нот, бесконечно возвращающиеся гармонические ходы и неостановимые престиссимо быстрых частей. Те, кто привык к классической музыке, модернизму или авангарду, с удивлением открывают магию повторов и удивительную значимость каждого простейшего, иногда банального элемента.

Вместе с расширением аудитории приходят большие темы. «Сатьяграха» – ни много ни мало опера о Махатме Ганди, духовном учителе человечества, а звучат в ней тексты из «Бхагават-гиты». Их поют на санскрите, языке непонятном, но певучем – недаром в древние времена стихи священной книги индуизма прямо-таки пелись. Впечатление они производят до крайности противоречивое: сегодня не знаешь, кому больше сочувствовать – великому воину Арджуне, который вдруг не захотел воевать с собственной родней, или мудрому богу Кришне, кто, аргументируя высокими материями, все-таки убеждает смущенного полководца распаковать стрелы. Архаический культ героизма соседствует в этих текстах с надмирными рассуждениями о бессмертии души, о превосходстве идеального над материальным. А музыке Гласса как будто все равно – она движется собственной логикой, для нее вечные тексты немногим менее условны, чем «до-ре-ми-фа-соль» – текст, который поется в предыдущей опере, «Эйнштейн на пляже».

Трилогия

Опера «Сатьяграха» (1980) о Махатме Ганди составляет оперную трилогию Филипа Гласса, посвященную людям, изменившим мир, – наряду с более ранним «Эйнштейном на пляже» (1976) и более поздним «Эхнатоном» (1987), оперой о фараоне-реформаторе.

Сцене между тем не все равно. Сюжет есть, хотя и не проявленный в диалогах – как если бы персонажи «Царской невесты», проигрывая мизансцены, вместо текстов своих партий страницами пропевали какой-нибудь «Домострой». Американским постановщиком Тадеушем Штрасбергером (он и режиссер, и сценограф) сюжет почтительно воспроизведен, хотя и прибавление смыслов имеется. Три акта посвящены трем великим людям, которые мечтали создать мир без насилия. В первом акте Ганди (его исполняет необыкновенно привлекательный Владимир Чеберяк, воплощение радости, человечности, но и и скрытой силы) находится на южноафриканской ферме имени Толстого – там царит идиллия, лидера окружают почтительные приспешники и соратницы в колониальных костюмах, открыточный Толстой тоже здесь, наблюдает, как сажают камыш. К концу акта атмосфера сгущается – люди с палками в пробковых шлемах на пункте регистрации индусов ведут себя откровенно жестоко. Во втором акте унижен гопниками сам Ганди – здесь его немым утешителем выступает Рабиндранат Тагор. Третий акт – акт Мартина Лютера Кинга: мы видим на экране (и даже, недолгое время, слышим сквозь музыку) его речь, тогда как на сцене уже творится прямое насилие, доходящее до убийства. Чем могут отвечать на это великий мироучитель и его паства? Твердостью, неучастием, терпением, надеждой. Добрая половина оперы написана для хора – и произведение американца становится похоже на многофигурную народную оперу («индийская «Хованщина» – пошутил в антракте коллега), а многие сольные эпизоды сами собой превращаются в тоскливые протяжные песни. Партитура Гласса, автономно-герметичная, вдруг входит в контакт с привычным и родным.

Труппа Екатеринбургского театра оперы и балета сделала невозможное, даже если признать, что для стопроцентного результата необходим более собранный, менее вибрирующий звук, особенно у женщин. Хор, усердно выполняющий мизансцены, являет образец точности и дисциплины. А главным героем постановки становится оркестр, исполняющий километры повторяющихся фигур сначала с тщанием, а к концу с тем родом вдохновения, которое приходит вместе со вторым дыханием после крайней усталости. В этом есть абсолютная заслуга дирижера – словацкого профи Оливера фон Донаньи, имеющего опыт исполнения музыки минималистов.

На фестивале «Золотая маска» обозначился спектакль-лидер. Впрочем, на фестивале многое еще впереди. Но как бы ни сложилась конкурсная интрига, удивление не забудется: выдающаяся партитура конца ХХ в., принадлежащая, без сомнения, пройденному историей музыки этапу, прозвучала как сегодняшнее откровение, в котором соединились нравоучение, нужное сегодня людям, и, самое главное, духовный урок, заботливо оставленный нам великими гражданами мира.

Источник:https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/03/16/633890-zolotaya-maska-satyagraha#/galleries/140737488865762/normal/1

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
МАЙ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
апрель 2018 июнь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  26 мая 2018 (сб) в 18:00

DAYTON DANCE COMPANY
Гастроли ансамбля современного танца «Дэйтон Данс Компани»(США)

 
  27 мая 2018 (вс) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  29 мая 2018 (вт) в 18:30

Премьера

А. Дворжак
РУСАЛКА

Опера в трех действиях

 
  30 мая 2018 (ср) в 18:30

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57