105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
7, 8, 9, 16 и 19 апреля 2017 - премьера балета "ЖИЗЕЛЬ"


 
  подробнее...  
 
24 апреля 2017 - хореографический спектакль RED BULL ИЗНАНКА


 
  подробнее...  
 
19, 20, 21 мая 2017 - премьера оперы "РУСАЛКА"


 
  подробнее...  
 
8 февраля - 16 апреля 2017 - Выставка "АРХЕТИП БАЛЕТА"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  21 февраля 2017
На фестивале «Золотая маска» показали балет "Ромео и Джульетта"

Рецензии

 
  подробнее...  
  21 февраля 2017
В Москве с 16 по 20 февраля 2017 прошел Международный Форум «Мечислав Вайнберг (1919-1996). Возвращение»

Состоялся показ оперы «Пассажирка», а также творческая встреча с постановщиками спектакля Екатеринбургского театра и автором литературного первоисточника оперы Зофьей Посмыш

 
  подробнее...  
  17 февраля 2017
На фестивале «Золотая маска» показали оперу «Кармен»

Рецензии

 
  подробнее...  
  16 февраля 2017
Екатеринбургская «Кармен» на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в рамках Фестиваля «Золотая Маска»

Отзывы зрителей

 
  подробнее...  
  16 февраля 2017
15 февраля состоялась пресс-конференция, посвященная проекту «Золотая Маска в кино»

Участники пресс-конференции: Владимир Мединский, Мария Ревякина, Андрей Шишкин, Вячеслав Самодуров, Ирина Прохорова, Надежда Котова и Вера Курочкина

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Танцы наизнанку

Татьяна Кузнецова, Коммерсант
18 марта 2016

В Большом театре Екатеринбургский театр оперы и балета представил программу с двумя балетами-номинантами — "Занавесом" на музыку Отторино Респиги в постановке Вячеслава Самодурова и "Step Lightly / Осторожной поступью", поставленным Соль Леон и Полом Лайтфутом на музыку народных болгарских песен

 Екатеринбургский балет и его художественный руководитель Вячеслав Самодуров — фавориты последних двух "Масок": в позапрошлом году вся труппа отхватила приз за лучший спектакль, Самодуров же признается лучшим хореографом уже два года подряд. На этот раз обласканный коллектив и его креативный худрук привезли на "Маску" сразу три балета, контрастных по стилю, жанру и художественным задачам. Два из них — 20-минутный "Занавес" самого Вячеслава Самодурова и той же длительности "Step Lightly / Осторожной поступью" Пола Лайтфута и Соль Леон — конкурируют между собой в номинации "Лучший спектакль". Шансы обоих просчитать трудно.

"Занавес" — новая постановка Вячеслава Самодурова (поэтому балетмейстер участвует в состязании и как лучший хореограф) — показывает балетный спектакль в непривычном ракурсе, как бы с изнанки. На заднике сцены горят огни фальшивой рампы, артисты в основном танцуют спиной к реальным зрителям, а лицом — к воображаемым, ну, в крайнем случае — в профиль. Эпизоды, обращенные к публике, изображают закулисье. Получается такой балет в квадрате: пуантный, неоклассический, постмодернистский и — пародийный. Пожалуй, в этом главное обаяние спектакля: хореограф Самодуров, экс-премьер Мариинки, отважился посмотреть на обожаемую им классику глазами полного профана, подчеркнув ее забавные черты.

Из огромного словаря классических движений хореограф сконцентрировался на трех самых распространенных. Это арабески и большие батманы (их тут делают во всевозможных вариантах, в разных ракурсах и во все стороны), прыжки амбуате (это когда балеринки скачут, словно лошадки, взбрыкивая полусогнутыми ножками вперед) и всевозможные па-де-бурре (это такое мелкое топотанье на пуантах, на месте или с продвижением по сцене). Исполненные по-баланчински в быстром темпе и синкопированном ритме, они придают классике легкий налет идиотизма, подчеркнутый утрированной работой рук, либо жестко фиксирующих позиции, либо разливающихся в "лебединых" волнах. Комизма добавляют три дуэта. В первом, партерном, партнер, ползая под своей дамой, в буквальном смысле ставит ее ноги в правильные позиции, двигая нелепую девушку в нужных направлениях. Во втором — высокая солистка самозабвенно топчется на пуантах, а кавалер мотается где-то под ее руками, пытаясь соответствовать прихотливым передвижениям партнерши. Для третьего дуэта доминирующей хохмы хореограф не придумал, впрочем, и в первых двух юмор тушуется из-за того, что артисты исполняют свои партии так, будто танцуют какую-нибудь высокоморальную "Раймонду".

Но и сам хореограф не вполне последователен: он часто путает закулисье и сцену, а драматургию центральной, балеринской роли как-то недодумал. Прима Большого Мария Александрова (номинированная в категории "Лучшая женская роль") танцует эту партию отлично — мощно и одновременно легко, с актерской отвагой и самоотверженностью, четко разграничивая парадный портрет своей героини и ее человеческую ипостась. Но даже обширный центральный монолог, в котором на фоне пышного занавеса балерину ловит ручным фонарем безымянный танцовщик, как бы освещая публике темные тайны ее души, не разъясняет, в чем, собственно, проблема героини. В одиночестве — цене звездности? В близком завершении карьеры? В том, что она разуверилась в искусстве, которому служит всю жизнь? Не дает ответа хореограф Самодуров — ни в режиссуре, ни в хореографии. Он довольствуется лишь частными намеками вроде комичного боксирования балерины с фонарем или ее скособоченных проходочек по сцене. Такие досадные недоработки-нестыковки и портят милый балетик, заставляя с тоской вспоминать не только эталонную "Симфонию ре мажор" Иржи Килиана, блистательно высмеивающую балетные штампы, но даже забавы "Игры в карты" Ратманского или "Классической симфонии" Посохова.

"Step Lightly / Осторожной поступью" примечателен тем, что это первый балет знаменитых Соль Леон и Пола Лайтфута, нынешних руководителей Нидерландского театра танца, поставленный в России. Свой юношеский, 1991 года, опыт маститые хореографы перенесли в Екатеринбург, потому что в стилистическом отношении он один из самых доступных для классической труппы. Расчет был верным: два солиста и особенно четыре солистки исполняют "Осторожной поступью" так упоенно и так качественно (гораздо точнее и чище, чем екатеринбуржцы танцуют "Занавес" своего худрука), что балет выглядит адекватным и очень живым. Он прелестен, этот пантеистический панегирик природным инстинктам и природным чувствам, он музыкален и текуч со своей скользящей хореографией и прихотливо сплетающимися ансамблями. В нем соло передается от женщины к женщине как задушевный лепет, дуэты перетекают в трио, квартеты и растворяются в общем танце, лейтмотивом которого служит поза младенца в утробе матери. Или, если хотите, зерна, дремлющего в земле.

И все же, несмотря на очарование этого спектакля, он оставляет ощущение дежавю: лет семь назад Музыкальный театр Станиславского показывал "Na Floresta / В лесу", столь же обаятельно льющийся и поэтично природный балет хореографа Начо Дуато, тоже выросшего под крылом Иржи Килиана. Сходство просвечивает и в приемах, и в движениях, и в сценических рисунках, даже в костюмах исполнителей. Что, конечно, ослабляет эффект новизны российского первенца голландских авторов. "Na Floresta / В лесу", кстати, "Маску" не получил.

Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2939718

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ФЕВРАЛЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
январь 2017 март 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  28 февраля 2017 (вт) в 18:30

Дж. Верди
ОТЕЛЛО

Опера в двух действиях

 
  01 марта 2017 (ср) в 18:30

ОДНОАКТНЫЕ БАЛЕТЫ
EN POINTE / НА ПУАНТАХ

Пахита, Пять танго, Вариации Сальери

 
  02 марта 2017 (чт) в 18:30

Ж. Бизе
КАРМЕН

Опера в четырех действиях

 
  04 марта 2017 (сб) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  05 марта 2017 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57