105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
16 июня 2017 - ВЕСЕННИЙ ГАЛА


 
  подробнее...  
 
7, 8, 9 июля 2017 - Премьера одноактных балетов «Наяда и рыбак. Сюита», «Увертюра», «Па де катр»


 
  подробнее...  
 
14, 15, 16, 17 сентября 2017 - премьера оперы "ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  26 мая 2017
25 мая Екатеринбургский театр оперы и балета представил спектакль «Ромео и Джульетта» в рамках Международного фестиваля балетного искусства им. Р. Нуреева в Уфе

 
  подробнее...  
  25 мая 2017
Детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета стал победителем на 32 Международном юношеском хоровом конкурсе в городе Целе (Словения)

 
  подробнее...  
  24 мая 2017
Гастроли в Уфе

Балет «Ромео и Джульетта» на Международном фестивале балетного искусства им. Р. Нуреева

 
  подробнее...  
  23 мая 2017
Екатеринбургский театр оперы и балета 19, 20 и 21 мая представил премьерные показы оперы «Русалка» Антонина Дворжака

Рецензии в федеральной прессе_Радиопередачи

 
  подробнее...  
  19 мая 2017
Премьера оперы «Русалка» _ Анонсы в прессе

Репортажи_Интервью_Фотогалереи

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

В Екатеринбурге поставили оперу «Пассажирка» Мечислава Вайнберга

Гюляра Садых-заде, Ведомости
19 сентября 2016

В ней бывшая надзирательница Освенцима встречается в круизе с бывшей заключенной

 После «Сатьяграхи» Филипа Гласса Екатеринбургский театр оперы и балета вновь удивил нетривиальным выбором премьерного названия: на Урале поставили «Пассажирку» Мечислава Вайнберга, написанную более 70 лет тому назад.

Душераздирающую историю о любви, жизни и смерти в концентрационном лагере, основанную на повести польской писательницы Зофьи Посмыш «Пассажирка из каюты № 45», авторы спектакля рассказывают (и показывают) подчеркнуто документальным, скупым языком, насыщая визуальный ряд скрупулезно точными деталями: Тадеуш Штрасбергер, режиссер, сценограф и художник по свету, специально ездил в Освенцим и привез оттуда массу фотографий – печей, стен, разрушенных бараков. Тем пронзительней и исступленней звучит музыка, взывающая к глубинным, базовым ценностям гуманистического толка.

Действие разворачивается параллельно в двух временных и пространственных планах. Первый – на роскошном лайнере, увозящем в далекую Бразилию респектабельную супружескую чету: дипломата Вальтера, только что получившего повышение по службе, и его любящую жену Лизхен. На бортах корабля танцуют солнечные зайчики – блики от плещущих волн. Слышны звуки танца – это рок-н-ролл, – и мы понимаем, что война осталась в далеком прошлом. И вдруг возникает призрак из прошлого – загадочная дама, в которой Лизхен узнает свою бывшую подопечную, заключенную лагеря, в котором сама Лизхен, бывшая эсэсовка, служила в качестве надзирательницы. Прошлое и настоящее сплетаются: место широких окон лайнера заступают грубые нары, полосатые робы и истошные крики мучимых пленниц.

Музыка оперы без экивоков, впрямую отсылает к стилю и языку Дмитрия Шостаковича. Вайнберг полагал себя его учеником, а Шостакович недаром так истово сражался – вплоть до самой своей смерти – за постановку оперы, полагая «Пассажирку» настоящим шедевром. Сгущенная экспрессия – на грани с веризмом, нервно-изломанная мелодика и трагически-исповедальный тон ее оттеняется то лирическими излияниями влюбленных, то открытой жанровостью. Стихия танцевальности прорывается в сценах на корабле, когда Вальтер и Лизхен отправляются на танцпол, стараясь погасить растущую тревогу и страх разоблачения в вихре развлечений.

Признание

В Москве «Пассажирку» впервые показали дирижер Вольф Горелик и режиссер Виталий Матросов в 2006 г.: их спектакль на сцене Дома музыки прошел всего один раз. На Западе оперу впервые поставили в 2010 г. в Брегенце режиссер Дэвид Паунтни и дирижер Теодор Курентзис. Оттуда опера начала шествие по сценам мира.

Но и в лагерных сценах жанровость очень важна. В преддверии Рождества в лагере детишки офицеров СС наряжают елку: звучит вальс – его так любит комендант лагеря. Мягко покачивающаяся колыбельная полячки Марты, русская протяжная от Кати, изящные «французистые» вокализы девочки Иветты – каждая обитательница барака получает у Вайнберга свою национально окрашенную характеристику, свой интонационный набор, из которого формируется емкий музыкальный портрет.

Оперу Вайнберга в советские годы не ставили, опасаясь нежелательных параллелей с советскими лагерями. Но в наше время, когда масштабы гуманитарных катастроф и степени расчеловечивания достигли предела, эта опера обретает новую, особенную актуальность.

Для премьерных показов в театре подготовили без малого четыре исполнительских состава. Но главным достоинством и главной победой дирижера Оливера фон Донаньи стал отлично звучавший оркестр. С первых же тактов, когда раздались оглушительные, агрессивно-тревожные удары литавр, и до самого конца дирижер и оркестр держали зал в неослабном напряжении. Искусно выстроенные кульминации, четкая артикуляция и незаемный энтузиазм позволили спектаклю сохранить темпоритм и выразительность мизансцен.

Трагической кульминацией оперы становится финальная сцена: возлюбленный Марты, музыкант Тадеуш, стоя перед комендантом и его офицерской сворой, играет вместо заказанного вальса Чакону Баха. Играет, зная, что сейчас умрет. Постепенно к одинокому голосу скрипки подключается оркестр: Чакона крепнет, растет, звук ширится, словно расправляя крылья, вздымается над сценой, будто исполинская фигура самого Иоганна Себастьяна Баха вдруг нависает над жалкими фигурами палачей. И тут мы вспоминаем, что есть и другая Германия, и другие немцы – те, что создали великую культуру; гении, для которых человеческая жизнь была драгоценна и неповторима.

Ссылка: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/09/20/657674-operu-mechislava-vainberga

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
МАЙ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
апрель 2017 июнь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  30 мая 2017 (вт) в 18:30

Премьера

А. Дворжак
РУСАЛКА

Опера в трех действиях

 
  31 мая 2017 (ср) в 18:30

Премьера

А. Дворжак
РУСАЛКА

Опера в трех действиях

 
  01 июня 2017 (чт) в 18:30

Ф. Гласс
САТЬЯГРАХА

Опера в трех действиях

 
  02 июня 2017 (пт) в 18:30

ВЕЧЕР БАЛЕТА
ВАРИАЦИИ САЛЬЕРИ, ПЯТЬ ТАНГО, STEP LIGHTLY


 
  03 июня 2017 (сб) в 18:00

П. Чайковский
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57