105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
7, 8, 9, 16 и 19 апреля 2017 - премьера балета "ЖИЗЕЛЬ"


 
  подробнее...  
 
24 апреля 2017 - хореографический спектакль RED BULL ИЗНАНКА


 
  подробнее...  
 
19, 20, 21 мая 2017 - премьера оперы "РУСАЛКА"


 
  подробнее...  
 
8 февраля - 16 апреля 2017 - Выставка "АРХЕТИП БАЛЕТА"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  21 февраля 2017
На фестивале «Золотая маска» показали балет "Ромео и Джульетта"

Рецензии

 
  подробнее...  
  21 февраля 2017
В Москве с 16 по 20 февраля 2017 прошел Международный Форум «Мечислав Вайнберг (1919-1996). Возвращение»

Состоялся показ оперы «Пассажирка», а также творческая встреча с постановщиками спектакля Екатеринбургского театра и автором литературного первоисточника оперы Зофьей Посмыш

 
  подробнее...  
  17 февраля 2017
На фестивале «Золотая маска» показали оперу «Кармен»

Рецензии

 
  подробнее...  
  16 февраля 2017
Екатеринбургская «Кармен» на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в рамках Фестиваля «Золотая Маска»

Отзывы зрителей

 
  подробнее...  
  16 февраля 2017
15 февраля состоялась пресс-конференция, посвященная проекту «Золотая Маска в кино»

Участники пресс-конференции: Владимир Мединский, Мария Ревякина, Андрей Шишкин, Вячеслав Самодуров, Ирина Прохорова, Надежда Котова и Вера Курочкина

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

«Пассажирка» М.Вайнберга – уникальная премьера в Екатеринбургской опере

Наталия Иванчук, Сайт Польского общества «Полярос»
21 сентября 2016

Без преувеличения можно сказать, что 2016 год стал открытием музыки Мечислава Вайнберга в России, причем у Екатеринбурга в этом плане оказалась особая миссия.

Без преувеличения можно сказать, что 2016 год стал открытием музыки Мечислава Вайнберга в России, причем у Екатеринбурга в этом плане оказалась особая миссия. Ещё весной на сцене Екатеринбургского оперного театра состоялась премьера симфонии композитора «Цветы Польши», в качестве дирижера была приглашена молодой талантливый польский музыкант Моника Волиньска. В сентябре текущего года в Уральской консерватории прошел концерт камерной музыки М.Вайнберга – звучал его Фортепианный квинтет, Соната №4 для скрипки и фортепиано, а также вокальный цикл «Баюкая ребенка». И вот – самый важный проект года, первая театральная постановка оперы «Пассажирка» в России на сцене Екатеринбургского оперного. Думается, что такой интерес к музыке композитора, конечно же, не случаен, и он наблюдается по всему миру. Глубокая содержательность его творчества, обращение к вечным темам – войне, обличению зла, трагедии народа и отдельной личности, воссозданной им с потрясающей силой драматизма и тонкой проникновенностью, заставляет снова и снова обращаться к его творчеству. Личная судьба композитора также полна сложных драматических перипетий, напрямую связанных с трагическими страницами Второй мировой войны. М.Вайнберг принадлежит двум странам, двум культурам. Родился он в 1919 году в Варшаве, в еврейской семье, в 1939 году после вторжения немцев в Польшу бежал в Советский Союз. Надо сказать, что к тому времени он успел окончить Варшавскую консерваторию по классу фортепиано. Оказавшись в СССР, в Минске, музыкант мечтает о композиторском образовании, и блестяще заканчивает консерваторию за два года. Во время Великой Отечественной войны Вайнберг жил и работал в Ташкенте, писал музыку для театра. Счастливый случай помог оказаться автору в Москве – присланная Шостаковичу партитура Первой симфонии Вайнберга сыграла в этом важную роль. Дмитрий Дмитриевич по достоинству оценил произведение молодого композитора и пригласил его в столицу. С этого момента началась трогательная и искренняя дружба двух музыкантов, продлившаяся до кончины Шостаковича в 1975 году. Вайнберг всегда восхищался Шостаковичем, называл его своим духовным учителем, а сам великий музыкант не раз помогал своему младшему коллеге в самых непростых ситуациях. Достаточно сказать, что когда Вайнберг незадолго до смерти Сталина был арестован, Шостакович написал письмо в защиту своего друга, и это способствовало скорому его освобождению. Также сохранилось немало высказываний Дмитрия Шостаковича, в которых великий мастер с большим пиететом отзывается о творчестве Мечислава Вайнберга, в том числе и о самом значительном его произведении – опере «Пассажирка»: «Не устаю восхищаться этой оперой. Трижды слушал её, изучал партитуру, и с каждым разом всё глубже постигал красоту и величие этой музыки. Мастерское, совершенное по форме и стилю произведение. Я воспринимаю эту оперу как гимн человеку, гимн интернациональной солидарности людей, противостоящих самому страшному в мире злу, имя которому – фашизм. Обращение к памяти, а значит и к совести каждого из нас, полно глубокого смысла. Чтобы ужасы прошлого никогда не повторились, мы должны помнить об этом прошлом, свято хранить память о тех, кто отдал свои жизни за нашу свободу».

Созданная в 1968 году, опера «Пассажирка» при жизни композитора исполнялась только в концертном варианте, и лишь в 2010 году впервые обрела сценическую жизнь, причем в Австрии, в городе Брегенц. Отрадно, что нашлись истинные подвижники, почитатели таланта замечательного композитора, которые мечтали о том, чтобы опера увидела свет в России. Очень тщательно, продуманно во всех деталях велась работа над этим проектом, в результате сложился интернациональный коллектив – Тадэуш Штрасбергер, режиссер и сценограф оперы (США), Оливер фон Дохнаньи, дирижер-постановщик (Словакия), Вита Цыкун (США), хормейстер Анжелика Грозина. Ведущие солисты Екатеринбургского оперного осуществили эту премьеру – Наталья Карлова (Марта), Надежда Бабинцева (Лиза), Дмитрий Стародубов (Тадеуш), Владимир Чеберяк (Вальтер).

Однако история «Пассажирки» началась задолго до премьеры, и важнейшую роль в её сценической судьбе сыграли три человека – Андрей Устинов, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение», Андрей Шишкин, директор Екатеринбургского театра оперы и балета и Александр Ласковски, журналист, музыкальный и общественный деятель, руководитель экспертной группы Института Адама Мицкевича в Варшаве. Ещё в 2015 году на Международной музыковедческой конференции в Москве «Россия-Польша: музыкальный диалог» была достигнута договоренность о большом культурном проекте, посвященном М.Вайнбергу, который включал бы конференции и творческие встречи, исполнение шедевров и новые театральные постановки. Выбор «Пассажирки» в качестве спектакля для постановки в Екатеринбургском оперном театре оказался глубоко символичным и животрепещущим для нашего времени. Культура памяти сегодня необычайна важна, если мы помним, то мы ответственны за происходящее. Так считают все, кто работал над оперой, в частности, режиссер Тадэуш Штрассбергер; «Это спектакль об ответственности перед миром каждого из нас. Важно, чтобы люди задумались об этом, чтобы трагедия войны никогда не повторилась. История «Пассажирки» проникнута болью и страданием, и все же я верю, что нам удастся увести из неё мотивы мщения и ненависти, а в финале отправить в космос послание о любви и прощении».

Необыкновенна по силе трагизма литературная основа оперы. Это повесть Зофьи Посмыш, бывшей узницы Освенцима. На её основе российский драматург и музыковед Александр Медведев создал либретто оперы. К счастью, писательница живет среди нас и смогла побеседовать с постановщиками спектакля. В июле 2015 года Институт Адама Мицкевича организовал поездку в Варшаву и встречу с этой прекрасной женщиной, удивительно стойкой, мужественной, от которой словно исходит свет и доброта. Она рассказала, что её произведение автобиографично, но лишь отчасти: «Это история миллионов узников концлагерей. Я лишь поделилась своим опытом и счастлива, то моя история может стать вдохновением для тех, кто пожелает обратиться к этой важной теме и сказать в ней что-то своё». Писательница очень хотела приехать на премьеру, но всё-таки солидный возраст и состояние здоровья дали о себе знать, и потому она записала видеообращение к зрителям, очень прочувствованное и искреннее. Перед показом оперы оно появилось на экране.

Каков же сюжет этого трагического произведения? Прошло 15 лет после войны. Супруги Лиза и Вальтер плывут на корабле из Германии в Бразилию. Муж назначен послом Германии в Бразилии. Путешествие начинается прекрасно, но вдруг в одной из пассажирок Лиза узнает бывшую узницу Освенцима, Марту. Страшные воспоминания не дают дышать, они мучают, преследуют, ведь во времена фашизма Лиза была на службе в СС. Она рассказывает мужу о тщательно скрываемом своём прошлом, он в ярости, ведь под угрозой будущая карьера дипломата. В ночных кошмарах Лиза видит картины из прошлого, Марту и её возлюбленного, скрипача, расстрелянного фашистами, а также образы тысяч заключенных. Здесь полный интернационал – вот русская девушка Катя, чешка Бронка, француженка Иветта, еврейка Хана и другие – все они обречены на смерть.

Переплетение прошлого и настоящего – в этом движущая сила сюжета, в этом главный конфликт – возможно ли примирить настоящее и прошлое, а если нет, то так соотнести свои поступки в прошлом с тем, чем ты являешься в настоящий момент.

В этом спектакле, на мой взгляд, выдающаяся работа режиссера. Первое, что мы видим – это занавес, закрывающий сцену, он ничем не напоминает классический оперный. Это фотография, которую сделал Тадэуш Штрассбергер внутри газовой камеры. Он специально побывал в Освенциме, ему важно было, чтобы зритель мог представить, что видели узники перед смертью. Занавес поднимается, и мы видим железную конструкцию с вырезанными иллюминаторами, двух людей в каюте. Затем мы попадаем во внутрь корабля – здесь царит праздник, атмосфера расслабленности, играет джаз и здесь же происходит встреча Лизы со своей бывшей заключенной. Атмосфера праздника рушится, точнее, рушится мир Лизы и потому навязчивым и враждебным кажется ей теперь мир, где звучит музыка, танцуют, наслаждаются жизнью. Вообще, вся драматургия спектакля основана на контрастах, различных стилистических пластах. Есть в опере потрясающий по силе воздействия эпизод – комендант лагеря приказывает возлюбленному Марты Тадеушу сыграть на скрипке его любимый вальс. Но юноша нарушает приказ, и звучит совсем другая музыка – гениальная «Чакона» Баха. Тем самым, музыка оказывается символом протеста, она единственное, что есть человечного в этом мире вражды и насилия. Внезапно музыка обрывается, офицеры разбивают скрипку и уводят Тадеуша на расстрел. Высокое и низменное, возвышенная Чакона и дешевый вальс также становятся героями в этой схватке, и Вайнберг талантливо выстраивает этот диалог. Вальс как призрак из прошлого предстает перед Лизой, когда она слышит, как Марта заказывает любимое произведение коменданта. И вот, уже первые его звуки, исполняемые ансамблем музыкантов на корабле, вновь побуждают к страшным воспоминаниям.

В музыке Вайнберга много жестких, острых, механистичных звучаний, особенно у оркестра. И ещё у него особенная, непривычная, ломаная ритмика. Но не только это мы слышим, есть немало поразительных по красоте и мелодичности эпизодов, раскрывающих всю гамму чувств этих людей, волею судьбы оказавшихся перед лицом неминуемой гибели. Одно из лучших сольных высказываний – монолог русской девушки Кати, выдержанный в духе народной песни. Он звучит без сопровождения, и в этом особый, сокровенный смысл, словно обнаженная душа взывает к Богу, Космосу, и кажется, что уже нет боли, страданий, голос парит над землей. «Чистейшего звука высокая власть» как говорила А.Ахматова. Велика и роль хора в опере. Он огромен по составу, поет и на сцене, и из-за кулис, олицетворяя в данном случае память главной героини. Он словно воплощает душу тех, кто остался там, в Освенциме.

Спектакль получился очень ярким, сильным по воздействию, держащим в напряжении от первого до последнего звука. Редко бывает в последнее время, что принимаешь спектакль безоговорочно. И в этом заслуга абсолютно всех - певцов, оркестрантов, режиссера, дирижера, хормейстера, художника по костюмам. Особенно хочется отметить исполнительниц главных женских ролей – Лизы (Надежда Бабинцева) и Марты (Наталья Карлова).

Безусловно, спектакль стал событием и, что особенно важно, очень многие люди впервые познакомились с музыкой этого выдающегося мастера, к слову сказать, автора 22 симфоний, многочисленных камерных сочинений и популярной музыки к кинофильмам. К сожалению, в 80-е и 90-е годы имя Вайнберга было вытеснено более громкими именами – Альфред Шнитке, София Губайдулина, Эдисон Денисов и другие. Сегодня можно с уверенностью говорить о возрождении музыки великого польского и российского композитора. Думается, что в недалеком будущем «Пассажирку» ждет успех и на других оперных сценах России.

Ссылка: http://www.eburgpolaros.ru/other/

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ФЕВРАЛЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
январь 2017 март 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  28 февраля 2017 (вт) в 18:30

Дж. Верди
ОТЕЛЛО

Опера в двух действиях

 
  01 марта 2017 (ср) в 18:30

ОДНОАКТНЫЕ БАЛЕТЫ
EN POINTE / НА ПУАНТАХ

Пахита, Пять танго, Вариации Сальери

 
  02 марта 2017 (чт) в 18:30

Ж. Бизе
КАРМЕН

Опера в четырех действиях

 
  04 марта 2017 (сб) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  05 марта 2017 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57