105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
7, 8, 9, 16 и 19 апреля 2017 - премьера балета "ЖИЗЕЛЬ"


 
  подробнее...  
 
24 апреля 2017 - хореографический спектакль RED BULL ИЗНАНКА


 
  подробнее...  
 
19, 20, 21 мая 2017 - премьера оперы "РУСАЛКА"


 
  подробнее...  
 
8 февраля - 16 апреля 2017 - Выставка "АРХЕТИП БАЛЕТА"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  21 февраля 2017
На фестивале «Золотая маска» показали балет "Ромео и Джульетта"

Рецензии

 
  подробнее...  
  21 февраля 2017
В Москве с 16 по 20 февраля 2017 прошел Международный Форум «Мечислав Вайнберг (1919-1996). Возвращение»

Состоялся показ оперы «Пассажирка», а также творческая встреча с постановщиками спектакля Екатеринбургского театра и автором литературного первоисточника оперы Зофьей Посмыш

 
  подробнее...  
  17 февраля 2017
На фестивале «Золотая маска» показали оперу «Кармен»

Рецензии

 
  подробнее...  
  16 февраля 2017
Екатеринбургская «Кармен» на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в рамках Фестиваля «Золотая Маска»

Отзывы зрителей

 
  подробнее...  
  16 февраля 2017
15 февраля состоялась пресс-конференция, посвященная проекту «Золотая Маска в кино»

Участники пресс-конференции: Владимир Мединский, Мария Ревякина, Андрей Шишкин, Вячеслав Самодуров, Ирина Прохорова, Надежда Котова и Вера Курочкина

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

В Екатеринбургском оперном театре поставили «Пассажирку» Вайнберга

Екатерина Кретова, Московский Комсомолец
28 сентября 2016

Премьера оперы Моисея/Мечислава Вайнберга «Пассажирка» состоялась в Екатеринбургской опере. Это первое в России сценическое воплощение выдающейся партитуры «композитора трех народов», незаслуженно забытого, но в последнее десятилетие возвращающегося к слушателям. Увы, посмертно: Вайнберг, еврей, родившийся в Польше, живший в СССР и умерший в России в 1996 году, не дожил до своего триумфального камбэка на мировой музыкальный олимп.

История.

Повесть «Пассажирка из каюты 45» написала польская писательница Зофья Посмыш, в 19 лет ставшая узницей Освенцима. Находясь в Париже, спустя 15 лет после войны, Зофья услышала речь немецкой туристки, которая напомнила ей голос эсэсовки-надзирательницы, издевавшейся над ней в концлагере. Это послужило импульсом к созданию повести, пьесы и киносценария о случайной встрече на океанском лайнере бывшей узницы Освенцима — польки Марты, и бывшей нацистки — немки Лизы Франц. И о том, что бывших жертв и бывших палачей не бывает: прошлое всегда с нами.Повесть, опубликованная в 1964 году в «Роман-газете», привлекла внимание Александра Медведева, завлита Большого театра. На его либретто 1968 году Вайнберг написал свою оперу по заказу Большого театра. Однако до постановки дело не дошло: «Пассажирка» со своим абстрактным гуманизмом и отсутствием в сюжете «руководящей роли партии» не прошла идеологический «фейс-контроль». Скорее всего, и так называемый «пятый пункт» автора (напомню, что в советском паспорте под этим пунктом указывалась национальность) подкачал. Хотя «Пассажирка» не про холокост: Освенцим/Аушвиц был интернациональным, всеобщим адом, в котором погибали русские и поляки, французы и чехи, военные и гражданские, мужчины, женщины, дети... Это была мировая трагедия и мировое преступление. А потому главный месседж оперы сформулирован в реплике главной героини, обращенной сквозь время к ее подругам по лагерю: «Если заглохнут ваши голоса, мы погибнем».

Музыка.

Наследие Вайнберга огромно: 22 симфонии, 17 квартетов, 5 концертов, оперы, оперетты. Его музыка звучит в фильмах «Летят журавли», «Укротительница тигров», «Гиперболоид инженера Гарина», песню из фильма «Последний дюйм» не побоюсь назвать шедевром, ну а кричалки и сопелки из мультфильма «Винни-Пух» распевает каждое новое поколение малышей. Не вдаваясь в музыковедческую аналитику, скажу главное: музыка Вайнберга не изобретена, не сконструирована умозрительно по моделям стандартов, диктуемых искусственными представлениями о том, какой должна быть музыка ХХ века, а услышана талантливым композиторским ухом, способным ловить космические звуковые трансляции. Поэтому она живая и интонационно внятная, жанрово определенная, мелодичная и гармоничная, несмотря на насыщенность характерными языковыми приемами и композиторскими техниками прошлого века вплоть до додекафонии и сонористики. Секрет в том, что приемы эти Вайнбергу нужны не как самоцель, а как средство для передачи образа. Но если ему нужна румба или вальс, аллюзия с маршем Шуберта или псевдоцитата из довоенной попсы вроде песни «Домино», аскетичная григорианская монодия или многоголосная вертикаль протестантского хорала, то он смело использует все эти краски в своей партитуре, не впадая в эклектику и полистилистику.

Постановка.

В Екатеринбурге спектакль сделан той же командой, которая выпускала оперу «Сатьяграха» в прошлом сезоне: режиссер Тадеуш Штрасбергер и дирижер Оливер фон Дохнаньи (ставший, кстати, главным дирижером Екатеринбургской оперы). Для этих постановщиков месседжевый культурно-социальный аспект спектакля важен не меньше, чем художественно-технологический. Это единство становится залогом продуманного и просчитанного решения, которое действует на зрителей, несмотря на сложность и полное отсутствие расчета на коммерческий успех данного проекта. Музыка сложная, сюжет страшный. Несмотря на его детективность — до самого финала мы не знаем, действительно ли пассажирка из 45 й каюты та самая Марта, которая столь опасна для экс-эсэсовки и ее успешного мужа-дипломата, — он все же не сводим к жанру триллера. Главная тема — это Освенцим и подвиг, который совершили все его жертвы, сломленные и несломленные.В спектакле играют прекрасные артистки, каждая из которых независимо от объема партии ярко и выразительно раскрывает свою историю: Катя (Ольга Тенякова), русская партизанка, рассказывающая о России в изумительной по красоте акапельной протяжной песне, Иветта (Наталья Мокеева), трогательная до слез девочка-подросток из Дижона, еврейка Хана (Татьяна Никанорова), чешка Бронка (Александра Куликова), полька Кристина (Екатерина Нейжмак). В центре сюжета — Марта в великолепном исполнении Натальи Карловой. В ней сочетается непреклонность и нежность, гордость и боль. Никакой ходульности — удивительная достоверность, но при этом вполне оперная степень обобщения характера.И, наконец, Надежда Бабинцева. Исполнение ею роли Лизы Франц раскрывает какую-то новую грань неординарного таланта этой певицы. Прекрасный монстр — вот кто такая Лиза, которая не испытывает ни малейшего раскаяния за свои злодеяния. Она хочет услышать слова благодарности от своей жертвы — и это уже верх цинизма и безумия, которые на самом деле многое объясняют в человеческой природе, породившей фашизм. Партия Лизы наполнена сложным, редким для оперного жанра балансированием между вокалом и чем-то типа шпрехгезанга. Бабинцева виртуозно переходит с пения на речь, а в чисто разговорных сценах демонстрирует талант и мастерство современной драматической артистки.Оркестр играет сочинение Вайнберга с абсолютным пониманием авторского стиля и непростых музыкальных смыслов. Дохнаньи вытаскивает из партитуры все, что связывает ее с традиционным языком: ладовые тяготения, мелодизм, консонантные гармонии, интонации с закрепленной семантикой. Опера наполнена яркими узнаваемыми темами, которые красиво и логично выстраивают музыкальную драматургию с легко воспринимающимися на слух арками и лейтмотивами. И конечно, аллюзии и цитаты, которые здесь очень важны. Особенно большой фрагмент Чаконы Баха, которую узник лагеря Тадеуш (Дмитрий Стародубов, вокал, Денис Антропов, скрипка) играет вместо пошлого вальса, заказанного комендантом лагеря.

Итог и перспектива.

Вайнберг возвращается. Его опера «Идиот» уже идет в Санкт-Петербурге, а скоро будет представлена в Большом театре. «Пассажирку» поставят в Москве в «Новой опере». Глядишь, и симфонии этого замечательного композитора станут попадать в репертуар симфонических оркестров. И Мечислав Вайнберг займет свое место в ряду выдающихся композиторов ХХ века, которых не только интересно изучать, а можно и нужно слушать.

Ссылка:http://www.mk.ru/culture/2016/09/27/v-ekaterinburgskom-opernom-teatre-postavili-passazhirku-vaynberga.html

 

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ФЕВРАЛЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
январь 2017 март 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  28 февраля 2017 (вт) в 18:30

Дж. Верди
ОТЕЛЛО

Опера в двух действиях

 
  01 марта 2017 (ср) в 18:30

ОДНОАКТНЫЕ БАЛЕТЫ
EN POINTE / НА ПУАНТАХ

Пахита, Пять танго, Вариации Сальери

 
  02 марта 2017 (чт) в 18:30

Ж. Бизе
КАРМЕН

Опера в четырех действиях

 
  04 марта 2017 (сб) в 18:00

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  05 марта 2017 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57