105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Детский хор театра объявляет набор


 
  подробнее...  
 
7, 8, 9 апреля 2017 - премьера балета "ЖИЗЕЛЬ"


 
  подробнее...  
 
19, 20, 21 мая 2017 - премьера оперы "РУСАЛКА"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  19 января 2017
Международный Форум «Композитор Мечислав Вайнберг. Возвращение»

Театр готовится принять участие в Международном Форуме «Мечислав Вайнберг. Возвращение. 1919–1996. К 100 летию со дня рождения», посвященный жизни и творчеству композитора.

 
  подробнее...  
  12 января 2017
К 130-летию народного артиста СССР Ария Моисеевича Пазовского – дирижера, в разные годы возглавлявшего Свердловский (ныне Екатеринбургский) театр оперы и балета, Кировский (ныне Мариинский) и Большой театры

 
  подробнее...  
  09 января 2017
Газета “ЭКРАН и СЦЕНА” опубликовала мнение театральных и кинокритиков о важнейших событиях прошедшего года

Спектакли Екатеринбургского театра оперы и балета в ряду отмеченных событий

 
  подробнее...  
  26 декабря 2016
Светлая память всем погибшим в авиакатастрофе Ту-154 под Сочи!

Коллектив Екатеринбургского театра оперы и балета выражает искренние соболезнования родным и близким

 
  подробнее...  
  23 декабря 2016
Главные события, ожидаемые в 2017 году

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

«Пассажирка» в Екатеринбурге: впечатляющая опера, которую должны запомнить

Дэвид Карлин, Музыкальный портал «Bachtrack»
21 сентября 2016

Основные события «Пассажирки» Мечислава Вайнберга разворачиваются в Аушвице (Освенцим). Основой для оперы послужила радиопьеса, написанная бывшей узницей лагеря Аушвиц Зофьей Посмыш и позднее ставшая фильмом и повестью. Это опера о выборе между памятью и забвением свершившегося зла – преступной вины и боли тех, кто выжил. Новая постановка Тадэуша Штрасбергера в Екатеринбургском театре оперы и балета предлагает нам заглянуть в эту бездну глазами двух персонажей: Марты (это, несомненно, сама Посмыш), которая хочет помнить, и Лизы, которая предпочла бы забыть свое прошлое надзирательницы-эсэсовки.

 По сравнению с другими известными мне операми, партитура Вайнберга отличается необычайным разнообразием. Тема СС обозначена брутальными, резкими фигурами медных и литавр. Присутствуют моменты напряженного лирического звучания струнных. На борту лайнера, под звуки исполняемых джаз-оркестром слащаво-сентиментальных танцевальных мелодий, спустя 15 лет после войны Лиза с ужасом узнает Марту. Заключенная Катя исполняет а капелла песню своей родины – русскую «Долину-долинушку». Фигурами ксилофона часто сопровождается смена картин. Используются многочисленные элементы, более присущие музыкальному оформлению фильма – это повторяющиеся мотивы, привязанные к определенным действиям, а также их вариации, сплетающие эти действия в общую канву. И мучительная кульминация в сцене исполнения Тадеушем, возлюбленным Марты, мелодии Чакона Ре-минор Баха, сначала звучащей соло на сцене, затем подхватываемой оркестром и обрывающейся на высокой ноте ревом медных, когда эсэсовцы ногами разбивают его скрипку.

При всей атональности, и местами резкости, эту музыку на удивление легко слушать. Но она и чертовски трудна для исполнения и пения, со всеми ее многочисленными переплетающимися линиями и темами, певцам зачастую приходилось вести партию почти вне связи с одновременно звучащей фоном музыкой. Дирижер Оливер фон Дохнаньи создал превосходное оркестровое сопровождение, раскрыв все краски эклектизма Вайнберга и превратив его в калейдоскоп меняющихся настроений. Исполнение было четко прочерченным, точным и напряженным.

В «Пассажирке» большой состав исполнителей, в ней только пятнадцать сольных партий. Могли возникнуть опасения, а хватит ли на это сил у провинциальной оперной труппы, но нет: на большинство партий театр имеет по три состава. Все исполнители на премьере (и, разумеется, исполнители другого состава, которых я слышал на генеральной репетиции) одинаково превосходны. Надежда Бабинцева была одинаково естественна как в теплом меццо Лизы в ее более зрелом возрасте на палубе судна, так и в ее угловатых, ломаных речитативных ритмах в лагере. В ее упреке Марте, «не ценишь ты моей доброты» сквозит ирония, и это один из многих моментов, когда ключевые фразы в диалоге приобретают действительно сильное звучание при сочетании текста, музыки и певческой выразительности. Другой пример – Владимир Чеберяк, исполнивший партию Вальтера, с его обвинением Лизе: «повинна ли щепка, которую всосал в свою пучину водоворот» Наталья Карлова в партии Марты продемонстрировала богатство тембра своего сопранного диапазона с особо эффективным использованием вибрато, формирующим и окрашивающим звучание. Ария Кати, исполненная а капелла Ольгой Теняковой, создает ощущение чистоты и старины.

Постановка «Пассажирки» Дэвидом Паунтни – сначала для фестиваля в Брегенце (Австрия), а позднее для Английской Национальной оперы – создавалась в строгом следовании сценическим ремаркам либретто, с разделением сцены на пространство круизного лайнера в верхней конструкции и на концлагерное пространство внизу. Штрасбергер поступает по-иному, у него события, происходящие на корабле, в лагере и в снах заключенных, легко переплетаются одно с другим через использование чисто режиссерских приемов в сочетании с подвижными декорациями, где в первую очередь – это рама с большими квадратными иллюминаторами лайнера. В ней состоит исключительно действенная концепция, особенно если учесть внимание Штрассбергера к деталям всех сложных траекторий перемещения героев по сцене и к тому, каким образом они освещены. Отдельные элементы декораций разграничивают разные пространства лагеря, в котором высокие дымящиеся кирпичные трубы печей особенно впечатляют. Костюмы Виты Цыкун решают трудную задачу сделать девять женских персонажей в полосатых лагерных робах отличными одна от другой, чтобы всегда было понятно, кто есть кто.

Это первая полная сценическая постановка «Пассажирки» в России по оригинальному тексту либретто Александра Медведева. Смелый шаг, как в политическом, так и в художественном плане. В политическом, потому что нетрудно мысленно перебросить мостик от концентрационного лагеря к ГУЛАГу, и от СС к КГБ. В художественном, потому что здешняя аудитория считается консервативной и привыкшей к опере как уходу от действительности, и грубое насилие в повествовании многим может показаться вызывающим.

Штрасбергер держит нажатыми эмоциональные кнопки до конца. В предпоследней сцене в хоре бывших заключенных выделяется пожилая женщина – очевидно, это образ самой Посмыш, она рассказывает историю двум детям. В следующем за ней эпилоге Лиза и Марта сидят в своих одинаковых каютах, каждая напротив своего зеркала на туалетном столике. Но отсутствует не только разделяющая каюты перегородка, но и стекла в зеркалах: обе женщины видят лишь друг друга.

Ссылка: https://bachtrack.com/review-weinberg-passenger-strassberger-ekaterinburg-september-2016

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ЯНВАРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
декабрь 2016 февраль 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  24 января 2017 (вт) в 18:30

Премьера

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  25 января 2017 (ср) в 18:30

П. Овсянников
КАТЯ И ПРИНЦ СИАМА

Балет в двух действиях

 
  26 января 2017 (чт) в 18:30

Премьера

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  27 января 2017 (пт) в 18:30

П. Овсянников
КАТЯ И ПРИНЦ СИАМА

Балет в двух действиях

 
  28 января 2017 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
МАДАМ БАТТЕРФЛАЙ

Опера в трех действиях

 
  29 января 2017 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

НАШИ ДРУЗЬЯ

 
 

Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И.Глинки
 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57