106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  26 апреля 2018
Поздравляем!

24 апреля заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков по поручению главы региона Евгения Куйвашева вручил премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  25 апреля 2018
Министерство культуры Свердловской области объявило лауреатов губернаторской премии в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  24 апреля 2018
Надежда Бабинцева станет гостьей встречи Клуба друзей театра

Заключительная в этом сезоне встреча состоится 29 апреля (воскресенье).

 
  подробнее...  
  22 апреля 2018
Пресса о премьере оперы

 
  подробнее...  
  17 апреля 2018
Урал Опера Балет принимает поздравления

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Началась сценическая жизнь "опальной" оперы Вайнберга

Валерий Кичин, Российская газета
20 сентября 2016

Это прозвучало очень мощно: когда мир раскалился мрачным предчувствием, с оперной сцены напомнили о том, что многие уже воспринимают чисто теоретически. Что такое война не в кино, а в реальности. Что такое отчаяние. И как людей пытали унижением. Как развращает власть одного над другим. И как больно в таких условиях оставаться человеком.

 Премьера "Пассажирки" в Екатеринбургской академической опере - прежде всего поступок людей общественно активных и творчески состоятельных. Они не только вернули из небытия одну из главных опер ХХ века, но и стронули лавину: на российской музыкальной сцене возник большой международный проект - возвращение народу и миру Мечислава Вайнберга, композитора, художника, личности. До сих пор его имя мелькало главным образом в титрах фильмов "Летят журавли", "Последний дюйм", "Винни-Пух", а оперное наследие оставалось России неизвестным. Что здесь было виной - "неправильная" фамилия или поговорка о пророке в своем отечестве? В комплекс входил также чуждый советским властям гуманистический посыл его творений, естественное неприятие любого зла и отстаивание прав любого человека. Поэтому и "Пассажирку", сюжетно связанную с Освенцимом, так легко было ассоциировать со сталинскими концлагерями. Поэтому мелкая тирания надзирательницы женского барака воспринималась в параллель с тиранией любой крупности: тирану мало безраздельной власти, он хочет, чтобы его власть еще и любили.

Постановку осуществили главный дирижер театра Оливер фон Дохнаньи и режиссер Тадеуш Штрасбергер, чьи спектакли идут в Вашингтоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Лондоне; инициатором и вдохновителем проекта стал директор театра Андрей Шишкин. Как и в предыдущем спектакле тандема фон Дохнаньи - Штрасбергер "Сатьяграха", в "Пассажирке" в действо вовлечен весь зрительный зал: идет прямое обращение погибших к нам, живущим, к нашей убаюканной временем совести. Это сильный прием, ему невозможно сопротивляться, эффект сопереживания и включенности в действо здесь имеет мало аналогов.

Музыкальный материал оперы - вызов и для труппы и для зрителя. Никаких сладкоголосых арий, сложнейшие по структуре ансамбли - спор разрушенных гармоний, ада с утраченным раем, погибающей, но не сдающейся души - и торжествующей ненависти ко всему живому. Тоскливая, как стон, народная песня и отголоски мирных джазов существуют среди развалин былой жизни, их беспощадно давят металлические лязги, глухие удары, тревожные перезвоны: это произведение столь же оперное, сколь и симфоническое. Его невозможно анализировать хладным разумом, его не слушаешь - его ощущаешь как одно из трагичных событий жизни. И оркестр, и сильная труппа, и особенно хор театра не просто выдержали испытание - они предложили какой-то новый уровень существования оперного искусства: не исполнение партитуры, а мучительное проживание предсмертного кошмара, отчаянную попытку докричаться уже с той стороны вечности: "Если заглохнет эхо их голосов, мы погибнем…". Тугая струна, которой хлещут по душе, чтобы выбить из нее пыль и равнодушие. Так, вероятно, воспринимали первые слушатели "Реквием" Верди.

В сценографии Тадеуша Штрасбергера людской мир уже весь изъеден ржавчиной, как язвами. Шикарный океанский лайнер, где произойдет встреча вчерашней эсэсовки Лизхен с чудом уцелевшей полькой Мартой, напоминает уже утонувший "Титаник", на палубе которого еще дергаются в конвульсивном танце дамы и господа. Он не контрастирует с дымящими трубами крематориев - он уже в них вписан: народ для тлена собрался. Пепельных оттенков занавес - фото внутренней стены газовой камеры, которое режиссер сделал в Освенциме, - последнее, что видели узники. Контрасты опасной беззаботности на грани смерти - в музыке и в костюмах Виты Цыкун: полетная элегантность - и тяжеловесные бесформенные робы, делающие людей неразличимыми. Этот спектакль нас не щадит, но после него ощущение спавшей с души пелены: он не гнетет, а очищает. Его лейтмотив - свобода как высшее счастье. Право, которое нельзя отнять у человека, даже брошенного на нары. Идеал и счастье всего живого. И если ее нет - она будет сниться. Блестяще придуман просветляющий финал: два антагониста, две искалеченные эпохой женщины пытливо всматриваются друг другу в глаза, словно пытаясь понять, как было возможно падение. И мы вглядываемся в них в поисках того же ответа.

Конечно, это не об Освенциме и не о Холокосте. Это о трагедии больной совести: ее можно заговорить, но нельзя ни излечить, ни заглушить. Это о нескончаемом поединке тирана и жертвы. Это о духовной высоте униженных - и адских муках их мучителей. И о том, как тонка грань между долгом перед страной и преступлением перед человечеством. "Я честная немка, - уговаривает себя героиня, - я выполняла приказ". И снова на память приходят знакомые самооправдания: "Такое было время!" У творения Вайнберга не случайно так трудно сложилась судьба: здесь опера спустилась с котурн условностей и стала всегда актуальной. Как бывает с великими книгами.

Тадеушу Штрасбергеру лучше всего удаются движения масс, что было ясно уже по "Сатьяграхе": в обоих спектаклях хоровые сцены - самые впечатляющие. Достоинство режиссуры - работа с актерами. В спектакле, который я видел, Лизу пела Ксения Ковалевская, Марту - Елена Дементьева, русскую партизанку Катю - Наталья Мокеева, француженку Иветт - Ольга Вутирас. Это не только тончайшая работа с нюансами в вокале - это мощные актерские работы, запоминающиеся индивидуальности, для каждой найден точный пластический рисунок, и вкупе все они создают единый образ вселенской народной беды. Более прямолинейно и стандартно, без затей, решены фигуры гитлеровцев, здесь трагическое действо опасно сближается с плакатом. И, конечно, кульминацией спектакля, его камертоном становится Чакона Баха, которую играет обреченный на смерть скрипач, - гармония, несмотря ни на что, торжествует над хаосом, и у нас появляется возможность перевести дыхание.

В феврале спектакль обещают показать москвичам.

Ссылка: https://rg.ru/2016/09/20/reg-urfo/nachalas-scenicheskaia-zhizn-opalnoj-opery-vajnberga.html

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АПРЕЛЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
март 2018 май 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  27 апреля 2018 (пт) в 18:30

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  28 апреля 2018 (сб) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  29 апреля 2018 (вс) в 18:00

А. Бородин
КНЯЗЬ ИГОРЬ

Опера в трех действиях

 
  02 мая 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
ЗОЛУШКА

Балет в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57