105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
30 апреля 2017 (вс) – К юбилею Лилии Воробьёвой _ «Тщетная предосторожность»


 
  подробнее...  
 
19, 20, 21 мая 2017 - премьера оперы "РУСАЛКА"


 
  подробнее...  
 
14, 15, 16, 17 сентября 2017 - премьера оперы "ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  27 апреля 2017
Уважаемые зрители!

Обратите внимание, 1 мая 2017 касса театра работает с 11:00 до 19:00

 
  подробнее...  
  26 апреля 2017
Новая победа Детского хора Екатеринбургского театра оперы и балета

 
  подробнее...  
  26 апреля 2017
6 мая 2017 - балет "Ромео и Джульетта", получивший две премии "Золотая маска" будет показан в кинотеаре "Радуга Парк"

в рамках проекта "Золотая маска в кино"

 
  подробнее...  
  25 апреля 2017
Уважаемые зрители!

Обратите внимание, 6 мая 2017 произошла замена балета "Занавес" на "Вариации Сальери" в вечере одноактных балетов "TERRA NOVA/НОВАЯ ЗЕМЛЯ"

 
  подробнее...  
  24 апреля 2017
Интервью с директором Андреем Шишкиным о гастролях в Башкирский театр оперы и балета

Балет "Ромео и Джульетта" пройдет 25 мая 2017 в рамках XXI Международного фестиваля балетного искусства имени Рудольфа Нуреева

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Генеральная репетиция

Варвара Вязовкина, Экран и сцена
24 марта 2016

Не подумайте, что Екатеринбургский театр оперы и балета выпустил премьеру “Ромео и Джульетты” в неотрепетированном варианте. Название – лишь метафора нового балета Вячеслава Самодурова.

В облик балета “Ромео и Джульетта” сознательно заложена двойственность театра par excellence, стильно и достаточно просто поддержанная британским сценографом Энтони Макилуэйном, неизменным союзником хореографа. Сцену уральского театра обрамляет трехъярусная конструкция, в анфас и в разрезе воспроизводящая шекспировский театр “Глобус”. Единственная декорация многофункциональна и открывает сцену уличным боям, придворным танцам, мечтам под балконом. Но прекрасный каркас с анфиладами, лестницами, створками накренен так, что создает впечатление неустойчивости и неизбежного падения. К тому же многоцветный ренессансный колорит заменен локальным красным цветом – цветом супрематизма и советского авангарда.

В 1934 году авангард в нашей стране был задушен. В 1936-м Сергей Прокофьев решил вернуться на родину из эмиграции. И вскоре, в конце 1930-х, он напишет второй вариант своей великой музыки, которая в 1940 году была реализована в Ленинграде в замечательном и популярном советском балете. Спектакль “Ромео и Джульетта” Леонида Лавровского был поставлен средствами драмбалета, теми художественными средствами, которые позволяло время. Многое ими было передано, но о многом сказать было невозможно. И даже не по цензурным соображениям и не из идеологических опасений – сковывали эти самые хореографические возможности драмбалета.

Спектакль Самодурова, очевидно, о времени Прокофьева – и отчасти о спектакле “Ромео и Джульетта”, возникшем в той стране в то время. В балетном театре не существует истории Ромео и Джульетты вне музыки Прокофьева (лишь в 2013 году гений Матс Эк позволил себе поставить выразительный балет “Джульетта и Ромео” на музыку Чайковского – про шум времени и его безразличие). Но у современного хореографа есть одно явное преимущество, не воспользоваться коим он просто не мог. Тем более что свой старт Самодуров брал в Мариинском театре, на сцене которого был поставлен этот исторический балет и шел в годы его премьерства. Теперь, три четверти века спустя, располагая другими возможностями и используя иные лексические средства, Самодуров сумел разглядеть то, что содержалось в музыке, но оставалось невысказанным. Он сумел поставить свой самостоятельный, но очень сильно связанный с музыкой и со временем ее написания, спектакль (дирижер Павел Клиничев). Спектакль-памятник свободолюбивой душе в тоталитарном обществе, памятник им, великим советским артистам. А нас, зрителей, заставил задуматься о балете на тему свободы и несвободы, не осуществленном в те годы.

Премьера екатеринбургского балета “Ромео и Джульетта” пришлась на знаменательный день 5 марта – день смерти Сталина и Прокофьева. Видимо, не случайно. Эти имена составляют скрытую оппозицию двух миров в “Ромео и Джульетте”, что выводит на первый план более очевидную здесь оппозицию двух итальянских имен Савонаролы и Боттичелли.

Никакой перверсии классического сюжета нет и в помине, есть высвеченный, как на рентгене, скелет шекспировской трагедии. Убрав в Екатеринбурге персонажа “Режиссер”, который присутствовал в первой версии “Ромео и Джульетты”, выпущенной Самодуровым в 2014 году в Королевском балете Фландрии, он намеренно лишил себя костыля, помогающего иллюстрировать репетиционную линию спектакля. Теперь в его трехактном усложненном балете эта линия проводится исключительно за счет пяти лирических дуэтов, массы находчиво поставленных кордебалетных композиций и многочисленных остроумных мизансцен.

Мир театра, по мысли хореографа, лучший из миров – с его проживанием всерьез, с искренностью, доверием, восторгом полета, дружеским розыгрышем – олицетворяют главные персонажи: Джульетта, Ромео, Меркуцио. Эти двое лириков и эксцентрик – изгои, но и символ свободы. Оттого язык Меркуцио – прыжки и скороговорка, высокие полеты и мелкая моторика (блестящее исполнение Игоря Булыцына – можно сказать, его бенефис). И все трое, как известно, гибнут. Мир закулисья – двуличия, фальши, агрессии, ложного пафоса и неявного подлога – олицетворяют все остальные персонажи, даже Кормилица с патером Лоренцо пребывают в страхе и послушны, даже они – оттуда.

В начале и в конце балета массы в серых капюшонах заполоняют сцену. Начало, когда в уличной шараде друзья разыгрывают Ромео, вызывает улыбку. Траурное же шествие в конце – скорбь. Молящиеся в церкви предстают в виде еще одной толпы в темных накидках. Венчания как такого не будет, и патер Лоренцо не соединит руки влюбленным, под сводами собора они сами себе дадут клятву. Однако пузырек с ядом у Лоренцо все же будет. Замыслу падре не суждено сбыться, а это значит, что предложенный спасительный план, на который согласилась Джульетта, не сработал и оказался для нее ложным. То же самое с Кормилицей – она не является надежным союзником возлюбленных. Все, что происходит с ними, – вне мотиваций, так должно быть.

Кланов Монтекки и Капулетти здесь нет. Хореограф свел всех в единую массу, устраивающую уличные свары и виртуозно фехтующую. Репетиционные костюмы в серо-белых тонах (предпремьерные репетиции часто проходят полукостюмированными) в картине на балу сменят шикарные театральные костюмы (которые якобы успели дошить к генеральной репетиции). Столь оригинальный ход блестяще осуществила художник Ирэна Белоусова, автор пачек-бутонов к балету Самодурова “Цветоделика”, использовавшая здесь в оформлении костюмов репродукции картин Мазаччо и Боттичелли.

Главное же то, как обыграны эти шикарные дамские платья с очень длинными шлейфами. Повторим, дамы в них появляются на балу в так называемом “танце рыцарей” (в спектакле Лавровского – “танец с подушками”). И вот эти шлейфы, оказываясь одновременно “поводками”, неожиданно выворачиваются своей темной стороной. Партнеры демонстрируют наряды дам, но и грубо наступают сапогами на их платья, тем самым не давая им двинуться с места. Рождается красивый образ бьющихся в неволе птиц. Метафора насилия и подчинения наглядна. Тот же танец отзовется репликой в сцене, где отец еще по-отечески ласково пытается уговорить дочь на брак с Парисом: так синьор Капулетти рисует Джульетте ее многообещающее будущее. Из поведения мягкосердечного отца (в точном исполнении Виктора Механошина), а также из звериных повадок запуганной и любящей Кормилицы (лучше уловила суть образа исполнительница второго состава Надежда Шамшурина) следует, что когда-то и они были свободными людьми, подобно девочке, его дочери и ее воспитаннице, но склонили головы и согласились существовать, как многие. Стали жертвами режима, олицетворением которого, как ни странно это звучит, выглядит зомби-мать, железная синьора Капулетти (прекрасная роль Анастасии Багаевой), раскачивающаяся над трупом зомби-Тибальда (Сергей Кращенко).

А Джульетта на балу, как и в первой сцене, птенцом выпорхнувшая из кучи театральных костюмов, напротив, не представляет себя подчинившейся и прислушивается только к себе, чего-то ожидая на этом свете. Здесь, на балу, ее знакомят с Парисом, она заученно повторяет па, но ее собственные, свободные, чуть разболтанные по амплитуде движения прорываются сами собой. Их и подхватывает Ромео – завязывается диалог на одном языке, Джульетта будет вспоминать его ночью, в сцене у балкона, повторяя переплетения рук. Ведь поначалу она не видит Ромео, он – в ее памяти. А когда заметит, то ее жест станет ответом на его жест, и оба заворкуют в полную силу. К тому же в мире фантазии все возможно: руки-пропеллеры окажутся крыльями, и совместный полет обеспечен. Метафорически сцена у балкона попала в точку, ведь известно, что в конце 1930-х годов композитор увлекался только-только входившими в обиход полетами на вертолетах и испытывал восторг, оторвавшись от земли.

Знаменитая сцена бега у Самодурова, напротив, статична. Оставшись в спальне одна, Джульетта открывает занавес, за которым под утро исчез Ромео, но Кормилица его наглухо затягивает – помним, она не помощница своей воспитаннице. Пластически акцентируется: сильные руки Кормилицы не в силах помешать Джульетте яростно бежать на одном месте. А мгновением ранее возникает другая эффектная мизансцена: на героиню и в самом деле наплывает поток людей, пытающихся ей препятствовать.

Завершает спектакль шествие-постскриптум. Только теперь из кулисы в кулису расслабленной походкой идут екатеринбургские артисты, к которым присоединяются исполнители главных партий после отыгранной сцены смерти Джульетты и Ромео – юная Екатерина Сапогова (открытие спектакля) и Александр Меркушев (более опытный, но удививший нераскрытой лирической природой полухарактерный танцовщик). Во главе финального шествия – артист в темном капюшоне, назначенный на роль патера Лоренцо (Иван Собровин). Прокофьевскую партитуру Вячеслав Самодуров прочитал еще и как повесть о выборе, перед которым молодым людям вечно суждено представать.

Варвара ВЯЗОВКИНА

Фото Е.ЛЕХОВОЙ

«Экран и сцена»

№ 6 за 2016 год.

Источник: http://screenstage.ru/?p=4339

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АПРЕЛЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
март 2017 май 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  29 апреля 2017 (сб) в 18:00

П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех действиях

 
  30 апреля 2017 (вс) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  02 мая 2017 (вт) в 18:30

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  03 мая 2017 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
  04 мая 2017 (чт) в 18:30

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
  05 мая 2017 (пт) в 18:30

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57