106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
27, 28 февраля - инсценировка романа Казандзакиса


 
  подробнее...  
 
1 марта - Симфонический концерт Мартину


 
  подробнее...  
 
"Диалоги о "Пахите" в Ельцин центре


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  23 февраля 2018
Интервью с композитором Юрием Красавиным

На Colta.ru опубликована беседа с композитором Юрием Красавиным, автором «свободной транскрипции» партитуры балета "Пахита". Интервью было сделано специально для премьерного буклета спектакля "Пахита".

 
  подробнее...  
  23 февраля 2018
Театр открывает программу событий проекта "Греческие пассионы". Первая постановка в России"

Новый проект Екатеринбургского театра оперы и балета "Греческие пассионы". Первая постановка в России откроется 27, 28 февраля и 1 марта.

 
  подробнее...  
  22 февраля 2018
Премьера балета "Пахита"

Анонсы в прессе.

 
  подробнее...  
  21 февраля 2018
Опубликованы премьерные составы балета "Пахита"

В разделе "Афиша и билеты" представлены составы на 22, 23, 24 и 25 февраля 2018.

 
  подробнее...  
  20 февраля 2018
Мария Александрова вновь выступит на екатеринбургской сцене

2 марта прима-балерина Большого театра исполнит главную партию в спектакле "Занавес".

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Найти Золушку. Через Facebook

Ирина Клепикова, Областная газета
07 июля 2016

Знаете, где живёт Золушка? Нет, не в сказке. В спектакле-премьере Екатеринбургского оперного, которым театр в эти дни завершает сезон, Золушка живёт не просто в современном мегаполисе. Адрес ещё точнее и неожиданнее — Екатеринбург. Во всяком случае о предстоящем бале, где, собственно, и завязывается интрига с туфелькой, девушка узнаёт из… выпуска новостей ГТРК «Урал», от супермедийного лица —телеведущего Мстислава Захарова.

 Да-да, бедняжка, хоть и терпит (согласно сказочному сюжету) от мачехи и сводных сестёр, но управляется по хозяйству вовсе не с чумазыми чугунами, а на вполне себе респектабельной кухне с электроплитой и вытяжкой. А сёстры-бестии, откровенно дразня бедолагу, выплясывают перед ней в наушниках. А подкаблучник-папенька, приперев кульки с провизией, озабоченно хлопочет: не многовато ли музыки, девоньки, не пора ли за ум взяться? И — по книге обеим в руки…

Паспье, гавот, бурре… Музыкальный «ключ» к партитуре

Когда три года назад в театре было принято решение поставить к юбилею со дня рождения Сергея Прокофьева его балет «Золушка», можно только догадываться — перед какими трудностями априори оказалась хореограф Надежда Малыгина: сказка о робкой страдалице, в миг обретающей счастье, — один из популярнейших сюжетов, который имеет тысячи воплощений (самая ранняя известная версия сказки обнаружена на египетских папирусах!). Кто не помнит прелестную Янину Жеймо в чудном кинодуэте с Эрастом Гариным? Кто не был заворожён в детстве диснеевскими мультиками о бедняжке-падчерице с колокольчиковым именем Cinderella? Кто не знает о первом воплощении балета на сцене с Золушкой-Улановой? Как минимум предстояло составить им конкуренцию. Как максимум — придумать «Золушку», которая не вынуждала бы сравнивать себя с одноимёнными героинями Перро, братьев Гримм, многочисленными кино- и мультверсиями…

На сочинение другой Золушки ушёл год. Благо, судя по всему, поиски шли не по принципу «как угодно, лишь бы не как у всех». Это были поиски в самой музыке Прокофьева, а он даже в «как бы просто сказке» остаётся величайшим композитором ХХ века. Мощи, глубин достаточно и в его музыкальных сказках. И нашлось! Хореограф Надежда Малыгина обратила внимание на то, что в партитуре балета отлично уживаются мазурка, паспье, вальс, гавот, бурре и даже фламенко, а это всё — танцевальные стили разных направлений и времён. В истории человечества они возникали с разницей в сто лет. Можете проверить (я проверила!) — все эти мазурки, паспье, бурре родом от XV века до ХIX. В почти домашней, детской истории Прокофьев соединил миры. Эпохи объял. А тем самым дал подсказку хореографу. В спектакле Екатеринбургского оперного Золушка в карете отправляется не просто на бал, не пространство преодолевает — время.

«Ботаник»-принц и пацаны-мажоры

Спектакль плотно нашпигован остроумными находками (опять же: театральная, яркая музыка Прокофьева вполне допускала режиссёрско-хореографические риски). Новостной выпуск ГТРК «Урал» приглашает, по сути, не на сказочный бал, а на светский раут, кастинг невест. Король, по облачению и ухваткам — крутой авторитет, устроил приём, да, чтобы найти невесту для сына, но, в общем-то, и сам не прочь приударить за женским полом. А уж девицы, слетевшиеся на раут, — это вам не кисейные барышни. Выход их пред ясные очи Принца всё равно что выход на подиум конкурса красоты. Каждая — претендентка если не на престол, то на звание «мисс Екатеринбург» (или какого другого мегаполиса). Под стать и мальчики-мажоры, партнёры в танцах — яркие персонажи с дредами и ирокезами. В этом окружении очкарик Принц, любитель книг (а вовсе не девушек), выглядит этаким «ботаником»: сначала робок и потерян на пёстром балу в своём неуместно-академическом костюме-тройке, затем, с рюкзачком и в джинсах, — угловат и поспешен, разыскивая на ходу, в ноутбуке незнакомку — хозяйку оставленной туфельки.

И только одно объединяет их всех, таких разных, — юношеское ожидание чуда любви. Неизменное во все времена. Желание встретить человека, кому впору «туфелька в твоих руках». Выпендрёж в одежде и манерах — это внешнее, а внутри… Когда знаменитый прокофьевский вальс из «Золушки» уносит их всех по кругу в общем танце, микшируется остроумная карикатурность, которой в немалой степени способствовал и художник-постановщик Вячеслав Окунев. И вальс под роскошными люстрами превращается в вальс под звёздами. И на первый план выступает то, за чем, собственно, во все века приходит зритель в театр, — позитив, романтика. Сказка. Пусть даже и приземлённая современными бытовыми реалиями: рюкзак, плеер, джинсы, плита с вытяжкой, телевизор, бигуди и т.д.

За роковым порогом полуночи…

В спектакле есть странный персонаж — Время. Недетский персонаж. Почти философская категория. И если честно, зрители-дети вряд ли «расшифруют», поймут, узнают его. Скорее всего, этот пласт спектакля — уже для взрослого зрителя, умеющего «читать» аллюзии и метафоры. «Странный персонаж» играют… 12 танцовщиков. 12 актёров, отрабатывающих ход часов, и огромный циферблат со стрелками, неумолимо приближающимися к 12-ти, — ещё вполне прозрачная метафора: полночь — роковая черта, за которой сказка-мечта разрушается. Либо… за которой от человека требуется Поступок во имя мечты (Принц во всяком случае хотя бы отправился на поиски пропавшей избранницы).

Но хореограф в прочтении партитуры пошла дальше. Банального и привычного обозначения «часы. полночь. разрушенная сказка» показалось мало. Как призналась «ОГ» Надежда Малыгина, она долго думала, для чего Прокофьев написал в балете вариации и монологи времён года: «Вторая картина первого акта вообще была загадкой». Однако прокофьевские «времена года» и подвигли к осмыслению времени как вечного и неумолимо подвижного нашего спутника. День, год, век, жизнь человека и существование человечества — всё проходит одни и те же стадии: рождение, юность, расцвет, старость… У всего своя весна, своя осень… И каждый рубеж требует Поступка, за которым (и в зависимости от которого) ждёт либо Золушка, либо… горстка золы.

Концепция времени, составившая фон, атмосферу сказочного детского сюжета о Золушке, — подтекст для искушённого зрителя. Но почему бы и нет? Феи времён года обычно просто снаряжают Золушку на бал. В кои-то веки в партитуре Прокофьева укрупнилось, стало значимым то, что чаще воспринималось как антураж. За счёт укрупнения нюансов открылись иные смыслы. И те, кто кисло кривился в ожидании юбилейных банальностей в Год Прокофьева, будут посрамлены: ЭТА прокофьевская «Золушка» — отнюдь не мемориальный спектакль.

Ссылка: http://www.oblgazeta.ru/culture/29246/

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ФЕВРАЛЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
январь 2018 март 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  24 февраля 2018 (сб) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  25 февраля 2018 (вс) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  27 февраля 2018 (вт) в 14:00

ХРИСТА РАСПИНАЮТ ВНОВЬ
Сценическая читка романа Никоса Казандзакиса «Христа распинают вновь».

 
  27 февраля 2018 (вт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
  28 февраля 2018 (ср) в 18:30

ОДНОАКТНЫЕ БАЛЕТЫ
EN POINTE / НА ПУАНТАХ

«Пять танго», «Занавес», «Наяда и рыбак. Сюита»

 
  28 февраля 2018 (ср) в 20:00

ХРИСТА РАСПИНАЮТ ВНОВЬ
Сценическая читка романа Никоса Казандзакиса «Христа распинают вновь».

 
  01 марта 2018 (чт) в 18:30

Б. Мартину
СИМФОНИЯ №4. КАНТАТА «БУКЕТ»

Симфонический оркестр, солисты оперы, хор, детский хор Театра оперы и балета.

 
  02 марта 2018 (пт) в 18:30

ОДНОАКТНЫЕ БАЛЕТЫ
EN POINTE / НА ПУАНТАХ

«Пять танго», «Занавес», «Наяда и рыбак. Сюита»

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57