106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  26 апреля 2018
Поздравляем!

24 апреля заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков по поручению главы региона Евгения Куйвашева вручил премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  25 апреля 2018
Министерство культуры Свердловской области объявило лауреатов губернаторской премии в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  24 апреля 2018
Надежда Бабинцева станет гостьей встречи Клуба друзей театра

Заключительная в этом сезоне встреча состоится 29 апреля (воскресенье).

 
  подробнее...  
  22 апреля 2018
Пресса о премьере оперы

 
  подробнее...  
  17 апреля 2018
Урал Опера Балет принимает поздравления

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

«Пассажирка» в Екатеринбурге: впечатляющая опера, которую должны запомнить

Дэвид Карлин, Музыкальный портал «Bachtrack»
21 сентября 2016

Основные события «Пассажирки» Мечислава Вайнберга разворачиваются в Аушвице (Освенцим). Основой для оперы послужила радиопьеса, написанная бывшей узницей лагеря Аушвиц Зофьей Посмыш и позднее ставшая фильмом и повестью. Это опера о выборе между памятью и забвением свершившегося зла – преступной вины и боли тех, кто выжил. Новая постановка Тадэуша Штрасбергера в Екатеринбургском театре оперы и балета предлагает нам заглянуть в эту бездну глазами двух персонажей: Марты (это, несомненно, сама Посмыш), которая хочет помнить, и Лизы, которая предпочла бы забыть свое прошлое надзирательницы-эсэсовки.

 По сравнению с другими известными мне операми, партитура Вайнберга отличается необычайным разнообразием. Тема СС обозначена брутальными, резкими фигурами медных и литавр. Присутствуют моменты напряженного лирического звучания струнных. На борту лайнера, под звуки исполняемых джаз-оркестром слащаво-сентиментальных танцевальных мелодий, спустя 15 лет после войны Лиза с ужасом узнает Марту. Заключенная Катя исполняет а капелла песню своей родины – русскую «Долину-долинушку». Фигурами ксилофона часто сопровождается смена картин. Используются многочисленные элементы, более присущие музыкальному оформлению фильма – это повторяющиеся мотивы, привязанные к определенным действиям, а также их вариации, сплетающие эти действия в общую канву. И мучительная кульминация в сцене исполнения Тадеушем, возлюбленным Марты, мелодии Чакона Ре-минор Баха, сначала звучащей соло на сцене, затем подхватываемой оркестром и обрывающейся на высокой ноте ревом медных, когда эсэсовцы ногами разбивают его скрипку.

При всей атональности, и местами резкости, эту музыку на удивление легко слушать. Но она и чертовски трудна для исполнения и пения, со всеми ее многочисленными переплетающимися линиями и темами, певцам зачастую приходилось вести партию почти вне связи с одновременно звучащей фоном музыкой. Дирижер Оливер фон Дохнаньи создал превосходное оркестровое сопровождение, раскрыв все краски эклектизма Вайнберга и превратив его в калейдоскоп меняющихся настроений. Исполнение было четко прочерченным, точным и напряженным.

В «Пассажирке» большой состав исполнителей, в ней только пятнадцать сольных партий. Могли возникнуть опасения, а хватит ли на это сил у провинциальной оперной труппы, но нет: на большинство партий театр имеет по три состава. Все исполнители на премьере (и, разумеется, исполнители другого состава, которых я слышал на генеральной репетиции) одинаково превосходны. Надежда Бабинцева была одинаково естественна как в теплом меццо Лизы в ее более зрелом возрасте на палубе судна, так и в ее угловатых, ломаных речитативных ритмах в лагере. В ее упреке Марте, «не ценишь ты моей доброты» сквозит ирония, и это один из многих моментов, когда ключевые фразы в диалоге приобретают действительно сильное звучание при сочетании текста, музыки и певческой выразительности. Другой пример – Владимир Чеберяк, исполнивший партию Вальтера, с его обвинением Лизе: «повинна ли щепка, которую всосал в свою пучину водоворот» Наталья Карлова в партии Марты продемонстрировала богатство тембра своего сопранного диапазона с особо эффективным использованием вибрато, формирующим и окрашивающим звучание. Ария Кати, исполненная а капелла Ольгой Теняковой, создает ощущение чистоты и старины.

Постановка «Пассажирки» Дэвидом Паунтни – сначала для фестиваля в Брегенце (Австрия), а позднее для Английской Национальной оперы – создавалась в строгом следовании сценическим ремаркам либретто, с разделением сцены на пространство круизного лайнера в верхней конструкции и на концлагерное пространство внизу. Штрасбергер поступает по-иному, у него события, происходящие на корабле, в лагере и в снах заключенных, легко переплетаются одно с другим через использование чисто режиссерских приемов в сочетании с подвижными декорациями, где в первую очередь – это рама с большими квадратными иллюминаторами лайнера. В ней состоит исключительно действенная концепция, особенно если учесть внимание Штрассбергера к деталям всех сложных траекторий перемещения героев по сцене и к тому, каким образом они освещены. Отдельные элементы декораций разграничивают разные пространства лагеря, в котором высокие дымящиеся кирпичные трубы печей особенно впечатляют. Костюмы Виты Цыкун решают трудную задачу сделать девять женских персонажей в полосатых лагерных робах отличными одна от другой, чтобы всегда было понятно, кто есть кто.

Это первая полная сценическая постановка «Пассажирки» в России по оригинальному тексту либретто Александра Медведева. Смелый шаг, как в политическом, так и в художественном плане. В политическом, потому что нетрудно мысленно перебросить мостик от концентрационного лагеря к ГУЛАГу, и от СС к КГБ. В художественном, потому что здешняя аудитория считается консервативной и привыкшей к опере как уходу от действительности, и грубое насилие в повествовании многим может показаться вызывающим.

Штрасбергер держит нажатыми эмоциональные кнопки до конца. В предпоследней сцене в хоре бывших заключенных выделяется пожилая женщина – очевидно, это образ самой Посмыш, она рассказывает историю двум детям. В следующем за ней эпилоге Лиза и Марта сидят в своих одинаковых каютах, каждая напротив своего зеркала на туалетном столике. Но отсутствует не только разделяющая каюты перегородка, но и стекла в зеркалах: обе женщины видят лишь друг друга.

Ссылка: https://bachtrack.com/review-weinberg-passenger-strassberger-ekaterinburg-september-2016

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АПРЕЛЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
март 2018 май 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  27 апреля 2018 (пт) в 18:30

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  28 апреля 2018 (сб) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  29 апреля 2018 (вс) в 18:00

А. Бородин
КНЯЗЬ ИГОРЬ

Опера в трех действиях

 
  02 мая 2018 (ср) в 18:30

С. Прокофьев
ЗОЛУШКА

Балет в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57