106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Международный проект «Греческие пассионы». Первая Постановка в России»


 
  подробнее...  
 
25 ноября: "Царская невеста" к юбилею заслуженной артистки России Светланы Пастуховой


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
Благотворительная выставка-ярмарка "От сердца к сердцу"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  22 ноября 2017
Андрей Шишкин получил награду "За заслуги перед Свердловской областью"

21 ноября губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев вручил государственные и региональные награды выдающимся уральцам.

 
  подробнее...  
  22 ноября 2017
Александр Алиев дебютирует в партии Онегина

23 ноября солист оперы Александр Алиев впервые исполнит заглавную партию в опере "Евгений Онегин".

 
  подробнее...  
  20 ноября 2017
Проект “Греческие пассионы”: первая постановка в России”. Сценическая читка и дискуссия о Казандзакисе

Показы состоятся 27 и 28 февраля 2018 года в декорационном цехе театра.

 
  подробнее...  
  17 ноября 2017
Спектакли-номинанты "Золотой Маски" будут представлены в Москве

Екатеринбургский театр оперы и балета представит спектакли-номинанты Российской Национальной премии «Золотая Маска» на Новой сцене Большого театра России. Гастроли театра в Москве пройдут с 14 по 18 марта 2018 года.

 
  подробнее...  
  16 ноября 2017
Михаил Грановский даст концерты в Новосибирске и Москве

18 и 24 ноября в Новосибирске и Москве пройдут концерты Новосибирского Академического симфонического оркестра и Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского под управлением главного приглашенного дирижера Екатеринбургского театра оперы и балета Михаила Грановского.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

У старых грехов длинные тени

Евгения Кривицкая, Культура
22 сентября 2016

В Екатеринбурге состоялась российская премьера оперы «Пассажирка» Мечислава Вайнберга.

 У этого произведения, как и у всего наследия замечательного отечественного композитора Вайнберга, сложная судьба. Пролежав «в столе» несколько десятилетий, «Пассажирка» впервые прозвучала в концертной версии в Светлановском зале ММДМ в 2006-м, а в 2010-м начала триумфальное шествие по мировым сценам: Брегенц, Варшава, Лондон, Хьюстон, Чикаго, Нью-Йорк.

Очевидцы, в частности либреттист Александр Медведев, утверждают, что против оперы, восторженно оцененной коллегами в момент создания, в 1968 году развернули идеологическую травлю. Театры знакомились с партитурой, строили планы, а затем отвечали отказом: начальство не рекомендовало ворошить прошлое. Быть может, существовали и иные, чисто человеческие причины: зависть, недоброжелательство, но это уже из области догадок. Так или иначе, но опера, сочиненная по мотивам одноименной повести бывшей заключенной Освенцима Зофьи Посмыш и рассказывающая о страшных страницах Холокоста, не пришлась при жизни маэстро ко двору.

Выбор сюжета характерен для Вайнберга, всегда размышлявшего в творчестве о вопросах нравственного выбора, о светлых и темных сторонах человеческой натуры.

«Многие мои работы связаны с военной тематикой, — признавался композитор в интервью, данном 28 лет назад. — Увы, она мною не выбрана. Она продиктована моей судьбой, трагической судьбой моих родных. Я считаю своим нравственным долгом писать о войне, о том страшном, что случилось с людьми в нашем веке…»Сюжет оперы прост: Лиза и ее супруг, дипломат Вальтер, плывут на пароходе в Бразилию. Прошло 15 лет после окончания Второй мировой, казалось, мирная жизнь взяла свое, но вдруг при появлении одной из пассажирок Лизу охватывает страх: ей, бывшей надзирательнице, чудятся знакомые черты лица Марты, заключенной из Освенцима. Неприглядное прошлое может разрушить и семью, и карьеру мужа, требующего рассказать всю правду: «Я собираюсь представлять культуру Германии за границей и реабилитировать имидж страны, а сам женился на убийце». Так разматывается нить событий, и через воспоминания главной героини мы переносимся в те страшные годы, погружаемся в мрачную атмосферу лагерного быта. Режиссер и сценограф Тадеуш Штрасбергер придерживается реализма в декорациях: мы видим борт парохода с окошками кают, обставленных внутри мебелью из красного дерева. В эпизодах Освенцима даны узнаваемые приметы лагерной обстановки: трехэтажные нары, кирпичные печи-колонны. Режиссер переплавил свои впечатления от поездки в этот музей смерти, сознательно сгустив краски за счет тусклого освещения. Вместе с героями оперы зритель заключен в кокон безысходности.

Попытаться разобраться в происхождении зла, осознать ответственность каждого из нас за будущее мира — вот о чем этот спектакль. «Я считаю, история «Пассажирки» универсальна, и ее очень важно поведать именно сейчас. Чем дальше мы отодвигаемся от этих лет, тем все больше общество в мире поляризуется, разделяется на хороших и плохих, своих и чужих… Как только люди впускают в сознание мысль о превосходстве над другими, мы вновь рискуем оказаться на пороге Освенцима», — продолжает мысль художник по костюмам Вита Цыкун, изучавшая быт польского лагеря и создавшая как точные одежды военнопленных, так и цивильные костюмы конца 50-х в сценах на пароходе.«Пассажирка» — камерная опера, несмотря на наличие хора, пятнадцати персонажей, обоймы статистов, изображающих узников Освенцима, пассажиров и команду корабля. Но массовые сцены лишь оттеняют монологи и диалоги четырех ключевых действующих лиц. В этом квартете выделилась Надежда Бабинцева, блистательно воплотившая характер Лизы: ей, безусловно, удались мгновенные переходы от реалий настоящего дня к воспоминаниям о лагерных буднях, перевоплощения из чувствительной светской дамы в садистку, затянутую в эсэсовскую форму. Для пластичного, с выразительными грудными низами голоса Бабинцевой, казалось, не существовало вокальных трудностей, доставивших столько хлопот другим участникам.

Ее антагонист Марта в интерпретации Натальи Карловой более монохромна и реалистична — в психологическом поединке на сцене она проигрывает своей мучительнице.

Партнером, подбрасывавшим реплики, оказывается и Вальтер: у Владимира Чеберяка он вышел ханжой, предпочитающим закрыть глаза на кровавый след в биографии жены ради собственной выгоды и благополучия. Дмитрий Стародубов подчеркнул жесткость и непримиримость Тадеуша, не идущего на сговор с мучителями даже ради свидания с Мартой. Одной из сильнейших сцен становится эпизод концерта в концлагере: начальник, любитель скрипичной игры, приказывает найти музыканта. Им оказывается Тадеуш: он вынужден услаждать слух нацистов, но из чувства протеста исполняет не салонный вальсок, а «Чакону» Баха, звучащую как эпитафия по всему благородному и прекрасному, что есть в человеке. Ведь, разумеется, вызов не остается безнаказанным: дерзкого артиста убивают.

Достойно справился с произведением Вайнберга оркестр, хотя перед дирижером Оливером фон Дохнаньи пока еще стоит задача уловить нужный пульс и выстроить драматургию музыкального повествования так, чтобы отдельные моменты не провисали и не распадались.Финал истории лишен прямолинейного нравоучения и остается открытым. «Ясно: бывшая надзирательница понимает, что виновата, а бывшая заключенная не прощает, но и не жаждет личной мести за произошедшее. Главное все же в том, что это трагедия всего человечества, и человечество не вправе забывать о ней. С этой точки зрения мы и подходим к постановке, — отметил директор Екатеринбургского театра оперы и балета Андрей Шишкин. — Наша позиция такова: мы хотим быть не просто театром, где выпускают вызывающие музыкальный интерес постановки, а идти впереди мирского понимания жизни, ставить вопросы, над которыми люди должны задуматься».

В феврале будущего года столичные зрители смогут познакомиться с «Пассажиркой»: запланированы гастроли екатеринбуржцев на сцене Большого театра в рамках недели, посвященной наследию Мечислава Вайнберга.

Ссылка:http://portal-kultura.ru/articles/opera/139856-u-starykh-grekhov-dlinnye-teni/?print=Y&CODE=139856-u-starykh-grekhov-dlinnye-teni

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2017 декабрь 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  24 ноября 2017 (пт) в 18:30

П. Гертель
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в трех действиях

 
  25 ноября 2017 (сб) в 18:00

Н. Римский-Корсаков
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Опера в четырех действиях

 
  26 ноября 2017 (вс) в 11:00

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  26 ноября 2017 (вс) в 18:00

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  28 ноября 2017 (вт) в 18:30

Р. Вагнер
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ

Опера в трех действиях

 
  29 ноября 2017 (ср) в 18:30

TERRA NOVA/НОВАЯ ЗЕМЛЯ
Па де катр, Увертюра, Step Lightly, Занавес.

 
  30 ноября 2017 (чт) в 18:30

Премьера

В.А. Моцарт
ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА

Опера в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57