106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Международный проект «Греческие пассионы». Первая Постановка в России»


 
  подробнее...  
 
25 ноября: "Царская невеста" к юбилею заслуженной артистки России Светланы Пастуховой


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
Благотворительная выставка-ярмарка "От сердца к сердцу"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  22 ноября 2017
Андрей Шишкин получил награду "За заслуги перед Свердловской областью"

21 ноября губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев вручил государственные и региональные награды выдающимся уральцам.

 
  подробнее...  
  22 ноября 2017
Александр Алиев дебютирует в партии Онегина

23 ноября солист оперы Александр Алиев впервые исполнит заглавную партию в опере "Евгений Онегин".

 
  подробнее...  
  20 ноября 2017
Проект “Греческие пассионы”: первая постановка в России”. Сценическая читка и дискуссия о Казандзакисе

Показы состоятся 27 и 28 февраля 2018 года в декорационном цехе театра.

 
  подробнее...  
  17 ноября 2017
Спектакли-номинанты "Золотой Маски" будут представлены в Москве

Екатеринбургский театр оперы и балета представит спектакли-номинанты Российской Национальной премии «Золотая Маска» на Новой сцене Большого театра России. Гастроли театра в Москве пройдут с 14 по 18 марта 2018 года.

 
  подробнее...  
  16 ноября 2017
Михаил Грановский даст концерты в Новосибирске и Москве

18 и 24 ноября в Новосибирске и Москве пройдут концерты Новосибирского Академического симфонического оркестра и Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского под управлением главного приглашенного дирижера Екатеринбургского театра оперы и балета Михаила Грановского.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

«Пассажирка» в Екатеринбурге: впечатляющая опера, которую должны запомнить

Дэвид Карлин, Музыкальный портал «Bachtrack»
21 сентября 2016

Основные события «Пассажирки» Мечислава Вайнберга разворачиваются в Аушвице (Освенцим). Основой для оперы послужила радиопьеса, написанная бывшей узницей лагеря Аушвиц Зофьей Посмыш и позднее ставшая фильмом и повестью. Это опера о выборе между памятью и забвением свершившегося зла – преступной вины и боли тех, кто выжил. Новая постановка Тадэуша Штрасбергера в Екатеринбургском театре оперы и балета предлагает нам заглянуть в эту бездну глазами двух персонажей: Марты (это, несомненно, сама Посмыш), которая хочет помнить, и Лизы, которая предпочла бы забыть свое прошлое надзирательницы-эсэсовки.

 По сравнению с другими известными мне операми, партитура Вайнберга отличается необычайным разнообразием. Тема СС обозначена брутальными, резкими фигурами медных и литавр. Присутствуют моменты напряженного лирического звучания струнных. На борту лайнера, под звуки исполняемых джаз-оркестром слащаво-сентиментальных танцевальных мелодий, спустя 15 лет после войны Лиза с ужасом узнает Марту. Заключенная Катя исполняет а капелла песню своей родины – русскую «Долину-долинушку». Фигурами ксилофона часто сопровождается смена картин. Используются многочисленные элементы, более присущие музыкальному оформлению фильма – это повторяющиеся мотивы, привязанные к определенным действиям, а также их вариации, сплетающие эти действия в общую канву. И мучительная кульминация в сцене исполнения Тадеушем, возлюбленным Марты, мелодии Чакона Ре-минор Баха, сначала звучащей соло на сцене, затем подхватываемой оркестром и обрывающейся на высокой ноте ревом медных, когда эсэсовцы ногами разбивают его скрипку.

При всей атональности, и местами резкости, эту музыку на удивление легко слушать. Но она и чертовски трудна для исполнения и пения, со всеми ее многочисленными переплетающимися линиями и темами, певцам зачастую приходилось вести партию почти вне связи с одновременно звучащей фоном музыкой. Дирижер Оливер фон Дохнаньи создал превосходное оркестровое сопровождение, раскрыв все краски эклектизма Вайнберга и превратив его в калейдоскоп меняющихся настроений. Исполнение было четко прочерченным, точным и напряженным.

В «Пассажирке» большой состав исполнителей, в ней только пятнадцать сольных партий. Могли возникнуть опасения, а хватит ли на это сил у провинциальной оперной труппы, но нет: на большинство партий театр имеет по три состава. Все исполнители на премьере (и, разумеется, исполнители другого состава, которых я слышал на генеральной репетиции) одинаково превосходны. Надежда Бабинцева была одинаково естественна как в теплом меццо Лизы в ее более зрелом возрасте на палубе судна, так и в ее угловатых, ломаных речитативных ритмах в лагере. В ее упреке Марте, «не ценишь ты моей доброты» сквозит ирония, и это один из многих моментов, когда ключевые фразы в диалоге приобретают действительно сильное звучание при сочетании текста, музыки и певческой выразительности. Другой пример – Владимир Чеберяк, исполнивший партию Вальтера, с его обвинением Лизе: «повинна ли щепка, которую всосал в свою пучину водоворот» Наталья Карлова в партии Марты продемонстрировала богатство тембра своего сопранного диапазона с особо эффективным использованием вибрато, формирующим и окрашивающим звучание. Ария Кати, исполненная а капелла Ольгой Теняковой, создает ощущение чистоты и старины.

Постановка «Пассажирки» Дэвидом Паунтни – сначала для фестиваля в Брегенце (Австрия), а позднее для Английской Национальной оперы – создавалась в строгом следовании сценическим ремаркам либретто, с разделением сцены на пространство круизного лайнера в верхней конструкции и на концлагерное пространство внизу. Штрасбергер поступает по-иному, у него события, происходящие на корабле, в лагере и в снах заключенных, легко переплетаются одно с другим через использование чисто режиссерских приемов в сочетании с подвижными декорациями, где в первую очередь – это рама с большими квадратными иллюминаторами лайнера. В ней состоит исключительно действенная концепция, особенно если учесть внимание Штрассбергера к деталям всех сложных траекторий перемещения героев по сцене и к тому, каким образом они освещены. Отдельные элементы декораций разграничивают разные пространства лагеря, в котором высокие дымящиеся кирпичные трубы печей особенно впечатляют. Костюмы Виты Цыкун решают трудную задачу сделать девять женских персонажей в полосатых лагерных робах отличными одна от другой, чтобы всегда было понятно, кто есть кто.

Это первая полная сценическая постановка «Пассажирки» в России по оригинальному тексту либретто Александра Медведева. Смелый шаг, как в политическом, так и в художественном плане. В политическом, потому что нетрудно мысленно перебросить мостик от концентрационного лагеря к ГУЛАГу, и от СС к КГБ. В художественном, потому что здешняя аудитория считается консервативной и привыкшей к опере как уходу от действительности, и грубое насилие в повествовании многим может показаться вызывающим.

Штрасбергер держит нажатыми эмоциональные кнопки до конца. В предпоследней сцене в хоре бывших заключенных выделяется пожилая женщина – очевидно, это образ самой Посмыш, она рассказывает историю двум детям. В следующем за ней эпилоге Лиза и Марта сидят в своих одинаковых каютах, каждая напротив своего зеркала на туалетном столике. Но отсутствует не только разделяющая каюты перегородка, но и стекла в зеркалах: обе женщины видят лишь друг друга.

Ссылка: https://bachtrack.com/review-weinberg-passenger-strassberger-ekaterinburg-september-2016

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2017 декабрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  24 ноября 2017 (пт) в 18:30

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  25 ноября 2017 (сб) в 18:00

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  26 ноября 2017 (вс) в 11:00

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  26 ноября 2017 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  28 ноября 2017 (вт) в 18:30

Р. Вагнер
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ

Опера в трех действиях

 
  29 ноября 2017 (ср) в 18:30

TERRA NOVA/НОВАЯ ЗЕМЛЯ
Па де катр, Увертюра, Step Lightly, Занавес.

 
  30 ноября 2017 (чт) в 18:30

Премьера

В.А. Моцарт
ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА

Опера в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57