106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
Благотворительная выставка-ярмарка "От сердца к сердцу"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 января 2018
20 января состоится встреча Клуба друзей театра

20 января гостями первой в 2018 году встречи Клуба станут молодые танцовщики балетной труппы Мария Михеева и Фидан Даминев.

 
  подробнее...  
  17 января 2018
Диалоги о балете. Тело города/ Тело танца

Екатеринбургский театр оперы и балета и Президентский центр Бориса Ельцина продолжают цикл разговоров о балете, в новом сезоне — в формате диалогов. Первый из них состоится 26 января.

 
  подробнее...  
  15 января 2018
Запущен сайт проекта «Греческие пассионы»

Международному проекту Екатеринбургской оперы "Греческие пассионы" посвящен специальный сайт greekpassion.uralopera.ru

 
  подробнее...  
  25 декабря 2017
С 28 декабря до 6 января оплата билетов через сайт будет недоступна

Приносим извинения за временные неудобства.

 
  подробнее...  
  25 декабря 2017
Театр приглашает на прослушивание для поступления в оперную труппу меццо-сопрано

Прослушивание состоится 16 января 2018 года в 11:30. Объявлен конкурс на партию Кармен.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Большой стиль «Царской невесты»

Ирина Клепикова, Областная газета
03 декабря 2009

В преддверии своего 100-летия Екатеринбургский оперный театр, сделавший ставку на расширение и обновление русского классического репертуара, возвращает зрителям оперу Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». Образно говоря, «Царская…» просто напрашивалась быть избранной в череду премьер нынешнего сезона: уж слишком много круглых дат, которые, что называется, обязывали. Во-первых, 110 лет со дня первой постановки «Царской невесты» осенью 1899 года (в Московском театре частной оперы С. Мамонтова). Во-вторых, пьеса Л. Мея, лёгшая в основу либретто, — тоже юбиляр: ей 160 лет. Наконец, «Царская невеста», впервые поставленная на екатеринбургской сцене в 1913 году, на сей раз десятая постановка этой оперы. Стало быть, опять же — юбилейная!

Словом, «Царская…» логично возникла в нынешних планах театра.

Но поскольку некоторые из возможных премьер сезона оговаривались в рамках Соглашения о партнёрстве Екатеринбургского оперного и Большого театров (с нынешнего сезона Большой — генеральный партнёр нашего театра), а один из пунктов Соглашения — «перенос» выдающихся спектаклей из репертуара Большого на уральскую сцену, то возникло решение: «перенесена» будет именно «Царская невеста». Не сам спектакль, разумеется, а декорации классической постановки 1966 года, которая в числе тщательно оберегаемых Большим театром раритетов и по нынешний день идёт на его сцене.

Спектакль, перенесённый из Большого в Екатеринбург, по сути, — историческая реликвия, образец «большого» русского оперного стиля. Автор декораций в постановке Большого — великий театральный художник Фёдор Федоровский. В своём творчестве он утверждал живописно-объёмный метод, позволявший средствами живописи «сложные архитектурные объёмы, построенные в несколько планов и ритмично связанные друг с другом, донести до зрителя как единое целое, создавая иллюзию реальности». Костюмы — по эскизам дочери Ф. Федоровского Нонны. И та же абсолютная иллюзия реальности. Живописной, сочной, объёмной. Достоверной! Эта потрясающая атмосфера сохранена и в спектакле Екатеринбургского оперного: специальная дорогая парча для пошива закупалась в Москве, в Церковной лавке; богатая ручная роспись и вышивка более чем семнадцатью тысячами жемчужин украсила костюмы не только солистов, но и артистов хора.

— Договор о сотрудничестве с нашим генеральным партнёром, — рассказывает директор Екатеринбургского оперного Андрей Шишкин, — дал нам возможность изучать материалы по спектаклю непосредственно в музее Большого театра: познакомиться с подлинниками эскизов самого Федоровского, сфотографировать их, запечатлеть всю цветовую гамму, все оттенки. Безусловно, возникали трудности. Дело в том, что размеры зеркала сцены Большого театра и нашего несоизмеримы. Пришлось пожертвовать некоторыми деталями. Но задача сохранить концепцию, идею, почерк художника, кажется, выполнена…

Всякий раз, в начале каждого из четырёх действий «Царской невесты», когда раздвигается занавес, в зале раздаются аплодисменты. Большинство зрителей либо никогда не слышали о Ф. Федоровском, либо впервые узнают о нём из театральной программки, но почерк художника таков, что не нуждается ни в каких искусствоведческих преамбулах. Его не надо «расшифровывать». Он потрясает каждого и увлекает мгновенно, подобно тому как с первого слова увлекает читателя большой стиль Толстого, Бальзака, Достоевского.

Однако концепция «переноса спектакля» касалась исключительно декораций, сценографии «Царской невесты». В предложенной художником почти полвека назад атмосфере, историческом антураже Московского царства режиссёр вправе был отстаивать собственное видение спектакля.

— Казалось бы, — говорит режиссёр-постановщик «Царской невесты» Михаил Панджавидзе, руководитель режиссёрской группы Большого театра, — при потрясающей музыке Римского-Корсакова, впечатляющих декорациях великого мастера Федоровского, при наличии красивых актёров и красивых голосов режиссёр нужен только для того, чтобы исполнителям не сталкиваться на сцене. Однако, как правило, помпезность, буйство красок, роскошь костюмов провоцируют артистов на то, что они сами превращаются в «детали», становясь частью живописной картинки. В результате теряется драматургия, а это как раз те мелочи, которые создают ощущение живой человеческой истории. Моя задача была отойти от оперных штампов, особенно когда они начинают выдаваться за традиции русского психологического театра. Мы хотели избавиться от этого «винегрета», постарались оживить лубочную эстетику, живописную декорацию, наполнить спектакль живыми человеческими взаимоотношениями. «Царская невеста» — опера, в которой заложена история страшных событий, эпоха Ивана Грозного, опричнина. Однако и по сегодняшний день «Царская…» актуальна. Из событий, происходящих в ней, впоследствии выросли Борис Годунов и великая смута, интервенция и подвиги Минина и Пожарского, Ивана Сусанина, воцарение на престол династии Романовых…

В основе оперы, как известно, — реальный исторический факт. С возвышением Московского царства в XVI веке изменился и обычай вступления в брак великих государей. Династические браки сменились новой традицией царского бракосочетания — невеста выбиралась из лучших девушек государства. В 1572 году в Александровской слободе проводились смотрины невест для Ивана Грозного. «Скучая вдовством, хотя и не целомудренным, он уже давно искал себе третьей супруги… Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных, и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал двадцать четыре, а после — двенадцать… долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец, предпочёл всем Марфу Васильеву Собакину, дочь купца новгородского, — повествует о драматических событиях 1572 года Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского». — Но царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть; сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова семейственного благополучия..».

Высокая мелодрама сопряжена в нынешней постановке «Царской невесты» с большой Историей. Царь Иван Грозный и верные псы-опричники не просто фон для драматических любовных взаимоотношений Марфы, Григория Грязнова и Любаши. Это действенная, определяющая человеческие судьбы сила. Власть чувств, обжигающих страстей страшна, но собственно власть — чудовищна, когда она беззаконна и безнаказанна. Об этом — спектакль.

— Я участвовал в постановке «Царской невесты» и в 1980-е годы, — рассказывает хормейстер-постановщик Валерий Копанев. — Тот спектакль был более академичный и спокойный в плане режиссуры. Нынешний, напротив, динамичен, как редко когда бывает. Интересен был сам процесс работы. Репетиции шли на большом подъёме, практически все заканчивались аплодисментами. Я работаю в театре, с небольшим перерывом, более десяти лет, но не помню, чтобы постановочной группе артисты аплодировали уже на репетициях…

Премьерные показы «Царской невесты», состоявшиеся в конце минувшей недели, были полностью, что называется, в руках постановочной группы Большого театра. За дирижёрским пультом — Павел Клиничев, за пультом в светоаппаратной — художник по свету Сергей Шевченко. И это был высочайший класс. Даже свет, традиционно воспринимающийся как прикладная составляющая спектакля, оказалось, может быть мощной выразительной силой, средством художественности. В декорациях одной сцены, при не изменяющейся мизансцене крупным планом — благодаря игре света — начинал вдруг работать дальний от авансцены эпизод или герой, отдельная деталь. Почти кинематографический приём, заставивший по-новому жить оперу с более чем вековой историей.

Однако спектакль — это прежде всего актёр на сцене. В столичной, Большого театра, «оправе и огранке» — уральские таланты, наши солисты и артисты хора. Сознательно не пишу пока о них (хотя они высоко оценены постановщиками). В «Царской невесте» — три состава исполнителей, практически равных по дарованию. И всё же каждый солист — своя «нота», свой нюанс, определяющий нередко и общее впечатление. Поэтому прежде чем оценивать спектакль, стоит увидеть всех — каждую Любашу, Марфу, каждого Григория Грязного и Ивана Грозного… 

http://www.oblgazeta.ru/home.htm?st=22-1.sat&dt=03.12.2009

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ЯНВАРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
декабрь 2017 февраль 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  19 января 2018 (пт) в 18:30

Премьера

А. Адан
ЖИЗЕЛЬ

Балет в двух действиях

 
  20 января 2018 (сб) в 18:00

Премьера

В.А. Моцарт
ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА

Опера в двух действиях

 
  21 января 2018 (вс) в 11:00

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  21 января 2018 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  23 января 2018 (вт) в 18:30

Р. Вагнер
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ

Опера в трех действиях

 
  24 января 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
  25 января 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57