106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
23 сентября 2017 – Открытие сезона Клуба Друзей Екатеринбургского театра оперы и балета


 
  подробнее...  
 
Апрель 2018 года – Богуслав Мартину. «Греческие пассионы»_Первая постановка в России


 
  подробнее...  
 
27 сентября 2017 - Гала-концерт к пятилетию мастерских новой хореографии «DANCE-ПЛАТФОРМА»


 
  подробнее...  
 
Открытые лекции в рамках проекта «Dance-Платформа»


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Пахита"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  22 сентября 2017
Открытые лекции в рамках проекта «Dance-Платформа»

26 и 28 сентября в лектории Ельцин-центра состоятся встречи с одним из опытнейших российских менеджеров музыкального театра Антоном Гетьманом и хореографом Вячеславом Самодуровым.

 
  подробнее...  
  21 сентября 2017
Детский театральный хор провел смену

Минувшим летом детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета провел профильную смену "Поющие вместе" в городском лагере, расположившемся на базе Лицея № 8 им. С. Дягилева.

 
  подробнее...  
  19 сентября 2017
В Екатеринбурге представили новую «Волшебную флейту», которая переносит зрителя в XIX век

Критик Екатерина Беляева – о премьере Екатеринбургского театра оперы и балета

 
  подробнее...  
  18 сентября 2017
Андрей Шишкин: «Наши залы загружены на 93%. Для оперного театра это очень много»

Интервью директора Екатеринбургского театра оперы и балета порталу Global City

 
  подробнее...  
  15 сентября 2017
Четыре премьеры нового сезона

Екатеринбургский театр оперы и балета открыл сезон “Волшебной флейтой” Моцарта.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Началась сценическая жизнь "опальной" оперы Вайнберга

Валерий Кичин, Российская газета
20 сентября 2016

Это прозвучало очень мощно: когда мир раскалился мрачным предчувствием, с оперной сцены напомнили о том, что многие уже воспринимают чисто теоретически. Что такое война не в кино, а в реальности. Что такое отчаяние. И как людей пытали унижением. Как развращает власть одного над другим. И как больно в таких условиях оставаться человеком.

 Премьера "Пассажирки" в Екатеринбургской академической опере - прежде всего поступок людей общественно активных и творчески состоятельных. Они не только вернули из небытия одну из главных опер ХХ века, но и стронули лавину: на российской музыкальной сцене возник большой международный проект - возвращение народу и миру Мечислава Вайнберга, композитора, художника, личности. До сих пор его имя мелькало главным образом в титрах фильмов "Летят журавли", "Последний дюйм", "Винни-Пух", а оперное наследие оставалось России неизвестным. Что здесь было виной - "неправильная" фамилия или поговорка о пророке в своем отечестве? В комплекс входил также чуждый советским властям гуманистический посыл его творений, естественное неприятие любого зла и отстаивание прав любого человека. Поэтому и "Пассажирку", сюжетно связанную с Освенцимом, так легко было ассоциировать со сталинскими концлагерями. Поэтому мелкая тирания надзирательницы женского барака воспринималась в параллель с тиранией любой крупности: тирану мало безраздельной власти, он хочет, чтобы его власть еще и любили.

Постановку осуществили главный дирижер театра Оливер фон Дохнаньи и режиссер Тадеуш Штрасбергер, чьи спектакли идут в Вашингтоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Лондоне; инициатором и вдохновителем проекта стал директор театра Андрей Шишкин. Как и в предыдущем спектакле тандема фон Дохнаньи - Штрасбергер "Сатьяграха", в "Пассажирке" в действо вовлечен весь зрительный зал: идет прямое обращение погибших к нам, живущим, к нашей убаюканной временем совести. Это сильный прием, ему невозможно сопротивляться, эффект сопереживания и включенности в действо здесь имеет мало аналогов.

Музыкальный материал оперы - вызов и для труппы и для зрителя. Никаких сладкоголосых арий, сложнейшие по структуре ансамбли - спор разрушенных гармоний, ада с утраченным раем, погибающей, но не сдающейся души - и торжествующей ненависти ко всему живому. Тоскливая, как стон, народная песня и отголоски мирных джазов существуют среди развалин былой жизни, их беспощадно давят металлические лязги, глухие удары, тревожные перезвоны: это произведение столь же оперное, сколь и симфоническое. Его невозможно анализировать хладным разумом, его не слушаешь - его ощущаешь как одно из трагичных событий жизни. И оркестр, и сильная труппа, и особенно хор театра не просто выдержали испытание - они предложили какой-то новый уровень существования оперного искусства: не исполнение партитуры, а мучительное проживание предсмертного кошмара, отчаянную попытку докричаться уже с той стороны вечности: "Если заглохнет эхо их голосов, мы погибнем…". Тугая струна, которой хлещут по душе, чтобы выбить из нее пыль и равнодушие. Так, вероятно, воспринимали первые слушатели "Реквием" Верди.

В сценографии Тадеуша Штрасбергера людской мир уже весь изъеден ржавчиной, как язвами. Шикарный океанский лайнер, где произойдет встреча вчерашней эсэсовки Лизхен с чудом уцелевшей полькой Мартой, напоминает уже утонувший "Титаник", на палубе которого еще дергаются в конвульсивном танце дамы и господа. Он не контрастирует с дымящими трубами крематориев - он уже в них вписан: народ для тлена собрался. Пепельных оттенков занавес - фото внутренней стены газовой камеры, которое режиссер сделал в Освенциме, - последнее, что видели узники. Контрасты опасной беззаботности на грани смерти - в музыке и в костюмах Виты Цыкун: полетная элегантность - и тяжеловесные бесформенные робы, делающие людей неразличимыми. Этот спектакль нас не щадит, но после него ощущение спавшей с души пелены: он не гнетет, а очищает. Его лейтмотив - свобода как высшее счастье. Право, которое нельзя отнять у человека, даже брошенного на нары. Идеал и счастье всего живого. И если ее нет - она будет сниться. Блестяще придуман просветляющий финал: два антагониста, две искалеченные эпохой женщины пытливо всматриваются друг другу в глаза, словно пытаясь понять, как было возможно падение. И мы вглядываемся в них в поисках того же ответа.

Конечно, это не об Освенциме и не о Холокосте. Это о трагедии больной совести: ее можно заговорить, но нельзя ни излечить, ни заглушить. Это о нескончаемом поединке тирана и жертвы. Это о духовной высоте униженных - и адских муках их мучителей. И о том, как тонка грань между долгом перед страной и преступлением перед человечеством. "Я честная немка, - уговаривает себя героиня, - я выполняла приказ". И снова на память приходят знакомые самооправдания: "Такое было время!" У творения Вайнберга не случайно так трудно сложилась судьба: здесь опера спустилась с котурн условностей и стала всегда актуальной. Как бывает с великими книгами.

Тадеушу Штрасбергеру лучше всего удаются движения масс, что было ясно уже по "Сатьяграхе": в обоих спектаклях хоровые сцены - самые впечатляющие. Достоинство режиссуры - работа с актерами. В спектакле, который я видел, Лизу пела Ксения Ковалевская, Марту - Елена Дементьева, русскую партизанку Катю - Наталья Мокеева, француженку Иветт - Ольга Вутирас. Это не только тончайшая работа с нюансами в вокале - это мощные актерские работы, запоминающиеся индивидуальности, для каждой найден точный пластический рисунок, и вкупе все они создают единый образ вселенской народной беды. Более прямолинейно и стандартно, без затей, решены фигуры гитлеровцев, здесь трагическое действо опасно сближается с плакатом. И, конечно, кульминацией спектакля, его камертоном становится Чакона Баха, которую играет обреченный на смерть скрипач, - гармония, несмотря ни на что, торжествует над хаосом, и у нас появляется возможность перевести дыхание.

В феврале спектакль обещают показать москвичам.

Ссылка: https://rg.ru/2016/09/20/reg-urfo/nachalas-scenicheskaia-zhizn-opalnoj-opery-vajnberga.html

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
СЕНТЯБРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
август 2017 октябрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  24 сентября 2017 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
  26 сентября 2017 (вт) в 18:30

Дж. Верди
ТРАВИАТА

Опера в трех действиях

 
  27 сентября 2017 (ср) в 18:30

DANCE-ПЛАТФОРМА

 
  29 сентября 2017 (пт) в 18:30

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57